2.4. Источники финансирования инновационной деятельности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
Как и в большинстве стран, в России можно выделить три основные секторы национальной инновационной системы – государственный, исследовательский и предпринимательский. В этих секторах преобладают разные источники финансирования инновационной деятельности.
Государственный сектор, отвечающий за формирование приоритетов инновационной политики, финансирование и стимулирование инноваций, представляет собой систему министерств, агентств и фондов.
Ведущим органом, призванным отвечать за формирование и реализацию инновационной политики, является Министерство образования и науки. Вместе с тем в России активно (хотя не всегда согласованно) разрабатывают инициативы в инновационной сфере Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство связи и массовых коммуникаций, Совет по науке, технологиям и образованию при Президенте России (совещательный орган) и Совет безопасности Российской Федерации.
Большинство гражданских НИОКР, финансируемых из федерального бюджета, контролируются государственными ведомствами – Российской академией наук, Российским космическим агентством, Федеральным агентством по промышленности, Федеральным агентством по науке и инновациям. С формированием государственных корпораций (Государственной корпорации «Ростехнологии», Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации, Российской корпорации нанотехнологий) предполагается их активное участие в формировании приоритетов инновационной политики и ее реализации. Министерство обороны отвечает за федеральный военный бюджет НИОКР.
Часть средств федерального бюджета на финансирование НИОКР распределяется на конкурсной основе посредством федеральных целевых программ и фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере). Кроме того, с формированием и началом функционирования механизмов государственно-частного партнерства (Инвестиционный фонд России, Российский банк развития, Российская венчурная компания) средства на реализацию инновационных инициатив стали распределяться и через эти механизмы на конкурсной основе.
Доля расходов на НИОКР в федеральном бюджете резко снизилась в середине 1990-х гг., прежде всего из-за сокращения военных
НИОКР, которые, как было сказано выше, являлись основой инновационной системы в СССР. Если в 1993 г. эта доля составляла 5,72 %, то в 1998 г. она опустилась ниже установленного законодательством минимума и составила 2,22 %. Впоследствии, благодаря высоким ценам на нефть и направлению правительством части доходов от экспорта углеводородов на НИОКР и поддержку инновационной деятельности объемы финансирования НИОКР из федерального бюджета постоянно увеличивались. В абсолютном выражении за период с 2000 по 2006 г. объемы финансирования научных исследований из федерального бюджета выросли в шесть раз (табл. 2.4), однако доля финансирования науки в расходах федерального бюджета остается практически неизменной.
Исследовательский сектор российской инновационной системы включает в себя 3957 научно-исследовательских учреждений (в том числе организации «заводской» и «вузовской» науки), распределение которых по секторам деятельности показано на рис. 2.6. Хотя формально почти 48 % организаций относятся к предпринимательскому сектору, де-факто большинство из них управляются государственными агентствами.
Предпринимательский сектор включает все организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства, а также частные некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации [Российский статистический ежегодник, 2008, с. 631]. Следует отметить существенную неоднородность предпринимательского сектора российской экономики. Сложились различные типы инновационной активности в различных отраслях экономики.
1. Крупные российские корпорации, работающие в отраслях, связанных с добычей природных ресурсов. Эти компании располагают достаточными ресурсами для поддержки собственных и контрактных исследований и получения новых зарубежных технологий. Они ускоренными темпами изучают возможности стратегического использования партнерской сети и альянсов, их поддержка российских научно-исследовательских учреждений, а также высокотехнологичных малых и средних предприятий начинает расти.
2. Компании динамично развивающегося сектора информационных и телекоммуникационных технологий, рост которых происходил в рамках альянсов с зарубежными партнерами. В настоящее время они в наибольшей степени вовлечены в высокотехнологичный бизнес (включая телекоммуникационное, электронное оборудование, микроэлектронику, информационные и оборонные технологии, медицинское оборудование и т. п.).
3. Компании аэрокосмической промышленности, сохранившие передовые мировые технологии и прошедшие через процедуры реструктуризации. Имеют значительные возможности удержать превосходство, пользуясь мощной поддержкой правительства, а также за счет включения в международные партнерские сети и стратегические технологические альянсы. Объемы федеральной поддержки НИОКР в этом комплексе стремительно росли в течение последних лет.
