4. Государственный бюджет и бюджетная система
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76
XI съезд партии, излагая программу финансовой политики, наметил ряд мероприятий по строительству государственного бюджета и бюджетной системы страны. Необходимо было изжить дефицитность государственного бюджета, провести строжайший режим экономии во всех звеньях народного хозяйства.
В резолюции XI съезда партии о финансовой политике подчеркивалось первостепенное для строительства бюджета значение роста поступлений от государственных предприятий, имуществ и угодий. «Развитие доходов от государственной промышленности, транспорта и торговли, сельскохозяйственных и лесных владений, от эксплуатации недр, развитие концессионных доходов и арендных поступлений может и должно стать одним из путей оздоровления бюджета и ликвидации дефицита…»291.
Организованная партией борьба за рентабельную работу промышленности дала свои положительные результаты, что нашло отражение в росте прибыли и амортизационных отчислений союзной промышленности с 239,9 млн. руб. в 1922/23 г. до 979,3 млн. руб. в 1925/26 г.292
Перестройка работы государственных предприятий и использования государственных имуществ и угодий содействовали росту так называемых неналоговых доходов государственного бюджета, которые возросли с 213,3 млн. руб. в 1922/23 г. до 1236,6 млн. руб. в 1925/26 г.
Сюда входили доходы промышленных и транспортных предприятий, внутренней и внешней торговли, отчисления от прибылей кредитных учреждений, поступления от жилищного и коммунального хозяйства, лесной доход и пр.
В интересах социалистического строительства государство использовало также денежные сбережения населения. Основными методами организации денежных сбережений населения и мобилизации свободных денежных средств на нужды социалистического строительства стали выпуски государственных займов и привлечение средств в кредитные учреждения. За 1922—1925 гг. Советское государство выпустило десять внутренних государственных займов, из них три натуральных, пять денежных для размещения среди населения и два специального назначения.
Одним из видов натуральных займов были хлебные займы. Они характерны как показатель перехода от натуральных отношений к денежным. Облигации их продавались за деньги, но выпускная сумма займов и стоимость облигаций выражались в пудах ржи. Первый хлебный заем был выпущен в мае 1922 г. на 10 млн. пуд. ржи. Успешно прошел и второй хлебный заем 1923 г. Вследствие большого спроса на облигации, выпускная сумма займа дважды увеличивалась и была доведена до 100 млн. пуд.
В ноябре 1923 г. был выпущен Государственный краткосрочный сахарный заем на 1 млн. пуд. сахара-рафинада в целях увеличения кассовых ресурсов казначейства для финансирования сельскохозяйственных заготовок из нового урожая. Приобретение его облигаций являлось для торговых предприятий и отдельных лиц способом заготовки сахара. С февраля до мая 1924 г. заем погашался натурой (сахаром), а затем до октября — деньгами.
Выпуск натуральных займов диктовался недостаточным развитием денежных отношений и необходимостью охранять интересы владельцев облигаций от потерь, связанных с обесценением денежных знаков. После того как в 1923 г. была внедрена в обращение устойчивая валюта — банковые билеты (червонцы), а затем в 1924 г. успешно завершена денежная реформа, необходимость выпуска натуральных займов отпала.
Первым советским денежным займом был Государственный шестипроцентный выигрышный заем 1922 г., выпущенный на сумму 100 млн. руб. золотом. В отличие от натуральных, заем этот был долгосрочным; выкуп облигаций производился с 1 декабря 1928 г. в течение пяти лет посредством ежегодных тиражей погашения. По отношению к капиталистическим элементам (частным торговцам, промышленникам, подрядчикам и т.п.) был применен метод принудительного размещения. При уплате налогов они обязаны были покупать определенное количество облигаций займа, на которых делалась особая надпись («Не подлежит приему в залог и не может котироваться на бирже»). Обязательное приобретение облигаций займа было введено также для государственных и кооперативных предприятий. Среди рабочих и служащих заем размещался в порядке коллективной подписки; их право продажи и залога облигаций ничем не ограничивалось. Такой же порядок размещения был вначале применен также ко Второму государственному шестипроцентному выигрышному займу, выпущенному в апреле 1924 г. на сумму 100 млн. руб. сроком на пять лет.
Успешное завершение денежной реформы, создавшее благоприятные предпосылки для быстрого роста денежных доходов населения, открыло возможности для выпуска государственных займов, специально рассчитанных на сельскохозяйственное население. Такими займами явились крестьянские выигрышные займы 1924 и 1925 гг. Облигации этих займов принимались в уплату сельскохозяйственного налога и в обеспечение ссуд, выдаваемых сельскохозяйственными банками и обществами сельскохозяйственного кредита.
Государственными кредитными операциями специального назначения были Государственный восьмипроцентный внутренний золотой заем 1924 г. (на 100 млн. руб. сроком на шесть лет) и Государственный внутренний заем хозяйственного восстановления 1925 г. (на 300 млн. руб. из 10% годовых, сроком на пять лет). Облигации этого займа выдавались в счет финансирования плановых капитальных работ, а хозорганы должны были под залог облигаций получать в банках ссуды.
В 1923 г. началось создание системы специальных кредитных учреждений — государственных трудовых сберегательных касс. В первый год основной задачей сберегательных касс являлось страхование заработной платы от обесценения денег. В этих целях они принимали и выдавали вклады в золотом исчислении, тем самым беря на себя, т.е. на государство, курсовые потери. После завершения денежной реформы создались благоприятные условия для развертывания деятельности сберегательных касс.
Число сберегательных касс нарастало весьма интенсивно и на 1 октября 1926 г. (11 982 кассы) почти вдвое превысило довоенный уровень. В общей сумме вкладов в советских сберегательных кассах на 1 октября 1926 г. вклады рабочих составляли 16,9%, служащих — 50,8%, а на долю торговцев и других владельцев частных предприятий приходилось лишь 3,5%. Это свидетельствовало о том, что советские сберегательные кассы базировались на доходах и сбережениях широких трудящихся масс.
В 1921 г. началась перестройка системы государственного социального обеспечения рабочих и служащих. В то время государство могло взять на свой бюджет социальное обеспечение лишь инвалидов войны и военной службы, нетрудоспособных членов из семей погибших военнослужащих, инвалидов от рождения, а также выдавать пенсии некоторым категориям работников за особые заслуги перед Родиной (персональные) и за честную и беспрерывную трудовую деятельность (за выслугу лет). Одновременно партия и правительство восстанавливали государственное страхование, организовывали крестьянскую взаимопомощь.
