Приложения

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 

Приложение 1

Основная информация о проектах, входящих в технологический портфель предприятия

Приложение 2

Примерная структура бизнес-плана венчурного проекта по методике ЮНИДО

1. Предпосылки и основная идея проекта.

Описание идеи проекта:

• перечислить наиболее важные параметры проекта, которые служат определяющими показателями при проведении исследования;

• цели проекта, описание и анализ предполагаемой базовой стратегии проекта, в том числе: географический регион и доля рынка; лидерство по издержкам; дифференциация; рыночная ниша;

• месторасположение проекта;

• основные принципы экономической, промышленной, финансовой, социальной политики, имеющие отношение к проекту. Инициатор проекта:

• фирменные наименования и юридические адреса;

• финансовые возможности;

• роль в осуществлении проекта;

• другие важные сведения.

История создания проекта:

• проведенные ранее исследования и результаты;

• выводы и решения, принятые на основе проведенных ранее исследований и изысканий, которые следует использовать в рамках данного исследования.

2. Анализ рынка и концепция маркетинга:

• итоги маркетингового исследования: деловая среда, целевой рынок и сегментация рынка (потребители и продуктовые группы), каналы сбыта, конкуренция, жизненный цикл продукта;

• годовые показатели спроса (количество, цены) и поставок (прошлые, будущие и настоящие спросы и поставки);

• маркетинговые стратегии для достижения целей проекта; концепция маркетинга;

• издержки на маркетинг, элементы программы намечаемых продаж и поступлений;

• воздействие проекта на: поставки, месторасположение, окружающую среду, производственную программу, производственную мощность предприятия, технологию и т. д.

3. Сырье и поставки:

• общая ситуация с наличием: сырья; обработанных производственных материалов и полуфабрикатов; вспомогательных производственных материалов; запчастей; поставок для внешних нужд;

• годовые потребности в поставках материальных ресурсов;

• наличие возможных ресурсов и возможных стратегий маркетинга поставок: источники поставок, контракты, средства транспортировки, хранение, риски поставок.

4. Местоположение, участок и окружающая среда:

• описание местоположения и выбранного участка для размещения предприятия, включая экологическое воздействие, социально-экономическую политику, инфраструктуру;

• обоснование выбора местоположения и участка;

• описание основных издержек, относящихся к местоположению и участку.

5. Проектирование и технология:

• производственная программа и мощность предприятия;

• обоснование выбранной технологии, ее приемлемость, основные преимущества и недостатки, жизненный цикл, способы передачи, обучение персонала, контроль риска, юридические аспекты и т. п.;

• перечень и стоимость необходимого оборудования;

• общая схема и объем работ по проекту;

• перечень основных работ по гражданскому строительству.

6. Организационная структура и накладные расходы:

• организационная структура предприятия, центры прибыли и издержек;

• накладные расходы: общезаводские, административные, финансовые;

• схема и средства управления.

7. Трудовые ресурсы:

• наличие трудовых ресурсов в регионе и их соответствие основным требованиям проекта;

• требования к набору и обучению кадров;

• обоснование целесообразности привлечения иностранных специалистов;

• штатное расписание;

• программы повышения квалификации;

• описание и расчет издержек на персонал.

8. Схема осуществления проекта:

• продолжительность строительства и монтажа оборудования;

• продолжительность пускового и начального периодов производства;

• действия, необходимые для своевременного осуществления проекта.

9. Финансовый анализ и оценка инвестиций:

• краткое описание критериев, определяющих оценку инвестиций;

• полные инвестиционные издержки: земля и подготовка участка; возведение зданий и сооружений, работы по гражданскому строительству; основное оборудование предприятия; вспомогательное и обслуживающее оборудование; эмиссия; предпроизводственные расходы; потребность в инвестициях на пополнение оборотного капитала;

• полные издержки на проданную продукцию: эксплуатационные издержки; амортизационные отчисления; издержки на маркетинг; издержки на организацию; издержки финансирования;

• финансирование проекта – источники финансирования и их цена, влияние источников финансирования на проектное предложение, оптимизация структуры капитала, государственная поддержка;

• оценка эффективности инвестиций – чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма доходности, срок окупаемости, прибыль на общий инвестированный капитал и на акционерный капитал, прибыль участников;

• анализ неопределенности и риска – перечень рисков, возможности управления ими, вероятные будущие ситуации и их воздействие на финансовую осуществимость проекта;

• полный финансовый план и бюджет проекта;

• выводы по оценке эффективности и осуществимости проекта.

10. Приложения:

• технические данные по продукции;

• копии контрактов, лицензий, подробности патентной документации;

• заключения консультантов.

Приложение 3

Классификация и характеристика методов оценки экономической эффективности венчурных проектов

Приложение 4

Общая характеристика методов оценки технологий как объектов интеллектуальной собственности

Приложение 5

Характеристики понятия «стоимость объекта интеллектуальной собственности»

Стоимость – экономическое понятие, устанавливающее взаимоотношение между правами на результаты интеллектуальной деятельности, доступными для использования (приобретения), с одной стороны, и теми, кто их использует (покупает) и предоставляет (продает) – с другой. Стоимость является оценкой ценности конкретных прав в конкретный момент времени.

Различаются следующие виды оценочной стоимости:

1) рыночная стоимость;

2) инвестиционная стоимость;

3) инвестиционная стоимость для использования в конкретных целях.

Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена объекта оценки, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Концепция рыночной стоимости базируется на понятии наиболее эффективного использования объекта оценки. Под наиболее эффективным использованием понимается использование объекта оценки реально существующим пользователем, являющееся физически возможным, разумно оправданным, юридически законным и осуществимым с финансовой точки зрения, положительный эффект от которого оценивается как максимальный.

Под инвестиционной стоимостью понимается наиболее вероятная цена объекта оценки, по которой он может быть отчужден конкретным пользователем, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Под инвестиционной стоимостью для использования в конкретных целях понимается наиболее вероятная цена объекта оценки, по которой он может быть отчужден конкретным пользователем для использования в конкретных целях, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией.

Приложение 6

Основные мероприятия по проведению оценки технологии

Приложение 7

Примерная форма резюме для компаний, претендующих на финансирование со стороны бизнес-ангелов

Составьте резюме по вопросам и пришлите его на наш e-mail. В случае положительного результата предварительной экспертизы вашего резюме вам будет предложено составить бизнес-предложение. Бизнес-предложение пройдет конкурсный отбор, и в случае положительного результата состоится личная встреча с экспертами Ассоциации, в ходе которой произойдет знакомство с вами и вашей командой, будет обсуждено ваше предложение, уточнены детали проекта. В случае необходимости вам будут даны рекомендации по доработке бизнес-предложения для представления его членам Ассоциации.

Рекомендации

1. Составляйте резюме так, чтобы даже неспециалисты смогли понять вас, минимизируйте использование специальной терминологии, исключите сленг.

2. Отвечайте на вопросы коротко и ясно, но полно. Постарайтесь сконцентрироваться на главном, уделите больше внимания построению бизнеса, а не нюансам технологии.

3. Не раскрывайте конфиденциальную информацию и коммерческую тайну.

1. Дата составления резюме

2. Об авторе проекта

ФИО

Дата рождения

Адрес

Контакты

3. Название проекта

4. Менеджмент проекта

Сведения о вашей команде: вклад каждого члена команды в проект и их достижения, сведения о совместно реализованных проектах.

