3. Регулирование капитализма экономическими и внеэкономическими методами

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 

Последовательно осуществляя ленинскую политику направления капитализма в русло государственного капитализма, Советское государство регулировало капитализм также обычными методами экономического и внеэкономического характера. Эти методы оставались главными в отношении преобладающей части частного капитала.

Регулирование капитализма в промышленности требовало применения различных форм и методов надзора, учета и контроля. Рамки предпринимательской деятельности частного капитала регламентировались допущением его в определенных отраслях промышленности, ограничивались размерами предприятий, отпуском сырья, материалов, оборудования, условиями кредитования, налоговой политикой, уровнем тарифов за перевозки.

Большое значение для регулирования капитализма в промышленности и ограничения эксплуатации наемной рабочей силы, а следовательно, и возможности капиталистического накопления имела защита прав трудящихся на частных предприятиях, государственное регулирование условий труда на них. Органы Народного комиссариата труда и профсоюзы осуществляли строгий контроль за выполнением всеми частными предприятиями законоположений о труде. За злостное нарушение советских законов о труде — увеличение продолжительности рабочего дня сверх установленного законом времени, выплата заработной платы ниже предписанных законом ставок, отказ оплачивать сверхурочные работы, эксплуатация детей и подростков — виновные привлекались к строгой судебной ответственности. По представлениям инспекций труда за 1922 г. суды рассмотрели около 20 тыс. дел, связанных с нарушением Кодекса законов о труде392.

Регулирование развития частного капитала выразилось прежде всего в том, что Советское государство определяло, в каких отраслях его деятельность экономически нецелесообразна и нежелательна. Так, например, частный капитал вытеснялся из таких отраслей промышленности, как мукомольная, маслобойная, крупяная. Внедрение частного капитала в эти отрасли промышленности поставило бы в определенной мере в зависимость от него жизненный уровень городских рабочих. Кроме того, широкая деятельность частного капитала в этих отраслях промышленности, непосредственно связанных с переработкой сельскохозяйственных продуктов, привела бы к экономическому подчинению крестьянских хозяйств частному капиталу, что составляло политическую опасность для социалистического строительства. Поэтому развитию частного капитала в этих отраслях ставились серьезные преграды. В 1925—1926 гг. был высоким удельный вес частного капитала в кожевенной промышленности. Значительная часть сырья здесь закупалась частными заводчиками и кустарями, работавшими на них. Чтобы вытеснить частный капитал из кожевенной промышленности, было сокращено, а затем полностью прекращено его банковское кредитование; государство прекратило снабжение частных заводов импортными материалами, особенно дубильными веществами; частным предпринимателям запрещалось также строительство новых кожевенных заводов. Государство расторгало арендные договоры с частными лицами, изымало предприятия кожевенной промышленности из частной аренды и передавало их кооперативам и другим организациям. Всеми этими мерами государство подрывало базу частной промышленности. Аналогичные меры регулирования частного капитала применяли в мукомольной и крупяной промышленности.

Как показывает исторический опыт, частный капитал оказывал серьезное сопротивление всем мерам государственного регулирования. XII партийная конференция (август 1922 г.) разоблачила попытки капиталистических элементов действовать под прикрытием тех или иных советских организаций, и прежде всего кооперативных, чтобы под прикрытием легальности «обойти Советскую власть с тыла»393. Государственные органы пресекали попытки капиталистов использовать нелегальные, скрытые формы эксплуатации рабочих под прикрытием лжекооперативов, системы квартирничества, домашней системы капиталистической организации кустарей и других форм, которые маскировали деятельность капиталистов.

Наиболее распространенной формой нелегальной деятельности частного капитала было экономическое подчинение кустарей и ремесленников, превращение их фактически в эксплуатируемых наемных рабочих, через систему капиталистической организации кустарной промышленности. Капиталист снабжал кустарей сырьем и материалами, определял размеры и характер производства, а кустарь обязывался сдавать только ему готовую продукцию, получая за нее фактически сдельную заработную плату. Это относилось и к частным оптовым торговцам, которые стремились обеспечить себе источники снабжения путем объединения вокруг себя кустарей.

Поскольку Советское государство создавало особо благоприятные условия для развития кооперации, частный капитал старался прикрыться вывеской кооперативных артелей и товариществ, чтобы маскировать свою эксплуататорскую сущность флагом общественного хозяйства. Поэтому получила большое распространение организация лжеартелей. Так же широко использовались частным капиталом для прикрытия спекулятивной деятельности акционерные общества, общества взаимного кредита и другие формы организации.

Государство принимало меры к тому, чтобы не допустить подчинения трудовых хозяйств кустарей и ремесленников, трудовых крестьянских хозяйств капиталистической эксплуатации, «разомкнуть» хозяйственный круг капиталистического и частного трудового хозяйства. Эта сложная задача решалась целой системой экономических и административно-правовых мер, развитием государственного мелкого кредита для мелких производителей, их кооперированием, планомерным снабжением их сырьем и организацией сбыта их продукции. Была установлена уголовная ответственность частных предпринимателей, которые образовывали частнокапиталистические предприятия под видом промысловых и иных артелей. Промысловой кооперации воспрещено было сбывать через частных капиталистов и посредников — перекупщиков изделия, выработанные из сырья, полученного от государства в плановом порядке. Кустарные промыслы включались в планы развития народного хозяйства, им передавались заказы для государственной промышленности.

Судьба частного капитала в промышленности была предрешена неизмеримым преимуществом крупного социалистического производства перед мелким. Частная капиталистическая промышленность, в основном мелкая, отчасти средняя, с несравненно более отсталой техникой, не могла выдержать сколько-нибудь длительного состязания с крупной централизованной, технически несравненно более совершенной социалистической промышленностью, с более низкими ценами на промышленные изделия. Но это не умаляет значения проблемы борьбы с частным капиталом в промышленности.

