II
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24
Есть ли противоречие внутри термина “бессознательный опыт”? Опыт че-
ловека включает в себя все, по поводу чего “он” или “некая часть его” от-
дает себе отчет, неважно, осознает ли “он” или каждая из его частей каждый уровень его осознания. Опыт его является внутренним или внешним;
касающимся его собственного тела или тела другого человека; реальным
или нереальным; частным или общим с кем-то еще. Психоаналитическое
содержание заключается в том, что наши желания открывают себя в нашем
опыте, но мы не можем распознать их. Это единственный смысл, в котором
мы бессознательны по отношению к нашему опыту. Мы неправильно ис-
толковываем его.
Но даже если мы найдем некую формулу для того, чтобы исключить ис-
пользование “бессознательного”, чтобы квалифицировать опыт непосред-
ственно, существуют некоторые моменты в статье Айзекс, являющие собой
то, что кажется практически неразрешимым. Они проходят через все пред-
ставления Айзекс и через всю психоаналитическую теорию в целом.
Вот их кристаллизация в следующем пассаже:
“В сопоставлении с внешней и телесной реальностями фантазия,
как и любая другая ментальная деятельность, есть вымысел, так
как ее нельзя потрогать, повертеть в руках или увидеть; однако
при этом она является реальной в переживании субъекта. Это
есть существующая на самом деле психическая функция, и у нее
есть реальные следствия не только во внутреннем мире психи-
ческого, но также и во внешнем мире телесного развития и пове-
дения субъекта, а следовательно, психического и телесного дру-
гих людей”.
Фантазия “реальна в переживании субъекта”. Она также является “вымыс-
лом, так как ее нельзя потрогать руками и увидеть”. Понятие указывает
одновременно на “реальный” опыт, относительно которого субъект бессоз-
нателен, и ментальную функцию, которая обладает “реальными” следстви-
ями. Эти реальные следствия есть реальный опыт. Фантазия представляет-
ся теперь причиной самой себя, как следствие, и следствием самой себя,
как причина. Возможно, здесь мы оказываемся на пороге прозрения,
ускользавшего от нас благодаря той путанице, в которую завели нас неко-
торые наши теоретические различения.
Один из источников неразберихи — это особая дихотомическая схема, в
форму которой отлита вся теория в целом. Эта особая схема порождает
разделение между “внутренним миром психического”, с одной стороны, и
“внешним миром телесного развития и поведения субъекта, а следователь-
но, психического и телесного других людей”, с другой.
Это противопоставление производит, как в статье Айзекс, так и во многих
психоаналитических работах, два находящихся в оппозиции друг к другу
пучка понятий:
внутренний в противоположность внешнему
ментальный в противоположность физическому
ментальная в противоположность внешней и телесной
деятельность реальности
вымысел в противоположность тому, что можно потрогать
руками и увидеть
психическая в противоположность физической
реальность реальности
внутренний мир в противоположность внешнему миру
психического телесного развития
субъекта, а следова"
тельно, психического
и телесного других
людей
ум в противоположность телу
В рамках этого набора различений мы должны полагать, что фантазия на-
чинается в левой части, как внутренняя ментальная деятельность и т.д., и
переходит каким-то образом в правую часть. Несмотря на странность ситу-
ации, в которой мы при этом оказываемся, нам придется предположить, что
переживание фантазии происходит только в правой части. Ведь нам было
сказано, что она переживается в рамках внешней и телесной реальности,
как собственного тела, так и тел других людей.
Понятия, подобные конверсии, — сдвиг от психического к телесному; про-
екции — сдвиг от внутреннего к внешнему, интроекции — сдвиг от внеш-
него к внутреннему, — сидят между двух стульев над бездной этого теоре-
тического разлома. Вместо описания фактов опыта они используются для
объяснения артефактов теории. Двойные ряды, а тем более эти перемеще-
ния между ними не принадлежат к тому набору фактов, который Айзекс
намеревается описывать. Случается, что человек переживает себя в терми-
нах этого набора противопоставлений. Он “чувствует”, что его “ум” содер-
жит в себе “содержания”, он заявляет, что его “тело” является “внешним”
по отношению к его “уму”. Как бы странно это ни звучало, но мы допуска-
ем, что он не лжет и тщательно выбирает выражения. Однако совсем другое дело — брать подобную форму расщепления “я” в качестве своего тео-
ретического отправного пункта.
Фантазию также можно вообразить происходящей “в уме”. Но позволи-
тельно спросить, почему мы должны мыслить ее таким образом, без того,
чтобы не попробовать покончить с самой воображаемой проблемой.
Если с самого начала не принимать такую дихотомию внутренне-менталь-
ного и внешне-физического или же отказаться от нее, то становятся видны
другие проблемы. Это не те же самые проблемы, облеченные в другие
слова. Истинная проблема состоит в том, чтобы позволить проблемам воз-
никнуть. А они смогут возникнуть, когда феномен1 не будет больше замас-
кирован ложными проблемами.