5. Бизнес-идея

Суть проекта (описание предлагаемого вами продукта/услуги), какие, чьи проблемы и в какой отрасли он решает (какую потребность он удовлетворяет). На чем основана ваша уверенность в положительных результатах проекта? Если нет аналогов, то по каким причинам (неактуально, не додумались, различие в подходах)? Каким образом планируете реализовывать проект – в рамках существующего предприятия или необходимо создавать новое, в каком городе будет расположено предприятие? Готовность к вхождению инвестора. Партнеры.

6. Продукт

Какой конкретно продукт, на какой стадии (макет, опытный образец, сертифицированный промышленный образец и т. д.) и с какими характеристиками (в сравнении с аналогами) вы собираетесь получить за инвестиционный период? Конкурентные преимущества продукта. Отзывы и заключения экспертов.

7. Проект сейчас

Сведения о том, на какой стадии находится проект, что уже достигнуто. По каким причинам проект до сих пор не реализован? Сильные и слабые стороны проекта. Имеющаяся материальная собственность. Осуществленные инвестиции.

8. Интеллектуальная собственность

Сведения о ваших правах на инновацию (ноу-хау, патент, кому принадлежат права), возможность патентования за рубежом.

9. Рынок

Ваша оценка существующего рынка: объем рынка, темпы развития, потенциал, потребители, поставщики, партнеры. Какое место на рынке (нишу, долю, сектор) собираетесь занять, за какой период? Основные потребители. Имеющиеся договоренности.

10. Коммерциализация

План коммерциализации и продаж, оценка перспективы развития проекта за инвестиционный период.

11. Инвестиции

Данные о необходимом размере инвестиций, на что они будут направлены (структура затрат).

12. Развитие

Оценочная стоимость вашего проекта или компании на данном этапе (включая интеллектуальную и материальную собственность). Капитализация (повышение стоимости предприятия за инвестиционный период).

13. Риски

Включая возможные административные барьеры, необходимость сертификации и получения «разрешительных» документов.

14. Предложение инвестору

Размер доли в компании в обмен на инвестиции.

Приложение 8

Резюме инновационного проекта

«Название»

ЗАО или ООО «………………………..»

для регионального венчурного фонда

Резюме (инициаторами проекта заполняется только правая часть таблицы)

Описание бизнес-идеи и продукта (подробно)

Описание проекта

• Суть инновации (подробное описание предлагаемых к финансированию инноваций).

• Технология проекта (подробное описание существующей технологии, включая ее преимущества и ключевые составляющие, а также описание разработок, которые в данный момент активно ведутся).

Продукция проекта

• Отличительные особенности продукта (детальное описание продукта, предлагаемого конечным потребителям).

• Подтверждение заявленных характеристик продукции проекта (в том числе независимой экспертизой, а также необходимые разрешения, сертификаты и их наличие).

• Особенности прямого применения продукта (описание всех особенностей прямого применения предлагаемого продукта или услуги).

• Возможности альтернативного применения продукта (описание всех особенностей альтернативного (если таковое имеется) применения предлагаемого продукта или услуги).

Интеллектуальная собственность проекта

• Интеллектуальная собственность (описание интеллектуальной собственности, которая существует в проекте и подлежит патентной защите).

• Существующая защита интеллектуальной собственности (в данном разделе необходимо перечислить все имеющиеся патенты, включая уже поданные заявки РСТ).

Бизнес-модель проекта

• Потенциальные потребители (необходимо дать характеристику потенциальных потребителей предлагаемого продукта или услуги, включая наличие контактов, предварительных договоренностей, а также планируемые целевые доли на рынке).

• Поставщики, партнеры.

• Структура производства (описание модели организации производства предлагаемого продукта или услуги, работы с поставщиками).

• Модель получения дохода (как планируется зарабатывать деньги).

Потенциал рынка и рыночные позиции компании

Позиционирование на рынке

• География рынка (российский рынок, рынок стран СНГ, зарубежный рынок).

• Потребители и идентификация рынка:

– «широкий рынок» (большое количество разнообразных потребителей);

– «нишевый рынок» (определенная ограниченная группа потребителей) с определенным объемом ниши;

– корпоративный (единичный) потребитель со стабильными или растущими объемами;

– имеются заказы или предварительные договоренности на поставки;

– объем и темп роста рынка;

– степень насыщения рынка аналогичным продуктом.

Задачи, которые ставят перед собой участники проекта:

– занять значительную долю «широкого рынка»;

– занять лидирующую (доминирующую) позицию на «нишевом рынке»;

– стать основным поставщиком корпоративному потребителю;

– сформировать новый рынок или новую нишу на рынке, заняв ее.

Конкурентные преимущества Основные конкуренты и их место на рынке:

– конкурентов мало и занята небольшая доля рынка;

– качество продукта конкурентов не удовлетворяет;

– конкуренты за рубежом и их товар имеет высокую цену.

Конкурентные преимущества продукта:

– значительно дешевле, но лучшего качества;

– несколько дороже, но значительно лучшего качества, обладает новыми потребительскими свойствами;

– сложен при копировании, обладает высоким барьером для конкурентов.

Сравнительная таблица с 5—10 основными конкурентами

Каналы продаж – маркетинг (план)

• Каналы и возможности реализации продукта.

• Основная концепция осуществления продажи (описание основной концепции по продвижению продукта или услуги в сети дистрибуции или отдельным потребителям, включая основные и альтернативные каналы продаж).

• Сроки и план реализации.

• Маркетинговые кампании (описание планируемых маркетинговых кампаний, а также ключевых маркетинговых моментов в плане воздействия на лояльность конечных потребителей).

Риски

Несмотря на новые технические решения, научно-технические риски проекта прогнозируемы и могут быть минимизированы. Предусмотрено преодоление различных типов рисков, характерных для компании посевной стадии и старт-апов.

Приведены примеры рисков и способов их снижения, включая возможные административные барьеры, необходимость сертификации и получения «разрешительных» документов.

Команда:

– лидер (руководитель) имеет опыт руководства компанией в данном секторе…

– лидер (команда) имеет опыт успешной реализации аналогичных проектов…

– лидер (команда) вложил или готов вложить в проект свои средства…

– в состав команды входят лучшие отраслевые специалисты, имеющие опыт проектирования аналогичных или близких решений…

– хорошо известны схемные и конструкторские решения …

– хорошее знание организации рабочего процесса…

Краткие резюме трех-пяти основных участников проекта с указанием опыта работы в подобных проектах либо его отсутствия. Личные и профессиональные характеристики, позволяющие быть уверенными в том, что данный человек справится с возложенными на него обязанностями.

Стратегия развития компании

Выход на рынок и продвижение продукта будет происходить в … этапа.

На этапе 1 будут созданы …

Задача: …

На этапе 2 должны быть созданы…

Цель следующего этапа – достижение …

На м этапе будут начаты продажи …

Рост продаж будет обеспечиваться как за счет…, так и за счет …

При умеренно-пессимистическом варианте мы рассчитываем выход

на «точку безубыточности» через лет, увеличить доход от продаж

в течение … лет с … млн руб. до … млн руб.

При этом акционерная стоимость компании вырастет до млн руб.

