2. Организация оптовой торговли

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 

Оптовая торговля являлась важнейшим звеном в сфере обращения, решающим успех овладения рынком. «Пролетарское государство, — писал В. И. Ленин в октябре 1921 г., — должно стать осторожным, рачительным, умелым «хозяином», исправным оптовым купцом, — иначе оно мелкокрестьянскую страну не может экономически поставить на ноги…»320. Через несколько дней В. И. Ленин снова указывал: «…перед нами задача, чтобы государство стало оптовым торговцем или научилось вести оптовую торговлю…»321. Овладев оптовой торговлей, государство концентрировало бы в своих руках основную массу товарных ресурсов, получило бы возможность направлять их в интересах народного хозяйства и этим путем регулировать торговлю, ограничивать сферу влияния частного капитала.

Важная роль оптовой торговли в условиях мелкотоварного крестьянского хозяйства заключалась и в том, что при ее помощи в товарооборот вовлекались излишки сельскохозяйственной продукции, в результате чего повышалась экономическая заинтересованность мелких товаропроизводителей, стимулировалось дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства, создавались предпосылки для кооперирования крестьянства. Характеризуя эту сторону оптовой торговли, В. И. Ленин писал: «Оптовая торговля объединяет миллионы мелких крестьян экономически, заинтересовывая их, связывая их, подводя их к дальнейшей ступени: к разным формам связи и объединения в самом производстве»322.

С самого начала восстановительного периода решающую роль в оптовой торговле играл обобществленный сектор в лице государственных организаций и кооперации. Основным поставщиком промышленных товаров для широкого рынка являлась государственная промышленность, объединявшаяся трестами.

При крайне ограниченных оборотных средствах проблема сбыта промышленных изделий приобрела особенно большое значение323. Организация сбыта продукции налаживалась трестами с большими трудностями.

В 1922 г. для правильной организации сбыта промышленных товаров, как и снабжения производственных предприятий сырьем, координации торговой и снабженческой работы трестов начали создаваться синдикатские объединения.

Первые синдикаты были созданы в легкой промышленности: текстильной, спичечной, соляной, кожевенной, табачной. Постепенно синдицирование охватило и отрасли тяжелой индустрии — сельскохозяйственное машиностроение, силикатную промышленность, угольную, нефтяную, металлургическую.

Наряду с синдикатскими объединениями в ряде отраслей промышленности возникли синдикатские соглашения (конвенции), согласно которым между участниками разграничивались районы сбыта готовой продукции и заготовок сырья и топлива, определялись цены на готовую продукцию и сырье, размеры производства и ассортимент продукции. Такими конвенциями были, в частности, конвенция металлосиндикатов, бюро крахмально-паточной промышленности, бюро консервной промышленности и др. В общей сложности в 1922—1923 гг. было создано 20 синдикатов и конвенций. По данным ВСНХ, эти синдикаты объединяли в 1923 г. свыше 50% всех трестов соответствующих отраслей, а по числу рабочих — более 80% трестированной промышленности324. Синдикаты возглавлялись Советом синдикатов, координировавшим их деятельность.

Характерной особенностью синдикатов являлось то, что они были созданы главным образом и в первую очередь в отраслях промышленности, вырабатывающих предметы потребления и поэтому непосредственно зависевших от рынка. Координация торговой деятельности трестов именно этих отраслей была особенно важна.

Доля участия синдикатов в сбыте продукции была неравномерной в различных отраслях промышленности. Так, в нефтяной, соляной, швейной отраслях промышленности синдикаты с самого начала объединяли сбыт почти всей продукции; в большинстве других отраслей через синдикаты в первое время сбывался лишь небольшой объем продукции, основную же ее часть тресты продолжали продавать самостоятельно.

В тех отраслях промышленности, где существовал лишь один трест, объединявший все производственные предприятия данной отрасли, он сам осуществлял и сбыт продукции, выполняя тем самым функции синдикатов. К числу таких трестов принадлежали Сахаротрест, Резинотрест, Центробумтрест.

Постепенно, по мере укрепления синдикатов и улучшения, их работы, доля участия синдикатов в сбыте промышленной продукции увеличивалась. Общая сумма торгового оборота 14 основных синдикатов по сбыту промышленной продукции возросла с 1922/23 г. по 1925/26 г. почти в 6 раз — с 441,2 млн. червонных руб. до 2621,6 млн. черв. руб.325

Ведущее место в оптовой торговле синдикатов занимали: Текстильный синдикат (43% общей суммы учтенного товарооборота синдикатов), Сахаротрест (более 21%), Нефтесиндикат (около 10%). Обороты остальных синдикатов были сравнительно небольшими, что обусловливалось уровнем производства соответствующих товаров, долей реализации продуктов через синдикаты и характером самого товара (например, соль, спички, махорка), определявшим относительно небольшие суммы товарооборота.

Создание синдикатов и развитие их торговой деятельности было важным условием овладения рынком в период восстановления народного хозяйства. Синдикатская форма оптовой торговли имела значительные преимущества перед торговлей многочисленных конкурировавших между собой трестов. Более крупный масштаб торговой работы синдикатов позволил им создать широкую сеть отделений на местах и тем самым приблизить товары к районам потребления. За счет укрупнения товарооборота и рационализации торгового аппарата и товародвижения синдикаты могли снижать издержки обращения. Концентрация сбыта изделий различных специализированных предприятий каждой отрасли промышленности и осуществление надлежащей подсортировки этих изделий позволили синдикатам предоставлять торгующим организациям более широкий выбор товаров, содействуя тем самым расширению сбыта промышленной продукции и лучшему удовлетворению спроса населения.

Государственные синдикаты сыграли большую роль в планомерной организации рынков отдельных товаров, во внедрении планового начала в сферу товарного обращения, в борьбе против стихии рынка. Концентрация в синдикатах оптовой торговли основными товарами и районирование сбыта изделий каждого треста позволили более планомерно размещать товарные ресурсы по отдельным районам страны. Регулирование цен синдикатами, несмотря на отдельные ошибки, в конечном счете послужило основой для общегосударственного регулирования оптовых и розничных цен, что оказало огромное влияние на обуздание рыночной стихии.

В процессе своей деятельности синдикаты оказывали известное воздействие и на производство, главным образом в отношении улучшения качества и расширения ассортимента товаров. Синдикаты активно участвовали в разработке производственных программ объединенных ими трестов, увязывая эти программы, особенно по ассортименту, с требованиями рынка. Будучи независимыми от предприятий и трестов, синдикаты применяли к промышленным предприятиям, выпускавшим недоброкачественную продукцию, необходимые санкции, тем самым влияя на улучшение качества продукции. Синдикаты содействовали обеспечению трестов доброкачественным сырьем.