В результате быстрого роста социалистической промышленности и мер по ограничению и вытеснению частного капитала его удельный вес в валовой продукции всей промышленности составлял в 1926/27 г. 14%, а в крупной промышленности — 2,4%. Таким образом, в конце восстановительного периода Советское государство вплотную приблизилось к решению проблемы «кто — кого» в промышленности в пользу социализма.

В восстановительный период на первый план была выдвинута задача регулирования капитализма в области торговли, овладение рынком. Это был один из наиболее острых участков классовой борьбы. Овладение рынком, т.е. обуздание рыночной стихии и вытеснение частного капитала из товарооборота, имело первостепенное значение для установления прочной экономической смычки между рабочим классом и крестьянством.

Развернутая программа борьбы с частным капиталом, его регулирования в области торговли для овладения рынком была разработана в решениях XIII партийной конференции и XIII партийного съезда. Намеченная партийной конференцией и съездом партии программа регулирования капитализма и овладения рынком включала как меры экономического, так и внеэкономического характера: регулирование рыночных цен на основные предметы массового потребления; всемерное усиление кооперации и всесторонняя помощь ей; такое направление кредитной политики и политики снабжения, которое систематически усиливало позиции обобществленного сектора торговли в его борьбе с частным капиталом на рынке; организация работы кустарей на договорных началах с государственными и кооперативными органами; организация непосредственной прямой связи частного розничника с государственными оптовыми органами; прекращение частных посреднических операций в области оптовой торговли; усиление всех мер контроля за деятельностью частного торгового капитала со стороны регулирующих органов государства; соответствующее направление налоговой политики; усиление борьбы со злостными спекулянтами, привлечение к ответственности за нарушение постановлений о предельных ценах и др.394

В итоге восстановительного периода была в основном решена задача вытеснения частного капитала из оптовой торговли. Если в 1923/24 г. удельный вес частного капитала в общей сумме оптового товарооборота составлял 18,1%, то в 1925/26 г. он упал до 7,9%395. Это давало Советскому государству возможность концентрировать в своих руках основную массу товарных ресурсов, направлять их в рыночный оборот в соответствии с государственными планами, осуществлять политику регулирования цен на рынке, оказывая таким образом эффективное влияние на рынок в целом, ограничивая рамки деятельности частного капитала в торговле.

Социалистическое обобществление розничной торговли было несравненно более сложным и трудным, чем обобществление оптовой торговли. Основная задача — вытеснить частный капитал из розничной торговли — была возложена на кооперацию. Государство всемерно поддерживало кооперацию, ей оказывалась материальная, финансовая помощь, помощь кадрами. Советское государство добивалось того, чтобы кооперация совершенствовала, упрощала и удешевляла торговый аппарат, рационализировала свою торговую деятельность, снижая накладные расходы. Все эти меры обеспечили кооперации экономическую возможность эффективно бороться с частным капиталом в торговле.

Одним из основных условий победы социализма в его экономическом соревновании с частным капиталом было регулирование рыночных цен на основе политики снижения цен. XIII съезд партии в постановлении «О внутренней торговле» указывал, что «непосредственной мерой степени осуществления руководящей роли Советского государства на рынке является та степень влияния, которую государство осуществляет в деле регулирования рыночных цен»396. Регулирование рыночных цен являлось одним из выражений планомерного руководства со стороны государства всем процессом хозяйственного развития.

В годы восстановления народного хозяйства регулирование рыночных цен на основе политики снижения промышленных цен было важнейшим условием обуздания рыночной стихии, борьбы с частным капиталом и укрепления смычки с крестьянством. Регулирование цен на основные предметы массового потребления было важным средством ограничения частнокапиталистического накопления, поскольку регулирование цен было направлено против получения частниками спекулятивной прибыли и утечки значительной части доходов трудящихся в их пользу.

Одна из главных задач политики цен, их регулирования состояла в том, чтобы государственные организации и кооперация, сосредоточивая в своих руках основную массу продуктов, необходимых широким массам потребителей, продавали их дешевле частника, преодолевая и вытесняя таким образом частный капитал экономически.

Советская политика снижения цен вынуждала частника, несмотря на его сопротивление, также в определенной мере снижать цены, что означало снижение накопления в частном секторе. Контроль государственных регулирующих органов за соблюдением установленного уровня цен ограничивал возможность переложения частными капиталистами тяжести налогов на плечи покупателей.

Уже на начальном этапе регулирования цен государством устанавливались предельные цены на товары, обращающиеся на внутреннем рынке во всех стадиях товарного обращения, определялись списки товаров, продажа которых разрешалась только по установленным ценам. На ряд товаров (чай, соль, сахар, спички, махорка, папиросы и некоторые другие) были установлены единые для всей страны, независимо от района, этикетные цены, обязательные для всех видов торговли, в том числе и частной. На остальные товары, имевшие особое значение в массовом потреблении, устанавливались твердые порайонные цены.

Согласно постановлению XIII партийной конференции, в тех случаях, когда было обеспечено насыщение рынка определенными товарами государственных и кооперативных организаций, нормирование цен распространялось и на частную торговлю. Комиссионные операции разрешались только в розничной торговле при отсутствии государственной и кооперативной розницы и лишь при продаже товаров по предельным ценам.

Эффективным методом подчинения частного капитала хозяйственной политике государства, его регулирующим мероприятиям в области цен был отпуск товаров частным торговцам на твердых условиях реализации, на договорных началах.

В 1924/25 хозяйственном году сельские кооперативы продавали промышленные товары на 11—14% ниже рыночных. Уже эти первые результаты обуздания рыночной стихии означали ограничение развития частного капитала, его накоплений. В 1927/28 г. государственные организации и кооперации продавали свои товары на 33% дешевле, чем частные торговцы. Это и определило в то время высокие темпы вытеснения частного капитала из сферы товарооборота397.