Предпочтительным способом выхода инвестора из проекта является…

Финансовый план

Приведенная выше бизнес-стратегия базируется на финансовом плане проекта. Расчеты прибылей и убытков, а также потоков денежных средств представлены в следующих таблицах.

Обоснование доходной части

Приложение 9

Рекомендуемая схема построения презентации (Microsoft Power Point) для Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»

Длительность презентации одной компании 25–30 минут.

Время для доклада 10–15 минут.

Время на вопросы и ответы 15–20 минут.

Рекомендуемое количество слайдов – 13–15.

Рекомендация: уделять больше внимания построению бизнеса, а не нюансам технологии, минимизировать использование специальной терминологии, исключить сленг, использовать графику и диаграммы, не перегружать слайд текстом и изысками дизайна, не применять динамику и спецальные эффекты.

1. Проект.

Титульный лист (название проекта и компании, представляющей проект).

1. Команда.

Сведения о вас, вашей команде, предприятии и его учредителях. Успешные проекты, реализованные вами (с вашим участием) и командой. Каким образом планируете реализовывать проект – в рамках существующего предприятия или необходимо создавать новое, кто будет учредителями?

3. Суть инновации:

3.1. Продукт/услуга

Описание продукта, чью и какую потребность он удовлетворяет.

3.2. Проблема

Отсутствие, недостаточное количество, плохое качество, высокая цена существующих аналогов и т. д.

3.3. Бизнес-идея

Решение проблемы.

3.4. Результат

Продукт на какой стадии (макет, опытный образец, сертифицированный промышленный образец и т. д.) и с какими характеристиками в сравнении с аналогами вы собираетесь получить за инвестиционный период? На чем основана ваша уверенность в положительных результатах проекта?

3.5. Стадия проекта

На какой стадии находится проект, чего вы уже достигли? Материальная собственность. Осуществленные инвестиции.

4. Интеллектуальная собственность.

Сведения о ваших правах на инновацию (ноу-хау, патент, кому принадлежат права), возможность патентования за рубежом.

5. Рынок.

Мировой и российский рынок.

Темпы развития. Какое место на рынке (нишу, долю, сектор) собираетесь занять, за какой период? Основные потребители. Имеющиеся договоренности.

6. Преимущества.

Конкурентные преимущества проекта (цена, качество…) по сравнению с конкурентами.

4. Стратегия развития.

7.1. Коммерциализация (План производства и продаж за инвестиционный период)

7.2. Развитие

8. Риски.

Включая возможные административные барьеры, необходимость сертификации и получения «разрешительных» документов.

9. Инвестиции.

Данные о необходимом размере инвестиций и на что они будут направлены (структура затрат).

10. Оценочная стоимость.

Вносимая оценочная стоимость вашего проекта или компании на данном этапе (включая интеллектуальную и материальную стоимость).

11. Предложение инвестору.

Размер инвестиций, % доли в компании, стоимость доли инвестора при выходе, варианты выхода.

12. Завершение.

Благодарность. Контакты.

Приложение 10

Договор оказания услуг №

г. Нижний Новгород

« ____________________200__ года

Некоммерческое партнерство «Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», именуемое в дальнейшем «Организация», в лице директора ______________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ______________, именуемое в дальнейшем «Инноватор», в лице Ген. директора ______________, действующего на основании Устава, с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.

Предметом настоящего договора является оказание «Организацией» услуг «Инноватору»:

1.1. По поиску Инвестора(ов) для участия в финансировании и реализации его проекта;

1.2. Дополнительные услуги:

– по организации углубленной экспертизы проекта;

– по подготовке проекта к презентации;

– по разработке бизнес-концепции (плана) проекта;

– по оказанию прочих консалтинговых услуг.

Деятельность сторон осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

2. Платежи и расчеты по настоящему договору.

2.1. Стоимость оказываемых услуг по п. 1.1 – «плата за успех» составляет: ____________________________________________________________руб., (или _______ 3 (три) __________________________ процента от размера инвестиций, вложенных Инвестором в проект «Инноватора»), «Организация» имеет право приобрести долю в компании «Инноватора», эквивалентную сумме «платы за успех», на тех же условиях, что и Инвестор.

2.2. Стоимость оказываемых дополнительных услуг по п. 1.2 составляет __________________00,00 ____________________руб. (зависит от степени подготовки проекта, перечня услуг и оговаривается отдельно).

2.3. Услуги оплачиваются в следующие сроки и в следующем порядке:

2.3.1. Услуги по поиску Инвестора (п. 2.1) оплачиваются «Инноватором» перечислением на расчетный счет «Организации» в течение трех месяцев с момента подписания договора или иных соглашений между «Инноватором» и инвестором. (Под инвестициями понимаются денежные средства, интеллектуальная собственность, технические и иные предметы, переданные Инвестором «Инноватору» для реализации проекта.)

2.3.2. Дополнительные услуги (п. 2.2) оплачиваются «Инноватором» перечислением на расчетный счет «Организации» в течение семи дней с момента подписания договора между «Организацией» и «Инноватором».

3. Обязанности и права «Сторон».

3.1. «Инноватор» обязуется:

– предоставить «Организации» резюме проекта и бизнес-план;

– доработать резюме и бизнес-план в соответствии с рекомендациями «Организации»;

– подготовить в электронном виде материалы для презентации проекта;

– не разглашать конфиденциальную информацию по настоящему договору;

– своевременно оплачивать услуги «Организации».

3.2. «Организация» обязуется:

– провести предварительную экспертизу проекта и бизнес-плана «Инноватора»;

– дать необходимые рекомендации для доработки проекта и подготовки к презентации;

– организовать презентацию проекта для Инвесторов;

– разместить информацию о проекте, если он не будет востребован присутствовавшими на презентации Инвесторами, на своем сайте в разделе «Ярмарка проектов» с целью привлечения других инвесторов;

– не разглашать конфиденциальную информацию по настоящему договору.

4. Ответственность «Сторон».

4.1. В случае нарушения сроков и порядка оплаты «Инноватор» оплачивает неустойку в размере 0,1 % от суммы платежа по данному договору за каждый день просрочки.

4.2. В случае невозможности исполнения обязательств, возникшей по вине «Инноватора», услуги «Организации» подлежат оплате в полном объеме.

4.3. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из «Сторон» не отвечает, «Инноватор» возмещает «Организации» фактически понесенные ею расходы.

4.4. «Организация» не несет какой-либо ответственности за результаты реализации проекта и за любой ущерб, возникший в результате взаимоотношений «Инноватора» и Инвестора.

4.5. «Стороны» несут ответственность за несоблюдение договора в соответствии с действующим законодательством.

5. Срок действия договора.

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до выполнения сторонами своих обязательств либо в течение одного года.

5.2. Прекращение (окончание) срока действия настоящего договора влечет за собой прекращение обязательств «Сторон» по нему, но не освобождает «Стороны» от ответственности по настоящему договору.

5.3. Настоящий договор может быть расторгнут либо продлен по взаимному согласию «Сторон».

6. Заключительные положения.

6.1. Дополнения и изменения к настоящему договору имеют силу при подписании их обеими сторонами.

6.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу; один – у «Инноватора», один – у «Организации».