В период 1921—1925 гг. государственная оптовая торговля велась также некоторыми наркоматами и ведомствами. Так, в Народном комиссариате продовольствия (до его ликвидации в 1924 г.) оптовыми операциями занимался мельничный отдел, отдел соляной торговли, объединение государственных молочных заводов «Госмолоко», Госрыбпром и другие организации. Все эти отделы и объединения состояли на хозяйственном расчете и имели постоянные торговые аппараты. Впоследствии на базе таких отделов были созданы самостоятельные торговые организации типа синдикатов или акционерных обществ, которые после ликвидации Наркомпрода перешли в ведение Наркомвнуторга.

В системе Наркомзема были созданы торговые объединения сельскохозяйственных трестов и совхозов — Госсельсиндикат и Винсиндикат, которые занимались централизованными закупками для трестов и совхозов и сбытом их продукции. Главным торговым органом Наркомзема было объединение государственных сельскохозяйственных складов — Госсельсклад, реорганизованное в 1923 г. в акционерное общество, участниками которого были Наркомзем, ВСНХ и кооперативные организации. Оно занималось снабжением сельского хозяйства средствами производства через сеть своих отделений на местах.

Осуществлял оптовые операции и Государственный банк. Отчасти это объяснялось тем, что ему приходилось продавать товары неисправных плательщиков; отчасти же, особенно в 1922—1923 гг., — стремлением обезопасить себя от падения валюты: банк выдавал хозяйственным органам ссуды с условием возврата их соответствующими товарами, которые затем реализовывал сам. В некоторых случаях Госбанк вместо выдачи ссуд отдельным предприятиям, главным образом частнокапиталистическим, покупал товары их производства.

В условиях новой экономической политики, особенно в первый период ее проведения, известное место в оптовой торговле занимали акционерные общества. Первоначальной целью создания акционерных обществ было привлечение частного капитала — отечественного и иностранного — к сотрудничеству с Советским государством. Одновременно создавались и чисто государственные акционерные общества для улучшения связи промышленности с поставщиками сырья, а также для координации торгово-посреднической деятельности различных хозяйственных организаций, заинтересованных в развитии торговли определенными товарами.

С 1 октября 1924 г. начали функционировать 82 акционерных общества и в стадии организации находились 27 обществ. Основной капитал действовавших акционерных обществ составил 118 млн. руб., из которых на долю государственных организаций приходилось 101,9 млн. руб., или 86,2%, кооперативных и общественных — 2,3 млн. руб., или 1,9%, и частного капитала — 13,8 млн. руб., или 11,9%326.

По составу участников акционерные общества делились на три основные группы: государственные общества, смешанные общества, в которых наряду с государственными участвовали также кооперативные, общественные организации и частный капитал, и частные общества. Фактически и смешанные общества были в основном государственными: из 27,3 млн. руб. основного капитала этих обществ на долю государственных организаций приходилось 26,1 млн. руб., или 95%.

Помимо централизованных организаций государственной оптовой торговли существовали и различные формы местных государственных торговых организаций. В конце 1921 — начале 1922 г. на базе губснабов в ряде мест были созданы торговые тресты, которые в дальнейшем превратились в хозрасчетные торговые организации губернских совнархозов — «губторги» или «промторги» (Мосторг, Петроторг и т.п.)

Развитие оборотов местных торгов происходило весьма интенсивно как за счет продукции местной промышленности, так и за счет синдицированной промышленности, продукции сельского хозяйства и т.д.. В общем обороте государственной торговли местные торги занимали примерно 15%327.

Благодаря развитию оптовой торговли синдикатов, трестов, непромышленных наркоматов, государственных и смешанных акционерных обществ, местных торгов общая сумма оптового товарооборота этих организаций росла в восстановительный период быстрыми темпами, она увеличилась с 2,4 млрд. руб. в 1923/24 г. до 6,2 млрд. руб. в 1925/26 г.328

Такие темпы развития государственной оптовой торговли, обусловленные быстрым восстановлением социалистической промышленности и постепенным упорядочением самой торговли, свидетельствуют об успехах в овладении рынком со стороны государства.

Большое значение в обобществлении оптовой торговли как ключевой позиции в сфере товарного обращения имело развитие кооперации, в частности потребительской, которая становилась основным посредником между государственной промышленностью и индивидуальным потребителем.

Государственные синдикаты, тресты, акционерные общества выполняли функции первичного крупного опта. Они были непосредственно связаны с производством и осуществляли движение товаров в его начальной стадии. Однако, не имея достаточно широко разветвленной сети складов, они не в состоянии были повсеместно доводить товары до розничной сети, особенно в деревне. Эту задачу должны были выполнять оптовые звенья потребительской кооперации — Центросоюз и губернские союзы. Советское государство оказывало огромную помощь потребительской кооперации путем преимущественного снабжения ее товарами, предоставления ей различных льгот, кредитов и т.п.

Помощь государства потребительской кооперации способствовала быстрому росту оптовой торговли Центросоюза. Вместе с губернскими союзами и автономными секциями оптовый оборот всей системы потребительской кооперации достиг в 1922/23 г. 347 млн. черв. руб., а в 1925/26 г. — 3090 млн. черв. руб.329

Помимо потребительской кооперации, оптовую торговлю, главным образом изделиями собственного производства, осуществляли также сельскохозяйственная и промысловая кооперация. Включая эти виды кооперации, весь кооперативный оптовый товарооборот возрос с 1,5 млрд. руб. в 1923/24 г. до 5,3 млрд. руб. в 1925/26 г., т.е. в 3,5 раза330.

Хотя оптовый оборот кооперации успешно развивался, в ее работе имелись серьезные недостатки. Кооперативные торговые организации недостаточно быстро приспосабливались к новым условиям работы, были слабо связаны с местным рынком. Средние и высшие кооперативные органы увлекались коммерческим оборотом и слабо руководили низовой кооперацией; сохранились бюрократически-распределенческие навыки в торговой работе.

Взаимоотношения между синдикатами как первичным оптовым звеном и организациями потребительской кооперации как основной торгующей системой в этот период нередко носили характер ведомственной борьбы, причинявшей ущерб интересам народного хозяйства.

Решения партии были направлены как против «главкизма» синдикатов, так и против раздувания торгового аппарата и звенности товаропродвижения в системе потребительской кооперации. По указанию XIII партийной конференции была изменена существовавшая система централизованных закупок товаров через высшие звенья в направлении всемерного поощрения непосредственных связей между низовыми торговыми организациями и производственными предприятиями.

