14.1. Государственно-частные партнерства и их роль в экономике
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85
Развитие венчурного бизнеса является одним из ключевых факторов инновационной активности в стране. Его нацеленность на быстрорастущие компании, преимущественно в инновационном секторе экономики, а также присущие этому виду инвестиционной активности достоинства (готовность к риску, гибкость, мобильность, учредительский подход к финансированию) вызывают интерес к этой индустрии со стороны государства. Развитие венчурного бизнеса рассматривается в большинстве стран как важный фактор инновационной политики.
Для венчурных инвесторов участие и поддержка государства представляются важным фактором повышения жизнеспособности и привлекательности инвестиций.
Механизмом кооперации государства и частных инвесторов при осуществлении крупномасштабных или приоритетных инвестиций, широкораспространенным в зарубежной практике и использующимся в России, выступает государственно-частное партнерство (Public Private Partnership, РРР).
Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей (от промышленности и НИОКР до сферы услуг). В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах (с изменениями на 10 апреля 2008 г.)» государственно-частное партнерство – это взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо с действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных. Правовая база для существования ГЧП в России заложена в 2005 г., когда был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях» [Федеральный закон, 2005–2009 гг.].
Не вдаваясь в особенности типов и видов ГЧП, выделим основные функции государства и частных инвесторов в этом инвестиционном механизме (табл. 14.1) [Public/Private…, 2000].
Выбор формы партнерства с участием частного капитала зависит от целей, поставленных государством. При этом окончательная форма партнерства может определяться в зависимости от:
– желаемого распределения инвестиционных рисков;
– требуемого опыта для организации необходимых для партнерства контрактных отношений;
– определения плательщиков за услуги объекта и последствий выбранной формы для них.
С начала 1990-х гг. в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, по данным Всемирного Банка, было удачно выполнено 2,7 млн. проектов по механизму ГЧП, которые позволили привлечь более 60 млрд. долл. США [Лопес-Коралл, 2004]. Позитивные результаты проектов связаны с более низкими затратами на инвестиции и с более низкой стоимостью оказываемых общественных услуг. Устойчивость этих преимуществ с учетом накопленного опыта реализации проектов ГЧП можно считать доказанной.
Процесс управления проектом ГЧП включает в себя решение ряда задач.
1. Выбор формы ГЧП (т. е. определение объема работ, которые государство планирует передать инвестору).
2. Разделение ответственности и рисков между сторонами соглашения (разработка матрица рисков).
3. Определение структуры финансирования проекта.
4. Определение механизма оплаты концессионеру.
5. Разработка конкурсной документации и проведение конкурса на присуждение концессионного соглашения.
Распределение рисков – центральная задача составителей концессионного соглашения. При их реализации правовые отношения должны обеспечить следующее:
– четкое определение требований к качеству и количеству услуг;
– регулирование процедур оказания дополнительных или модифицированных услуг;
– проработку адекватных форм участия государства в планировании и реализации проекта (например, путем создания консультационных советов).
Связанные с проектом риски должен нести тот партнер, который в состоянии наилучшим образом контролировать их и управлять ими. Это создает стимул для эффективного распределения доходов от проекта. Под углом зрения издержек неэффективно перекладывать все риски на частного партнера; прежде всего это касается рисков, на уровень которых непосредственно воздействует государственная политика. Определение границ и детальное распределение доходов и рисков при ГЧП могут варьироваться в зависимости от сектора экономики, состояния и формы рынка и местных рамочных условий.
Таким образом, ГЧП рассматривается как концепция, позволяющая, с одной стороны, избавить государство от специфических рисков, связанных с выполнением проектов, но, с другой стороны, не снимающая с государства ответственность за успешность реализации проекта. Поэтому на государство возлагаются функция контроля над деятельностью частного инвестора и функция гаранта положительного результата для частного инвестора. Чем большее значение имеет общественная услуга, тем ниже рыночные риски, связанные с ее оказанием, и тем выше потребности в государственном регулировании.
