2. Взаимопомощь и сотрудничество союзных республик в восстановлении промышленности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76
Сотрудничество республик, сплоченность трудящихся разных национальностей, их взаимная поддержка, способствовали ускоренному восстановлению народного хозяйства. В резолюции X съезда РКП(б) (1921 г.) отмечалось: «Если частная собственность и капитал неизбежно разъединяют людей, разжигают национальную рознь и усиливают национальный гнет, то коллективная собственность и труд столь же неизбежно сближают людей, подрывают национальную рознь и уничтожают национальный гнет. Существование капитализма без национального гнета так же немыслимо, как немыслимо существование социализма без освобождения угнетенных наций, без национальной свободы»945. Помогая трудящимся национальных районов, Советское государство укрепляло и по мере возможности расширяло имевшиеся там очаги промышленности.
Помощь Советского государства национальным республикам стала необходимым условием восстановления народного хозяйства этих районов и упрочения позиций социализма в центре и на окраинах страны. В решениях X съезда партии указывалось, что «первейшей задачей» пролетарской революции является «последовательная ликвидация всех остатков национального неравенства во всех отраслях общественной и хозяйственной жизни и, прежде всего, планомерное насаждение промышленности на окраинах путем переноса фабрик к источникам сырья (Туркестан, Башкирия, Киргизстан, Кавказ — текстильная, шерстяная, кожевенная промышленность и др.)»946. Съезд обращал особое внимание на необходимость «разработки конкретного плана насаждения промышленности на окраинах применительно к местным условиям»947, объединения усилий русского народа и трудящихся других национальностей. Советское государство стремилось добиться такого сочетания национальных и общесоюзных интересов, которое обеспечило бы неуклонный рост промышленного производства.
С переходом к восстановлению народного хозяйства правительство РСФСР увеличило помощь советским республикам. В декабре 1921 г. Президиум ВСНХ постановил ассигновать Белоруссии 20 млрд. руб. РСФСР оказывала большую помощь восстановлению разрушенной промышленности Украины, и в первую очередь Донбасса948. Крупнейшие индустриальные центры поставляли Украине химические материалы, инструменты, канаты для копров, силовое оборудование, направляли тысячи квалифицированных рабочих. РСФСР выдала Армении ссуду в 1500 тыс. руб. золотом на развитие промышленности949. Возможности переоборудования имевшихся в Средней Азии, Казахстане промышленных предприятий зависели от помощи центральных районов.
В январе 1923 г. Совет Труда и Обороны постановил выдать Туркестанской республике беспроцентную ссуду в сумме 125 тыс. руб. золотом для восстановления угольной промышленности, а в августе 1923 г. принял постановление ввезти для нужд населения около 9 млн. пуд. пшеницы, сотни вагонов мануфактуры, металла и металлических изделий, сахара, чая, стекла и посуды, леса и т.д.950 Формы и масштабы помощи определились специфическими условиями восстановительного периода.
Осуществление капитального ремонта промышленных зданий и оборудования, как основной формы капитальных затрат при ограниченных материальных ресурсах, не могло предполагать сколько-нибудь значительного территориального перераспределения капиталовложений. В интересах скорейшего восстановления промышленности приходилось концентрировать силы прежде всего на восстановлении наиболее крупных и географически лучше расположенных предприятий.
Вследствие слабости бюджетов республик Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Белоруссии, не способных финансировать восстановление хозяйства, Советское государство оказывало большую помощь национальным республикам в виде дотаций из союзного бюджета республиканским бюджетам. Дотации из союзного бюджета по отношению к доходам республиканского бюджета Украинской ССР составили в 1924/25 г. и в 1925/26 г. соответственно — 23,3 и 44,4%, в Белорусской ССР — 20,7 и 20,7, в республиках Закавказья — 11,1 и 10,4, в Узбекской ССР — 74 и 85,8, в Туркменской ССР — 122,9% и 227,7%951. В 1925 г. бюджет Таджикистана составлял 3,9 млн. руб., а дотация из союзного бюджета — 2,4 млн. руб., или 61,7% бюджета республики952. Только в 1923/24 г. РСФСР передала в бюджет Казахстана 6,4 млн. руб. дотации, что составило 44,4% республиканского бюджета953.