XIII съезд партии выдвинул в качестве одной из основных задач в области торговли подчинение руководящему влиянию государства всего процесса рыночного товарооборота. Съезд указал также, что основными методами в овладении рынком должны быть: «усиление экономических позиций государственной торговли и кооперации на почве сосредоточения в их руках основных масс продуктов, необходимых широким слоям потребителей, и путем согласованного и планомерного выступления всех этих органов в рыночном обороте»331.

Для приближения союзного оптового звена к сельской торговой сети губернские союзы были преобразованы в областные. Кроме того, были созданы районные союзы потребительских обществ. Районные союзы стали не только организационными центрами кооперации района, но и оптовыми организациями. В отличие от отделений губернских союзов они получили возможность закупать и получать товары непосредственно у промышленности, минуя промежуточные оптовые звенья.

В целях нормализации торговых взаимоотношений между промышленностью и потребительской кооперацией в 1925 г. была установлена в качестве основной формы хозяйственной связи система генеральных договоров, заключаемых между сбытовыми органами промышленности и Центросоюзом, с участием крупнейших кооперативных союзов в качестве дольщиков. Уже в 1925/26 г. эти договоры распространялись на продукцию почти всех основных отраслей промышленности, вырабатывавших предметы потребления. Всего было заключено договоров на 679,9 млн. руб., что составляло более 26% общего оборота синдикатов по соответствующим товарам и 54% кооперативного оборота332. Доля товарной продукции, закупавшейся в промышленности по генеральным договорам, постепенно увеличивалась. В конечном итоге генеральные договоры сыграли большую роль в упорядочении оптового товарооборота и рационализации товародвижения. Они способствовали созданию единой системы взаимоотношений между кооперацией и государственной промышленностью, внедрению планового начала в сферу товарного обращения и в частности оказали большое влияние на развитие планирования товарных фондов.

Размещение товаров промышленного производства осуществлялось до конца 1924/25 г. по планам реализации сбытовых организаций, единого плана завоза промышленных товаров для всех районов и по всем торгующим системам не было. Необходимость правильного использования имеющихся товарных ресурсов, в частности для стимулирования сельскохозяйственных заготовок, потребовала перехода к системе государственного планирования завоза товаров в тот или иной район страны. Начиная со II квартала 1925/26 г. планы завоза стали составляться для всех районов страны.

Изменился и порядок распределения товаров между торговыми системами. Первоначально планы завоза устанавливали направление промышленных товаров в определенные районы страны, предоставляя самой промышленности выбор контрагентов. Организация продажи товаров на основе генеральных договоров в значительной степени упорядочила распределение товарной массы между отдельными торговыми системами. Товарная масса закреплялась по договорам между дольщиками на весь год, что способствовало внедрению планового начала в работу торгующих систем, в частности планирования розничного товарооборота, развития торговой сети, издержек обращения и т.п. В дальнейшем размещение товаров по торговым системам, как и по районам страны, устанавливалось государственными планами завоза.

Эти планы сыграли положительную роль в деле укрепления экономической связи между городом и деревней, в осуществлении организационного воздействия на процесс сельскохозяйственных заготовок путем централизованного направления товаров промышленного производства навстречу потоку продуктов, идущих из деревни в город.

Система генеральных договоров и укрепление планирования товарооборота и размещения товарных масс по стране в значительной мере способствовали рационализации товародвижения, сокращению торговых расходов в оптовых звеньях. Так, если в 1922/1923 г. уровень торговых расходов составлял в Текстильном синдикате 16,6% к обороту, в Швейном — 14, в Продасиликате — 14%, то уже в 1924/25 г. торговые расходы в среднем по всем синдикатам снизились до 4,16% к обороту, а в 1925/26 г. — до 3,55%333. При этом особенно значительно сократились административно-хозяйственные расходы.

В первые годы нэпа в связи со слабостью и неналаженностью государственного и кооперативного торгового аппарата значительные позиции в сбыте промышленной продукции занимал частник.

Наиболее доступной для частника, не требовавшей больших собственных капиталов, формой участия в крупном оптовом обороте явились посреднические операции. Здесь частные лица выступали либо как комиссионеры, которые не имели даже своих постоянных складов, а лишь перепродавали продукцию, принадлежащую государственным организациям, не оплачивая ее предварительно, либо как представители государственных организаций. Услугами частных посредников пользовались государственные торговые организации (тресты, синдикаты) для сбыта своей продукции на местах, а также для заготовки сырья и материалов.

В обороте промышленных и торговых организаций ВСНХ частные лица занимали в январе — апреле 1922 г. 22,7%, а в мае — августе — 35,8%334. В некоторых отраслях промышленности доля частного посредничества достигала еще больших размеров. Так, в текстильной промышленности за март — ноябрь 1922 г. было продано частным лицам более 40% всех товаров; Солесиндикат продал в 1922 г. частным лицам 47,3% всей соли; Резинотрест — 40% продукции. Нередко такие посредники получали огромные барыши, доходившие до 10—15% от суммы сделок335.

Частный торговый капитал в связи с инфляцией 1921—1922 гг. и неустойчивостью отпускных цен промышленности широко использовал спекулятивную торговлю товарами в целях обогащения. Частные торговцы усиленно скупали соответствующие товары перед повышением цен и затем продавали их на рынке по более высоким ценам, получая большие прибыли из-за разницы цен. Пользуясь неустойчивостью рыночных отношений в первые годы нэпа, перекупщики-торговцы за бесценок скупали продукцию у мелких товаропроизводителей — крестьян и кустарей — и продавали ее втридорога потребителю.

Наибольший рост частнокапиталистических предприятий в оптовой торговле отмечался с середины 1922 до осени 1923 г., когда государственный и кооперативный торговый аппарат только еще формировался336.

Развитие сети синдикатных филиалов на местах, увеличение числа их оптово-розничных предприятий, усиление связей между промышленностью и потребительской кооперацией привели к значительному сокращению, а в ряде случаев и к полному прекращению продажи товаров государственными синдикатами, трестами и промышленными предприятиями частным посредникам. Декретом СНК от 2 января 1923 г. частным лицам было запрещено участвовать в качестве посредников при сделках между государственными организациями337.

Среди других мер по вытеснению частного капитала из оптовой торговли следует отметить сокращение или полное прекращение кредитования частных лиц, установление высоких ставок патентного сбора с оптовых торговцев, применение прогрессивной системы подоходно-имущественного налога и т.п. Все эти мероприятия содействовали вытеснению частника из крупной оптовой торговли. И хотя в конце 1924/25—1925/26 гг. оборот частной торговли увеличился в связи со стремительным ростом производства и торговли, который не успевал охватить обобществленный сектор, это было кратковременным явлением, которое не могло изменить общей тенденции развития оптовой торговли, характеризовавшейся процессом ее обобществления.