Восстановленное в ноябре 1921 г. государственное социальное страхование распространялось на все виды временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы и на случай смерти, оно стало важным фактором подъема благосостояния трудящихся.
Социальное обеспечение лиц, работавших не по найму (крестьян, ремесленников, кустарей, лиц свободных профессий), проводилось на началах взаимности. Важнейшей ее формой были крестьянские комитеты общественной взаимопомощи — кресткомы, созданные при сельских Советах и волостных исполнительных комитетах в середине 1921 г. Главной целью их было оказание всесторонней помощи семьям красноармейцев, бедноте и маломощным хозяйствам.
В 1921 г. началось развертывание государственного имущественного страхования, прежде всего от наиболее разрушительных стихийных бедствий, — пожаров, падежа скота и т.д., аварий на сухопутном и водном транспорте. В июле 1922 г. Госстраху было предоставлено право ввести личное страхование — страхование жизни и от несчастных случаев, угрожающих жизни и здоровью людей. За 1921/22—1925/26 гг. по страхованию строений, посевов и животных было собрано почти 174 млн. руб., выплачено страхового возмещения на сумму около 109 млн. руб. За пять лет направлено: на рабочее жилищное строительство — 10,3 млн. руб., в доход государственного и местных бюджетов — 7,7 млн. руб.
Посредством налогов и неналоговых поступлений образовывался централизованный фонд денежных ресурсов, преодолевалось распыление денежных накоплений социалистического сектора народного хозяйства, регулировались доходы и накопления капиталистических элементов. Концентрация бюджетных ресурсов на решающих участках позволяла с большей эффективностью использовать государственные средства. Бюджетные ресурсы сыграли решающую роль в создании кредитной системы и в развертывании ее деятельности. Без систематической помощи из государственного бюджета не могло быть обеспечено развитие системы местных финансов. За четыре года (1922/23—1925/26 гг.) он передал местным бюджетам 890 млн. руб., не считая государственных доходов, непосредственно зачисляемых в местные бюджеты.
Развитие доходов государственного и местных бюджетов характеризуется данными табл. 4 (в млн. руб.)293.
Таблица 4
|
1922/23 г. |
1923/24 г. |
1924/25 г. |
1925/26 г. |
Всего доходов |
924,9 |
2025,8 |
3119,0 |
4245,5 |
В том числе |
||||
налоги и сборы |
534,0 |
991,1 |
1603,4 |
2192,9 |
неналоговые доходы от государственного хозяйства |
213,3 |
535,7 |
850,1 |
1236,6 |
государственные займы |
81,9 |
183,6 |
130,5 |
146,0 |
средства государственного социального страхования |
— |
— |
420,0 |
670,0 |
операции государственного казначейства |
45,7 |
315,4 |
115,0 |
— |
В % к итогу |
||||
налоги и сборы |
63,1 |
43,9 |
51,4 |
51,6 |
неналоговые доходы |
23,1 |
26,4 |
27,3 |
29,1 |
государственные займы |
8,9 |
9,1 |
4,2 |
3,4 |
средства соцстраха |
— |
— |
13,5 |
15,8 |
За три года бюджетные ресурсы государства увеличились почти в 4,6 раза. При этом в их составе произошли большие изменения: налоговые поступления выросли в 3,8 раза, неналоговые доходы от государственного хозяйства — в 5,8 раз. Кроме того, резко поднялась доля государственного хозяйства в налоговых платежах. Так, удельный вес предприятий и организаций социалистического хозяйства в подоходном налоге повысился с 12,2% в 1923/24 г. до 43,1% в 1925/26 г., а в промысловом налоге достиг 60%. В целом можно считать, что уже в тот период поступления от социалистического хозяйства (неналоговые и налоговые) отодвинули на второе место мобилизацию средств от населения.
Направление бюджетных ресурсов характеризует табл. 5 (в млн. руб.)294.
Таблица 5
|
1922/23 г. |
1923/24 г. |
1924/25 г. |
1925/26 г. |
Всего расходов |
1403,4 |
2022,2 |
3035,1 |
4209,7 |
В том числе |
||||
Народное хозяйство |
667,1 |
557,4 |
916,4 |
1223,8 |
Из них |
||||
промышленность |
136,8 |
161,1 |
188,0 |
281,1 |
сельское хозяйство |
62,1 |
89,8 |
233,0 |
282,8 |
торговля, снабжение, заготовки |
76,0 |
21,6 |
24,4 |
47,9 |
транспорт и связь |
246,1 |
149,4 |
195,8 |
282,8 |
жилищное и коммунальное хозяйство |
74,8 |
51,9 |
162,0 |
281,6 |
Социально-культурные мероприятия |
181,3 |
354,5 |
931,2 |
1370,7 |
Из них |
||||
просвещение |
111,6 |
241,5 |
358,6 |
520,3 |
здравоохранение и физкультура |
56,1 |
99,5 |
291,5 |
390,8 |
охрана труда и социальное обеспечение |
13,6 |
13,5 |
281,1 |
459,6 |
Управление |
182,0 |
283,2 |
404,5 |
551,8 |
Оборона страны |
228,1 |
402,4 |
418,1 |
569,4 |
По государственным займам |
16,6 |
75,1 |
69,6 |
122,6 |
В % к итогу |
||||
Народное хозяйство |
47,5 |
27,6 |
29,9 |
29,1 |
Социально-культурные мероприятия |
12,9 |
17,5 |
30,4 |
32,6 |
Управление |
13,0 |
14,0 |
13,2 |
13,1 |
Оборона |
16,3 |
19,9 |
13,6 |
13,5 |
По государственным займам |
1,2 |
3,7 |
2,3 |
2,9 |
За четыре года на нужды социалистического строительства было направлено через государственный и местные бюджеты и за два года через бюджет государственного социального страхования более 10,7 млрд. руб., из них около 3,4 млрд. руб. — на финансирование народного хозяйства, свыше 2,8 млрд. руб. — на социально-культурные мероприятия.
Одной из важнейших задач государственных финансов было оказание помощи тяжелой индустрии. «Тяжелая индустрия, — говорил Ленин, — нуждается в государственных субсидиях. Если мы их не найдем, то мы, как цивилизованное государство, — я уже не говорю, как социалистическое, — погибли»295. Руководствуясь этими указаниями, Советское государство принимало меры к тому, чтобы экономить на всем другом, оказывать тяжелой индустрии максимальную помощь, удовлетворять ее потребности в финансировании независимо от текущих результатов ее работы.