6.3. Вся информация по настоящему договору является конфиденциальной. «Стороны» несут ответственность за разглашение конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Дополнительные условия соглашения «Сторон».

_________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

8. Адреса и реквизиты сторон.

«Организация»: «Инноватор»:

Директор________________________________

Приложение 11

Оценочный лист

Проект________________________________________________

Качество бизнес-предложения (итоговая сумма баллов).

Интерес к бизнес-предложению:

– нет;

– небольшой (требуется доработка, готов соинвестировать и т. д.);

– есть (готов к работе с автором проекта).

Приложение 12

Перечень вопросов, на которые нужно быть готовыми ответить предпринимателям, претендующим на венчурное финансирование

Продукт

1. Какую проблему потребителя вы решаете?

2. В чем уникальность вашего продукта, его параметры по сравнению с конкурентами?

3. Какие категории продукции будут приносить основную прибыль?

4. Как будет выглядеть комплект поставки? Что будет входить в комплектацию?

5. Есть ли у продукта вредность для потребителя, опасен ли он?

6. Что у вас есть на сегодня?

Бизнес-модель

7. Необходимо ли проведение дополнительных испытаний? Что для этого нужно?

8. Чем мы будет отличаться от других? Каковы уровни защиты от конкурентов?

9. Кому принадлежат права на интеллектуальную собственность?

10. Кто такие заказчики на рынке, что они собой представляют? Что важно, как принимают решение?

11. Необходимо ли получение дополнительных сертификатов, разрешений? Что для этого нужно?

12. Как будет реализовываться продукт? Как будет происходить дистрибуция?

13. Будут ли проблемы с продажей за рубеж?

14. Опишите основные угрозы (риски) проекта.

15. Опишите основные факторы, благоприятствующие реализации проекта.

16. Опишите основные возможности развития проекта.

17. Какой план маркетинга наиболее оптимален для выведения на рынок компании и продукта?

18. Кто вас купит в конце?

Команда

19. Как будет сформирована команда: кто уже работает над проектом, сколько человек необходимо привлечь для его реализации, откуда будут привлечены люди?

20. Есть ли необходимость в привлечении «узких» специалистов?

21. Как будет осуществляться взаимодействие между акционерами? Описать возможные конфликты с учредителями и способы ухода от них.

Рынок

22. Сформулируйте портрет потребителя.

23. Со сколькими заказчиками вы общались?

24. Почему выбрали именно этот сегмент рынка?

25. Чем объясняется ценовая политика?

26. Какова себестоимость продукта?

27. Сравните вашу компанию с лидерами рынка.

28. Сколько времени конкуренты уже на рынке с подобным продуктом?

29. Основные конкуренты смогут довести свои показатели до ваших?

30. Китайцы смогут воспроизвести продукт?

31. Какова ваша стратегия обороны и защиты от конкурентов?

32. Каковы барьеры при входе на рынок?

33. Есть ли силы, которым вы будете мешать?

34. Назовите ключевые факторы успеха на рынке.

Приложение 13

Данные, представляемые на экспертизу при проведении инвестором тщательного аудита компании (due diligence)

Общая организация бизнеса

1. Список сотрудников (руководителей и рядовых сотрудников).

2. Блок-схема организационной структуры.

3. Список акционеров (включая получателей опциона и владельцев варранта) с указанием их доли в компании, сроков и сумм выплачиваемых дивидендов.

4. Информация о дочерних компаниях и филиалах: информация о собственнике, дате приобретения активов, обо всех заключенных сделках, касающихся приобретения активов.

5. Информация относительно совместных предприятий или товариществ – о партнерах, дате создания, всех заключенных сделках, касающихся совместных предприятий или товариществ.

6. Соглашения, касающиеся слияния, приобретения или передачи компанией своих дочерних организаций или филиалов, значительных средств (активов) или действий (операций), касающихся компании, ее дочерних организаций или филиалов начиная с момента создания компании (включая предшественников или материнские корпорации).

Акционерный капитал

7. Информация о покупке/продаже ценных бумаг, документы, подтверждающие наличие принятых ценных бумаг.

8. Соглашения, касающиеся приобретения (повторного приобретения), продажи или выпуска ценных бумаг, включая устные обязательства о продаже или выпуске ценных бумаг.

9. Соглашения, касающиеся голосования ценными бумагами и ограничений в передаче акций.

10. Соглашения, касающиеся преимущественных прав на приобретение ценных бумаг или отказа от таковых.

11. Соглашения, касающиеся регистрационных прав.

12. Документы, касающиеся любых изменений юридического статуса, структуры капитала, реорганизации или значительной реструктуризации компании.

Судебные споры

13. Сведения о судебных спорах, исках, а также улаженных и завершенных судебных разбирательствах, включая относящиеся к предшественникам и филиалам.

14. Сведения о любых потенциальных или находящихся в рассмотрении судебных спорах, исках и процессах.

15. Сведения о любых судебных спорах, в которые могут быть вовлечены исполнительный директор или другой руководитель, относительно банкротства, преступлений, нарушений законодательства.

16. Любые согласительные судебные постановления, судебные решения, соглашения об урегулировании претензий и др.

17. Доверенности на всех аудиторов, включая работающих в материнской компании или филиале.

Соблюдение законодательства

18. Все материалы о лицензиях, действующих в отношении компании в текущий момент, а также уже закончивших свое действие или отмененных, для данного вида деятельности компании или ее дочерних организаций и филиалов, в том числе предусмотренных иностранными ведомствами, правительством и местными органами власти.

19. Спорные вопросы, касающиеся трудовых договоров; соглашения с наемными работниками.

20. Договоры консалтинга.

21. Планы в отношении вознаграждения работников и их участия в прибылях предприятия.

22. Соглашения с работниками о конфиденциальности и соблюдении прав собственности.

23. Список работников.

Недвижимость

24. Документы, подтверждающие право собственности.

25. Документы о сдаче недвижимости в аренду.

26. Документы об аренде недвижимости.

27. Договоры финансового лизинга, в том числе возвратного лизинга, связанного с недвижимостью и оборудованием.

Интеллектуальная собственность

28. Перечень имеющихся у компании зарубежных и отечественных патентов, патентных заявок, авторских прав, лицензий на пользование патентом или авторскими правами.

29. Перечень всех товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, заявок на них, лицензий на пользование.

30. Иски о незаконном использовании объектов интеллектуальной собственности.

31. Копии всех соглашений о лицензировании технологий, лицензии на патенты или прочие технологические лицензии, любые соглашения о каких-либо индивидуальных или совместных разработках.

32. Копии всех соглашений об отказе от лицензии или продаже технологий, соглашений на распространение продукции или торговое представительство.

33. Копии всех договоров коммерческой концессии (франчайзинга).

Финансирование

34. Все долговые обязательства, кредитные договоры и поручительства компании, включая финансовый лизинг.

35. Все материалы о переписке с кредиторами.

36. Любые займы и поручительства по долговым обязательствам третьих лиц.

37. Любые соглашения, ограничивающие выплаты денежных дивидендов.

Прочие соглашения

38. Соглашения о реализации продукции.

39. Соглашения об управлении и сервисном обслуживании.

40. Соглашения о коммерческой тайне.

41. Контракты о возмещении убытков и аналогичных мерах для топ-менеджеров.

