Глава 1 ФАНТАЗИЯ И ПЕРЕЖИВАНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 

Если не вдаваться в тонкости, мы говорим о действиях и переживаниях “в

воспоминании”, “во сне”, “в воображении” и “в реальности”. Некоторые

психоаналитики полагают, что мы можем также говорить о переживаниях

“в бессознательных фантазиях”. Но является ли бессознательная фантазия

одной из модальностей опыта? Если да, то с некоторыми оговорками. Если

нет, то что она, если не плод воображения?

Психоаналитический тезис может быть сформулирован следующим обра-

зом: невозможно доказать существование бессознательной фантазии чело-

веку, погруженному в нее. Бессознательная фантазия может быть опозна-

на как фантазия только после того, как человек освободится от нее. Такой

способ ее полагания, как, впрочем, и все другие, с трудом поддается про-

верке на правильность. Ситуацию не улучшает и тот факт, что концепция

бессознательной фантазии практически не исследовалась с экзистенциаль-

ной и феноменологической точки зрения. И все же ни одно глубокое опи-

сание человеческих отношений не может ее игнорировать.

Статья Сьюзен Айзекс (1952) “Природа и функция фантазии” дает удобную

отправную точку. Я решил начать с этого варианта психоаналитической

теории фантазии, потому что он остается влиятельным и в своем роде не-

превзойденным, а также потому, что Айзекс, как представляется, рассмат-

ривает фантазию в том числе и как модальность опыта или переживания.

Если не вдаваться в тонкости, мы говорим о действиях и переживаниях “в

воспоминании”, “во сне”, “в воображении” и “в реальности”. Некоторые

психоаналитики полагают, что мы можем также говорить о переживаниях

“в бессознательных фантазиях”. Но является ли бессознательная фантазия

одной из модальностей опыта? Если да, то с некоторыми оговорками. Если

нет, то что она, если не плод воображения?

Психоаналитический тезис может быть сформулирован следующим обра-

зом: невозможно доказать существование бессознательной фантазии чело-

веку, погруженному в нее. Бессознательная фантазия может быть опозна-

на как фантазия только после того, как человек освободится от нее. Такой

способ ее полагания, как, впрочем, и все другие, с трудом поддается про-

верке на правильность. Ситуацию не улучшает и тот факт, что концепция

бессознательной фантазии практически не исследовалась с экзистенциаль-

ной и феноменологической точки зрения. И все же ни одно глубокое опи-

сание человеческих отношений не может ее игнорировать.

Статья Сьюзен Айзекс (1952) “Природа и функция фантазии” дает удобную

отправную точку. Я решил начать с этого варианта психоаналитической

теории фантазии, потому что он остается влиятельным и в своем роде не-

превзойденным, а также потому, что Айзекс, как представляется, рассмат-

ривает фантазию в том числе и как модальность опыта или переживания.