Большое значение частник имел не в крупном опте, где с самого начала почти безраздельно действовали государственные (в лице синдикатов и трестов) и кооперативные организации (в лице Центросоюза), а в средних и низовых оптовых звеньях, непосредственно снабжавших розничную сеть. По мере укрепления и развития государственной и кооперативной торговли частный капитал вытеснялся также и из этого звена оптовой торговли.

В результате развития социалистического сектора произошли существенные изменения в соотношении оборотов обобществленного и частного секторов в оптовом товарообороте, что видно из следующих данных (в % к общей сумме)338:

 

Государственная торговля

Кооперативная торговля

Частная торговля

1923/24 г.

49,9

32,0

18,1

1924/25 г.

52,9

38,6

8,5

1925/26 г.

49,5

42,6

7,9

Таким образом, задача вытеснения частного капитала из оптовой торговли была в основном выполнена уже к концу восстановительного периода. Это звено в сфере товарного обращения было прочно завоевано государственной и кооперативной торговлей, что способствовало полному вытеснению частного капитала и из розничной торговли.

Товарные биржи. Одним из средств овладения рынком и направления его развития в интересах всего народного хозяйства явилось создание особого посреднического института, связанного с рыночными формами обмена, — товарных бирж.

В период новой экономической политики биржевая торговля выполняла такие функции, как оформление актов купли-продажи; осуществление оперативной коммерческой информации о состоянии рынка отдельных товаров, а также о ценах, по которым заключаются сделки; установление торговых правил совершения оптовых операций и т.д.

По своей природе и экономической сущности советские биржи принципиально отличались от капиталистических. Благодаря тому, что постепенно господствующее положение в оптовой торговле страны занял обобществленный сектор, спекулятивный характер биржевой торговли, фиктивный оборот, торговля ради прибыли и другие отличительные черты капиталистической биржи были органически чужды природе советских бирж. Советские товарные биржи, использующие рыночные формы и методы товарного обращения, стали одним из вспомогательных орудий воздействия государства на рынок, организованного влияния на развитие оптовой торговли. В переходный период товарные биржи во многих случаях координировали действия государственных и кооперативных торговых организаций в их борьбе за овладение рынком. Биржи способствовали обузданию стихии рынка, внедрению планового начала в сферу товарооборота.

Основной задачей вновь созданных советских товарных бирж была помощь государственному регулирующему аппарату в организации рынка, в изучении спроса и предложения. Через биржи проходили все оптовые сделки, совершаемые государственными и кооперативными предприятиями; в 1924/25 г. биржи охватывали более 90% оптового товарооборота страны339. Вне биржевой регистрации оставался в основном только оборот между синдикатами и трестами, а также между частными лицами и внутрисистемный кооперативный оборот. В качестве основного продавца на бирже выступали государственные организации, на долю которых в 1924/25 г. приходилось 86,6% всей суммы биржевых продаж340.

Биржевые операции и обязательная регистрация внебиржевых сделок явились предпосылкой осуществления одной из основных функций биржи — котировки цены. Биржи фиксировали цены, активно на них влияли в зависимости от конъюнктуры рынка, принимали участие в установлении их уровня.

В общем обороте бирж (по продаже и покупке, вместе взятым) наибольшее место занимали товары легкой промышленности и продовольствие.

Отмечая положительную роль товарных бирж в формировании и развитии советского рынка, следует иметь в виду их временное, преходящее значение. По мере укрепления и развития планирования товарооборота, в частности совершенствования планов размещения товарных ресурсов по торговым системам и районам страны, по мере перехода к системе генеральных договоров между промышленными объединениями и кооперацией, наконец, по мере вытеснения частного капитала из сферы товарного обращения значение биржи в хозяйственной жизни страны постепенно уменьшалось. Уже в 1927 г. большая часть товарных бирж была упразднена (осталось только 14), а в дальнейшем были закрыты все биржи.

Оптовые ярмарки. В первый период нэпа широкое развитие получила ярмарочная торговля. Эта форма торговли, очень распространенная в дореволюционной России, была использована Советским государством в интересах восстановления нарушенных торговых связей между различными районами страны.

Самой крупной из числа возобновленных оптовых ярмарок была Нижегородская, она существовала до 1929 г. Кроме Нижегородской, большое значение приобрела Бакинская ярмарка. Успешно проходили также Харьковская и Киевская ярмарки.

На всех проведенных с 1922 по 1925 г. ярмарках решающую роль в продаже товаров играли государственные организации — тресты, синдикаты, местные торги, отдельные производственные предприятия. В покупке же товаров первое место принадлежало кооперации, выступавшей в лице Центросоюза и губернских (областных) союзов. Роль частных фирм в ярмарочной торговле была ничтожна.

Известное место в ярмарочных оборотах, особенно в 1924 г., занимали обороты иностранных фирм, главным образом Ирана, а также Турции, Афганистана, Монголии, привозивших на ярмарку рис, сухофрукты, шерсть, кожсырье, каракуль и т.п. и закупавших в основном хлопчатобумажные ткани, сахар, посуду, металлические изделия.

Наряду с указанными ярмарками, имевшими общесоюзное или республиканское значение, большое развитие получили ярмарки местного значения, охватившие сравнительно небольшой круг районов. Такого рода ярмарки проводились, в частности, в Тамбовской, Тульской, Самарской, Ивановской, Ленинградской, Астраханской и других губерниях.

Восстановление и развитие ярмарочной торговли в первые годы нэпа сыграло известную роль в оживлении товарооборота в стране, укреплении хозяйственных связей между отдельными районами и даже развитии внешних торговых связей.

Однако ярмарочная форма торговли, как и биржевая, была широко распространена главным образом в начальный период нэпа.

Товарооборот между городом и деревней, осуществляемый на основе купли-продажи, означал непрерывный взаимный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством.

Большое значение в этом товарном обмене приобретала правильная организация государственных заготовок сельскохозяйственных продуктов. В переходный период от капитализма к социализму заготовки сельскохозяйственной продукции должны были производиться у многих миллионов мелких крестьянских хозяйств. Это определяло особую трудность и сложность всей заготовительной работы.

В результате мероприятий по координации работы государственных и кооперативных заготовителей, организации планомерного товароснабжения села и т.п. неуклонно снижалась роль частного капитала в заготовках сельскохозяйственных продуктов. Если в 1923 г. на долю частных лиц приходилось 7,7% заготовленного хлеба, то в 1924 г. — лишь 2,2%341. К концу восстановительного периода частный капитал был уже полностью вытеснен из области хлебозаготовок, что свидетельствовало о больших успехах в развитии экономических связей между городом и деревней.