Российской Федерации и Украине принадлежала ведущая роль в оказании помощи национальным республикам. Промышленные районы РСФСР и Украина поставляли свою продукцию другим республикам. Республики, в свою очередь, оказывали помощь РСФСР. Так, в 1922/23 г. Украина послала в Российскую Федерацию 24% добытого угля и 52% продукции металлургической промышленности. Только Северо-Западному району РСФСР металлургические заводы Украины поставили в том же году 35 тыс. пуд. передельного и 66 тыс. пуд. литейного чугуна, 55 тыс. пуд. различного железа954.
Украина давала Белорусской ССР металл и уголь, нефтяники Баку снабжали другие республики нефтью и нефтепродуктами. В свою очередь, Белоруссия ¾ своей лесопильной продукции направляла на Украину, поставляла лесоматериалы для шахт и буровых вышек Азербайджана. Крестьяне Туркестана послали в 1923 г. 70 тыс. пуд. хлопковолокна для текстильных фабрик Иваново-Вознесенска955. Республики помогали друг другу и квалифицированными кадрами промышленных рабочих.
Взаимопомощь национальных республик способствовала успешному восстановлению промышленности и других отраслей народного хозяйства. В новых взаимоотношениях трудящихся разных национальностей отражалась сущность утверждавшегося в стране социалистического способа производства.
Ярким свидетельством такой помощи явился перевод фабрик из центральных областей в национальные районы, что укрепляло отношения взаимного доверия и сотрудничества. В 1922 г. в Бухару было завезено из центральных районов РСФСР оборудование текстильной и бумажной фабрик, кожевенного и мыловаренного заводов. По решению Советского правительства в систему «Туркмануфактуры» была передана Реутовская прядильно-ткацкая фабрика. Для Бакинской нефтяной промышленности г. Сормово поставлял станки вращательного бурения, Петроград — буровые инструменты, Таганрог — железо. Переводились предприятия и в Казахстан. Так, в Кустанай (из Коломны) и в Уральск (из Нижнего Новгорода) было переведено оборудование для двух суконных фабрик. Ленинград и Сормово, Баку и Коломна, Москва и Владимир поставляли двигатели, насосы, чугунное литье для эмбенских нефтепромыслов Казахстана. Для отправки в Донбасс на 20 заводах Московского района были сняты котлы и выделена часть котлового оборудования956.
Перевод предприятий из центральных районов в национальные республики был лишь одной из форм экономической помощи. Только широкое новое строительство промышленных предприятий могло коренным образом изменить структуру местной промышленности. Однако в ряде случаев перевод предприятий оказывал значительное влияние на развитие отдельных отраслей промышленности. Хлопчатобумажные фабрики, переведенные из центра в Ленинакан (Армения) и в Гянджу (Азербайджан), стали основой развития текстильной промышленности в этих республиках.
Советское государство использовало возможность территориального перераспределения ресурсов. Так, в число отраслей, подлежащих снабжению оборудованием, финансовыми ресурсами во внеочередном порядке, входили нефтяная промышленность Баку и угольная промышленность Донбасса.
Образование Союза Советских Социалистических Республик, провозглашенное на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г., оказало огромное влияние на успешное решение задач восстановления народного хозяйства страны и отдельных республик благодаря расширившимся возможностям рационального территориального распределения и перераспределения имевшихся материальных и финансовых ресурсов и улучшению организации экономического сотрудничества республик. Образование Союза ССР и установление братского сотрудничества наций и народностей в едином многонациональном государстве на основе единой плановой экономики явилось одним из самых значительных завоеваний социализма, открывшего эру освобождения трудящихся от национально-колониального гнета, исторической вехой в становлении и развитии социалистического способа производства. Как подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик», решающим политическим условием претворения в жизнь ленинской программы по национальному вопросу, возникновения и объединения советских республик явилось установление диктатуры пролетариата в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, а главной экономической предпосылкой — утверждение общественной собственности на средства производства957.
Проведение новой экономической политики в национальных районах в соответствии с особенностями их развития способствовало активизации внутренних экономических ресурсов национальных республик. Например, в 1922/23 г. удельный вес продналога во всех бюджетных поступлениях Украинской ССР составил 23,4%, а доходы промышленности и торговли — 0,3% в доходах бюджета республики958. Отсюда понятна та большая роль продналога в финансировании восстановления крупной промышленности, в последующем увеличении внутрипромышленных накоплений.
Объединение советских республик в рамках единого Советского государства способствовало подъему их экономики. В пределах единого государства процесс хозяйственного сближения наций протекает интенсивнее, так как здесь больше возможностей для оказания разносторонней помощи и условий для планомерного регулирования экономики страны в целом, что позволяет находить наиболее выгодные экономические решения.