Из 767 млн. руб., направленных за четыре года на финансирование промышленности, тяжелая промышленность (включая электрификацию) получила 617,4 млн. руб. Основная доля средств, передаваемых государственным бюджетом промышленности, использовалась для капитальных вложений.
Государственный бюджет выделял огромные, из года в год возраставшие суммы на восстановление и развитие сельского хозяйства.
Советское государство организовало и по мере общего подъема народного хозяйства систематически усиливало помощь бедняцким и середняцким массам крестьянства. Помощь эта выражалась: в предоставлении кредитов на льготных условиях; в систематическом снижении цен на промышленные товары; в классовой дифференциации налогов, при которой беднота и часть середняков полностью освобождалась от платежей, основная доля которых приходилась на кулацкие хозяйства; в ограничении кулачества; в осуществлении социально-культурных мероприятий на селе.
Главной задачей финансирования сельского хозяйства являлось содействие кооперированию крестьянства. Средства, отпущенные сельскохозяйственной кооперации из государственного бюджета, возросли с 2,34 млн. руб. в 1923/24 г. до 9,2 млн. руб. в 1925/26 г. Вместе с тем Советская власть оказывала всемерную поддержку, в частности, финансовую, и другим видам кооперации. Всего за четыре года кооперации было передано более 60 млн. руб. бюджетных ресурсов.
Значительные средства выделялись государством для финансирования социально-культурных мероприятий. Расходы на эту цель увеличились с 181,3 млн. руб. в 1922/23 г. до 1370,7 млн. руб. в 1925/26 г. и превысили за четыре года 2,8 млрд. руб.
В этот период Советское государство проделало большую работу по строительству бюджетной системы и развитию планирования финансов.
Бюджетное строительство, в соответствии с ленинским принципом демократического централизма и национальной политикой партии, осуществлялось в двух направлениях: восстановление местных финансов, дифференциация местных бюджетов, выделение и укрепление государственных бюджетов национальных республик при обеспечении необходимого веса общесоюзного бюджета для проведения финансовой централизации.
После перехода к нэпу роль местных Советов в хозяйственной жизни усилилась. Выделение местных бюджетов создавало финансовую базу для активной деятельности на местах по развитию производительных сил и удовлетворению разнообразных потребностей населения, содействовало мобилизации и рациональному использованию местных ресурсов, увеличению источников государственных доходов, усиливало заинтересованность местных органов в росте этих доходов. Передача местным бюджетам части расходов общегосударственного бюджета разгружала последний, сокращала его дефицит, способствовала более экономному расходованию средств на местах. Для покрытия дефицитов отдельных бюджетов создавался дотационный фонд в размере, ежегодно определяемом Совнаркомом СССР.
В результате принятых Коммунистической партией и Советским правительством мер местные бюджеты быстро росли, удельный вес их в своде государственного и местных бюджетов систематически повышался. Организация системы местных бюджетов совершенствовалась постепенно, их бездефицитность обеспечивалась за счет увеличения неналоговых поступлений.
В начальные годы нэпа объединение финансовой политики Советских республик осуществлялось на основе заключенных с ними договоров по финансовым вопросам. Причем РСФСР, как наиболее мощная республика, принимала тогда на себя выполнение ряда общесоюзных функций, в связи с чем и государственный бюджет РСФСР имел характер и значение единого государственного бюджета всех союзных республик. Полное и последовательное разрешение вопроса о федеративной структуре государственного бюджета СССР и о бюджетных правах союзных и автономных республик было осуществлено на основе объединения республик в единое союзное государство и оформления этого акта в Конституции СССР.
Согласно Конституции, бюджетная система СССР составлялась из общесоюзного государственного бюджета, государственных бюджетов входящих в состав СССР союзных республик, государственных бюджетов автономных советских социалистических республик и бюджетов местных Советов. Конституция установила общие начала распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы и основы бюджетных прав Союза, союзных республик и местных Советов.
Бюджетная система СССР строилась на основе следующих принципов: финансовое верховенство Союза, вытекавшее из целей и задач объединения Советских социалистических республик; единство всей бюджетной системы, обусловленное единством классовой, политической и экономической основы центральных и местных органов государственной власти, единством целей и задач всех Советских социалистических республик и единством народнохозяйственного плана; принцип демократического централизма, выражающийся в том, что каждый Совет устанавливает свой бюджет, все эти бюджеты объединяются в сводный бюджет СССР и вышестоящие органы бюджетной системы направляют работу нижестоящих органов; последовательное проведение ленинской национальной политики, находящее свое выражение в том, что каждая республика и каждый национальный район устанавливают свой бюджет, обеспечиваются более высокие темпы роста бюджетов в прошлом более отсталых национальных районов и областей, этим областям и районам оказывается систематическая поддержка из общегосударственных средств.
Состав единого государственного бюджета за 1924/25 и 1925/26 гг. показывает табл. 6296.
Таблица 6
|
1924/25 г. |
1925/26 г. |
||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
|
Расходы единого государственного бюджета СССР |
2969,5 |
100,0 |
4050,9 |
100,0 |
В том числе |
||||
общесоюзный бюджет |
2318,3 |
78,1 |
3006,4 |
74,2 |
республиканские бюджеты |
651,2 |
21,9 |
1044,5 |
25,8 |
из них покрывались дотациями |
115,4 |
— |
83,9 |
— |
В соответствии с целями и задачами объединения социалистических республик в одно государство, большая часть доходов и расходов сосредоточивалась в общесоюзном бюджете. Однако удельный вес последнего в едином государственном бюджете СССР снизился с 78,1% в 1924/25 г. до 74,2% в 1925/26 г. при соответствующем росте доли республиканских бюджетов.
Несмотря на большой рост доходной базы республиканских бюджетов, она была еще недостаточной ввиду высокого объема расходов этих бюджетов. Поэтому республиканским бюджетам оказывалась помощь из общесоюзного бюджета. Табл. 7 характеризует объемы государственных бюджетов отдельных союзных республик (по расходам) и распределение между ними дотаций из общесоюзного бюджета в 1924/25 и 1925/26 гг. (в млн. руб.)297.
