ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ*
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24
Эта книга была подвергнута значительной переработке, но сохранила
без изменений свою основу. Она была и остается попыткой увязать
опыт и поведение в рамках одной непротиворечивой теории — так, как
они сплетены в реальной жизни. Склонность теории расщеплять их не
исчезла с того времени, как была написана эта книга. Мне хотелось
бы видеть ее стоящей в одном ряду с теми сравнительно
немногочисленными попытками последних лет, которые направлены
на понимание отношений между людьми на языке личности.
Я надеюсь, что искушенный читатель не будет смущен моим
специфически узким использованием термина “фантазия”.
Понадобилось бы еще одно исследование, чтобы дать обзор различных
способов употребления этого термина в западной мысли, и даже
различного его применения внутри самого психоанализа. То, как
понятие бессознательной фантазии использовал Фрейд, было
критически рассмотрено Лапланшем и Понталисом (1964, 1968).
Для разрешения некоторых недоумений, в которые ставит нас понятие
“бессознательная фантазия”, в ход может быть пущена “теория
картографирования”. Я недавно в общих чертах описывал, как это
может быть сделано (Lain-, 1969).
Коротко говоря, если я проецирую элемент х из группы А на элемент у
из группы В, и если мы называем операцию проецирования q, то у —
это будет образ или подобие х под знаком q. Операция q — это
функция, посредством которой у приобретает q-значение х. Джонни —
вылитый дедушка. Пучок отношений может быть картографирован на
другой пучок отношений, а элементы из одного пучка могут быть
картографированы друг на друга. Здесь не место все это разбирать, но,
наверное, нужно просто дать указание, что эта формула кажется мне вносящей какую-то ясность в двоякое употребление слова “фантазия”:
так называемое “содержание” фантазии и фантазия как “функция”. Как
функция фантазия может рассматриваться в качестве операции
картографирования, с какого-либо исходного опыта на какой-либо
спектр опыта. Мне даже кажется возможным представить
картографирование на опыт стремлений (инстинктов), не
испытываемых в самих себе, так сказать, так что спектр опыта,
картографированный таким образом, приобретает (фантазийное)
q-значение; а также представить, что сам человек может не признавать,
что этот спектр его опыта приобрел подобное q-значение, обычно
называемое бессознательным “содержанием” фантазии.
Р.Д.Л.
Лондон, май 1969
Выход наружу — через дверь.
Почему никто не воспользуется
этим способом?
Конфуций
Эта книга была подвергнута значительной переработке, но сохранила
без изменений свою основу. Она была и остается попыткой увязать
опыт и поведение в рамках одной непротиворечивой теории — так, как
они сплетены в реальной жизни. Склонность теории расщеплять их не
исчезла с того времени, как была написана эта книга. Мне хотелось
бы видеть ее стоящей в одном ряду с теми сравнительно
немногочисленными попытками последних лет, которые направлены
на понимание отношений между людьми на языке личности.
Я надеюсь, что искушенный читатель не будет смущен моим
специфически узким использованием термина “фантазия”.
Понадобилось бы еще одно исследование, чтобы дать обзор различных
способов употребления этого термина в западной мысли, и даже
различного его применения внутри самого психоанализа. То, как
понятие бессознательной фантазии использовал Фрейд, было
критически рассмотрено Лапланшем и Понталисом (1964, 1968).
Для разрешения некоторых недоумений, в которые ставит нас понятие
“бессознательная фантазия”, в ход может быть пущена “теория
картографирования”. Я недавно в общих чертах описывал, как это
может быть сделано (Lain-, 1969).
Коротко говоря, если я проецирую элемент х из группы А на элемент у
из группы В, и если мы называем операцию проецирования q, то у —
это будет образ или подобие х под знаком q. Операция q — это
функция, посредством которой у приобретает q-значение х. Джонни —
вылитый дедушка. Пучок отношений может быть картографирован на
другой пучок отношений, а элементы из одного пучка могут быть
картографированы друг на друга. Здесь не место все это разбирать, но,
наверное, нужно просто дать указание, что эта формула кажется мне вносящей какую-то ясность в двоякое употребление слова “фантазия”:
так называемое “содержание” фантазии и фантазия как “функция”. Как
функция фантазия может рассматриваться в качестве операции
картографирования, с какого-либо исходного опыта на какой-либо
спектр опыта. Мне даже кажется возможным представить
картографирование на опыт стремлений (инстинктов), не
испытываемых в самих себе, так сказать, так что спектр опыта,
картографированный таким образом, приобретает (фантазийное)
q-значение; а также представить, что сам человек может не признавать,
что этот спектр его опыта приобрел подобное q-значение, обычно
называемое бессознательным “содержанием” фантазии.
Р.Д.Л.
Лондон, май 1969
Выход наружу — через дверь.
Почему никто не воспользуется
этим способом?
Конфуций