Приложение 1

Основная информация о проектах, входящих в технологический портфель предприятия

Приложение 2

Примерная структура бизнес-плана венчурного проекта по методике ЮНИДО

1. Предпосылки и основная идея проекта.

Описание идеи проекта:

• перечислить наиболее важные параметры проекта, которые служат определяющими показателями при проведении исследования;

• цели проекта, описание и анализ предполагаемой базовой стратегии проекта, в том числе: географический регион и доля рынка; лидерство по издержкам; дифференциация; рыночная ниша;

• месторасположение проекта;

• основные принципы экономической, промышленной, финансовой, социальной политики, имеющие отношение к проекту. Инициатор проекта:

• фирменные наименования и юридические адреса;

• финансовые возможности;

• роль в осуществлении проекта;

• другие важные сведения.

История создания проекта:

• проведенные ранее исследования и результаты;

• выводы и решения, принятые на основе проведенных ранее исследований и изысканий, которые следует использовать в рамках данного исследования.

2. Анализ рынка и концепция маркетинга:

• итоги маркетингового исследования: деловая среда, целевой рынок и сегментация рынка (потребители и продуктовые группы), каналы сбыта, конкуренция, жизненный цикл продукта;

• годовые показатели спроса (количество, цены) и поставок (прошлые, будущие и настоящие спросы и поставки);

• маркетинговые стратегии для достижения целей проекта; концепция маркетинга;

• издержки на маркетинг, элементы программы намечаемых продаж и поступлений;

• воздействие проекта на: поставки, месторасположение, окружающую среду, производственную программу, производственную мощность предприятия, технологию и т. д.

3. Сырье и поставки:

• общая ситуация с наличием: сырья; обработанных производственных материалов и полуфабрикатов; вспомогательных производственных материалов; запчастей; поставок для внешних нужд;

• годовые потребности в поставках материальных ресурсов;

• наличие возможных ресурсов и возможных стратегий маркетинга поставок: источники поставок, контракты, средства транспортировки, хранение, риски поставок.

4. Местоположение, участок и окружающая среда:

• описание местоположения и выбранного участка для размещения предприятия, включая экологическое воздействие, социально-экономическую политику, инфраструктуру;

• обоснование выбора местоположения и участка;

• описание основных издержек, относящихся к местоположению и участку.

5. Проектирование и технология:

• производственная программа и мощность предприятия;

• обоснование выбранной технологии, ее приемлемость, основные преимущества и недостатки, жизненный цикл, способы передачи, обучение персонала, контроль риска, юридические аспекты и т. п.;

• перечень и стоимость необходимого оборудования;

• общая схема и объем работ по проекту;

• перечень основных работ по гражданскому строительству.

6. Организационная структура и накладные расходы:

• организационная структура предприятия, центры прибыли и издержек;

• накладные расходы: общезаводские, административные, финансовые;

• схема и средства управления.

7. Трудовые ресурсы:

• наличие трудовых ресурсов в регионе и их соответствие основным требованиям проекта;

• требования к набору и обучению кадров;

• обоснование целесообразности привлечения иностранных специалистов;

• штатное расписание;

• программы повышения квалификации;

• описание и расчет издержек на персонал.

8. Схема осуществления проекта:

• продолжительность строительства и монтажа оборудования;

• продолжительность пускового и начального периодов производства;

• действия, необходимые для своевременного осуществления проекта.

9. Финансовый анализ и оценка инвестиций:

• краткое описание критериев, определяющих оценку инвестиций;

• полные инвестиционные издержки: земля и подготовка участка; возведение зданий и сооружений, работы по гражданскому строительству; основное оборудование предприятия; вспомогательное и обслуживающее оборудование; эмиссия; предпроизводственные расходы; потребность в инвестициях на пополнение оборотного капитала;

• полные издержки на проданную продукцию: эксплуатационные издержки; амортизационные отчисления; издержки на маркетинг; издержки на организацию; издержки финансирования;

• финансирование проекта – источники финансирования и их цена, влияние источников финансирования на проектное предложение, оптимизация структуры капитала, государственная поддержка;

• оценка эффективности инвестиций – чистая дисконтированная стоимость, внутренняя норма доходности, срок окупаемости, прибыль на общий инвестированный капитал и на акционерный капитал, прибыль участников;

• анализ неопределенности и риска – перечень рисков, возможности управления ими, вероятные будущие ситуации и их воздействие на финансовую осуществимость проекта;

• полный финансовый план и бюджет проекта;

• выводы по оценке эффективности и осуществимости проекта.

10. Приложения:

• технические данные по продукции;

• копии контрактов, лицензий, подробности патентной документации;

• заключения консультантов.

Приложение 3

Классификация и характеристика методов оценки экономической эффективности венчурных проектов

Приложение 4

Общая характеристика методов оценки технологий как объектов интеллектуальной собственности

Приложение 5

Характеристики понятия «стоимость объекта интеллектуальной собственности»

Стоимость – экономическое понятие, устанавливающее взаимоотношение между правами на результаты интеллектуальной деятельности, доступными для использования (приобретения), с одной стороны, и теми, кто их использует (покупает) и предоставляет (продает) – с другой. Стоимость является оценкой ценности конкретных прав в конкретный момент времени.

Различаются следующие виды оценочной стоимости:

1) рыночная стоимость;

2) инвестиционная стоимость;

3) инвестиционная стоимость для использования в конкретных целях.

Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена объекта оценки, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Концепция рыночной стоимости базируется на понятии наиболее эффективного использования объекта оценки. Под наиболее эффективным использованием понимается использование объекта оценки реально существующим пользователем, являющееся физически возможным, разумно оправданным, юридически законным и осуществимым с финансовой точки зрения, положительный эффект от которого оценивается как максимальный.

Под инвестиционной стоимостью понимается наиболее вероятная цена объекта оценки, по которой он может быть отчужден конкретным пользователем, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Под инвестиционной стоимостью для использования в конкретных целях понимается наиболее вероятная цена объекта оценки, по которой он может быть отчужден конкретным пользователем для использования в конкретных целях, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией.

Приложение 6

Основные мероприятия по проведению оценки технологии

Приложение 7

Примерная форма резюме для компаний, претендующих на финансирование со стороны бизнес-ангелов

Составьте резюме по вопросам и пришлите его на наш e-mail. В случае положительного результата предварительной экспертизы вашего резюме вам будет предложено составить бизнес-предложение. Бизнес-предложение пройдет конкурсный отбор, и в случае положительного результата состоится личная встреча с экспертами Ассоциации, в ходе которой произойдет знакомство с вами и вашей командой, будет обсуждено ваше предложение, уточнены детали проекта. В случае необходимости вам будут даны рекомендации по доработке бизнес-предложения для представления его членам Ассоциации.

Рекомендации

1. Составляйте резюме так, чтобы даже неспециалисты смогли понять вас, минимизируйте использование специальной терминологии, исключите сленг.

2. Отвечайте на вопросы коротко и ясно, но полно. Постарайтесь сконцентрироваться на главном, уделите больше внимания построению бизнеса, а не нюансам технологии.

3. Не раскрывайте конфиденциальную информацию и коммерческую тайну.

1. Дата составления резюме

2. Об авторе проекта

ФИО

Дата рождения

Адрес

Контакты

3. Название проекта

4. Менеджмент проекта

Сведения о вашей команде: вклад каждого члена команды в проект и их достижения, сведения о совместно реализованных проектах.