Оптовая торговля являлась важнейшим звеном в сфере обращения, решающим успех овладения рынком. «Пролетарское государство, — писал В. И. Ленин в октябре 1921 г., — должно стать осторожным, рачительным, умелым «хозяином», исправным оптовым купцом, — иначе оно мелкокрестьянскую страну не может экономически поставить на ноги…»320. Через несколько дней В. И. Ленин снова указывал: «…перед нами задача, чтобы государство стало оптовым торговцем или научилось вести оптовую торговлю…»321. Овладев оптовой торговлей, государство концентрировало бы в своих руках основную массу товарных ресурсов, получило бы возможность направлять их в интересах народного хозяйства и этим путем регулировать торговлю, ограничивать сферу влияния частного капитала.

Важная роль оптовой торговли в условиях мелкотоварного крестьянского хозяйства заключалась и в том, что при ее помощи в товарооборот вовлекались излишки сельскохозяйственной продукции, в результате чего повышалась экономическая заинтересованность мелких товаропроизводителей, стимулировалось дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства, создавались предпосылки для кооперирования крестьянства. Характеризуя эту сторону оптовой торговли, В. И. Ленин писал: «Оптовая торговля объединяет миллионы мелких крестьян экономически, заинтересовывая их, связывая их, подводя их к дальнейшей ступени: к разным формам связи и объединения в самом производстве»322.

С самого начала восстановительного периода решающую роль в оптовой торговле играл обобществленный сектор в лице государственных организаций и кооперации. Основным поставщиком промышленных товаров для широкого рынка являлась государственная промышленность, объединявшаяся трестами.

При крайне ограниченных оборотных средствах проблема сбыта промышленных изделий приобрела особенно большое значение323. Организация сбыта продукции налаживалась трестами с большими трудностями.

В 1922 г. для правильной организации сбыта промышленных товаров, как и снабжения производственных предприятий сырьем, координации торговой и снабженческой работы трестов начали создаваться синдикатские объединения.

Первые синдикаты были созданы в легкой промышленности: текстильной, спичечной, соляной, кожевенной, табачной. Постепенно синдицирование охватило и отрасли тяжелой индустрии — сельскохозяйственное машиностроение, силикатную промышленность, угольную, нефтяную, металлургическую.

Наряду с синдикатскими объединениями в ряде отраслей промышленности возникли синдикатские соглашения (конвенции), согласно которым между участниками разграничивались районы сбыта готовой продукции и заготовок сырья и топлива, определялись цены на готовую продукцию и сырье, размеры производства и ассортимент продукции. Такими конвенциями были, в частности, конвенция металлосиндикатов, бюро крахмально-паточной промышленности, бюро консервной промышленности и др. В общей сложности в 1922—1923 гг. было создано 20 синдикатов и конвенций. По данным ВСНХ, эти синдикаты объединяли в 1923 г. свыше 50% всех трестов соответствующих отраслей, а по числу рабочих — более 80% трестированной промышленности324. Синдикаты возглавлялись Советом синдикатов, координировавшим их деятельность.

Характерной особенностью синдикатов являлось то, что они были созданы главным образом и в первую очередь в отраслях промышленности, вырабатывающих предметы потребления и поэтому непосредственно зависевших от рынка. Координация торговой деятельности трестов именно этих отраслей была особенно важна.

Доля участия синдикатов в сбыте продукции была неравномерной в различных отраслях промышленности. Так, в нефтяной, соляной, швейной отраслях промышленности синдикаты с самого начала объединяли сбыт почти всей продукции; в большинстве других отраслей через синдикаты в первое время сбывался лишь небольшой объем продукции, основную же ее часть тресты продолжали продавать самостоятельно.

В тех отраслях промышленности, где существовал лишь один трест, объединявший все производственные предприятия данной отрасли, он сам осуществлял и сбыт продукции, выполняя тем самым функции синдикатов. К числу таких трестов принадлежали Сахаротрест, Резинотрест, Центробумтрест.

Постепенно, по мере укрепления синдикатов и улучшения, их работы, доля участия синдикатов в сбыте промышленной продукции увеличивалась. Общая сумма торгового оборота 14 основных синдикатов по сбыту промышленной продукции возросла с 1922/23 г. по 1925/26 г. почти в 6 раз — с 441,2 млн. червонных руб. до 2621,6 млн. черв. руб.325

Ведущее место в оптовой торговле синдикатов занимали: Текстильный синдикат (43% общей суммы учтенного товарооборота синдикатов), Сахаротрест (более 21%), Нефтесиндикат (около 10%). Обороты остальных синдикатов были сравнительно небольшими, что обусловливалось уровнем производства соответствующих товаров, долей реализации продуктов через синдикаты и характером самого товара (например, соль, спички, махорка), определявшим относительно небольшие суммы товарооборота.

Создание синдикатов и развитие их торговой деятельности было важным условием овладения рынком в период восстановления народного хозяйства. Синдикатская форма оптовой торговли имела значительные преимущества перед торговлей многочисленных конкурировавших между собой трестов. Более крупный масштаб торговой работы синдикатов позволил им создать широкую сеть отделений на местах и тем самым приблизить товары к районам потребления. За счет укрупнения товарооборота и рационализации торгового аппарата и товародвижения синдикаты могли снижать издержки обращения. Концентрация сбыта изделий различных специализированных предприятий каждой отрасли промышленности и осуществление надлежащей подсортировки этих изделий позволили синдикатам предоставлять торгующим организациям более широкий выбор товаров, содействуя тем самым расширению сбыта промышленной продукции и лучшему удовлетворению спроса населения.

Государственные синдикаты сыграли большую роль в планомерной организации рынков отдельных товаров, во внедрении планового начала в сферу товарного обращения, в борьбе против стихии рынка. Концентрация в синдикатах оптовой торговли основными товарами и районирование сбыта изделий каждого треста позволили более планомерно размещать товарные ресурсы по отдельным районам страны. Регулирование цен синдикатами, несмотря на отдельные ошибки, в конечном счете послужило основой для общегосударственного регулирования оптовых и розничных цен, что оказало огромное влияние на обуздание рыночной стихии.

В процессе своей деятельности синдикаты оказывали известное воздействие и на производство, главным образом в отношении улучшения качества и расширения ассортимента товаров. Синдикаты активно участвовали в разработке производственных программ объединенных ими трестов, увязывая эти программы, особенно по ассортименту, с требованиями рынка. Будучи независимыми от предприятий и трестов, синдикаты применяли к промышленным предприятиям, выпускавшим недоброкачественную продукцию, необходимые санкции, тем самым влияя на улучшение качества продукции. Синдикаты содействовали обеспечению трестов доброкачественным сырьем.