Процесс относительного вытеснения частного капитала из розничного товарооборота начался уже с 1923/24 г., когда его удельный вес во всем розничном товарообороте упал с 75,3% в 1922/23 г. до 57,7%398. Но в восстановительный период еще продолжался абсолютный рост розничного товарооборота частной торговли. В это же время розничный товарооборот обобществленной торговли возрастал значительно быстрее. Особенно высокими темпами развивалась кооперативная торговля, которая играла основную роль в вытеснении частного капитала из розничного товарооборота. За период с 1922/23 г. до 1926 г. розничный товарооборот кооперативной торговли вырос в 15 раз399. Хотя до 1925/26 г. продолжался абсолютный рост частной торговой сети в розничной торговле (сокращение ее абсолютной численности началось в 1926/27 гг.), но темпы роста государственной и кооперативной торговой сети уже значительно обгоняли темпы роста частной торговли.

Таким образом, в восстановительный период успешно развивался процесс обобществления всей сферы товарного обращения, включая и розничный товарооборот, ограничения и вытеснения частного капитала в торговле.

Важным фактором подчинения частного капитала регулирующему влиянию государства и укрепления позиций социалистического сектора хозяйства являлась кредитная политика. «Политика кредитных учреждений, — указывается в решениях XIII съезда партии, — должна быть направлена на систематическое усиление позиций государственных и кооперативных организаций в их борьбе на рынке с частным капиталом»400. Сокращение или полное прекращение кредитования, повышение стоимости кредита, предоставление кредита только на определенных условиях его применения — таковы были регулирующие меры в области кредита.

О движении кредитной задолженности частного капитала в первые годы нэпа можно судить по следующим данным: на 1 октября 1924 г. она составляла 21 356 тыс. руб. Госбанку и спецбанкам (Внешторгбанку, Промбанку, Всекобанку и Мосгорбанку) и 8756 тыс. руб. Обществам взаимного кредита, а на 1 октября 1926 г. соответствующие цифры составляли: 50 630 и 51 390 тыс. руб.401 Значительны также были размеры товарного кредитования частного капитала: в 1925/26 г. государственная промышленность предоставила частному капиталу товарного кредита на 190 млн. руб.402

Такой объем кредитования частного капитала в известной мере объяснялся отступлением части банковских работников от последовательно классовой политики в отношении кредитования частного капитала. Поэтому государство принимало меры к тому, чтобы кредитные учреждения обеспечивали интересы социалистического сектора хозяйства и укрепляли его позиции в борьбе с частным капиталом. В отношении частного капитала проводилась политика кредитного ограничения и из года в год его удельный вес в общей сумме кредитов снижался.

По данным пяти главнейших банков удельный вес отдельных социальных секторов в общей сумме кредитных вложений составлял на 1 октября каждого года403:

 

1923 г.

1924 г.

1925 г.

1926 г.

Государственные предприятия

61,0

72,0

77,5

81,0

Кооперация

27,5

26,0

20,0

17,0

Частные лица и фирмы

11,5

2,0

2,5

2,0

Таким образом, с 1923 по 1926 г. доля частного капитала в кредитных вложениях банков уменьшилась больше чем в 5 раз. В 1926 г. было прекращено предоставление кредитов частному капиталу под залог дефицитных товаров. Все кредитование частника было сосредоточено в Госбанке при полном прекращении отпуска кредитов отраслевыми банками. Госбанк же кредитовал частников прежде всего при выполнении ими полезных, с точки зрения государства, функций или при использовании кредитов на определенных условиях. Полностью прекращалось кредитование частных оптовиков. Резко сокращено было также кредитование Обществ взаимного кредита (ОВК): с 1 октября 1925 г. по 1 октября 1927 г. их задолженность Госбанку и акционерным банкам сократилась с 13,6 млн. руб. до 3,6 млн. руб.404 Существенно ограничивался учет векселей, выданных частными лицами и фирмами государственным и кооперативным организациям.

Всестороннее использование кредитной политики сыграло большую роль в ограничении и вытеснении частного капитала.

Одним из наиболее действенных орудий регулирования темпов роста и развития частного капитала была налоговая политика. Она носила ярко выраженный классовый характер: состоятельные капиталистические элементы облагались высокими налогами, постепенно увеличивалась доля изъятия из доходов частных промышленников и торговцев в государственные доходы, ставились определенные границы капиталистическому накоплению. Введенные налоговым законодательством виды налогов и дифференцированные ставки налогообложения затрудняли конкуренцию частного капитала с государственными и кооперативными предприятиями. В то же время налоговая политика предусматривала значительные преимущества для государственных и кооперативных промышленных предприятий и организаций.

Важное место в налоговой системе Советского государства принадлежало подоходному обложению, которое являлось наиболее эффективным налоговым методом регулирования накоплений частного капитала, его ограничения и вытеснения, поскольку он учитывал всю совокупность доходов частного капитала. Прогрессивной шкалой облагались в 1924/25 г. около 40% плательщиков подоходного налога по группе торгово-промышленной буржуазии405.

Доходы частного капитала облагались подоходно-поимущественным налогом, базировавшимся на принципе возрастающей прогрессии обложения по мере увеличения общей суммы доходов. Большое значение в изъятии высоких прибылей частного капитала имел налог на сверхприбыль. Этот налог был введен в 1925/26 г. (в годы обострения товарного голода), когда в результате взвинчивания цен в руках частного капитала осели высокие конъюнктурные прибыли.

Применялись и другие виды налогов, которые содействовали ограничению накоплений частного капитала. Так, был установлен специальный налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Все частные предприниматели обязаны были вносить страховые взносы в размере 16% общей суммы заработной платы занятых у них рабочих и служащих. Дополнительное прямое обложение частных капиталистов включало также принудительное размещение среди них государственных внутренних займов, целевой квартирный налог на всех лиц, получающих нетрудовые доходы и облагавшихся подоходным налогом, плату за обучение и некоторые другие. По некоторым подсчетам налоги и сборы только с частной торговли в 1924/25 г. (до усиления налогового обложения частного капитала) превысили 220 млн. руб. Сверх этого частным торговым капиталом было уплачено 40 млн. руб. налогообразных платежей, внесенных в составе арендной платы (вся арендная плата составляла в то время 93,1 млн. руб.), квартирной платы — 51,4 млн. руб., плата за обучение детей — 25,6 млн. руб.406

Налоговое обложение частного капитала заметно усилилось в 1924 г. Если в 1922 г. ставки подоходно-поимущественного налога достигали 12% дохода, то к концу 1924 г. они составили 35% от доходов, не считая местной надбавки в ¼ государственного оклада407.