Таблица 7
|
РСФСР |
УССР |
БССР |
ЗСФСР |
УзбССР |
ТуркмССР |
Итого |
1924/25 г. |
|||||||
Общая сумма расходов |
451,4 |
103,9 |
19,8 |
42,2 |
26,1 |
7,8 |
651,2 |
В том числе |
|||||||
покрывались дотациями из общесоюзного бюджета |
54,5 |
12,6 |
3,4 |
22,2 |
11,1 |
4,3 |
115,4 |
В % к расходам |
12,1 |
18,9 |
17,2 |
52,6 |
42,5 |
55,1 |
17,7 |
1925/26 г. |
|||||||
Общая сумма расходов |
682,1 |
186,2 |
43,2 |
74,3 |
43,3 |
15,4 |
1044,5 |
В том числе |
|||||||
покрывались дотациями из общесоюзного бюджета |
— |
7,9 |
7,4 |
37,9 |
20,0 |
10,7 |
83,9 |
В % к расходам |
— |
4,2 |
17,1 |
51,0 |
46,2 |
69,5 |
8,0 |
Распределение дотаций отражало относительную хозяйственную мощь отдельных союзных республик. Как правило, наиболее высокий процент дотаций был в бюджетах тех республик, которые были в дореволюционное время наиболее отсталыми в хозяйственном отношении. В этом наглядно проявлялась ленинская линия Коммунистической партии и Советской власти: оказывать максимально возможную помощь ранее наиболее отсталым республикам и национальным районам в целях преодоления этой отсталости и достижения ими уровня более развитых республик и районов.
Большое значение имели мероприятия по совершенствованию бюджетного планирования. Если государственный бюджет на 1921 г. составлялся еще на прежних, действовавших до нэпа, основаниях, то в бюджетах последующих лет все более полно находили отражение задачи, связанные с новыми принципами хозяйствования, с борьбой за ликвидацию бюджетного дефицита и стабилизацию валюты.
В связи с перенесением начала хозяйственного года с 1 января на 1 октября в 1922 г. государственный бюджет разрабатывался на девять месяцев — январь — сентябрь. Он был утвержден IX Всероссийским съездом Советов (декабрь 1921 г.) в качестве твердого бюджета в золотом исчислении и сводил бюджетный дефицит до 16,2% ко всем расходам. С 1923 г. бюджет стал исполняться посредством ежемесячных бюджетных планов, которые были вместе с тем и эмиссионными планами.
Важнейшая особенность бюджета на 1923/24 г. состоит в том, что он не только исчислялся, но и исполнялся (вначале частично, а затем полностью) в твердой валюте — червонцах. Это делало бюджет более реальным и устойчивым, исполнение его стало более планомерным. Бюджет оставался еще ориентировочным, так как недостаток средств требовал, в целях максимальной экономии, частого пересмотра ассигнований в течение года. Но успех денежной реформы позволил с июля 1924 г. отказаться от исполнения бюджета посредством ежемесячных бюджетных планов; в качестве твердых бюджетных планов стали применяться квартальные бюджеты.
В бюджетном плане на 1923/24 г. и его исполнении ярко проявились успехи борьбы за оздоровление государственного бюджета и всего денежного хозяйства. Несмотря на некоторое превышение плана по расходам, дефицит оказался ниже планового и составил лишь 5,5% всех расходов, что явилось результатом крупного перевыполнения плана доходов. XIII партийная конференция (январь 1924 г.) отметила: «Впервые мы имеем действительно соответствующие жизни бюджетные планы, которые в большей мере, чем до сих пор, позволяют предвидеть и рассчитывать в области государственного управления и хозяйства»298.
Резкое снижение бюджетного дефицита, соответствие бюджетных планов конкретным условиям хозяйственной жизни, значительный шаг вперед в достижении реальности государственного бюджета свидетельствовали об успехах хозяйственного и культурного строительства.
Пленум ЦК ВКП(б), состоявшийся в августе 1924 г., признал необходимым не включать в государственный бюджет на 1924/25 г. доход от бумажно-денежной эмиссии, сохранить наряду с ориентировочным годовым бюджетом, твердые квартальные бюджеты. Государственный бюджет 1924/25 г. был первым советским бюджетом, полностью выраженным и исполненным в твердой валюте. В нем совершенно не было натуральных поступлений (вследствие полного завершения перехода к денежным налогам), что несомненно усиливало его устойчивость. Это был первый советский бюджет, в котором не только отсутствовали доходы от бумажно-денежной эмиссии, но который был исполнен с превышением доходов над расходами.
В «Директивах по составлению единого государственного бюджета СССР на 1925/26 бюджетный год», утвержденных сессией ЦИК СССР в марте, 1925 г., предлагалось «перейти к твердому годовому бюджету, своевременно составляемому, согласованному со всеми планами хозяйственных отраслей, соприкасающихся с бюджетом, и утверждаемому до начала бюджетного года».
Государственный бюджет на 1925/26 г. был исполнен: по доходам — в сумме 4066,2 млн. руб., по расходам — 4050,9 млн. руб. Превышение доходов над расходами составило 15,3 млн. руб.
III Всесоюзный съезд Советов (май 1925 г.) отметил, что Советскому Союзу «удалось не только без иностранной помощи, а, наоборот, в условиях финансовой блокады, создать твердый финансовый порядок, дающий возможность наладить правильную работу Советского государства во всех отраслях»299. В быстрых темпах строительства советской системы финансов и кредита и укрепления финансовой мощи государства ярко отразились преимущества социалистического хозяйства.
В течение небольшого срока был создан разветвленный финансово-кредитный аппарат, налажена его деятельность. По названию финансовые и кредитные институты Советского государства были схожи с институтами России и зарубежных капиталистических стран. Однако это отнюдь не означало восстановления дореволюционной системы финансов и кредита. За одними и теми же названиями финансовых и кредитных институтов и приемами их деятельности скрывалась принципиально новая сущность. Содержание финансово-кредитных отношений изменилось коренным образом.
Исключительно большая роль в этот период принадлежала финансам и кредиту как рычагам народнохозяйственного планирования. Это было отмечено XIII партийной конференцией в резолюции «Об очередных задачах экономической политики»300. Бюджетное и кредитное планирование играло важнейшую роль в обеспечении плановой увязки развития отдельных отраслей хозяйства.
Государственный бюджет выступал в роли основного твердого государственного плана, имеющего силу закона. Бюджетные методы мобилизации средств и бюджетное финансирование использовались для воздействия на работу предприятий и отраслей народного хозяйства.
Советская финансово-кредитная система в целом была с успехом использована для упрочения позиций государственных и кооперативных предприятий, оказания помощи деревенской бедноте и середняцкому крестьянству, ограничения и вытеснения капиталистических элементов, для всемерного содействия такому подъему производительных сил, который обеспечивал победу социалистического сектора народного хозяйства и упрочение союза рабочего класса и крестьянства.