4. Компании автомобильной промышленности занимают крайне слабые позиции по сравнению с зарубежными производителями по уровню и масштабам инновационной деятельности. Следует отметить, что автомобильная промышленность является наукоемкой, и крупнейшие зарубежные производители – лидеры среди транснациональных корпораций как по объему затрат на исследования и разработки, так и по уровню наукоемкости (измеряемому как доля затрат на исследования и разработки в объеме продаж). Так, в 2008 г. список мировых лидеров возглавляла компания Toyota с объемом затрат на НИОКР почти 9 млрд. долл. В десятке лидеров были еще две компании – General Motors (8 млрд. долл.) и Ford (7,3 млрд. долл.). На этом фоне затраты российских компаний выглядят несущественными.
5. Среди отраслей, обслуживающих потребительские рынки, наиболее высокие показатели инновационной активности, связанной с модернизацией производства, имеет пищевая промышленность.
В большинстве развитых стран именно частный сектор финансирует и осуществляет основную долю исследований и разработок, а лидерами являются транснациональные корпорации. Например, в странах Европейского союза на долю крупных компаний приходится только 30 % общей занятости и 75 % расходов на НИОКР. В России же большинство крупных компаний инвестирует в НИОКР незначительные суммы.
Доля предпринимательского сектора в национальных расходах на НИОКР постепенно увеличивается (рис. 2.7). Однако количество научных и инновационных организаций предпринимательского сектора уменьшается (запериод 1997–2007 гг. оно сократилось с 2336 до 1742), при этом численность персонала в этом секторе за тот же период уменьшилась примерно на 30 тыс. человек.
Инвестиции российских корпораций в проведение собственных НИОКР находятся на очень низком уровне. Несколько лучше ситуация в топливной и металлургической промышленности по сравнению с машиностроением, автомобильной промышленностью и другими наукоемкими отраслями. В авиационной и оборонной промышленности по-прежнему действует модель централизованного планирования – в этих отраслях государство устанавливает, финансирует и реализует приоритеты исследований и разработок.
Инновации российских частных компаний в основном финансируются из их собственных средств (рис. 2.8). Возможности привлечения заемных источников финансирования инновационных проектов ограничиваются особенностями таких проектов. К ним относятся:
– длительные сроки, на которые привлекается финансирование;
– необходимость осуществления серьезных управленческих усилий для достижения запланированного результата, а, следовательно, повышенные требования к менеджерам, отвечающим за реализацию проектов;
– высокие технические и коммерческие риски.
Доступность финансовых ресурсов является ключевым фактором, позволяющим реализовывать инновационные проекты. Для создания механизмов финансирования инноваций необходимы:
• поиск, оценка, оптимизация и привлечение источников финансирования;
• построение эффективной системы распределения средств между проектами и ожидаемых (получаемых) от их реализации доходов между участниками.
Можно выделить две основные схемы долгового финансирования инновационных проектов – инвестиционные кредиты и проектное финансирование.
Возможность и целесообразность применения той или иной формы финансирования определяется, прежде всего, параметрами самого проекта, а также потенциалом компании с позиции возможности принятия на себя основной массы финансовых обязательств и влияния их бремени на результаты текущей финансово-хозяйственной или проектной деятельности. Достоинства и недостатки каждого метода финансирования инновационных проектов предприятий представлены в табл. 2.5 [Агафонова, 2006].
Однако заемные источники финансирования практически недоступны компаниям, осуществляющим инновационную деятельность «с нуля» – инновационным старт-апам, малым инновационным предприятиям. Особенности такого бизнеса будет рассмотрены в следующей главе.
Вопросы для обсуждения
1. Какова роль интеллектуального капитала в развитии предприятия? Можно ли установить прямые соотношения между интеллектуальным капиталом и инновационным потенциалом предприятия?
2. Как влияют новые технологии на развитие отраслей экономики? Может ли новая технология изменить структуру отрасли?
3. Какими показателями можно измерить уровень инновационной активности предприятия? В чем причины низкой инновационной активности российских компаний?
4. За счет каких источников финансирования могут осуществляться инновационные проекты в предпринимательском секторе экономики? Какие ограничения на привлечение заемных источников обусловлены специфическими чертами инновационной деятельности?