Наряду с налоговой политикой Советское государство использовало также политику тарификации ставок железнодорожных перевозок для регулирования и вытеснения частного капитала. Для грузов государственной промышленности и торговли и для кооперации устанавливались пониженные, льготные тарифы по сравнению с тарифами на перевозки частнохозяйственных грузов. В 1926 г. для всех грузов необобществленного сектора были установлены надбавки в размере 50—100% к общему тарифу.

Так налоговая политика способствовала регулированию участия частного капитала в хозяйственном обороте, вводила темп его накоплений в определенные рамки, соответствовавшие политике Советского государства.

Ленин придавал большое значение установлению строгого и полного учета деятельности частного капитала как обязательному условию подчинения частнохозяйственного капитализма контролю и надзору государства. Без систематического сбора и тщательного изучения данных о размерах, формах и результатах деятельности частного капитала в отдельных областях хозяйства невозможно было своевременно принимать необходимые меры законодательного и экономического характера.

Учет размеров частного капитала имел и большое политическое значение, поскольку недостаточность учета скрывала подлинную картину процесса развития капиталистических отношений и искажала правильную оценку соотношений классовых сил в стране. Как известно, троцкистско-зиновьевская оппозиция, пользуясь отсутствием точного учета размеров частного капитала, «обосновывала» свое неверие в возможность построения социализма в нашей стране своими подсчетами, которые создавали извращенную картину роста капитализма в ущерб социалистическим формам хозяйства.

Советское законодательство предписывало всем частным предпринимателям в обязательном порядке представлять в государственные органы требуемые статистические данные, вести с соблюдением правил счетоводства учет всех своих операций и имущества. Так, декретом ВЦИК от 25 октября 1921 г. все частные предприниматели, в том числе и арендаторы, обязывались предоставлять наравне с государственными организациями все необходимые сведения экономического характера по «Наказу от СТО» и требованиям ВСНХ и ЦСУ408. Была установлена ответственность за уклонение от дачи сведений, требуемых центральными и местными государственными учреждениями409. Предоставление отчетности о деятельности частного капитала было возложено на различные объединения частных капиталистов — акционерные общества, Общества взаимного кредита, Комитеты рыночных торговцев и др.

Правильная оценка удельного веса частного капитала в отдельных отраслях хозяйства явилась важным условием действенного регулирования капитализма.

Восстановительный период был исключительно труден вследствие новизны и сложности задач, вставших перед партией и государством. Только творческое применение марксизма к анализу новых закономерностей общественного развития дало партии возможность успешно разрешить новые, впервые выдвинутые жизнью проблемы социалистического строительства. Это относится и к проблеме регулирования капитализма, его ограничения и вытеснения.

На первый план выдвинулась важнейшая задача экономической политики — решение проблемы «кто — кого» в сфере обращения, проблема овладения рынком, обуздания рыночной стихии с целью подчинить частный, неорганизованный рынок хозяйственной политике государства и вытеснить частный капитал из товарооборота. Стихийные, частнокапиталистические элементы еще могли сопротивляться экономическим мероприятиям государства. Поэтому борьба двух рынков — организованного, обобществленного и неорганизованного, частного, — в которой выражалась борьба планового начала со стихийностью в экономическом развитии, — развернулась с особой остротой.

Опираясь на ведущую роль социалистического сектора хозяйства в экономической жизни в целом, партия успешно решила поставленную Лениным при переходе к новой экономической политике задачу — использовать капитализм в интересах восстановления народного хозяйства. Системой различных мер государство стремилось направить капиталистические накопления в те отрасли хозяйства, в которые оно само в данное время вкладывать свои средства не могло. В то же время частный капитал не допускался в отрасли, в которых его деятельность была нежелательной, вредной.

Советское государство поощряло деятельность частных капиталистов в производстве строительных материалов, растущий спрос на которые оно в то время не могло удовлетворить, желательно было также использовать деятельность частного капитала в отраслях добывающей промышленности, которые не имели крупнопромышленной организации и в продукции которых ощущался большой недостаток.

Советское государство стимулировало деятельность частного капитала в добыче золота, свинца, цинка и других драгоценных и цветных металлов в районах Сибири и Дальнего Востока. Частному капиталу в золотопромышленности были предоставлены большие льготы, приравнивавшие его во многом к государственным организациям. В те годы (1926—1927 гг.) частные золотопромышленники добывали золота больше, чем государственный трест «Дальзолото». Большие льготы были предоставлены также частным предприятиям, занятым поиском, разведкой и добычей оловянных, свинцовых, алюминиевых руд и извлечением из них концентратов410.

В 1928 г. в ходе реконструктивного периода было принято постановление о привлечении частного капитала к жилищному строительству. Государство способствовало образованию частных акционерных обществ и строительных контор для сооружения крупных жилых домов. Частные строительные конторы и предприятия производства строительных материалов также приравнивались в налогообложении к государственным предприятиям и пользовались рядом других льгот в области кредитования.

Уже в ходе восстановительного периода были достигнуты решающие успехи в вытеснении частного капитала из промышленности, торговли. В итоге восстановительного периода, как отмечал XV съезд партии (декабрь 1927 г.), произошла радикальная перегруппировка между обобществленными формами хозяйства, простым товарным хозяйством и хозяйством капиталистическим. Социалистический сектор стал играть решающую роль во всем народном хозяйстве. В связи с этим съезд указал, что по отношению к элементам частнокапиталистического хозяйства «должна и может быть применена политика еще более решительного хозяйственного вытеснения»411.

С этого времени начался завершающий период борьбы с частным капиталом. Реконструктивный период привел к полному вытеснению капитализма из всех сфер экономики, к победе социализма как в городе, так и в деревне.