Есть ли противоречие внутри термина “бессознательный опыт”? Опыт че-
ловека включает в себя все, по поводу чего “он” или “некая часть его” от-
дает себе отчет, неважно, осознает ли “он” или каждая из его частей каждый уровень его осознания. Опыт его является внутренним или внешним;
касающимся его собственного тела или тела другого человека; реальным
или нереальным; частным или общим с кем-то еще. Психоаналитическое
содержание заключается в том, что наши желания открывают себя в нашем
опыте, но мы не можем распознать их. Это единственный смысл, в котором
мы бессознательны по отношению к нашему опыту. Мы неправильно ис-
толковываем его.
Но даже если мы найдем некую формулу для того, чтобы исключить ис-
пользование “бессознательного”, чтобы квалифицировать опыт непосред-
ственно, существуют некоторые моменты в статье Айзекс, являющие собой
то, что кажется практически неразрешимым. Они проходят через все пред-
ставления Айзекс и через всю психоаналитическую теорию в целом.
Вот их кристаллизация в следующем пассаже:
“В сопоставлении с внешней и телесной реальностями фантазия,
как и любая другая ментальная деятельность, есть вымысел, так
как ее нельзя потрогать, повертеть в руках или увидеть; однако
при этом она является реальной в переживании субъекта. Это
есть существующая на самом деле психическая функция, и у нее
есть реальные следствия не только во внутреннем мире психи-
ческого, но также и во внешнем мире телесного развития и пове-
дения субъекта, а следовательно, психического и телесного дру-
гих людей”.
Фантазия “реальна в переживании субъекта”. Она также является “вымыс-
лом, так как ее нельзя потрогать руками и увидеть”. Понятие указывает
одновременно на “реальный” опыт, относительно которого субъект бессоз-
нателен, и ментальную функцию, которая обладает “реальными” следстви-
ями. Эти реальные следствия есть реальный опыт. Фантазия представляет-
ся теперь причиной самой себя, как следствие, и следствием самой себя,
как причина. Возможно, здесь мы оказываемся на пороге прозрения,
ускользавшего от нас благодаря той путанице, в которую завели нас неко-
торые наши теоретические различения.
Один из источников неразберихи — это особая дихотомическая схема, в
форму которой отлита вся теория в целом. Эта особая схема порождает
разделение между “внутренним миром психического”, с одной стороны, и
“внешним миром телесного развития и поведения субъекта, а следователь-
но, психического и телесного других людей”, с другой.
Это противопоставление производит, как в статье Айзекс, так и во многих
психоаналитических работах, два находящихся в оппозиции друг к другу
пучка понятий:
внутренний в противоположность внешнему
ментальный в противоположность физическому
ментальная в противоположность внешней и телесной
деятельность реальности
вымысел в противоположность тому, что можно потрогать
руками и увидеть
психическая в противоположность физической
реальность реальности
внутренний мир в противоположность внешнему миру
психического телесного развития
субъекта, а следова"
тельно, психического
и телесного других
людей
ум в противоположность телу
В рамках этого набора различений мы должны полагать, что фантазия на-
чинается в левой части, как внутренняя ментальная деятельность и т.д., и
переходит каким-то образом в правую часть. Несмотря на странность ситу-
ации, в которой мы при этом оказываемся, нам придется предположить, что
переживание фантазии происходит только в правой части. Ведь нам было
сказано, что она переживается в рамках внешней и телесной реальности,
как собственного тела, так и тел других людей.
Понятия, подобные конверсии, — сдвиг от психического к телесному; про-
екции — сдвиг от внутреннего к внешнему, интроекции — сдвиг от внеш-
него к внутреннему, — сидят между двух стульев над бездной этого теоре-
тического разлома. Вместо описания фактов опыта они используются для
объяснения артефактов теории. Двойные ряды, а тем более эти перемеще-
ния между ними не принадлежат к тому набору фактов, который Айзекс
намеревается описывать. Случается, что человек переживает себя в терми-
нах этого набора противопоставлений. Он “чувствует”, что его “ум” содер-
жит в себе “содержания”, он заявляет, что его “тело” является “внешним”
по отношению к его “уму”. Как бы странно это ни звучало, но мы допуска-
ем, что он не лжет и тщательно выбирает выражения. Однако совсем другое дело — брать подобную форму расщепления “я” в качестве своего тео-
ретического отправного пункта.
Фантазию также можно вообразить происходящей “в уме”. Но позволи-
тельно спросить, почему мы должны мыслить ее таким образом, без того,
чтобы не попробовать покончить с самой воображаемой проблемой.
Если с самого начала не принимать такую дихотомию внутренне-менталь-
ного и внешне-физического или же отказаться от нее, то становятся видны
другие проблемы. Это не те же самые проблемы, облеченные в другие
слова. Истинная проблема состоит в том, чтобы позволить проблемам воз-
никнуть. А они смогут возникнуть, когда феномен1 не будет больше замас-
кирован ложными проблемами.