Как и в большинстве стран, в России можно выделить три основные секторы национальной инновационной системы – государственный, исследовательский и предпринимательский. В этих секторах преобладают разные источники финансирования инновационной деятельности.
Государственный сектор, отвечающий за формирование приоритетов инновационной политики, финансирование и стимулирование инноваций, представляет собой систему министерств, агентств и фондов.
Ведущим органом, призванным отвечать за формирование и реализацию инновационной политики, является Министерство образования и науки. Вместе с тем в России активно (хотя не всегда согласованно) разрабатывают инициативы в инновационной сфере Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство связи и массовых коммуникаций, Совет по науке, технологиям и образованию при Президенте России (совещательный орган) и Совет безопасности Российской Федерации.
Большинство гражданских НИОКР, финансируемых из федерального бюджета, контролируются государственными ведомствами – Российской академией наук, Российским космическим агентством, Федеральным агентством по промышленности, Федеральным агентством по науке и инновациям. С формированием государственных корпораций (Государственной корпорации «Ростехнологии», Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации, Российской корпорации нанотехнологий) предполагается их активное участие в формировании приоритетов инновационной политики и ее реализации. Министерство обороны отвечает за федеральный военный бюджет НИОКР.
Часть средств федерального бюджета на финансирование НИОКР распределяется на конкурсной основе посредством федеральных целевых программ и фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере). Кроме того, с формированием и началом функционирования механизмов государственно-частного партнерства (Инвестиционный фонд России, Российский банк развития, Российская венчурная компания) средства на реализацию инновационных инициатив стали распределяться и через эти механизмы на конкурсной основе.
Доля расходов на НИОКР в федеральном бюджете резко снизилась в середине 1990-х гг., прежде всего из-за сокращения военных
НИОКР, которые, как было сказано выше, являлись основой инновационной системы в СССР. Если в 1993 г. эта доля составляла 5,72 %, то в 1998 г. она опустилась ниже установленного законодательством минимума и составила 2,22 %. Впоследствии, благодаря высоким ценам на нефть и направлению правительством части доходов от экспорта углеводородов на НИОКР и поддержку инновационной деятельности объемы финансирования НИОКР из федерального бюджета постоянно увеличивались. В абсолютном выражении за период с 2000 по 2006 г. объемы финансирования научных исследований из федерального бюджета выросли в шесть раз (табл. 2.4), однако доля финансирования науки в расходах федерального бюджета остается практически неизменной.
Исследовательский сектор российской инновационной системы включает в себя 3957 научно-исследовательских учреждений (в том числе организации «заводской» и «вузовской» науки), распределение которых по секторам деятельности показано на рис. 2.6. Хотя формально почти 48 % организаций относятся к предпринимательскому сектору, де-факто большинство из них управляются государственными агентствами.
Предпринимательский сектор включает все организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства, а также частные некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации [Российский статистический ежегодник, 2008, с. 631]. Следует отметить существенную неоднородность предпринимательского сектора российской экономики. Сложились различные типы инновационной активности в различных отраслях экономики.
1. Крупные российские корпорации, работающие в отраслях, связанных с добычей природных ресурсов. Эти компании располагают достаточными ресурсами для поддержки собственных и контрактных исследований и получения новых зарубежных технологий. Они ускоренными темпами изучают возможности стратегического использования партнерской сети и альянсов, их поддержка российских научно-исследовательских учреждений, а также высокотехнологичных малых и средних предприятий начинает расти.
2. Компании динамично развивающегося сектора информационных и телекоммуникационных технологий, рост которых происходил в рамках альянсов с зарубежными партнерами. В настоящее время они в наибольшей степени вовлечены в высокотехнологичный бизнес (включая телекоммуникационное, электронное оборудование, микроэлектронику, информационные и оборонные технологии, медицинское оборудование и т. п.).
3. Компании аэрокосмической промышленности, сохранившие передовые мировые технологии и прошедшие через процедуры реструктуризации. Имеют значительные возможности удержать превосходство, пользуясь мощной поддержкой правительства, а также за счет включения в международные партнерские сети и стратегические технологические альянсы. Объемы федеральной поддержки НИОКР в этом комплексе стремительно росли в течение последних лет.