Последовательно осуществляя ленинскую политику направления капитализма в русло государственного капитализма, Советское государство регулировало капитализм также обычными методами экономического и внеэкономического характера. Эти методы оставались главными в отношении преобладающей части частного капитала.

Регулирование капитализма в промышленности требовало применения различных форм и методов надзора, учета и контроля. Рамки предпринимательской деятельности частного капитала регламентировались допущением его в определенных отраслях промышленности, ограничивались размерами предприятий, отпуском сырья, материалов, оборудования, условиями кредитования, налоговой политикой, уровнем тарифов за перевозки.

Большое значение для регулирования капитализма в промышленности и ограничения эксплуатации наемной рабочей силы, а следовательно, и возможности капиталистического накопления имела защита прав трудящихся на частных предприятиях, государственное регулирование условий труда на них. Органы Народного комиссариата труда и профсоюзы осуществляли строгий контроль за выполнением всеми частными предприятиями законоположений о труде. За злостное нарушение советских законов о труде — увеличение продолжительности рабочего дня сверх установленного законом времени, выплата заработной платы ниже предписанных законом ставок, отказ оплачивать сверхурочные работы, эксплуатация детей и подростков — виновные привлекались к строгой судебной ответственности. По представлениям инспекций труда за 1922 г. суды рассмотрели около 20 тыс. дел, связанных с нарушением Кодекса законов о труде392.

Регулирование развития частного капитала выразилось прежде всего в том, что Советское государство определяло, в каких отраслях его деятельность экономически нецелесообразна и нежелательна. Так, например, частный капитал вытеснялся из таких отраслей промышленности, как мукомольная, маслобойная, крупяная. Внедрение частного капитала в эти отрасли промышленности поставило бы в определенной мере в зависимость от него жизненный уровень городских рабочих. Кроме того, широкая деятельность частного капитала в этих отраслях промышленности, непосредственно связанных с переработкой сельскохозяйственных продуктов, привела бы к экономическому подчинению крестьянских хозяйств частному капиталу, что составляло политическую опасность для социалистического строительства. Поэтому развитию частного капитала в этих отраслях ставились серьезные преграды. В 1925—1926 гг. был высоким удельный вес частного капитала в кожевенной промышленности. Значительная часть сырья здесь закупалась частными заводчиками и кустарями, работавшими на них. Чтобы вытеснить частный капитал из кожевенной промышленности, было сокращено, а затем полностью прекращено его банковское кредитование; государство прекратило снабжение частных заводов импортными материалами, особенно дубильными веществами; частным предпринимателям запрещалось также строительство новых кожевенных заводов. Государство расторгало арендные договоры с частными лицами, изымало предприятия кожевенной промышленности из частной аренды и передавало их кооперативам и другим организациям. Всеми этими мерами государство подрывало базу частной промышленности. Аналогичные меры регулирования частного капитала применяли в мукомольной и крупяной промышленности.

Как показывает исторический опыт, частный капитал оказывал серьезное сопротивление всем мерам государственного регулирования. XII партийная конференция (август 1922 г.) разоблачила попытки капиталистических элементов действовать под прикрытием тех или иных советских организаций, и прежде всего кооперативных, чтобы под прикрытием легальности «обойти Советскую власть с тыла»393. Государственные органы пресекали попытки капиталистов использовать нелегальные, скрытые формы эксплуатации рабочих под прикрытием лжекооперативов, системы квартирничества, домашней системы капиталистической организации кустарей и других форм, которые маскировали деятельность капиталистов.

Наиболее распространенной формой нелегальной деятельности частного капитала было экономическое подчинение кустарей и ремесленников, превращение их фактически в эксплуатируемых наемных рабочих, через систему капиталистической организации кустарной промышленности. Капиталист снабжал кустарей сырьем и материалами, определял размеры и характер производства, а кустарь обязывался сдавать только ему готовую продукцию, получая за нее фактически сдельную заработную плату. Это относилось и к частным оптовым торговцам, которые стремились обеспечить себе источники снабжения путем объединения вокруг себя кустарей.

Поскольку Советское государство создавало особо благоприятные условия для развития кооперации, частный капитал старался прикрыться вывеской кооперативных артелей и товариществ, чтобы маскировать свою эксплуататорскую сущность флагом общественного хозяйства. Поэтому получила большое распространение организация лжеартелей. Так же широко использовались частным капиталом для прикрытия спекулятивной деятельности акционерные общества, общества взаимного кредита и другие формы организации.

Государство принимало меры к тому, чтобы не допустить подчинения трудовых хозяйств кустарей и ремесленников, трудовых крестьянских хозяйств капиталистической эксплуатации, «разомкнуть» хозяйственный круг капиталистического и частного трудового хозяйства. Эта сложная задача решалась целой системой экономических и административно-правовых мер, развитием государственного мелкого кредита для мелких производителей, их кооперированием, планомерным снабжением их сырьем и организацией сбыта их продукции. Была установлена уголовная ответственность частных предпринимателей, которые образовывали частнокапиталистические предприятия под видом промысловых и иных артелей. Промысловой кооперации воспрещено было сбывать через частных капиталистов и посредников — перекупщиков изделия, выработанные из сырья, полученного от государства в плановом порядке. Кустарные промыслы включались в планы развития народного хозяйства, им передавались заказы для государственной промышленности.

Судьба частного капитала в промышленности была предрешена неизмеримым преимуществом крупного социалистического производства перед мелким. Частная капиталистическая промышленность, в основном мелкая, отчасти средняя, с несравненно более отсталой техникой, не могла выдержать сколько-нибудь длительного состязания с крупной централизованной, технически несравненно более совершенной социалистической промышленностью, с более низкими ценами на промышленные изделия. Но это не умаляет значения проблемы борьбы с частным капиталом в промышленности.