5. Бизнес-идея

Суть проекта (описание предлагаемого вами продукта/услуги), какие, чьи проблемы и в какой отрасли он решает (какую потребность он удовлетворяет). На чем основана ваша уверенность в положительных результатах проекта? Если нет аналогов, то по каким причинам (неактуально, не додумались, различие в подходах)? Каким образом планируете реализовывать проект – в рамках существующего предприятия или необходимо создавать новое, в каком городе будет расположено предприятие? Готовность к вхождению инвестора. Партнеры.

6. Продукт

Какой конкретно продукт, на какой стадии (макет, опытный образец, сертифицированный промышленный образец и т. д.) и с какими характеристиками (в сравнении с аналогами) вы собираетесь получить за инвестиционный период? Конкурентные преимущества продукта. Отзывы и заключения экспертов.

7. Проект сейчас

Сведения о том, на какой стадии находится проект, что уже достигнуто. По каким причинам проект до сих пор не реализован? Сильные и слабые стороны проекта. Имеющаяся материальная собственность. Осуществленные инвестиции.

8. Интеллектуальная собственность

Сведения о ваших правах на инновацию (ноу-хау, патент, кому принадлежат права), возможность патентования за рубежом.

9. Рынок

Ваша оценка существующего рынка: объем рынка, темпы развития, потенциал, потребители, поставщики, партнеры. Какое место на рынке (нишу, долю, сектор) собираетесь занять, за какой период? Основные потребители. Имеющиеся договоренности.

10. Коммерциализация

План коммерциализации и продаж, оценка перспективы развития проекта за инвестиционный период.

11. Инвестиции

Данные о необходимом размере инвестиций, на что они будут направлены (структура затрат).

12. Развитие

Оценочная стоимость вашего проекта или компании на данном этапе (включая интеллектуальную и материальную собственность). Капитализация (повышение стоимости предприятия за инвестиционный период).

13. Риски

Включая возможные административные барьеры, необходимость сертификации и получения «разрешительных» документов.

14. Предложение инвестору

Размер доли в компании в обмен на инвестиции.

Приложение 8

Резюме инновационного проекта

«Название»

ЗАО или ООО «………………………..»

для регионального венчурного фонда

Резюме (инициаторами проекта заполняется только правая часть таблицы)

Описание бизнес-идеи и продукта (подробно)

Описание проекта

• Суть инновации (подробное описание предлагаемых к финансированию инноваций).

• Технология проекта (подробное описание существующей технологии, включая ее преимущества и ключевые составляющие, а также описание разработок, которые в данный момент активно ведутся).

Продукция проекта

• Отличительные особенности продукта (детальное описание продукта, предлагаемого конечным потребителям).

• Подтверждение заявленных характеристик продукции проекта (в том числе независимой экспертизой, а также необходимые разрешения, сертификаты и их наличие).

• Особенности прямого применения продукта (описание всех особенностей прямого применения предлагаемого продукта или услуги).

• Возможности альтернативного применения продукта (описание всех особенностей альтернативного (если таковое имеется) применения предлагаемого продукта или услуги).

Интеллектуальная собственность проекта

• Интеллектуальная собственность (описание интеллектуальной собственности, которая существует в проекте и подлежит патентной защите).

• Существующая защита интеллектуальной собственности (в данном разделе необходимо перечислить все имеющиеся патенты, включая уже поданные заявки РСТ).

Бизнес-модель проекта

• Потенциальные потребители (необходимо дать характеристику потенциальных потребителей предлагаемого продукта или услуги, включая наличие контактов, предварительных договоренностей, а также планируемые целевые доли на рынке).

• Поставщики, партнеры.

• Структура производства (описание модели организации производства предлагаемого продукта или услуги, работы с поставщиками).

• Модель получения дохода (как планируется зарабатывать деньги).

Потенциал рынка и рыночные позиции компании

Позиционирование на рынке

• География рынка (российский рынок, рынок стран СНГ, зарубежный рынок).

• Потребители и идентификация рынка:

– «широкий рынок» (большое количество разнообразных потребителей);

– «нишевый рынок» (определенная ограниченная группа потребителей) с определенным объемом ниши;

– корпоративный (единичный) потребитель со стабильными или растущими объемами;

– имеются заказы или предварительные договоренности на поставки;

– объем и темп роста рынка;

– степень насыщения рынка аналогичным продуктом.

Задачи, которые ставят перед собой участники проекта:

– занять значительную долю «широкого рынка»;

– занять лидирующую (доминирующую) позицию на «нишевом рынке»;

– стать основным поставщиком корпоративному потребителю;

– сформировать новый рынок или новую нишу на рынке, заняв ее.

Конкурентные преимущества Основные конкуренты и их место на рынке:

– конкурентов мало и занята небольшая доля рынка;

– качество продукта конкурентов не удовлетворяет;

– конкуренты за рубежом и их товар имеет высокую цену.

Конкурентные преимущества продукта:

– значительно дешевле, но лучшего качества;

– несколько дороже, но значительно лучшего качества, обладает новыми потребительскими свойствами;

– сложен при копировании, обладает высоким барьером для конкурентов.

Сравнительная таблица с 5—10 основными конкурентами

Каналы продаж – маркетинг (план)

• Каналы и возможности реализации продукта.

• Основная концепция осуществления продажи (описание основной концепции по продвижению продукта или услуги в сети дистрибуции или отдельным потребителям, включая основные и альтернативные каналы продаж).

• Сроки и план реализации.

• Маркетинговые кампании (описание планируемых маркетинговых кампаний, а также ключевых маркетинговых моментов в плане воздействия на лояльность конечных потребителей).

Риски

Несмотря на новые технические решения, научно-технические риски проекта прогнозируемы и могут быть минимизированы. Предусмотрено преодоление различных типов рисков, характерных для компании посевной стадии и старт-апов.

Приведены примеры рисков и способов их снижения, включая возможные административные барьеры, необходимость сертификации и получения «разрешительных» документов.

Команда:

– лидер (руководитель) имеет опыт руководства компанией в данном секторе…

– лидер (команда) имеет опыт успешной реализации аналогичных проектов…

– лидер (команда) вложил или готов вложить в проект свои средства…

– в состав команды входят лучшие отраслевые специалисты, имеющие опыт проектирования аналогичных или близких решений…

– хорошо известны схемные и конструкторские решения …

– хорошее знание организации рабочего процесса…

Краткие резюме трех-пяти основных участников проекта с указанием опыта работы в подобных проектах либо его отсутствия. Личные и профессиональные характеристики, позволяющие быть уверенными в том, что данный человек справится с возложенными на него обязанностями.

Стратегия развития компании

Выход на рынок и продвижение продукта будет происходить в … этапа.

На этапе 1 будут созданы …

Задача: …

На этапе 2 должны быть созданы…

Цель следующего этапа – достижение …

На м этапе будут начаты продажи …

Рост продаж будет обеспечиваться как за счет…, так и за счет …

При умеренно-пессимистическом варианте мы рассчитываем выход

на «точку безубыточности» через лет, увеличить доход от продаж

в течение … лет с … млн руб. до … млн руб.

При этом акционерная стоимость компании вырастет до млн руб.

