Глава 1 ФАНТАЗИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24
Если не вдаваться в тонкости, мы говорим о действиях и переживаниях “в
воспоминании”, “во сне”, “в воображении” и “в реальности”. Некоторые
психоаналитики полагают, что мы можем также говорить о переживаниях
“в бессознательных фантазиях”. Но является ли бессознательная фантазия
одной из модальностей опыта? Если да, то с некоторыми оговорками. Если
нет, то что она, если не плод воображения?
Психоаналитический тезис может быть сформулирован следующим обра-
зом: невозможно доказать существование бессознательной фантазии чело-
веку, погруженному в нее. Бессознательная фантазия может быть опозна-
на как фантазия только после того, как человек освободится от нее. Такой
способ ее полагания, как, впрочем, и все другие, с трудом поддается про-
верке на правильность. Ситуацию не улучшает и тот факт, что концепция
бессознательной фантазии практически не исследовалась с экзистенциаль-
ной и феноменологической точки зрения. И все же ни одно глубокое опи-
сание человеческих отношений не может ее игнорировать.
Статья Сьюзен Айзекс (1952) “Природа и функция фантазии” дает удобную
отправную точку. Я решил начать с этого варианта психоаналитической
теории фантазии, потому что он остается влиятельным и в своем роде не-
превзойденным, а также потому, что Айзекс, как представляется, рассмат-
ривает фантазию в том числе и как модальность опыта или переживания.
Если не вдаваться в тонкости, мы говорим о действиях и переживаниях “в
воспоминании”, “во сне”, “в воображении” и “в реальности”. Некоторые
психоаналитики полагают, что мы можем также говорить о переживаниях
“в бессознательных фантазиях”. Но является ли бессознательная фантазия
одной из модальностей опыта? Если да, то с некоторыми оговорками. Если
нет, то что она, если не плод воображения?
Психоаналитический тезис может быть сформулирован следующим обра-
зом: невозможно доказать существование бессознательной фантазии чело-
веку, погруженному в нее. Бессознательная фантазия может быть опозна-
на как фантазия только после того, как человек освободится от нее. Такой
способ ее полагания, как, впрочем, и все другие, с трудом поддается про-
верке на правильность. Ситуацию не улучшает и тот факт, что концепция
бессознательной фантазии практически не исследовалась с экзистенциаль-
ной и феноменологической точки зрения. И все же ни одно глубокое опи-
сание человеческих отношений не может ее игнорировать.
Статья Сьюзен Айзекс (1952) “Природа и функция фантазии” дает удобную
отправную точку. Я решил начать с этого варианта психоаналитической
теории фантазии, потому что он остается влиятельным и в своем роде не-
превзойденным, а также потому, что Айзекс, как представляется, рассмат-
ривает фантазию в том числе и как модальность опыта или переживания.