ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ*

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 

Эта книга была подвергнута значительной переработке, но сохранила

без изменений свою основу. Она была и остается попыткой увязать

опыт и поведение в рамках одной непротиворечивой теории — так, как

они сплетены в реальной жизни. Склонность теории расщеплять их не

исчезла с того времени, как была написана эта книга. Мне хотелось

бы видеть ее стоящей в одном ряду с теми сравнительно

немногочисленными попытками последних лет, которые направлены

на понимание отношений между людьми на языке личности.

Я надеюсь, что искушенный читатель не будет смущен моим

специфически узким использованием термина “фантазия”.

Понадобилось бы еще одно исследование, чтобы дать обзор различных

способов употребления этого термина в западной мысли, и даже

различного его применения внутри самого психоанализа. То, как

понятие бессознательной фантазии использовал Фрейд, было

критически рассмотрено Лапланшем и Понталисом (1964, 1968).

Для разрешения некоторых недоумений, в которые ставит нас понятие

“бессознательная фантазия”, в ход может быть пущена “теория

картографирования”. Я недавно в общих чертах описывал, как это

может быть сделано (Lain-, 1969).

Коротко говоря, если я проецирую элемент х из группы А на элемент у

из группы В, и если мы называем операцию проецирования q, то у —

это будет образ или подобие х под знаком q. Операция q — это

функция, посредством которой у приобретает q-значение х. Джонни —

вылитый дедушка. Пучок отношений может быть картографирован на

другой пучок отношений, а элементы из одного пучка могут быть

картографированы друг на друга. Здесь не место все это разбирать, но,

наверное, нужно просто дать указание, что эта формула кажется мне вносящей какую-то ясность в двоякое употребление слова “фантазия”:

так называемое “содержание” фантазии и фантазия как “функция”. Как

функция фантазия может рассматриваться в качестве операции

картографирования, с какого-либо исходного опыта на какой-либо

спектр опыта. Мне даже кажется возможным представить

картографирование на опыт стремлений (инстинктов), не

испытываемых в самих себе, так сказать, так что спектр опыта,

картографированный таким образом, приобретает (фантазийное)

q-значение; а также представить, что сам человек может не признавать,

что этот спектр его опыта приобрел подобное q-значение, обычно

называемое бессознательным “содержанием” фантазии.

Р.Д.Л.

Лондон, май 1969

Выход наружу — через дверь.

Почему никто не воспользуется

этим способом?

Конфуций

 

Эта книга была подвергнута значительной переработке, но сохранила

без изменений свою основу. Она была и остается попыткой увязать

опыт и поведение в рамках одной непротиворечивой теории — так, как

они сплетены в реальной жизни. Склонность теории расщеплять их не

исчезла с того времени, как была написана эта книга. Мне хотелось

бы видеть ее стоящей в одном ряду с теми сравнительно

немногочисленными попытками последних лет, которые направлены

на понимание отношений между людьми на языке личности.

Я надеюсь, что искушенный читатель не будет смущен моим

специфически узким использованием термина “фантазия”.

Понадобилось бы еще одно исследование, чтобы дать обзор различных

способов употребления этого термина в западной мысли, и даже

различного его применения внутри самого психоанализа. То, как

понятие бессознательной фантазии использовал Фрейд, было

критически рассмотрено Лапланшем и Понталисом (1964, 1968).

Для разрешения некоторых недоумений, в которые ставит нас понятие

“бессознательная фантазия”, в ход может быть пущена “теория

картографирования”. Я недавно в общих чертах описывал, как это

может быть сделано (Lain-, 1969).

Коротко говоря, если я проецирую элемент х из группы А на элемент у

из группы В, и если мы называем операцию проецирования q, то у —

это будет образ или подобие х под знаком q. Операция q — это

функция, посредством которой у приобретает q-значение х. Джонни —

вылитый дедушка. Пучок отношений может быть картографирован на

другой пучок отношений, а элементы из одного пучка могут быть

картографированы друг на друга. Здесь не место все это разбирать, но,

наверное, нужно просто дать указание, что эта формула кажется мне вносящей какую-то ясность в двоякое употребление слова “фантазия”:

так называемое “содержание” фантазии и фантазия как “функция”. Как

функция фантазия может рассматриваться в качестве операции

картографирования, с какого-либо исходного опыта на какой-либо

спектр опыта. Мне даже кажется возможным представить

картографирование на опыт стремлений (инстинктов), не

испытываемых в самих себе, так сказать, так что спектр опыта,

картографированный таким образом, приобретает (фантазийное)

q-значение; а также представить, что сам человек может не признавать,

что этот спектр его опыта приобрел подобное q-значение, обычно

называемое бессознательным “содержанием” фантазии.

Р.Д.Л.

Лондон, май 1969

Выход наружу — через дверь.

Почему никто не воспользуется

этим способом?

Конфуций