XI съезд партии, излагая программу финансовой политики, наметил ряд мероприятий по строительству государственного бюджета и бюджетной системы страны. Необходимо было изжить дефицитность государственного бюджета, провести строжайший режим экономии во всех звеньях народного хозяйства.
В резолюции XI съезда партии о финансовой политике подчеркивалось первостепенное для строительства бюджета значение роста поступлений от государственных предприятий, имуществ и угодий. «Развитие доходов от государственной промышленности, транспорта и торговли, сельскохозяйственных и лесных владений, от эксплуатации недр, развитие концессионных доходов и арендных поступлений может и должно стать одним из путей оздоровления бюджета и ликвидации дефицита…»291.
Организованная партией борьба за рентабельную работу промышленности дала свои положительные результаты, что нашло отражение в росте прибыли и амортизационных отчислений союзной промышленности с 239,9 млн. руб. в 1922/23 г. до 979,3 млн. руб. в 1925/26 г.292
Перестройка работы государственных предприятий и использования государственных имуществ и угодий содействовали росту так называемых неналоговых доходов государственного бюджета, которые возросли с 213,3 млн. руб. в 1922/23 г. до 1236,6 млн. руб. в 1925/26 г.
Сюда входили доходы промышленных и транспортных предприятий, внутренней и внешней торговли, отчисления от прибылей кредитных учреждений, поступления от жилищного и коммунального хозяйства, лесной доход и пр.
В интересах социалистического строительства государство использовало также денежные сбережения населения. Основными методами организации денежных сбережений населения и мобилизации свободных денежных средств на нужды социалистического строительства стали выпуски государственных займов и привлечение средств в кредитные учреждения. За 1922—1925 гг. Советское государство выпустило десять внутренних государственных займов, из них три натуральных, пять денежных для размещения среди населения и два специального назначения.
Одним из видов натуральных займов были хлебные займы. Они характерны как показатель перехода от натуральных отношений к денежным. Облигации их продавались за деньги, но выпускная сумма займов и стоимость облигаций выражались в пудах ржи. Первый хлебный заем был выпущен в мае 1922 г. на 10 млн. пуд. ржи. Успешно прошел и второй хлебный заем 1923 г. Вследствие большого спроса на облигации, выпускная сумма займа дважды увеличивалась и была доведена до 100 млн. пуд.
В ноябре 1923 г. был выпущен Государственный краткосрочный сахарный заем на 1 млн. пуд. сахара-рафинада в целях увеличения кассовых ресурсов казначейства для финансирования сельскохозяйственных заготовок из нового урожая. Приобретение его облигаций являлось для торговых предприятий и отдельных лиц способом заготовки сахара. С февраля до мая 1924 г. заем погашался натурой (сахаром), а затем до октября — деньгами.
Выпуск натуральных займов диктовался недостаточным развитием денежных отношений и необходимостью охранять интересы владельцев облигаций от потерь, связанных с обесценением денежных знаков. После того как в 1923 г. была внедрена в обращение устойчивая валюта — банковые билеты (червонцы), а затем в 1924 г. успешно завершена денежная реформа, необходимость выпуска натуральных займов отпала.
Первым советским денежным займом был Государственный шестипроцентный выигрышный заем 1922 г., выпущенный на сумму 100 млн. руб. золотом. В отличие от натуральных, заем этот был долгосрочным; выкуп облигаций производился с 1 декабря 1928 г. в течение пяти лет посредством ежегодных тиражей погашения. По отношению к капиталистическим элементам (частным торговцам, промышленникам, подрядчикам и т.п.) был применен метод принудительного размещения. При уплате налогов они обязаны были покупать определенное количество облигаций займа, на которых делалась особая надпись («Не подлежит приему в залог и не может котироваться на бирже»). Обязательное приобретение облигаций займа было введено также для государственных и кооперативных предприятий. Среди рабочих и служащих заем размещался в порядке коллективной подписки; их право продажи и залога облигаций ничем не ограничивалось. Такой же порядок размещения был вначале применен также ко Второму государственному шестипроцентному выигрышному займу, выпущенному в апреле 1924 г. на сумму 100 млн. руб. сроком на пять лет.
Успешное завершение денежной реформы, создавшее благоприятные предпосылки для быстрого роста денежных доходов населения, открыло возможности для выпуска государственных займов, специально рассчитанных на сельскохозяйственное население. Такими займами явились крестьянские выигрышные займы 1924 и 1925 гг. Облигации этих займов принимались в уплату сельскохозяйственного налога и в обеспечение ссуд, выдаваемых сельскохозяйственными банками и обществами сельскохозяйственного кредита.
Государственными кредитными операциями специального назначения были Государственный восьмипроцентный внутренний золотой заем 1924 г. (на 100 млн. руб. сроком на шесть лет) и Государственный внутренний заем хозяйственного восстановления 1925 г. (на 300 млн. руб. из 10% годовых, сроком на пять лет). Облигации этого займа выдавались в счет финансирования плановых капитальных работ, а хозорганы должны были под залог облигаций получать в банках ссуды.
В 1923 г. началось создание системы специальных кредитных учреждений — государственных трудовых сберегательных касс. В первый год основной задачей сберегательных касс являлось страхование заработной платы от обесценения денег. В этих целях они принимали и выдавали вклады в золотом исчислении, тем самым беря на себя, т.е. на государство, курсовые потери. После завершения денежной реформы создались благоприятные условия для развертывания деятельности сберегательных касс.
Число сберегательных касс нарастало весьма интенсивно и на 1 октября 1926 г. (11 982 кассы) почти вдвое превысило довоенный уровень. В общей сумме вкладов в советских сберегательных кассах на 1 октября 1926 г. вклады рабочих составляли 16,9%, служащих — 50,8%, а на долю торговцев и других владельцев частных предприятий приходилось лишь 3,5%. Это свидетельствовало о том, что советские сберегательные кассы базировались на доходах и сбережениях широких трудящихся масс.
В 1921 г. началась перестройка системы государственного социального обеспечения рабочих и служащих. В то время государство могло взять на свой бюджет социальное обеспечение лишь инвалидов войны и военной службы, нетрудоспособных членов из семей погибших военнослужащих, инвалидов от рождения, а также выдавать пенсии некоторым категориям работников за особые заслуги перед Родиной (персональные) и за честную и беспрерывную трудовую деятельность (за выслугу лет). Одновременно партия и правительство восстанавливали государственное страхование, организовывали крестьянскую взаимопомощь.