Развитие венчурного бизнеса является одним из ключевых факторов инновационной активности в стране. Его нацеленность на быстрорастущие компании, преимущественно в инновационном секторе экономики, а также присущие этому виду инвестиционной активности достоинства (готовность к риску, гибкость, мобильность, учредительский подход к финансированию) вызывают интерес к этой индустрии со стороны государства. Развитие венчурного бизнеса рассматривается в большинстве стран как важный фактор инновационной политики.
Для венчурных инвесторов участие и поддержка государства представляются важным фактором повышения жизнеспособности и привлекательности инвестиций.
Механизмом кооперации государства и частных инвесторов при осуществлении крупномасштабных или приоритетных инвестиций, широкораспространенным в зарубежной практике и использующимся в России, выступает государственно-частное партнерство (Public Private Partnership, РРР).
Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей (от промышленности и НИОКР до сферы услуг). В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах (с изменениями на 10 апреля 2008 г.)» государственно-частное партнерство – это взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо с действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных. Правовая база для существования ГЧП в России заложена в 2005 г., когда был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях» [Федеральный закон, 2005–2009 гг.].
Не вдаваясь в особенности типов и видов ГЧП, выделим основные функции государства и частных инвесторов в этом инвестиционном механизме (табл. 14.1) [Public/Private…, 2000].
Выбор формы партнерства с участием частного капитала зависит от целей, поставленных государством. При этом окончательная форма партнерства может определяться в зависимости от:
– желаемого распределения инвестиционных рисков;
– требуемого опыта для организации необходимых для партнерства контрактных отношений;
– определения плательщиков за услуги объекта и последствий выбранной формы для них.
С начала 1990-х гг. в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, по данным Всемирного Банка, было удачно выполнено 2,7 млн. проектов по механизму ГЧП, которые позволили привлечь более 60 млрд. долл. США [Лопес-Коралл, 2004]. Позитивные результаты проектов связаны с более низкими затратами на инвестиции и с более низкой стоимостью оказываемых общественных услуг. Устойчивость этих преимуществ с учетом накопленного опыта реализации проектов ГЧП можно считать доказанной.
Процесс управления проектом ГЧП включает в себя решение ряда задач.
1. Выбор формы ГЧП (т. е. определение объема работ, которые государство планирует передать инвестору).
2. Разделение ответственности и рисков между сторонами соглашения (разработка матрица рисков).
3. Определение структуры финансирования проекта.
4. Определение механизма оплаты концессионеру.
5. Разработка конкурсной документации и проведение конкурса на присуждение концессионного соглашения.
Распределение рисков – центральная задача составителей концессионного соглашения. При их реализации правовые отношения должны обеспечить следующее:
– четкое определение требований к качеству и количеству услуг;
– регулирование процедур оказания дополнительных или модифицированных услуг;
– проработку адекватных форм участия государства в планировании и реализации проекта (например, путем создания консультационных советов).
Связанные с проектом риски должен нести тот партнер, который в состоянии наилучшим образом контролировать их и управлять ими. Это создает стимул для эффективного распределения доходов от проекта. Под углом зрения издержек неэффективно перекладывать все риски на частного партнера; прежде всего это касается рисков, на уровень которых непосредственно воздействует государственная политика. Определение границ и детальное распределение доходов и рисков при ГЧП могут варьироваться в зависимости от сектора экономики, состояния и формы рынка и местных рамочных условий.
Таким образом, ГЧП рассматривается как концепция, позволяющая, с одной стороны, избавить государство от специфических рисков, связанных с выполнением проектов, но, с другой стороны, не снимающая с государства ответственность за успешность реализации проекта. Поэтому на государство возлагаются функция контроля над деятельностью частного инвестора и функция гаранта положительного результата для частного инвестора. Чем большее значение имеет общественная услуга, тем ниже рыночные риски, связанные с ее оказанием, и тем выше потребности в государственном регулировании.