10.3. Метод рентабельности инвестиций (ROI)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
Рентабельность инвестиций (return on investments, ROI) характеризует эффективность использования инвестиционных ресурсов и определяется как отношение получаемой среднегодовой прибыли к объему используемого капитала. Этот объем может быть выражен либо величиной авансируемого капитала (в большинстве случаев он равен стоимости приобретаемого инвестиционного объекта), либо величиной среднего связанного капитала за период эксплуатации инвестиционного объекта (расчет его величины рассматривался выше). Поскольку чем больше авансированный капитал, тем больше средний связанный капитал за период эксплуатации, то с формальной точки зрения не имеет значения, какой показатель использовать – рентабельность авансированного или среднего связанного капитала. Оптимальные значения по этим показателям будут указывать на один проект.
Следует учитывать, что инвестиционный проект, обеспечивающий получение максимальной среднегодовой прибыли, может не обладать наибольшей рентабельностью вследствие значительной величины применяемого капитала. Может оказаться, что проект, приносящий большую среднегодовую прибыль, обладает меньшим уровнем рентабельности. Поэтому использование определенного метода сравнительных инвестиционных расчетов для выбора оптимального инвестиционного проекта зависит от цели, преследуемой инвестором, – максимальная среднегодовая прибыль или максимальная отдача используемого капитала.
Поскольку в расчетах рентабельности используется среднегодовая прибыль, то корректное использование этого метода требует выполнения тех же условий, что и сравнительные расчеты прибыли. Рассматриваемые инвестиционные альтернативы должны быть сопоставимы по объему инвестиционных затрат и сроку использования или эксплуатации объекта.
Показатель рентабельности инвестиций является очень распространенным критерием оценки экономической эффективности инвестиций в проекты, связанные с информационными технологиями. Однако R()! обладает рядом важных недостатков, из-за чего к его использованию в качестве критерия следует подходить с осторожностью.
1. Важнейшей проблемой при использования показателя ROI является его статический характер, вследствие чего при оценке долгосрочных проектов могут возникнуть значительные ошибки [Аншина, 2003].
2. Значение ROI может существенно искажаться в зависимости от учетной политики предприятия, в частности из-за выбранного метода начисления амортизации (учитывая, что в инновационных проектах существенную роль играют нематериальные активы, можно достаточно свободно определять амортизационную политику для таких проектов).
3. При использовании ROI в качестве критерия оценки эффективности инвестиций не могут быть учтены так называемые «мягкие преимущества» (soft benefits) реализации проекта для компании, которые состоят в повышении удовлетворенности клиентов, росте квалификации сотрудников, улучшении морального климата в коллективе, получении конкурентных преимуществ. Не могут быть приняты и проекты, обладающие высокой стратегической ценностью, но не приносящие краткосрочных прибылей.
Распространенность ROI, однако, объясняется его значительными преимуществами. Будучи достаточно простым в расчете, он характеризуется наглядностью, позволяя определить срок окупаемости проекта, а также проранжировать возможные проекты по их рентабельности.
Таким образом, ROI играет важную роль при необходимости проведения быстрой оценки эффективности инновационных проектов, однако не может быть принят в качестве единственного критерия, так как при этом упускаются стратегические преимущества, влияющие на долгосрочную конкурентоспособность предприятия.
Рентабельность инвестиций (return on investments, ROI) характеризует эффективность использования инвестиционных ресурсов и определяется как отношение получаемой среднегодовой прибыли к объему используемого капитала. Этот объем может быть выражен либо величиной авансируемого капитала (в большинстве случаев он равен стоимости приобретаемого инвестиционного объекта), либо величиной среднего связанного капитала за период эксплуатации инвестиционного объекта (расчет его величины рассматривался выше). Поскольку чем больше авансированный капитал, тем больше средний связанный капитал за период эксплуатации, то с формальной точки зрения не имеет значения, какой показатель использовать – рентабельность авансированного или среднего связанного капитала. Оптимальные значения по этим показателям будут указывать на один проект.
Следует учитывать, что инвестиционный проект, обеспечивающий получение максимальной среднегодовой прибыли, может не обладать наибольшей рентабельностью вследствие значительной величины применяемого капитала. Может оказаться, что проект, приносящий большую среднегодовую прибыль, обладает меньшим уровнем рентабельности. Поэтому использование определенного метода сравнительных инвестиционных расчетов для выбора оптимального инвестиционного проекта зависит от цели, преследуемой инвестором, – максимальная среднегодовая прибыль или максимальная отдача используемого капитала.
Поскольку в расчетах рентабельности используется среднегодовая прибыль, то корректное использование этого метода требует выполнения тех же условий, что и сравнительные расчеты прибыли. Рассматриваемые инвестиционные альтернативы должны быть сопоставимы по объему инвестиционных затрат и сроку использования или эксплуатации объекта.
Показатель рентабельности инвестиций является очень распространенным критерием оценки экономической эффективности инвестиций в проекты, связанные с информационными технологиями. Однако R()! обладает рядом важных недостатков, из-за чего к его использованию в качестве критерия следует подходить с осторожностью.
1. Важнейшей проблемой при использования показателя ROI является его статический характер, вследствие чего при оценке долгосрочных проектов могут возникнуть значительные ошибки [Аншина, 2003].
2. Значение ROI может существенно искажаться в зависимости от учетной политики предприятия, в частности из-за выбранного метода начисления амортизации (учитывая, что в инновационных проектах существенную роль играют нематериальные активы, можно достаточно свободно определять амортизационную политику для таких проектов).
3. При использовании ROI в качестве критерия оценки эффективности инвестиций не могут быть учтены так называемые «мягкие преимущества» (soft benefits) реализации проекта для компании, которые состоят в повышении удовлетворенности клиентов, росте квалификации сотрудников, улучшении морального климата в коллективе, получении конкурентных преимуществ. Не могут быть приняты и проекты, обладающие высокой стратегической ценностью, но не приносящие краткосрочных прибылей.
Распространенность ROI, однако, объясняется его значительными преимуществами. Будучи достаточно простым в расчете, он характеризуется наглядностью, позволяя определить срок окупаемости проекта, а также проранжировать возможные проекты по их рентабельности.
Таким образом, ROI играет важную роль при необходимости проведения быстрой оценки эффективности инновационных проектов, однако не может быть принят в качестве единственного критерия, так как при этом упускаются стратегические преимущества, влияющие на долгосрочную конкурентоспособность предприятия.