В результате быстрого роста социалистической промышленности и мер по ограничению и вытеснению частного капитала его удельный вес в валовой продукции всей промышленности составлял в 1926/27 г. 14%, а в крупной промышленности — 2,4%. Таким образом, в конце восстановительного периода Советское государство вплотную приблизилось к решению проблемы «кто — кого» в промышленности в пользу социализма.

В восстановительный период на первый план была выдвинута задача регулирования капитализма в области торговли, овладение рынком. Это был один из наиболее острых участков классовой борьбы. Овладение рынком, т.е. обуздание рыночной стихии и вытеснение частного капитала из товарооборота, имело первостепенное значение для установления прочной экономической смычки между рабочим классом и крестьянством.

Развернутая программа борьбы с частным капиталом, его регулирования в области торговли для овладения рынком была разработана в решениях XIII партийной конференции и XIII партийного съезда. Намеченная партийной конференцией и съездом партии программа регулирования капитализма и овладения рынком включала как меры экономического, так и внеэкономического характера: регулирование рыночных цен на основные предметы массового потребления; всемерное усиление кооперации и всесторонняя помощь ей; такое направление кредитной политики и политики снабжения, которое систематически усиливало позиции обобществленного сектора торговли в его борьбе с частным капиталом на рынке; организация работы кустарей на договорных началах с государственными и кооперативными органами; организация непосредственной прямой связи частного розничника с государственными оптовыми органами; прекращение частных посреднических операций в области оптовой торговли; усиление всех мер контроля за деятельностью частного торгового капитала со стороны регулирующих органов государства; соответствующее направление налоговой политики; усиление борьбы со злостными спекулянтами, привлечение к ответственности за нарушение постановлений о предельных ценах и др.394

В итоге восстановительного периода была в основном решена задача вытеснения частного капитала из оптовой торговли. Если в 1923/24 г. удельный вес частного капитала в общей сумме оптового товарооборота составлял 18,1%, то в 1925/26 г. он упал до 7,9%395. Это давало Советскому государству возможность концентрировать в своих руках основную массу товарных ресурсов, направлять их в рыночный оборот в соответствии с государственными планами, осуществлять политику регулирования цен на рынке, оказывая таким образом эффективное влияние на рынок в целом, ограничивая рамки деятельности частного капитала в торговле.

Социалистическое обобществление розничной торговли было несравненно более сложным и трудным, чем обобществление оптовой торговли. Основная задача — вытеснить частный капитал из розничной торговли — была возложена на кооперацию. Государство всемерно поддерживало кооперацию, ей оказывалась материальная, финансовая помощь, помощь кадрами. Советское государство добивалось того, чтобы кооперация совершенствовала, упрощала и удешевляла торговый аппарат, рационализировала свою торговую деятельность, снижая накладные расходы. Все эти меры обеспечили кооперации экономическую возможность эффективно бороться с частным капиталом в торговле.

Одним из основных условий победы социализма в его экономическом соревновании с частным капиталом было регулирование рыночных цен на основе политики снижения цен. XIII съезд партии в постановлении «О внутренней торговле» указывал, что «непосредственной мерой степени осуществления руководящей роли Советского государства на рынке является та степень влияния, которую государство осуществляет в деле регулирования рыночных цен»396. Регулирование рыночных цен являлось одним из выражений планомерного руководства со стороны государства всем процессом хозяйственного развития.

В годы восстановления народного хозяйства регулирование рыночных цен на основе политики снижения промышленных цен было важнейшим условием обуздания рыночной стихии, борьбы с частным капиталом и укрепления смычки с крестьянством. Регулирование цен на основные предметы массового потребления было важным средством ограничения частнокапиталистического накопления, поскольку регулирование цен было направлено против получения частниками спекулятивной прибыли и утечки значительной части доходов трудящихся в их пользу.

Одна из главных задач политики цен, их регулирования состояла в том, чтобы государственные организации и кооперация, сосредоточивая в своих руках основную массу продуктов, необходимых широким массам потребителей, продавали их дешевле частника, преодолевая и вытесняя таким образом частный капитал экономически.

Советская политика снижения цен вынуждала частника, несмотря на его сопротивление, также в определенной мере снижать цены, что означало снижение накопления в частном секторе. Контроль государственных регулирующих органов за соблюдением установленного уровня цен ограничивал возможность переложения частными капиталистами тяжести налогов на плечи покупателей.

Уже на начальном этапе регулирования цен государством устанавливались предельные цены на товары, обращающиеся на внутреннем рынке во всех стадиях товарного обращения, определялись списки товаров, продажа которых разрешалась только по установленным ценам. На ряд товаров (чай, соль, сахар, спички, махорка, папиросы и некоторые другие) были установлены единые для всей страны, независимо от района, этикетные цены, обязательные для всех видов торговли, в том числе и частной. На остальные товары, имевшие особое значение в массовом потреблении, устанавливались твердые порайонные цены.

Согласно постановлению XIII партийной конференции, в тех случаях, когда было обеспечено насыщение рынка определенными товарами государственных и кооперативных организаций, нормирование цен распространялось и на частную торговлю. Комиссионные операции разрешались только в розничной торговле при отсутствии государственной и кооперативной розницы и лишь при продаже товаров по предельным ценам.

Эффективным методом подчинения частного капитала хозяйственной политике государства, его регулирующим мероприятиям в области цен был отпуск товаров частным торговцам на твердых условиях реализации, на договорных началах.

В 1924/25 хозяйственном году сельские кооперативы продавали промышленные товары на 11—14% ниже рыночных. Уже эти первые результаты обуздания рыночной стихии означали ограничение развития частного капитала, его накоплений. В 1927/28 г. государственные организации и кооперации продавали свои товары на 33% дешевле, чем частные торговцы. Это и определило в то время высокие темпы вытеснения частного капитала из сферы товарооборота397.