В период 1921—1925 гг. государственная оптовая торговля велась также некоторыми наркоматами и ведомствами. Так, в Народном комиссариате продовольствия (до его ликвидации в 1924 г.) оптовыми операциями занимался мельничный отдел, отдел соляной торговли, объединение государственных молочных заводов «Госмолоко», Госрыбпром и другие организации. Все эти отделы и объединения состояли на хозяйственном расчете и имели постоянные торговые аппараты. Впоследствии на базе таких отделов были созданы самостоятельные торговые организации типа синдикатов или акционерных обществ, которые после ликвидации Наркомпрода перешли в ведение Наркомвнуторга.

В системе Наркомзема были созданы торговые объединения сельскохозяйственных трестов и совхозов — Госсельсиндикат и Винсиндикат, которые занимались централизованными закупками для трестов и совхозов и сбытом их продукции. Главным торговым органом Наркомзема было объединение государственных сельскохозяйственных складов — Госсельсклад, реорганизованное в 1923 г. в акционерное общество, участниками которого были Наркомзем, ВСНХ и кооперативные организации. Оно занималось снабжением сельского хозяйства средствами производства через сеть своих отделений на местах.

Осуществлял оптовые операции и Государственный банк. Отчасти это объяснялось тем, что ему приходилось продавать товары неисправных плательщиков; отчасти же, особенно в 1922—1923 гг., — стремлением обезопасить себя от падения валюты: банк выдавал хозяйственным органам ссуды с условием возврата их соответствующими товарами, которые затем реализовывал сам. В некоторых случаях Госбанк вместо выдачи ссуд отдельным предприятиям, главным образом частнокапиталистическим, покупал товары их производства.

В условиях новой экономической политики, особенно в первый период ее проведения, известное место в оптовой торговле занимали акционерные общества. Первоначальной целью создания акционерных обществ было привлечение частного капитала — отечественного и иностранного — к сотрудничеству с Советским государством. Одновременно создавались и чисто государственные акционерные общества для улучшения связи промышленности с поставщиками сырья, а также для координации торгово-посреднической деятельности различных хозяйственных организаций, заинтересованных в развитии торговли определенными товарами.

С 1 октября 1924 г. начали функционировать 82 акционерных общества и в стадии организации находились 27 обществ. Основной капитал действовавших акционерных обществ составил 118 млн. руб., из которых на долю государственных организаций приходилось 101,9 млн. руб., или 86,2%, кооперативных и общественных — 2,3 млн. руб., или 1,9%, и частного капитала — 13,8 млн. руб., или 11,9%326.

По составу участников акционерные общества делились на три основные группы: государственные общества, смешанные общества, в которых наряду с государственными участвовали также кооперативные, общественные организации и частный капитал, и частные общества. Фактически и смешанные общества были в основном государственными: из 27,3 млн. руб. основного капитала этих обществ на долю государственных организаций приходилось 26,1 млн. руб., или 95%.

Помимо централизованных организаций государственной оптовой торговли существовали и различные формы местных государственных торговых организаций. В конце 1921 — начале 1922 г. на базе губснабов в ряде мест были созданы торговые тресты, которые в дальнейшем превратились в хозрасчетные торговые организации губернских совнархозов — «губторги» или «промторги» (Мосторг, Петроторг и т.п.)

Развитие оборотов местных торгов происходило весьма интенсивно как за счет продукции местной промышленности, так и за счет синдицированной промышленности, продукции сельского хозяйства и т.д.. В общем обороте государственной торговли местные торги занимали примерно 15%327.

Благодаря развитию оптовой торговли синдикатов, трестов, непромышленных наркоматов, государственных и смешанных акционерных обществ, местных торгов общая сумма оптового товарооборота этих организаций росла в восстановительный период быстрыми темпами, она увеличилась с 2,4 млрд. руб. в 1923/24 г. до 6,2 млрд. руб. в 1925/26 г.328

Такие темпы развития государственной оптовой торговли, обусловленные быстрым восстановлением социалистической промышленности и постепенным упорядочением самой торговли, свидетельствуют об успехах в овладении рынком со стороны государства.

Большое значение в обобществлении оптовой торговли как ключевой позиции в сфере товарного обращения имело развитие кооперации, в частности потребительской, которая становилась основным посредником между государственной промышленностью и индивидуальным потребителем.

Государственные синдикаты, тресты, акционерные общества выполняли функции первичного крупного опта. Они были непосредственно связаны с производством и осуществляли движение товаров в его начальной стадии. Однако, не имея достаточно широко разветвленной сети складов, они не в состоянии были повсеместно доводить товары до розничной сети, особенно в деревне. Эту задачу должны были выполнять оптовые звенья потребительской кооперации — Центросоюз и губернские союзы. Советское государство оказывало огромную помощь потребительской кооперации путем преимущественного снабжения ее товарами, предоставления ей различных льгот, кредитов и т.п.

Помощь государства потребительской кооперации способствовала быстрому росту оптовой торговли Центросоюза. Вместе с губернскими союзами и автономными секциями оптовый оборот всей системы потребительской кооперации достиг в 1922/23 г. 347 млн. черв. руб., а в 1925/26 г. — 3090 млн. черв. руб.329

Помимо потребительской кооперации, оптовую торговлю, главным образом изделиями собственного производства, осуществляли также сельскохозяйственная и промысловая кооперация. Включая эти виды кооперации, весь кооперативный оптовый товарооборот возрос с 1,5 млрд. руб. в 1923/24 г. до 5,3 млрд. руб. в 1925/26 г., т.е. в 3,5 раза330.

Хотя оптовый оборот кооперации успешно развивался, в ее работе имелись серьезные недостатки. Кооперативные торговые организации недостаточно быстро приспосабливались к новым условиям работы, были слабо связаны с местным рынком. Средние и высшие кооперативные органы увлекались коммерческим оборотом и слабо руководили низовой кооперацией; сохранились бюрократически-распределенческие навыки в торговой работе.

Взаимоотношения между синдикатами как первичным оптовым звеном и организациями потребительской кооперации как основной торгующей системой в этот период нередко носили характер ведомственной борьбы, причинявшей ущерб интересам народного хозяйства.

Решения партии были направлены как против «главкизма» синдикатов, так и против раздувания торгового аппарата и звенности товаропродвижения в системе потребительской кооперации. По указанию XIII партийной конференции была изменена существовавшая система централизованных закупок товаров через высшие звенья в направлении всемерного поощрения непосредственных связей между низовыми торговыми организациями и производственными предприятиями.