Сотрудничество республик, сплоченность трудящихся разных национальностей, их взаимная поддержка, способствовали ускоренному восстановлению народного хозяйства. В резолюции X съезда РКП(б) (1921 г.) отмечалось: «Если частная собственность и капитал неизбежно разъединяют людей, разжигают национальную рознь и усиливают национальный гнет, то коллективная собственность и труд столь же неизбежно сближают людей, подрывают национальную рознь и уничтожают национальный гнет. Существование капитализма без национального гнета так же немыслимо, как немыслимо существование социализма без освобождения угнетенных наций, без национальной свободы»945. Помогая трудящимся национальных районов, Советское государство укрепляло и по мере возможности расширяло имевшиеся там очаги промышленности.
Помощь Советского государства национальным республикам стала необходимым условием восстановления народного хозяйства этих районов и упрочения позиций социализма в центре и на окраинах страны. В решениях X съезда партии указывалось, что «первейшей задачей» пролетарской революции является «последовательная ликвидация всех остатков национального неравенства во всех отраслях общественной и хозяйственной жизни и, прежде всего, планомерное насаждение промышленности на окраинах путем переноса фабрик к источникам сырья (Туркестан, Башкирия, Киргизстан, Кавказ — текстильная, шерстяная, кожевенная промышленность и др.)»946. Съезд обращал особое внимание на необходимость «разработки конкретного плана насаждения промышленности на окраинах применительно к местным условиям»947, объединения усилий русского народа и трудящихся других национальностей. Советское государство стремилось добиться такого сочетания национальных и общесоюзных интересов, которое обеспечило бы неуклонный рост промышленного производства.
С переходом к восстановлению народного хозяйства правительство РСФСР увеличило помощь советским республикам. В декабре 1921 г. Президиум ВСНХ постановил ассигновать Белоруссии 20 млрд. руб. РСФСР оказывала большую помощь восстановлению разрушенной промышленности Украины, и в первую очередь Донбасса948. Крупнейшие индустриальные центры поставляли Украине химические материалы, инструменты, канаты для копров, силовое оборудование, направляли тысячи квалифицированных рабочих. РСФСР выдала Армении ссуду в 1500 тыс. руб. золотом на развитие промышленности949. Возможности переоборудования имевшихся в Средней Азии, Казахстане промышленных предприятий зависели от помощи центральных районов.
В январе 1923 г. Совет Труда и Обороны постановил выдать Туркестанской республике беспроцентную ссуду в сумме 125 тыс. руб. золотом для восстановления угольной промышленности, а в августе 1923 г. принял постановление ввезти для нужд населения около 9 млн. пуд. пшеницы, сотни вагонов мануфактуры, металла и металлических изделий, сахара, чая, стекла и посуды, леса и т.д.950 Формы и масштабы помощи определились специфическими условиями восстановительного периода.
Осуществление капитального ремонта промышленных зданий и оборудования, как основной формы капитальных затрат при ограниченных материальных ресурсах, не могло предполагать сколько-нибудь значительного территориального перераспределения капиталовложений. В интересах скорейшего восстановления промышленности приходилось концентрировать силы прежде всего на восстановлении наиболее крупных и географически лучше расположенных предприятий.
Вследствие слабости бюджетов республик Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Белоруссии, не способных финансировать восстановление хозяйства, Советское государство оказывало большую помощь национальным республикам в виде дотаций из союзного бюджета республиканским бюджетам. Дотации из союзного бюджета по отношению к доходам республиканского бюджета Украинской ССР составили в 1924/25 г. и в 1925/26 г. соответственно — 23,3 и 44,4%, в Белорусской ССР — 20,7 и 20,7, в республиках Закавказья — 11,1 и 10,4, в Узбекской ССР — 74 и 85,8, в Туркменской ССР — 122,9% и 227,7%951. В 1925 г. бюджет Таджикистана составлял 3,9 млн. руб., а дотация из союзного бюджета — 2,4 млн. руб., или 61,7% бюджета республики952. Только в 1923/24 г. РСФСР передала в бюджет Казахстана 6,4 млн. руб. дотации, что составило 44,4% республиканского бюджета953.