Процесс относительного вытеснения частного капитала из розничного товарооборота начался уже с 1923/24 г., когда его удельный вес во всем розничном товарообороте упал с 75,3% в 1922/23 г. до 57,7%398. Но в восстановительный период еще продолжался абсолютный рост розничного товарооборота частной торговли. В это же время розничный товарооборот обобществленной торговли возрастал значительно быстрее. Особенно высокими темпами развивалась кооперативная торговля, которая играла основную роль в вытеснении частного капитала из розничного товарооборота. За период с 1922/23 г. до 1926 г. розничный товарооборот кооперативной торговли вырос в 15 раз399. Хотя до 1925/26 г. продолжался абсолютный рост частной торговой сети в розничной торговле (сокращение ее абсолютной численности началось в 1926/27 гг.), но темпы роста государственной и кооперативной торговой сети уже значительно обгоняли темпы роста частной торговли.

Таким образом, в восстановительный период успешно развивался процесс обобществления всей сферы товарного обращения, включая и розничный товарооборот, ограничения и вытеснения частного капитала в торговле.

Важным фактором подчинения частного капитала регулирующему влиянию государства и укрепления позиций социалистического сектора хозяйства являлась кредитная политика. «Политика кредитных учреждений, — указывается в решениях XIII съезда партии, — должна быть направлена на систематическое усиление позиций государственных и кооперативных организаций в их борьбе на рынке с частным капиталом»400. Сокращение или полное прекращение кредитования, повышение стоимости кредита, предоставление кредита только на определенных условиях его применения — таковы были регулирующие меры в области кредита.

О движении кредитной задолженности частного капитала в первые годы нэпа можно судить по следующим данным: на 1 октября 1924 г. она составляла 21 356 тыс. руб. Госбанку и спецбанкам (Внешторгбанку, Промбанку, Всекобанку и Мосгорбанку) и 8756 тыс. руб. Обществам взаимного кредита, а на 1 октября 1926 г. соответствующие цифры составляли: 50 630 и 51 390 тыс. руб.401 Значительны также были размеры товарного кредитования частного капитала: в 1925/26 г. государственная промышленность предоставила частному капиталу товарного кредита на 190 млн. руб.402

Такой объем кредитования частного капитала в известной мере объяснялся отступлением части банковских работников от последовательно классовой политики в отношении кредитования частного капитала. Поэтому государство принимало меры к тому, чтобы кредитные учреждения обеспечивали интересы социалистического сектора хозяйства и укрепляли его позиции в борьбе с частным капиталом. В отношении частного капитала проводилась политика кредитного ограничения и из года в год его удельный вес в общей сумме кредитов снижался.

По данным пяти главнейших банков удельный вес отдельных социальных секторов в общей сумме кредитных вложений составлял на 1 октября каждого года403:

 

1923 г.

1924 г.

1925 г.

1926 г.

Государственные предприятия

61,0

72,0

77,5

81,0

Кооперация

27,5

26,0

20,0

17,0

Частные лица и фирмы

11,5

2,0

2,5

2,0

Таким образом, с 1923 по 1926 г. доля частного капитала в кредитных вложениях банков уменьшилась больше чем в 5 раз. В 1926 г. было прекращено предоставление кредитов частному капиталу под залог дефицитных товаров. Все кредитование частника было сосредоточено в Госбанке при полном прекращении отпуска кредитов отраслевыми банками. Госбанк же кредитовал частников прежде всего при выполнении ими полезных, с точки зрения государства, функций или при использовании кредитов на определенных условиях. Полностью прекращалось кредитование частных оптовиков. Резко сокращено было также кредитование Обществ взаимного кредита (ОВК): с 1 октября 1925 г. по 1 октября 1927 г. их задолженность Госбанку и акционерным банкам сократилась с 13,6 млн. руб. до 3,6 млн. руб.404 Существенно ограничивался учет векселей, выданных частными лицами и фирмами государственным и кооперативным организациям.

Всестороннее использование кредитной политики сыграло большую роль в ограничении и вытеснении частного капитала.

Одним из наиболее действенных орудий регулирования темпов роста и развития частного капитала была налоговая политика. Она носила ярко выраженный классовый характер: состоятельные капиталистические элементы облагались высокими налогами, постепенно увеличивалась доля изъятия из доходов частных промышленников и торговцев в государственные доходы, ставились определенные границы капиталистическому накоплению. Введенные налоговым законодательством виды налогов и дифференцированные ставки налогообложения затрудняли конкуренцию частного капитала с государственными и кооперативными предприятиями. В то же время налоговая политика предусматривала значительные преимущества для государственных и кооперативных промышленных предприятий и организаций.

Важное место в налоговой системе Советского государства принадлежало подоходному обложению, которое являлось наиболее эффективным налоговым методом регулирования накоплений частного капитала, его ограничения и вытеснения, поскольку он учитывал всю совокупность доходов частного капитала. Прогрессивной шкалой облагались в 1924/25 г. около 40% плательщиков подоходного налога по группе торгово-промышленной буржуазии405.

Доходы частного капитала облагались подоходно-поимущественным налогом, базировавшимся на принципе возрастающей прогрессии обложения по мере увеличения общей суммы доходов. Большое значение в изъятии высоких прибылей частного капитала имел налог на сверхприбыль. Этот налог был введен в 1925/26 г. (в годы обострения товарного голода), когда в результате взвинчивания цен в руках частного капитала осели высокие конъюнктурные прибыли.

Применялись и другие виды налогов, которые содействовали ограничению накоплений частного капитала. Так, был установлен специальный налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Все частные предприниматели обязаны были вносить страховые взносы в размере 16% общей суммы заработной платы занятых у них рабочих и служащих. Дополнительное прямое обложение частных капиталистов включало также принудительное размещение среди них государственных внутренних займов, целевой квартирный налог на всех лиц, получающих нетрудовые доходы и облагавшихся подоходным налогом, плату за обучение и некоторые другие. По некоторым подсчетам налоги и сборы только с частной торговли в 1924/25 г. (до усиления налогового обложения частного капитала) превысили 220 млн. руб. Сверх этого частным торговым капиталом было уплачено 40 млн. руб. налогообразных платежей, внесенных в составе арендной платы (вся арендная плата составляла в то время 93,1 млн. руб.), квартирной платы — 51,4 млн. руб., плата за обучение детей — 25,6 млн. руб.406

Налоговое обложение частного капитала заметно усилилось в 1924 г. Если в 1922 г. ставки подоходно-поимущественного налога достигали 12% дохода, то к концу 1924 г. они составили 35% от доходов, не считая местной надбавки в ¼ государственного оклада407.