XIII съезд партии выдвинул в качестве одной из основных задач в области торговли подчинение руководящему влиянию государства всего процесса рыночного товарооборота. Съезд указал также, что основными методами в овладении рынком должны быть: «усиление экономических позиций государственной торговли и кооперации на почве сосредоточения в их руках основных масс продуктов, необходимых широким слоям потребителей, и путем согласованного и планомерного выступления всех этих органов в рыночном обороте»331.

Для приближения союзного оптового звена к сельской торговой сети губернские союзы были преобразованы в областные. Кроме того, были созданы районные союзы потребительских обществ. Районные союзы стали не только организационными центрами кооперации района, но и оптовыми организациями. В отличие от отделений губернских союзов они получили возможность закупать и получать товары непосредственно у промышленности, минуя промежуточные оптовые звенья.

В целях нормализации торговых взаимоотношений между промышленностью и потребительской кооперацией в 1925 г. была установлена в качестве основной формы хозяйственной связи система генеральных договоров, заключаемых между сбытовыми органами промышленности и Центросоюзом, с участием крупнейших кооперативных союзов в качестве дольщиков. Уже в 1925/26 г. эти договоры распространялись на продукцию почти всех основных отраслей промышленности, вырабатывавших предметы потребления. Всего было заключено договоров на 679,9 млн. руб., что составляло более 26% общего оборота синдикатов по соответствующим товарам и 54% кооперативного оборота332. Доля товарной продукции, закупавшейся в промышленности по генеральным договорам, постепенно увеличивалась. В конечном итоге генеральные договоры сыграли большую роль в упорядочении оптового товарооборота и рационализации товародвижения. Они способствовали созданию единой системы взаимоотношений между кооперацией и государственной промышленностью, внедрению планового начала в сферу товарного обращения и в частности оказали большое влияние на развитие планирования товарных фондов.

Размещение товаров промышленного производства осуществлялось до конца 1924/25 г. по планам реализации сбытовых организаций, единого плана завоза промышленных товаров для всех районов и по всем торгующим системам не было. Необходимость правильного использования имеющихся товарных ресурсов, в частности для стимулирования сельскохозяйственных заготовок, потребовала перехода к системе государственного планирования завоза товаров в тот или иной район страны. Начиная со II квартала 1925/26 г. планы завоза стали составляться для всех районов страны.

Изменился и порядок распределения товаров между торговыми системами. Первоначально планы завоза устанавливали направление промышленных товаров в определенные районы страны, предоставляя самой промышленности выбор контрагентов. Организация продажи товаров на основе генеральных договоров в значительной степени упорядочила распределение товарной массы между отдельными торговыми системами. Товарная масса закреплялась по договорам между дольщиками на весь год, что способствовало внедрению планового начала в работу торгующих систем, в частности планирования розничного товарооборота, развития торговой сети, издержек обращения и т.п. В дальнейшем размещение товаров по торговым системам, как и по районам страны, устанавливалось государственными планами завоза.

Эти планы сыграли положительную роль в деле укрепления экономической связи между городом и деревней, в осуществлении организационного воздействия на процесс сельскохозяйственных заготовок путем централизованного направления товаров промышленного производства навстречу потоку продуктов, идущих из деревни в город.

Система генеральных договоров и укрепление планирования товарооборота и размещения товарных масс по стране в значительной мере способствовали рационализации товародвижения, сокращению торговых расходов в оптовых звеньях. Так, если в 1922/1923 г. уровень торговых расходов составлял в Текстильном синдикате 16,6% к обороту, в Швейном — 14, в Продасиликате — 14%, то уже в 1924/25 г. торговые расходы в среднем по всем синдикатам снизились до 4,16% к обороту, а в 1925/26 г. — до 3,55%333. При этом особенно значительно сократились административно-хозяйственные расходы.

В первые годы нэпа в связи со слабостью и неналаженностью государственного и кооперативного торгового аппарата значительные позиции в сбыте промышленной продукции занимал частник.

Наиболее доступной для частника, не требовавшей больших собственных капиталов, формой участия в крупном оптовом обороте явились посреднические операции. Здесь частные лица выступали либо как комиссионеры, которые не имели даже своих постоянных складов, а лишь перепродавали продукцию, принадлежащую государственным организациям, не оплачивая ее предварительно, либо как представители государственных организаций. Услугами частных посредников пользовались государственные торговые организации (тресты, синдикаты) для сбыта своей продукции на местах, а также для заготовки сырья и материалов.

В обороте промышленных и торговых организаций ВСНХ частные лица занимали в январе — апреле 1922 г. 22,7%, а в мае — августе — 35,8%334. В некоторых отраслях промышленности доля частного посредничества достигала еще больших размеров. Так, в текстильной промышленности за март — ноябрь 1922 г. было продано частным лицам более 40% всех товаров; Солесиндикат продал в 1922 г. частным лицам 47,3% всей соли; Резинотрест — 40% продукции. Нередко такие посредники получали огромные барыши, доходившие до 10—15% от суммы сделок335.

Частный торговый капитал в связи с инфляцией 1921—1922 гг. и неустойчивостью отпускных цен промышленности широко использовал спекулятивную торговлю товарами в целях обогащения. Частные торговцы усиленно скупали соответствующие товары перед повышением цен и затем продавали их на рынке по более высоким ценам, получая большие прибыли из-за разницы цен. Пользуясь неустойчивостью рыночных отношений в первые годы нэпа, перекупщики-торговцы за бесценок скупали продукцию у мелких товаропроизводителей — крестьян и кустарей — и продавали ее втридорога потребителю.

Наибольший рост частнокапиталистических предприятий в оптовой торговле отмечался с середины 1922 до осени 1923 г., когда государственный и кооперативный торговый аппарат только еще формировался336.

Развитие сети синдикатных филиалов на местах, увеличение числа их оптово-розничных предприятий, усиление связей между промышленностью и потребительской кооперацией привели к значительному сокращению, а в ряде случаев и к полному прекращению продажи товаров государственными синдикатами, трестами и промышленными предприятиями частным посредникам. Декретом СНК от 2 января 1923 г. частным лицам было запрещено участвовать в качестве посредников при сделках между государственными организациями337.

Среди других мер по вытеснению частного капитала из оптовой торговли следует отметить сокращение или полное прекращение кредитования частных лиц, установление высоких ставок патентного сбора с оптовых торговцев, применение прогрессивной системы подоходно-имущественного налога и т.п. Все эти мероприятия содействовали вытеснению частника из крупной оптовой торговли. И хотя в конце 1924/25—1925/26 гг. оборот частной торговли увеличился в связи со стремительным ростом производства и торговли, который не успевал охватить обобществленный сектор, это было кратковременным явлением, которое не могло изменить общей тенденции развития оптовой торговли, характеризовавшейся процессом ее обобществления.