Восстановленное в ноябре 1921 г. государственное социальное страхование распространялось на все виды временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы и на случай смерти, оно стало важным фактором подъема благосостояния трудящихся.
Социальное обеспечение лиц, работавших не по найму (крестьян, ремесленников, кустарей, лиц свободных профессий), проводилось на началах взаимности. Важнейшей ее формой были крестьянские комитеты общественной взаимопомощи — кресткомы, созданные при сельских Советах и волостных исполнительных комитетах в середине 1921 г. Главной целью их было оказание всесторонней помощи семьям красноармейцев, бедноте и маломощным хозяйствам.
В 1921 г. началось развертывание государственного имущественного страхования, прежде всего от наиболее разрушительных стихийных бедствий, — пожаров, падежа скота и т.д., аварий на сухопутном и водном транспорте. В июле 1922 г. Госстраху было предоставлено право ввести личное страхование — страхование жизни и от несчастных случаев, угрожающих жизни и здоровью людей. За 1921/22—1925/26 гг. по страхованию строений, посевов и животных было собрано почти 174 млн. руб., выплачено страхового возмещения на сумму около 109 млн. руб. За пять лет направлено: на рабочее жилищное строительство — 10,3 млн. руб., в доход государственного и местных бюджетов — 7,7 млн. руб.
Посредством налогов и неналоговых поступлений образовывался централизованный фонд денежных ресурсов, преодолевалось распыление денежных накоплений социалистического сектора народного хозяйства, регулировались доходы и накопления капиталистических элементов. Концентрация бюджетных ресурсов на решающих участках позволяла с большей эффективностью использовать государственные средства. Бюджетные ресурсы сыграли решающую роль в создании кредитной системы и в развертывании ее деятельности. Без систематической помощи из государственного бюджета не могло быть обеспечено развитие системы местных финансов. За четыре года (1922/23—1925/26 гг.) он передал местным бюджетам 890 млн. руб., не считая государственных доходов, непосредственно зачисляемых в местные бюджеты.
Развитие доходов государственного и местных бюджетов характеризуется данными табл. 4 (в млн. руб.)293.
Таблица 4
|
1922/23 г. |
1923/24 г. |
1924/25 г. |
1925/26 г. |
Всего доходов |
924,9 |
2025,8 |
3119,0 |
4245,5 |
В том числе |
||||
налоги и сборы |
534,0 |
991,1 |
1603,4 |
2192,9 |
неналоговые доходы от государственного хозяйства |
213,3 |
535,7 |
850,1 |
1236,6 |
государственные займы |
81,9 |
183,6 |
130,5 |
146,0 |
средства государственного социального страхования |
— |
— |
420,0 |
670,0 |
операции государственного казначейства |
45,7 |
315,4 |
115,0 |
— |
В % к итогу |
||||
налоги и сборы |
63,1 |
43,9 |
51,4 |
51,6 |
неналоговые доходы |
23,1 |
26,4 |
27,3 |
29,1 |
государственные займы |
8,9 |
9,1 |
4,2 |
3,4 |
средства соцстраха |
— |
— |
13,5 |
15,8 |
За три года бюджетные ресурсы государства увеличились почти в 4,6 раза. При этом в их составе произошли большие изменения: налоговые поступления выросли в 3,8 раза, неналоговые доходы от государственного хозяйства — в 5,8 раз. Кроме того, резко поднялась доля государственного хозяйства в налоговых платежах. Так, удельный вес предприятий и организаций социалистического хозяйства в подоходном налоге повысился с 12,2% в 1923/24 г. до 43,1% в 1925/26 г., а в промысловом налоге достиг 60%. В целом можно считать, что уже в тот период поступления от социалистического хозяйства (неналоговые и налоговые) отодвинули на второе место мобилизацию средств от населения.
Направление бюджетных ресурсов характеризует табл. 5 (в млн. руб.)294.
Таблица 5
|
1922/23 г. |
1923/24 г. |
1924/25 г. |
1925/26 г. |
Всего расходов |
1403,4 |
2022,2 |
3035,1 |
4209,7 |
В том числе |
||||
Народное хозяйство |
667,1 |
557,4 |
916,4 |
1223,8 |
Из них |
||||
промышленность |
136,8 |
161,1 |
188,0 |
281,1 |
сельское хозяйство |
62,1 |
89,8 |
233,0 |
282,8 |
торговля, снабжение, заготовки |
76,0 |
21,6 |
24,4 |
47,9 |
транспорт и связь |
246,1 |
149,4 |
195,8 |
282,8 |
жилищное и коммунальное хозяйство |
74,8 |
51,9 |
162,0 |
281,6 |
Социально-культурные мероприятия |
181,3 |
354,5 |
931,2 |
1370,7 |
Из них |
||||
просвещение |
111,6 |
241,5 |
358,6 |
520,3 |
здравоохранение и физкультура |
56,1 |
99,5 |
291,5 |
390,8 |
охрана труда и социальное обеспечение |
13,6 |
13,5 |
281,1 |
459,6 |
Управление |
182,0 |
283,2 |
404,5 |
551,8 |
Оборона страны |
228,1 |
402,4 |
418,1 |
569,4 |
По государственным займам |
16,6 |
75,1 |
69,6 |
122,6 |
В % к итогу |
||||
Народное хозяйство |
47,5 |
27,6 |
29,9 |
29,1 |
Социально-культурные мероприятия |
12,9 |
17,5 |
30,4 |
32,6 |
Управление |
13,0 |
14,0 |
13,2 |
13,1 |
Оборона |
16,3 |
19,9 |
13,6 |
13,5 |
По государственным займам |
1,2 |
3,7 |
2,3 |
2,9 |
За четыре года на нужды социалистического строительства было направлено через государственный и местные бюджеты и за два года через бюджет государственного социального страхования более 10,7 млрд. руб., из них около 3,4 млрд. руб. — на финансирование народного хозяйства, свыше 2,8 млрд. руб. — на социально-культурные мероприятия.
Одной из важнейших задач государственных финансов было оказание помощи тяжелой индустрии. «Тяжелая индустрия, — говорил Ленин, — нуждается в государственных субсидиях. Если мы их не найдем, то мы, как цивилизованное государство, — я уже не говорю, как социалистическое, — погибли»295. Руководствуясь этими указаниями, Советское государство принимало меры к тому, чтобы экономить на всем другом, оказывать тяжелой индустрии максимальную помощь, удовлетворять ее потребности в финансировании независимо от текущих результатов ее работы.