4. Компании автомобильной промышленности занимают крайне слабые позиции по сравнению с зарубежными производителями по уровню и масштабам инновационной деятельности. Следует отметить, что автомобильная промышленность является наукоемкой, и крупнейшие зарубежные производители – лидеры среди транснациональных корпораций как по объему затрат на исследования и разработки, так и по уровню наукоемкости (измеряемому как доля затрат на исследования и разработки в объеме продаж). Так, в 2008 г. список мировых лидеров возглавляла компания Toyota с объемом затрат на НИОКР почти 9 млрд. долл. В десятке лидеров были еще две компании – General Motors (8 млрд. долл.) и Ford (7,3 млрд. долл.). На этом фоне затраты российских компаний выглядят несущественными.
5. Среди отраслей, обслуживающих потребительские рынки, наиболее высокие показатели инновационной активности, связанной с модернизацией производства, имеет пищевая промышленность.
В большинстве развитых стран именно частный сектор финансирует и осуществляет основную долю исследований и разработок, а лидерами являются транснациональные корпорации. Например, в странах Европейского союза на долю крупных компаний приходится только 30 % общей занятости и 75 % расходов на НИОКР. В России же большинство крупных компаний инвестирует в НИОКР незначительные суммы.
Доля предпринимательского сектора в национальных расходах на НИОКР постепенно увеличивается (рис. 2.7). Однако количество научных и инновационных организаций предпринимательского сектора уменьшается (запериод 1997–2007 гг. оно сократилось с 2336 до 1742), при этом численность персонала в этом секторе за тот же период уменьшилась примерно на 30 тыс. человек.
Инвестиции российских корпораций в проведение собственных НИОКР находятся на очень низком уровне. Несколько лучше ситуация в топливной и металлургической промышленности по сравнению с машиностроением, автомобильной промышленностью и другими наукоемкими отраслями. В авиационной и оборонной промышленности по-прежнему действует модель централизованного планирования – в этих отраслях государство устанавливает, финансирует и реализует приоритеты исследований и разработок.
Инновации российских частных компаний в основном финансируются из их собственных средств (рис. 2.8). Возможности привлечения заемных источников финансирования инновационных проектов ограничиваются особенностями таких проектов. К ним относятся:
– длительные сроки, на которые привлекается финансирование;
– необходимость осуществления серьезных управленческих усилий для достижения запланированного результата, а, следовательно, повышенные требования к менеджерам, отвечающим за реализацию проектов;
– высокие технические и коммерческие риски.
Доступность финансовых ресурсов является ключевым фактором, позволяющим реализовывать инновационные проекты. Для создания механизмов финансирования инноваций необходимы:
• поиск, оценка, оптимизация и привлечение источников финансирования;
• построение эффективной системы распределения средств между проектами и ожидаемых (получаемых) от их реализации доходов между участниками.
Можно выделить две основные схемы долгового финансирования инновационных проектов – инвестиционные кредиты и проектное финансирование.
Возможность и целесообразность применения той или иной формы финансирования определяется, прежде всего, параметрами самого проекта, а также потенциалом компании с позиции возможности принятия на себя основной массы финансовых обязательств и влияния их бремени на результаты текущей финансово-хозяйственной или проектной деятельности. Достоинства и недостатки каждого метода финансирования инновационных проектов предприятий представлены в табл. 2.5 [Агафонова, 2006].
Однако заемные источники финансирования практически недоступны компаниям, осуществляющим инновационную деятельность «с нуля» – инновационным старт-апам, малым инновационным предприятиям. Особенности такого бизнеса будет рассмотрены в следующей главе.
Вопросы для обсуждения
1. Какова роль интеллектуального капитала в развитии предприятия? Можно ли установить прямые соотношения между интеллектуальным капиталом и инновационным потенциалом предприятия?
2. Как влияют новые технологии на развитие отраслей экономики? Может ли новая технология изменить структуру отрасли?
3. Какими показателями можно измерить уровень инновационной активности предприятия? В чем причины низкой инновационной активности российских компаний?
4. За счет каких источников финансирования могут осуществляться инновационные проекты в предпринимательском секторе экономики? Какие ограничения на привлечение заемных источников обусловлены специфическими чертами инновационной деятельности?