Российской Федерации и Украине принадлежала ведущая роль в оказании помощи национальным республикам. Промышленные районы РСФСР и Украина поставляли свою продукцию другим республикам. Республики, в свою очередь, оказывали помощь РСФСР. Так, в 1922/23 г. Украина послала в Российскую Федерацию 24% добытого угля и 52% продукции металлургической промышленности. Только Северо-Западному району РСФСР металлургические заводы Украины поставили в том же году 35 тыс. пуд. передельного и 66 тыс. пуд. литейного чугуна, 55 тыс. пуд. различного железа954.
Украина давала Белорусской ССР металл и уголь, нефтяники Баку снабжали другие республики нефтью и нефтепродуктами. В свою очередь, Белоруссия ¾ своей лесопильной продукции направляла на Украину, поставляла лесоматериалы для шахт и буровых вышек Азербайджана. Крестьяне Туркестана послали в 1923 г. 70 тыс. пуд. хлопковолокна для текстильных фабрик Иваново-Вознесенска955. Республики помогали друг другу и квалифицированными кадрами промышленных рабочих.
Взаимопомощь национальных республик способствовала успешному восстановлению промышленности и других отраслей народного хозяйства. В новых взаимоотношениях трудящихся разных национальностей отражалась сущность утверждавшегося в стране социалистического способа производства.
Ярким свидетельством такой помощи явился перевод фабрик из центральных областей в национальные районы, что укрепляло отношения взаимного доверия и сотрудничества. В 1922 г. в Бухару было завезено из центральных районов РСФСР оборудование текстильной и бумажной фабрик, кожевенного и мыловаренного заводов. По решению Советского правительства в систему «Туркмануфактуры» была передана Реутовская прядильно-ткацкая фабрика. Для Бакинской нефтяной промышленности г. Сормово поставлял станки вращательного бурения, Петроград — буровые инструменты, Таганрог — железо. Переводились предприятия и в Казахстан. Так, в Кустанай (из Коломны) и в Уральск (из Нижнего Новгорода) было переведено оборудование для двух суконных фабрик. Ленинград и Сормово, Баку и Коломна, Москва и Владимир поставляли двигатели, насосы, чугунное литье для эмбенских нефтепромыслов Казахстана. Для отправки в Донбасс на 20 заводах Московского района были сняты котлы и выделена часть котлового оборудования956.
Перевод предприятий из центральных районов в национальные республики был лишь одной из форм экономической помощи. Только широкое новое строительство промышленных предприятий могло коренным образом изменить структуру местной промышленности. Однако в ряде случаев перевод предприятий оказывал значительное влияние на развитие отдельных отраслей промышленности. Хлопчатобумажные фабрики, переведенные из центра в Ленинакан (Армения) и в Гянджу (Азербайджан), стали основой развития текстильной промышленности в этих республиках.
Советское государство использовало возможность территориального перераспределения ресурсов. Так, в число отраслей, подлежащих снабжению оборудованием, финансовыми ресурсами во внеочередном порядке, входили нефтяная промышленность Баку и угольная промышленность Донбасса.
Образование Союза Советских Социалистических Республик, провозглашенное на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г., оказало огромное влияние на успешное решение задач восстановления народного хозяйства страны и отдельных республик благодаря расширившимся возможностям рационального территориального распределения и перераспределения имевшихся материальных и финансовых ресурсов и улучшению организации экономического сотрудничества республик. Образование Союза ССР и установление братского сотрудничества наций и народностей в едином многонациональном государстве на основе единой плановой экономики явилось одним из самых значительных завоеваний социализма, открывшего эру освобождения трудящихся от национально-колониального гнета, исторической вехой в становлении и развитии социалистического способа производства. Как подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик», решающим политическим условием претворения в жизнь ленинской программы по национальному вопросу, возникновения и объединения советских республик явилось установление диктатуры пролетариата в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, а главной экономической предпосылкой — утверждение общественной собственности на средства производства957.
Проведение новой экономической политики в национальных районах в соответствии с особенностями их развития способствовало активизации внутренних экономических ресурсов национальных республик. Например, в 1922/23 г. удельный вес продналога во всех бюджетных поступлениях Украинской ССР составил 23,4%, а доходы промышленности и торговли — 0,3% в доходах бюджета республики958. Отсюда понятна та большая роль продналога в финансировании восстановления крупной промышленности, в последующем увеличении внутрипромышленных накоплений.
Объединение советских республик в рамках единого Советского государства способствовало подъему их экономики. В пределах единого государства процесс хозяйственного сближения наций протекает интенсивнее, так как здесь больше возможностей для оказания разносторонней помощи и условий для планомерного регулирования экономики страны в целом, что позволяет находить наиболее выгодные экономические решения.