Из 767 млн. руб., направленных за четыре года на финансирование промышленности, тяжелая промышленность (включая электрификацию) получила 617,4 млн. руб. Основная доля средств, передаваемых государственным бюджетом промышленности, использовалась для капитальных вложений.
Государственный бюджет выделял огромные, из года в год возраставшие суммы на восстановление и развитие сельского хозяйства.
Советское государство организовало и по мере общего подъема народного хозяйства систематически усиливало помощь бедняцким и середняцким массам крестьянства. Помощь эта выражалась: в предоставлении кредитов на льготных условиях; в систематическом снижении цен на промышленные товары; в классовой дифференциации налогов, при которой беднота и часть середняков полностью освобождалась от платежей, основная доля которых приходилась на кулацкие хозяйства; в ограничении кулачества; в осуществлении социально-культурных мероприятий на селе.
Главной задачей финансирования сельского хозяйства являлось содействие кооперированию крестьянства. Средства, отпущенные сельскохозяйственной кооперации из государственного бюджета, возросли с 2,34 млн. руб. в 1923/24 г. до 9,2 млн. руб. в 1925/26 г. Вместе с тем Советская власть оказывала всемерную поддержку, в частности, финансовую, и другим видам кооперации. Всего за четыре года кооперации было передано более 60 млн. руб. бюджетных ресурсов.
Значительные средства выделялись государством для финансирования социально-культурных мероприятий. Расходы на эту цель увеличились с 181,3 млн. руб. в 1922/23 г. до 1370,7 млн. руб. в 1925/26 г. и превысили за четыре года 2,8 млрд. руб.
В этот период Советское государство проделало большую работу по строительству бюджетной системы и развитию планирования финансов.
Бюджетное строительство, в соответствии с ленинским принципом демократического централизма и национальной политикой партии, осуществлялось в двух направлениях: восстановление местных финансов, дифференциация местных бюджетов, выделение и укрепление государственных бюджетов национальных республик при обеспечении необходимого веса общесоюзного бюджета для проведения финансовой централизации.
После перехода к нэпу роль местных Советов в хозяйственной жизни усилилась. Выделение местных бюджетов создавало финансовую базу для активной деятельности на местах по развитию производительных сил и удовлетворению разнообразных потребностей населения, содействовало мобилизации и рациональному использованию местных ресурсов, увеличению источников государственных доходов, усиливало заинтересованность местных органов в росте этих доходов. Передача местным бюджетам части расходов общегосударственного бюджета разгружала последний, сокращала его дефицит, способствовала более экономному расходованию средств на местах. Для покрытия дефицитов отдельных бюджетов создавался дотационный фонд в размере, ежегодно определяемом Совнаркомом СССР.
В результате принятых Коммунистической партией и Советским правительством мер местные бюджеты быстро росли, удельный вес их в своде государственного и местных бюджетов систематически повышался. Организация системы местных бюджетов совершенствовалась постепенно, их бездефицитность обеспечивалась за счет увеличения неналоговых поступлений.
В начальные годы нэпа объединение финансовой политики Советских республик осуществлялось на основе заключенных с ними договоров по финансовым вопросам. Причем РСФСР, как наиболее мощная республика, принимала тогда на себя выполнение ряда общесоюзных функций, в связи с чем и государственный бюджет РСФСР имел характер и значение единого государственного бюджета всех союзных республик. Полное и последовательное разрешение вопроса о федеративной структуре государственного бюджета СССР и о бюджетных правах союзных и автономных республик было осуществлено на основе объединения республик в единое союзное государство и оформления этого акта в Конституции СССР.
Согласно Конституции, бюджетная система СССР составлялась из общесоюзного государственного бюджета, государственных бюджетов входящих в состав СССР союзных республик, государственных бюджетов автономных советских социалистических республик и бюджетов местных Советов. Конституция установила общие начала распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы и основы бюджетных прав Союза, союзных республик и местных Советов.
Бюджетная система СССР строилась на основе следующих принципов: финансовое верховенство Союза, вытекавшее из целей и задач объединения Советских социалистических республик; единство всей бюджетной системы, обусловленное единством классовой, политической и экономической основы центральных и местных органов государственной власти, единством целей и задач всех Советских социалистических республик и единством народнохозяйственного плана; принцип демократического централизма, выражающийся в том, что каждый Совет устанавливает свой бюджет, все эти бюджеты объединяются в сводный бюджет СССР и вышестоящие органы бюджетной системы направляют работу нижестоящих органов; последовательное проведение ленинской национальной политики, находящее свое выражение в том, что каждая республика и каждый национальный район устанавливают свой бюджет, обеспечиваются более высокие темпы роста бюджетов в прошлом более отсталых национальных районов и областей, этим областям и районам оказывается систематическая поддержка из общегосударственных средств.
Состав единого государственного бюджета за 1924/25 и 1925/26 гг. показывает табл. 6296.
Таблица 6
|
1924/25 г. |
1925/26 г. |
||
млн. руб. |
% |
млн. руб. |
% |
|
Расходы единого государственного бюджета СССР |
2969,5 |
100,0 |
4050,9 |
100,0 |
В том числе |
||||
общесоюзный бюджет |
2318,3 |
78,1 |
3006,4 |
74,2 |
республиканские бюджеты |
651,2 |
21,9 |
1044,5 |
25,8 |
из них покрывались дотациями |
115,4 |
— |
83,9 |
— |
В соответствии с целями и задачами объединения социалистических республик в одно государство, большая часть доходов и расходов сосредоточивалась в общесоюзном бюджете. Однако удельный вес последнего в едином государственном бюджете СССР снизился с 78,1% в 1924/25 г. до 74,2% в 1925/26 г. при соответствующем росте доли республиканских бюджетов.
Несмотря на большой рост доходной базы республиканских бюджетов, она была еще недостаточной ввиду высокого объема расходов этих бюджетов. Поэтому республиканским бюджетам оказывалась помощь из общесоюзного бюджета. Табл. 7 характеризует объемы государственных бюджетов отдельных союзных республик (по расходам) и распределение между ними дотаций из общесоюзного бюджета в 1924/25 и 1925/26 гг. (в млн. руб.)297.