Большое значение частник имел не в крупном опте, где с самого начала почти безраздельно действовали государственные (в лице синдикатов и трестов) и кооперативные организации (в лице Центросоюза), а в средних и низовых оптовых звеньях, непосредственно снабжавших розничную сеть. По мере укрепления и развития государственной и кооперативной торговли частный капитал вытеснялся также и из этого звена оптовой торговли.

В результате развития социалистического сектора произошли существенные изменения в соотношении оборотов обобществленного и частного секторов в оптовом товарообороте, что видно из следующих данных (в % к общей сумме)338:

 

Государственная торговля

Кооперативная торговля

Частная торговля

1923/24 г.

49,9

32,0

18,1

1924/25 г.

52,9

38,6

8,5

1925/26 г.

49,5

42,6

7,9

Таким образом, задача вытеснения частного капитала из оптовой торговли была в основном выполнена уже к концу восстановительного периода. Это звено в сфере товарного обращения было прочно завоевано государственной и кооперативной торговлей, что способствовало полному вытеснению частного капитала и из розничной торговли.

Товарные биржи. Одним из средств овладения рынком и направления его развития в интересах всего народного хозяйства явилось создание особого посреднического института, связанного с рыночными формами обмена, — товарных бирж.

В период новой экономической политики биржевая торговля выполняла такие функции, как оформление актов купли-продажи; осуществление оперативной коммерческой информации о состоянии рынка отдельных товаров, а также о ценах, по которым заключаются сделки; установление торговых правил совершения оптовых операций и т.д.

По своей природе и экономической сущности советские биржи принципиально отличались от капиталистических. Благодаря тому, что постепенно господствующее положение в оптовой торговле страны занял обобществленный сектор, спекулятивный характер биржевой торговли, фиктивный оборот, торговля ради прибыли и другие отличительные черты капиталистической биржи были органически чужды природе советских бирж. Советские товарные биржи, использующие рыночные формы и методы товарного обращения, стали одним из вспомогательных орудий воздействия государства на рынок, организованного влияния на развитие оптовой торговли. В переходный период товарные биржи во многих случаях координировали действия государственных и кооперативных торговых организаций в их борьбе за овладение рынком. Биржи способствовали обузданию стихии рынка, внедрению планового начала в сферу товарооборота.

Основной задачей вновь созданных советских товарных бирж была помощь государственному регулирующему аппарату в организации рынка, в изучении спроса и предложения. Через биржи проходили все оптовые сделки, совершаемые государственными и кооперативными предприятиями; в 1924/25 г. биржи охватывали более 90% оптового товарооборота страны339. Вне биржевой регистрации оставался в основном только оборот между синдикатами и трестами, а также между частными лицами и внутрисистемный кооперативный оборот. В качестве основного продавца на бирже выступали государственные организации, на долю которых в 1924/25 г. приходилось 86,6% всей суммы биржевых продаж340.

Биржевые операции и обязательная регистрация внебиржевых сделок явились предпосылкой осуществления одной из основных функций биржи — котировки цены. Биржи фиксировали цены, активно на них влияли в зависимости от конъюнктуры рынка, принимали участие в установлении их уровня.

В общем обороте бирж (по продаже и покупке, вместе взятым) наибольшее место занимали товары легкой промышленности и продовольствие.

Отмечая положительную роль товарных бирж в формировании и развитии советского рынка, следует иметь в виду их временное, преходящее значение. По мере укрепления и развития планирования товарооборота, в частности совершенствования планов размещения товарных ресурсов по торговым системам и районам страны, по мере перехода к системе генеральных договоров между промышленными объединениями и кооперацией, наконец, по мере вытеснения частного капитала из сферы товарного обращения значение биржи в хозяйственной жизни страны постепенно уменьшалось. Уже в 1927 г. большая часть товарных бирж была упразднена (осталось только 14), а в дальнейшем были закрыты все биржи.

Оптовые ярмарки. В первый период нэпа широкое развитие получила ярмарочная торговля. Эта форма торговли, очень распространенная в дореволюционной России, была использована Советским государством в интересах восстановления нарушенных торговых связей между различными районами страны.

Самой крупной из числа возобновленных оптовых ярмарок была Нижегородская, она существовала до 1929 г. Кроме Нижегородской, большое значение приобрела Бакинская ярмарка. Успешно проходили также Харьковская и Киевская ярмарки.

На всех проведенных с 1922 по 1925 г. ярмарках решающую роль в продаже товаров играли государственные организации — тресты, синдикаты, местные торги, отдельные производственные предприятия. В покупке же товаров первое место принадлежало кооперации, выступавшей в лице Центросоюза и губернских (областных) союзов. Роль частных фирм в ярмарочной торговле была ничтожна.

Известное место в ярмарочных оборотах, особенно в 1924 г., занимали обороты иностранных фирм, главным образом Ирана, а также Турции, Афганистана, Монголии, привозивших на ярмарку рис, сухофрукты, шерсть, кожсырье, каракуль и т.п. и закупавших в основном хлопчатобумажные ткани, сахар, посуду, металлические изделия.

Наряду с указанными ярмарками, имевшими общесоюзное или республиканское значение, большое развитие получили ярмарки местного значения, охватившие сравнительно небольшой круг районов. Такого рода ярмарки проводились, в частности, в Тамбовской, Тульской, Самарской, Ивановской, Ленинградской, Астраханской и других губерниях.

Восстановление и развитие ярмарочной торговли в первые годы нэпа сыграло известную роль в оживлении товарооборота в стране, укреплении хозяйственных связей между отдельными районами и даже развитии внешних торговых связей.

Однако ярмарочная форма торговли, как и биржевая, была широко распространена главным образом в начальный период нэпа.

Товарооборот между городом и деревней, осуществляемый на основе купли-продажи, означал непрерывный взаимный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством.

Большое значение в этом товарном обмене приобретала правильная организация государственных заготовок сельскохозяйственных продуктов. В переходный период от капитализма к социализму заготовки сельскохозяйственной продукции должны были производиться у многих миллионов мелких крестьянских хозяйств. Это определяло особую трудность и сложность всей заготовительной работы.

В результате мероприятий по координации работы государственных и кооперативных заготовителей, организации планомерного товароснабжения села и т.п. неуклонно снижалась роль частного капитала в заготовках сельскохозяйственных продуктов. Если в 1923 г. на долю частных лиц приходилось 7,7% заготовленного хлеба, то в 1924 г. — лишь 2,2%341. К концу восстановительного периода частный капитал был уже полностью вытеснен из области хлебозаготовок, что свидетельствовало о больших успехах в развитии экономических связей между городом и деревней.