Предпочтительным способом выхода инвестора из проекта является…

Финансовый план

Приведенная выше бизнес-стратегия базируется на финансовом плане проекта. Расчеты прибылей и убытков, а также потоков денежных средств представлены в следующих таблицах.

Обоснование доходной части

Приложение 9

Рекомендуемая схема построения презентации (Microsoft Power Point) для Ассоциации бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции»

Длительность презентации одной компании 25–30 минут.

Время для доклада 10–15 минут.

Время на вопросы и ответы 15–20 минут.

Рекомендуемое количество слайдов – 13–15.

Рекомендация: уделять больше внимания построению бизнеса, а не нюансам технологии, минимизировать использование специальной терминологии, исключить сленг, использовать графику и диаграммы, не перегружать слайд текстом и изысками дизайна, не применять динамику и спецальные эффекты.

1. Проект.

Титульный лист (название проекта и компании, представляющей проект).

1. Команда.

Сведения о вас, вашей команде, предприятии и его учредителях. Успешные проекты, реализованные вами (с вашим участием) и командой. Каким образом планируете реализовывать проект – в рамках существующего предприятия или необходимо создавать новое, кто будет учредителями?

3. Суть инновации:

3.1. Продукт/услуга

Описание продукта, чью и какую потребность он удовлетворяет.

3.2. Проблема

Отсутствие, недостаточное количество, плохое качество, высокая цена существующих аналогов и т. д.

3.3. Бизнес-идея

Решение проблемы.

3.4. Результат

Продукт на какой стадии (макет, опытный образец, сертифицированный промышленный образец и т. д.) и с какими характеристиками в сравнении с аналогами вы собираетесь получить за инвестиционный период? На чем основана ваша уверенность в положительных результатах проекта?

3.5. Стадия проекта

На какой стадии находится проект, чего вы уже достигли? Материальная собственность. Осуществленные инвестиции.

4. Интеллектуальная собственность.

Сведения о ваших правах на инновацию (ноу-хау, патент, кому принадлежат права), возможность патентования за рубежом.

5. Рынок.

Мировой и российский рынок.

Темпы развития. Какое место на рынке (нишу, долю, сектор) собираетесь занять, за какой период? Основные потребители. Имеющиеся договоренности.

6. Преимущества.

Конкурентные преимущества проекта (цена, качество…) по сравнению с конкурентами.

4. Стратегия развития.

7.1. Коммерциализация (План производства и продаж за инвестиционный период)

7.2. Развитие

8. Риски.

Включая возможные административные барьеры, необходимость сертификации и получения «разрешительных» документов.

9. Инвестиции.

Данные о необходимом размере инвестиций и на что они будут направлены (структура затрат).

10. Оценочная стоимость.

Вносимая оценочная стоимость вашего проекта или компании на данном этапе (включая интеллектуальную и материальную стоимость).

11. Предложение инвестору.

Размер инвестиций, % доли в компании, стоимость доли инвестора при выходе, варианты выхода.

12. Завершение.

Благодарность. Контакты.

Приложение 10

Договор оказания услуг №

г. Нижний Новгород

« ____________________200__ года

Некоммерческое партнерство «Ассоциация бизнес-ангелов «Стартовые инвестиции», именуемое в дальнейшем «Организация», в лице директора ______________, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ______________, именуемое в дальнейшем «Инноватор», в лице Ген. директора ______________, действующего на основании Устава, с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.

Предметом настоящего договора является оказание «Организацией» услуг «Инноватору»:

1.1. По поиску Инвестора(ов) для участия в финансировании и реализации его проекта;

1.2. Дополнительные услуги:

– по организации углубленной экспертизы проекта;

– по подготовке проекта к презентации;

– по разработке бизнес-концепции (плана) проекта;

– по оказанию прочих консалтинговых услуг.

Деятельность сторон осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

2. Платежи и расчеты по настоящему договору.

2.1. Стоимость оказываемых услуг по п. 1.1 – «плата за успех» составляет: ____________________________________________________________руб., (или _______ 3 (три) __________________________ процента от размера инвестиций, вложенных Инвестором в проект «Инноватора»), «Организация» имеет право приобрести долю в компании «Инноватора», эквивалентную сумме «платы за успех», на тех же условиях, что и Инвестор.

2.2. Стоимость оказываемых дополнительных услуг по п. 1.2 составляет __________________00,00 ____________________руб. (зависит от степени подготовки проекта, перечня услуг и оговаривается отдельно).

2.3. Услуги оплачиваются в следующие сроки и в следующем порядке:

2.3.1. Услуги по поиску Инвестора (п. 2.1) оплачиваются «Инноватором» перечислением на расчетный счет «Организации» в течение трех месяцев с момента подписания договора или иных соглашений между «Инноватором» и инвестором. (Под инвестициями понимаются денежные средства, интеллектуальная собственность, технические и иные предметы, переданные Инвестором «Инноватору» для реализации проекта.)

2.3.2. Дополнительные услуги (п. 2.2) оплачиваются «Инноватором» перечислением на расчетный счет «Организации» в течение семи дней с момента подписания договора между «Организацией» и «Инноватором».

3. Обязанности и права «Сторон».

3.1. «Инноватор» обязуется:

– предоставить «Организации» резюме проекта и бизнес-план;

– доработать резюме и бизнес-план в соответствии с рекомендациями «Организации»;

– подготовить в электронном виде материалы для презентации проекта;

– не разглашать конфиденциальную информацию по настоящему договору;

– своевременно оплачивать услуги «Организации».

3.2. «Организация» обязуется:

– провести предварительную экспертизу проекта и бизнес-плана «Инноватора»;

– дать необходимые рекомендации для доработки проекта и подготовки к презентации;

– организовать презентацию проекта для Инвесторов;

– разместить информацию о проекте, если он не будет востребован присутствовавшими на презентации Инвесторами, на своем сайте в разделе «Ярмарка проектов» с целью привлечения других инвесторов;

– не разглашать конфиденциальную информацию по настоящему договору.

4. Ответственность «Сторон».

4.1. В случае нарушения сроков и порядка оплаты «Инноватор» оплачивает неустойку в размере 0,1 % от суммы платежа по данному договору за каждый день просрочки.

4.2. В случае невозможности исполнения обязательств, возникшей по вине «Инноватора», услуги «Организации» подлежат оплате в полном объеме.

4.3. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из «Сторон» не отвечает, «Инноватор» возмещает «Организации» фактически понесенные ею расходы.

4.4. «Организация» не несет какой-либо ответственности за результаты реализации проекта и за любой ущерб, возникший в результате взаимоотношений «Инноватора» и Инвестора.

4.5. «Стороны» несут ответственность за несоблюдение договора в соответствии с действующим законодательством.

5. Срок действия договора.

5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до выполнения сторонами своих обязательств либо в течение одного года.

5.2. Прекращение (окончание) срока действия настоящего договора влечет за собой прекращение обязательств «Сторон» по нему, но не освобождает «Стороны» от ответственности по настоящему договору.

5.3. Настоящий договор может быть расторгнут либо продлен по взаимному согласию «Сторон».

6. Заключительные положения.

6.1. Дополнения и изменения к настоящему договору имеют силу при подписании их обеими сторонами.

6.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу; один – у «Инноватора», один – у «Организации».