Таблица 7
|
РСФСР |
УССР |
БССР |
ЗСФСР |
УзбССР |
ТуркмССР |
Итого |
1924/25 г. |
|||||||
Общая сумма расходов |
451,4 |
103,9 |
19,8 |
42,2 |
26,1 |
7,8 |
651,2 |
В том числе |
|||||||
покрывались дотациями из общесоюзного бюджета |
54,5 |
12,6 |
3,4 |
22,2 |
11,1 |
4,3 |
115,4 |
В % к расходам |
12,1 |
18,9 |
17,2 |
52,6 |
42,5 |
55,1 |
17,7 |
1925/26 г. |
|||||||
Общая сумма расходов |
682,1 |
186,2 |
43,2 |
74,3 |
43,3 |
15,4 |
1044,5 |
В том числе |
|||||||
покрывались дотациями из общесоюзного бюджета |
— |
7,9 |
7,4 |
37,9 |
20,0 |
10,7 |
83,9 |
В % к расходам |
— |
4,2 |
17,1 |
51,0 |
46,2 |
69,5 |
8,0 |
Распределение дотаций отражало относительную хозяйственную мощь отдельных союзных республик. Как правило, наиболее высокий процент дотаций был в бюджетах тех республик, которые были в дореволюционное время наиболее отсталыми в хозяйственном отношении. В этом наглядно проявлялась ленинская линия Коммунистической партии и Советской власти: оказывать максимально возможную помощь ранее наиболее отсталым республикам и национальным районам в целях преодоления этой отсталости и достижения ими уровня более развитых республик и районов.
Большое значение имели мероприятия по совершенствованию бюджетного планирования. Если государственный бюджет на 1921 г. составлялся еще на прежних, действовавших до нэпа, основаниях, то в бюджетах последующих лет все более полно находили отражение задачи, связанные с новыми принципами хозяйствования, с борьбой за ликвидацию бюджетного дефицита и стабилизацию валюты.
В связи с перенесением начала хозяйственного года с 1 января на 1 октября в 1922 г. государственный бюджет разрабатывался на девять месяцев — январь — сентябрь. Он был утвержден IX Всероссийским съездом Советов (декабрь 1921 г.) в качестве твердого бюджета в золотом исчислении и сводил бюджетный дефицит до 16,2% ко всем расходам. С 1923 г. бюджет стал исполняться посредством ежемесячных бюджетных планов, которые были вместе с тем и эмиссионными планами.
Важнейшая особенность бюджета на 1923/24 г. состоит в том, что он не только исчислялся, но и исполнялся (вначале частично, а затем полностью) в твердой валюте — червонцах. Это делало бюджет более реальным и устойчивым, исполнение его стало более планомерным. Бюджет оставался еще ориентировочным, так как недостаток средств требовал, в целях максимальной экономии, частого пересмотра ассигнований в течение года. Но успех денежной реформы позволил с июля 1924 г. отказаться от исполнения бюджета посредством ежемесячных бюджетных планов; в качестве твердых бюджетных планов стали применяться квартальные бюджеты.
В бюджетном плане на 1923/24 г. и его исполнении ярко проявились успехи борьбы за оздоровление государственного бюджета и всего денежного хозяйства. Несмотря на некоторое превышение плана по расходам, дефицит оказался ниже планового и составил лишь 5,5% всех расходов, что явилось результатом крупного перевыполнения плана доходов. XIII партийная конференция (январь 1924 г.) отметила: «Впервые мы имеем действительно соответствующие жизни бюджетные планы, которые в большей мере, чем до сих пор, позволяют предвидеть и рассчитывать в области государственного управления и хозяйства»298.
Резкое снижение бюджетного дефицита, соответствие бюджетных планов конкретным условиям хозяйственной жизни, значительный шаг вперед в достижении реальности государственного бюджета свидетельствовали об успехах хозяйственного и культурного строительства.
Пленум ЦК ВКП(б), состоявшийся в августе 1924 г., признал необходимым не включать в государственный бюджет на 1924/25 г. доход от бумажно-денежной эмиссии, сохранить наряду с ориентировочным годовым бюджетом, твердые квартальные бюджеты. Государственный бюджет 1924/25 г. был первым советским бюджетом, полностью выраженным и исполненным в твердой валюте. В нем совершенно не было натуральных поступлений (вследствие полного завершения перехода к денежным налогам), что несомненно усиливало его устойчивость. Это был первый советский бюджет, в котором не только отсутствовали доходы от бумажно-денежной эмиссии, но который был исполнен с превышением доходов над расходами.
В «Директивах по составлению единого государственного бюджета СССР на 1925/26 бюджетный год», утвержденных сессией ЦИК СССР в марте, 1925 г., предлагалось «перейти к твердому годовому бюджету, своевременно составляемому, согласованному со всеми планами хозяйственных отраслей, соприкасающихся с бюджетом, и утверждаемому до начала бюджетного года».
Государственный бюджет на 1925/26 г. был исполнен: по доходам — в сумме 4066,2 млн. руб., по расходам — 4050,9 млн. руб. Превышение доходов над расходами составило 15,3 млн. руб.
III Всесоюзный съезд Советов (май 1925 г.) отметил, что Советскому Союзу «удалось не только без иностранной помощи, а, наоборот, в условиях финансовой блокады, создать твердый финансовый порядок, дающий возможность наладить правильную работу Советского государства во всех отраслях»299. В быстрых темпах строительства советской системы финансов и кредита и укрепления финансовой мощи государства ярко отразились преимущества социалистического хозяйства.
В течение небольшого срока был создан разветвленный финансово-кредитный аппарат, налажена его деятельность. По названию финансовые и кредитные институты Советского государства были схожи с институтами России и зарубежных капиталистических стран. Однако это отнюдь не означало восстановления дореволюционной системы финансов и кредита. За одними и теми же названиями финансовых и кредитных институтов и приемами их деятельности скрывалась принципиально новая сущность. Содержание финансово-кредитных отношений изменилось коренным образом.
Исключительно большая роль в этот период принадлежала финансам и кредиту как рычагам народнохозяйственного планирования. Это было отмечено XIII партийной конференцией в резолюции «Об очередных задачах экономической политики»300. Бюджетное и кредитное планирование играло важнейшую роль в обеспечении плановой увязки развития отдельных отраслей хозяйства.
Государственный бюджет выступал в роли основного твердого государственного плана, имеющего силу закона. Бюджетные методы мобилизации средств и бюджетное финансирование использовались для воздействия на работу предприятий и отраслей народного хозяйства.
Советская финансово-кредитная система в целом была с успехом использована для упрочения позиций государственных и кооперативных предприятий, оказания помощи деревенской бедноте и середняцкому крестьянству, ограничения и вытеснения капиталистических элементов, для всемерного содействия такому подъему производительных сил, который обеспечивал победу социалистического сектора народного хозяйства и упрочение союза рабочего класса и крестьянства.