4.5. Извлечение дохода при выходе из финансируемых компаний

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

Поскольку, как отмечалось выше, венчурные капиталисты играют роль финансовых посредников, должен существовать механизм, посредством которого они возвращают деньги (и обеспечивают доход на них) инвесторам. Таким механизмом является выход из финансируемой компании. Отсюда вытекает четвертая особенность венчурного инвестирования – венчурные инвесторы всегда рассчитывают на выход из финансируемых компаний, избегая инвестировать в компании, которые демонстрируют хорошие показатели текущей деятельности (что ценно для предпринимателей – их основателей), но имеют слабые перспективы выхода на фондовый рынок или выгодной продажи. Для того чтобы получить финансирование из венчурного фонда, компании необходимо продемонстрировать хорошие возможности для будущего выхода, который может быть осуществлен следующими методами:

• продажа акций венчурных инвесторов на фондовом рынке, если компания осуществила выход на фондовый рынок через процедуру IPO;

• продажа компании (или доли в ней венчурных инвесторов) другому инвестору, например фонду прямых инвестиций;

• продажа компании (или доли в ней венчурных инвесторов) крупной корпорации, которая может выступить в роли стратегического инвестора или осуществить полное поглощение с интеграцией компании в свой бизнес;

• продажа доли венчурных инвесторов менеджменту финансируемой компании (т. е. процедура management buy-out). Нацеленность венчурных инвесторов на выход из финансируемых компаний дает дополнительное объяснение тому факту, что венчурные капиталисты специализируются на узком круге отраслей экономики, демонстрирующих высокие показатели роста. Реальные перспективы выхода на фондовый рынок либо продажи имеют, прежде всего, крупные компании. Однако крупные компании не испытывают такой острой потребности в прямом финансировании, как малые и средние предприятия (им доступны и другие инструменты внешнего финансирования – банковские кредиты, выпуск облигаций, структурированные финансовые инструменты и т. д.). Поэтому венчурные капиталисты инвестируют в малые компании, но такие, которые могут быстро вырасти вследствие того, что их продукция будет пользоваться спросом, и которые будут представлять интерес для инвесторов в перспективе. Отсюда вытекает нацеленность на высокотехнологичные отрасли, где создаются продукты, которые могут легко проникнуть на рынки или даже создать новые рынки.

Крупные корпорации для обеспечения конкурентоспособности осуществляют масштабные исследования и разработки, инвестируя в эту деятельность значительные средства. Так, в 2005 г. четыре автомобильные компании – Ford, Toyota, Daimler Chrysler и General Motors – потратили в сумме на исследования и разработки 28 897 млн. долл., а три компании, работающие в области производства лекарств и товаров для здоровья – Pfizer, Johnson & Johnson, GlaxoSmithKline – 19 454 млн. долл. [European Innovation, 2006]. Хотя из-за кризиса масштабы инвестирования в НИОКР существенно сократились, они остаются впечатляющими. Корпорации активно защищают результаты своих НИОКР патентами, пытаясь таким образом обеспечить себе монопольное положение на рынке. Однако история дает нам немало примеров того, как успешная новая фирма, выйдя на рынок, полностью вытеснила с него бывших лидеров. Поэтому большинство инвестиций венчурные инвесторы осуществляют в малые предприятия, имеющие перспективы быстрого роста (рис. 4.11) [EVCA, 2005].

Поскольку, как отмечалось выше, венчурные капиталисты играют роль финансовых посредников, должен существовать механизм, посредством которого они возвращают деньги (и обеспечивают доход на них) инвесторам. Таким механизмом является выход из финансируемой компании. Отсюда вытекает четвертая особенность венчурного инвестирования – венчурные инвесторы всегда рассчитывают на выход из финансируемых компаний, избегая инвестировать в компании, которые демонстрируют хорошие показатели текущей деятельности (что ценно для предпринимателей – их основателей), но имеют слабые перспективы выхода на фондовый рынок или выгодной продажи. Для того чтобы получить финансирование из венчурного фонда, компании необходимо продемонстрировать хорошие возможности для будущего выхода, который может быть осуществлен следующими методами:

• продажа акций венчурных инвесторов на фондовом рынке, если компания осуществила выход на фондовый рынок через процедуру IPO;

• продажа компании (или доли в ней венчурных инвесторов) другому инвестору, например фонду прямых инвестиций;

• продажа компании (или доли в ней венчурных инвесторов) крупной корпорации, которая может выступить в роли стратегического инвестора или осуществить полное поглощение с интеграцией компании в свой бизнес;

• продажа доли венчурных инвесторов менеджменту финансируемой компании (т. е. процедура management buy-out). Нацеленность венчурных инвесторов на выход из финансируемых компаний дает дополнительное объяснение тому факту, что венчурные капиталисты специализируются на узком круге отраслей экономики, демонстрирующих высокие показатели роста. Реальные перспективы выхода на фондовый рынок либо продажи имеют, прежде всего, крупные компании. Однако крупные компании не испытывают такой острой потребности в прямом финансировании, как малые и средние предприятия (им доступны и другие инструменты внешнего финансирования – банковские кредиты, выпуск облигаций, структурированные финансовые инструменты и т. д.). Поэтому венчурные капиталисты инвестируют в малые компании, но такие, которые могут быстро вырасти вследствие того, что их продукция будет пользоваться спросом, и которые будут представлять интерес для инвесторов в перспективе. Отсюда вытекает нацеленность на высокотехнологичные отрасли, где создаются продукты, которые могут легко проникнуть на рынки или даже создать новые рынки.

Крупные корпорации для обеспечения конкурентоспособности осуществляют масштабные исследования и разработки, инвестируя в эту деятельность значительные средства. Так, в 2005 г. четыре автомобильные компании – Ford, Toyota, Daimler Chrysler и General Motors – потратили в сумме на исследования и разработки 28 897 млн. долл., а три компании, работающие в области производства лекарств и товаров для здоровья – Pfizer, Johnson & Johnson, GlaxoSmithKline – 19 454 млн. долл. [European Innovation, 2006]. Хотя из-за кризиса масштабы инвестирования в НИОКР существенно сократились, они остаются впечатляющими. Корпорации активно защищают результаты своих НИОКР патентами, пытаясь таким образом обеспечить себе монопольное положение на рынке. Однако история дает нам немало примеров того, как успешная новая фирма, выйдя на рынок, полностью вытеснила с него бывших лидеров. Поэтому большинство инвестиций венчурные инвесторы осуществляют в малые предприятия, имеющие перспективы быстрого роста (рис. 4.11) [EVCA, 2005].