Наряду с налоговой политикой Советское государство использовало также политику тарификации ставок железнодорожных перевозок для регулирования и вытеснения частного капитала. Для грузов государственной промышленности и торговли и для кооперации устанавливались пониженные, льготные тарифы по сравнению с тарифами на перевозки частнохозяйственных грузов. В 1926 г. для всех грузов необобществленного сектора были установлены надбавки в размере 50—100% к общему тарифу.

Так налоговая политика способствовала регулированию участия частного капитала в хозяйственном обороте, вводила темп его накоплений в определенные рамки, соответствовавшие политике Советского государства.

Ленин придавал большое значение установлению строгого и полного учета деятельности частного капитала как обязательному условию подчинения частнохозяйственного капитализма контролю и надзору государства. Без систематического сбора и тщательного изучения данных о размерах, формах и результатах деятельности частного капитала в отдельных областях хозяйства невозможно было своевременно принимать необходимые меры законодательного и экономического характера.

Учет размеров частного капитала имел и большое политическое значение, поскольку недостаточность учета скрывала подлинную картину процесса развития капиталистических отношений и искажала правильную оценку соотношений классовых сил в стране. Как известно, троцкистско-зиновьевская оппозиция, пользуясь отсутствием точного учета размеров частного капитала, «обосновывала» свое неверие в возможность построения социализма в нашей стране своими подсчетами, которые создавали извращенную картину роста капитализма в ущерб социалистическим формам хозяйства.

Советское законодательство предписывало всем частным предпринимателям в обязательном порядке представлять в государственные органы требуемые статистические данные, вести с соблюдением правил счетоводства учет всех своих операций и имущества. Так, декретом ВЦИК от 25 октября 1921 г. все частные предприниматели, в том числе и арендаторы, обязывались предоставлять наравне с государственными организациями все необходимые сведения экономического характера по «Наказу от СТО» и требованиям ВСНХ и ЦСУ408. Была установлена ответственность за уклонение от дачи сведений, требуемых центральными и местными государственными учреждениями409. Предоставление отчетности о деятельности частного капитала было возложено на различные объединения частных капиталистов — акционерные общества, Общества взаимного кредита, Комитеты рыночных торговцев и др.

Правильная оценка удельного веса частного капитала в отдельных отраслях хозяйства явилась важным условием действенного регулирования капитализма.

Восстановительный период был исключительно труден вследствие новизны и сложности задач, вставших перед партией и государством. Только творческое применение марксизма к анализу новых закономерностей общественного развития дало партии возможность успешно разрешить новые, впервые выдвинутые жизнью проблемы социалистического строительства. Это относится и к проблеме регулирования капитализма, его ограничения и вытеснения.

На первый план выдвинулась важнейшая задача экономической политики — решение проблемы «кто — кого» в сфере обращения, проблема овладения рынком, обуздания рыночной стихии с целью подчинить частный, неорганизованный рынок хозяйственной политике государства и вытеснить частный капитал из товарооборота. Стихийные, частнокапиталистические элементы еще могли сопротивляться экономическим мероприятиям государства. Поэтому борьба двух рынков — организованного, обобществленного и неорганизованного, частного, — в которой выражалась борьба планового начала со стихийностью в экономическом развитии, — развернулась с особой остротой.

Опираясь на ведущую роль социалистического сектора хозяйства в экономической жизни в целом, партия успешно решила поставленную Лениным при переходе к новой экономической политике задачу — использовать капитализм в интересах восстановления народного хозяйства. Системой различных мер государство стремилось направить капиталистические накопления в те отрасли хозяйства, в которые оно само в данное время вкладывать свои средства не могло. В то же время частный капитал не допускался в отрасли, в которых его деятельность была нежелательной, вредной.

Советское государство поощряло деятельность частных капиталистов в производстве строительных материалов, растущий спрос на которые оно в то время не могло удовлетворить, желательно было также использовать деятельность частного капитала в отраслях добывающей промышленности, которые не имели крупнопромышленной организации и в продукции которых ощущался большой недостаток.

Советское государство стимулировало деятельность частного капитала в добыче золота, свинца, цинка и других драгоценных и цветных металлов в районах Сибири и Дальнего Востока. Частному капиталу в золотопромышленности были предоставлены большие льготы, приравнивавшие его во многом к государственным организациям. В те годы (1926—1927 гг.) частные золотопромышленники добывали золота больше, чем государственный трест «Дальзолото». Большие льготы были предоставлены также частным предприятиям, занятым поиском, разведкой и добычей оловянных, свинцовых, алюминиевых руд и извлечением из них концентратов410.

В 1928 г. в ходе реконструктивного периода было принято постановление о привлечении частного капитала к жилищному строительству. Государство способствовало образованию частных акционерных обществ и строительных контор для сооружения крупных жилых домов. Частные строительные конторы и предприятия производства строительных материалов также приравнивались в налогообложении к государственным предприятиям и пользовались рядом других льгот в области кредитования.

Уже в ходе восстановительного периода были достигнуты решающие успехи в вытеснении частного капитала из промышленности, торговли. В итоге восстановительного периода, как отмечал XV съезд партии (декабрь 1927 г.), произошла радикальная перегруппировка между обобществленными формами хозяйства, простым товарным хозяйством и хозяйством капиталистическим. Социалистический сектор стал играть решающую роль во всем народном хозяйстве. В связи с этим съезд указал, что по отношению к элементам частнокапиталистического хозяйства «должна и может быть применена политика еще более решительного хозяйственного вытеснения»411.

С этого времени начался завершающий период борьбы с частным капиталом. Реконструктивный период привел к полному вытеснению капитализма из всех сфер экономики, к победе социализма как в городе, так и в деревне.