6.3. Вся информация по настоящему договору является конфиденциальной. «Стороны» несут ответственность за разглашение конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Дополнительные условия соглашения «Сторон».

_________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

8. Адреса и реквизиты сторон.

«Организация»: «Инноватор»:

Директор________________________________

Приложение 11

Оценочный лист

Проект________________________________________________

Качество бизнес-предложения (итоговая сумма баллов).

Интерес к бизнес-предложению:

– нет;

– небольшой (требуется доработка, готов соинвестировать и т. д.);

– есть (готов к работе с автором проекта).

Приложение 12

Перечень вопросов, на которые нужно быть готовыми ответить предпринимателям, претендующим на венчурное финансирование

Продукт

1. Какую проблему потребителя вы решаете?

2. В чем уникальность вашего продукта, его параметры по сравнению с конкурентами?

3. Какие категории продукции будут приносить основную прибыль?

4. Как будет выглядеть комплект поставки? Что будет входить в комплектацию?

5. Есть ли у продукта вредность для потребителя, опасен ли он?

6. Что у вас есть на сегодня?

Бизнес-модель

7. Необходимо ли проведение дополнительных испытаний? Что для этого нужно?

8. Чем мы будет отличаться от других? Каковы уровни защиты от конкурентов?

9. Кому принадлежат права на интеллектуальную собственность?

10. Кто такие заказчики на рынке, что они собой представляют? Что важно, как принимают решение?

11. Необходимо ли получение дополнительных сертификатов, разрешений? Что для этого нужно?

12. Как будет реализовываться продукт? Как будет происходить дистрибуция?

13. Будут ли проблемы с продажей за рубеж?

14. Опишите основные угрозы (риски) проекта.

15. Опишите основные факторы, благоприятствующие реализации проекта.

16. Опишите основные возможности развития проекта.

17. Какой план маркетинга наиболее оптимален для выведения на рынок компании и продукта?

18. Кто вас купит в конце?

Команда

19. Как будет сформирована команда: кто уже работает над проектом, сколько человек необходимо привлечь для его реализации, откуда будут привлечены люди?

20. Есть ли необходимость в привлечении «узких» специалистов?

21. Как будет осуществляться взаимодействие между акционерами? Описать возможные конфликты с учредителями и способы ухода от них.

Рынок

22. Сформулируйте портрет потребителя.

23. Со сколькими заказчиками вы общались?

24. Почему выбрали именно этот сегмент рынка?

25. Чем объясняется ценовая политика?

26. Какова себестоимость продукта?

27. Сравните вашу компанию с лидерами рынка.

28. Сколько времени конкуренты уже на рынке с подобным продуктом?

29. Основные конкуренты смогут довести свои показатели до ваших?

30. Китайцы смогут воспроизвести продукт?

31. Какова ваша стратегия обороны и защиты от конкурентов?

32. Каковы барьеры при входе на рынок?

33. Есть ли силы, которым вы будете мешать?

34. Назовите ключевые факторы успеха на рынке.

Приложение 13

Данные, представляемые на экспертизу при проведении инвестором тщательного аудита компании (due diligence)

Общая организация бизнеса

1. Список сотрудников (руководителей и рядовых сотрудников).

2. Блок-схема организационной структуры.

3. Список акционеров (включая получателей опциона и владельцев варранта) с указанием их доли в компании, сроков и сумм выплачиваемых дивидендов.

4. Информация о дочерних компаниях и филиалах: информация о собственнике, дате приобретения активов, обо всех заключенных сделках, касающихся приобретения активов.

5. Информация относительно совместных предприятий или товариществ – о партнерах, дате создания, всех заключенных сделках, касающихся совместных предприятий или товариществ.

6. Соглашения, касающиеся слияния, приобретения или передачи компанией своих дочерних организаций или филиалов, значительных средств (активов) или действий (операций), касающихся компании, ее дочерних организаций или филиалов начиная с момента создания компании (включая предшественников или материнские корпорации).

Акционерный капитал

7. Информация о покупке/продаже ценных бумаг, документы, подтверждающие наличие принятых ценных бумаг.

8. Соглашения, касающиеся приобретения (повторного приобретения), продажи или выпуска ценных бумаг, включая устные обязательства о продаже или выпуске ценных бумаг.

9. Соглашения, касающиеся голосования ценными бумагами и ограничений в передаче акций.

10. Соглашения, касающиеся преимущественных прав на приобретение ценных бумаг или отказа от таковых.

11. Соглашения, касающиеся регистрационных прав.

12. Документы, касающиеся любых изменений юридического статуса, структуры капитала, реорганизации или значительной реструктуризации компании.

Судебные споры

13. Сведения о судебных спорах, исках, а также улаженных и завершенных судебных разбирательствах, включая относящиеся к предшественникам и филиалам.

14. Сведения о любых потенциальных или находящихся в рассмотрении судебных спорах, исках и процессах.

15. Сведения о любых судебных спорах, в которые могут быть вовлечены исполнительный директор или другой руководитель, относительно банкротства, преступлений, нарушений законодательства.

16. Любые согласительные судебные постановления, судебные решения, соглашения об урегулировании претензий и др.

17. Доверенности на всех аудиторов, включая работающих в материнской компании или филиале.

Соблюдение законодательства

18. Все материалы о лицензиях, действующих в отношении компании в текущий момент, а также уже закончивших свое действие или отмененных, для данного вида деятельности компании или ее дочерних организаций и филиалов, в том числе предусмотренных иностранными ведомствами, правительством и местными органами власти.

19. Спорные вопросы, касающиеся трудовых договоров; соглашения с наемными работниками.

20. Договоры консалтинга.

21. Планы в отношении вознаграждения работников и их участия в прибылях предприятия.

22. Соглашения с работниками о конфиденциальности и соблюдении прав собственности.

23. Список работников.

Недвижимость

24. Документы, подтверждающие право собственности.

25. Документы о сдаче недвижимости в аренду.

26. Документы об аренде недвижимости.

27. Договоры финансового лизинга, в том числе возвратного лизинга, связанного с недвижимостью и оборудованием.

Интеллектуальная собственность

28. Перечень имеющихся у компании зарубежных и отечественных патентов, патентных заявок, авторских прав, лицензий на пользование патентом или авторскими правами.

29. Перечень всех товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, заявок на них, лицензий на пользование.

30. Иски о незаконном использовании объектов интеллектуальной собственности.

31. Копии всех соглашений о лицензировании технологий, лицензии на патенты или прочие технологические лицензии, любые соглашения о каких-либо индивидуальных или совместных разработках.

32. Копии всех соглашений об отказе от лицензии или продаже технологий, соглашений на распространение продукции или торговое представительство.

33. Копии всех договоров коммерческой концессии (франчайзинга).

Финансирование

34. Все долговые обязательства, кредитные договоры и поручительства компании, включая финансовый лизинг.

35. Все материалы о переписке с кредиторами.

36. Любые займы и поручительства по долговым обязательствам третьих лиц.

37. Любые соглашения, ограничивающие выплаты денежных дивидендов.

Прочие соглашения

38. Соглашения о реализации продукции.

39. Соглашения об управлении и сервисном обслуживании.

40. Соглашения о коммерческой тайне.

41. Контракты о возмещении убытков и аналогичных мерах для топ-менеджеров.