2. Взаимопомощь и сотрудничество союзных республик в восстановлении промышленности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 

Сотрудничество республик, сплоченность трудящихся разных национальностей, их взаимная поддержка, способствовали ускоренному восстановлению народного хозяйства. В резолюции X съезда РКП(б) (1921 г.) отмечалось: «Если частная собственность и капитал неизбежно разъединяют людей, разжигают национальную рознь и усиливают национальный гнет, то коллективная собственность и труд столь же неизбежно сближают людей, подрывают национальную рознь и уничтожают национальный гнет. Существование капитализма без национального гнета так же немыслимо, как немыслимо существование социализма без освобождения угнетенных наций, без национальной свободы»945. Помогая трудящимся национальных районов, Советское государство укрепляло и по мере возможности расширяло имевшиеся там очаги промышленности.

Помощь Советского государства национальным республикам стала необходимым условием восстановления народного хозяйства этих районов и упрочения позиций социализма в центре и на окраинах страны. В решениях X съезда партии указывалось, что «первейшей задачей» пролетарской революции является «последовательная ликвидация всех остатков национального неравенства во всех отраслях общественной и хозяйственной жизни и, прежде всего, планомерное насаждение промышленности на окраинах путем переноса фабрик к источникам сырья (Туркестан, Башкирия, Киргизстан, Кавказ — текстильная, шерстяная, кожевенная промышленность и др.)»946. Съезд обращал особое внимание на необходимость «разработки конкретного плана насаждения промышленности на окраинах применительно к местным условиям»947, объединения усилий русского народа и трудящихся других национальностей. Советское государство стремилось добиться такого сочетания национальных и общесоюзных интересов, которое обеспечило бы неуклонный рост промышленного производства.

С переходом к восстановлению народного хозяйства правительство РСФСР увеличило помощь советским республикам. В декабре 1921 г. Президиум ВСНХ постановил ассигновать Белоруссии 20 млрд. руб. РСФСР оказывала большую помощь восстановлению разрушенной промышленности Украины, и в первую очередь Донбасса948. Крупнейшие индустриальные центры поставляли Украине химические материалы, инструменты, канаты для копров, силовое оборудование, направляли тысячи квалифицированных рабочих. РСФСР выдала Армении ссуду в 1500 тыс. руб. золотом на развитие промышленности949. Возможности переоборудования имевшихся в Средней Азии, Казахстане промышленных предприятий зависели от помощи центральных районов.

В январе 1923 г. Совет Труда и Обороны постановил выдать Туркестанской республике беспроцентную ссуду в сумме 125 тыс. руб. золотом для восстановления угольной промышленности, а в августе 1923 г. принял постановление ввезти для нужд населения около 9 млн. пуд. пшеницы, сотни вагонов мануфактуры, металла и металлических изделий, сахара, чая, стекла и посуды, леса и т.д.950 Формы и масштабы помощи определились специфическими условиями восстановительного периода.

Осуществление капитального ремонта промышленных зданий и оборудования, как основной формы капитальных затрат при ограниченных материальных ресурсах, не могло предполагать сколько-нибудь значительного территориального перераспределения капиталовложений. В интересах скорейшего восстановления промышленности приходилось концентрировать силы прежде всего на восстановлении наиболее крупных и географически лучше расположенных предприятий.

Вследствие слабости бюджетов республик Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Белоруссии, не способных финансировать восстановление хозяйства, Советское государство оказывало большую помощь национальным республикам в виде дотаций из союзного бюджета республиканским бюджетам. Дотации из союзного бюджета по отношению к доходам республиканского бюджета Украинской ССР составили в 1924/25 г. и в 1925/26 г. соответственно — 23,3 и 44,4%, в Белорусской ССР — 20,7 и 20,7, в республиках Закавказья — 11,1 и 10,4, в Узбекской ССР — 74 и 85,8, в Туркменской ССР — 122,9% и 227,7%951. В 1925 г. бюджет Таджикистана составлял 3,9 млн. руб., а дотация из союзного бюджета — 2,4 млн. руб., или 61,7% бюджета республики952. Только в 1923/24 г. РСФСР передала в бюджет Казахстана 6,4 млн. руб. дотации, что составило 44,4% республиканского бюджета953.

Российской Федерации и Украине принадлежала ведущая роль в оказании помощи национальным республикам. Промышленные районы РСФСР и Украина поставляли свою продукцию другим республикам. Республики, в свою очередь, оказывали помощь РСФСР. Так, в 1922/23 г. Украина послала в Российскую Федерацию 24% добытого угля и 52% продукции металлургической промышленности. Только Северо-Западному району РСФСР металлургические заводы Украины поставили в том же году 35 тыс. пуд. передельного и 66 тыс. пуд. литейного чугуна, 55 тыс. пуд. различного железа954.

Украина давала Белорусской ССР металл и уголь, нефтяники Баку снабжали другие республики нефтью и нефтепродуктами. В свою очередь, Белоруссия ¾ своей лесопильной продукции направляла на Украину, поставляла лесоматериалы для шахт и буровых вышек Азербайджана. Крестьяне Туркестана послали в 1923 г. 70 тыс. пуд. хлопковолокна для текстильных фабрик Иваново-Вознесенска955. Республики помогали друг другу и квалифицированными кадрами промышленных рабочих.

Взаимопомощь национальных республик способствовала успешному восстановлению промышленности и других отраслей народного хозяйства. В новых взаимоотношениях трудящихся разных национальностей отражалась сущность утверждавшегося в стране социалистического способа производства.

Ярким свидетельством такой помощи явился перевод фабрик из центральных областей в национальные районы, что укрепляло отношения взаимного доверия и сотрудничества. В 1922 г. в Бухару было завезено из центральных районов РСФСР оборудование текстильной и бумажной фабрик, кожевенного и мыловаренного заводов. По решению Советского правительства в систему «Туркмануфактуры» была передана Реутовская прядильно-ткацкая фабрика. Для Бакинской нефтяной промышленности г. Сормово поставлял станки вращательного бурения, Петроград — буровые инструменты, Таганрог — железо. Переводились предприятия и в Казахстан. Так, в Кустанай (из Коломны) и в Уральск (из Нижнего Новгорода) было переведено оборудование для двух суконных фабрик. Ленинград и Сормово, Баку и Коломна, Москва и Владимир поставляли двигатели, насосы, чугунное литье для эмбенских нефтепромыслов Казахстана. Для отправки в Донбасс на 20 заводах Московского района были сняты котлы и выделена часть котлового оборудования956.

Перевод предприятий из центральных районов в национальные республики был лишь одной из форм экономической помощи. Только широкое новое строительство промышленных предприятий могло коренным образом изменить структуру местной промышленности. Однако в ряде случаев перевод предприятий оказывал значительное влияние на развитие отдельных отраслей промышленности. Хлопчатобумажные фабрики, переведенные из центра в Ленинакан (Армения) и в Гянджу (Азербайджан), стали основой развития текстильной промышленности в этих республиках.

Советское государство использовало возможность территориального перераспределения ресурсов. Так, в число отраслей, подлежащих снабжению оборудованием, финансовыми ресурсами во внеочередном порядке, входили нефтяная промышленность Баку и угольная промышленность Донбасса.

Образование Союза Советских Социалистических Республик, провозглашенное на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г., оказало огромное влияние на успешное решение задач восстановления народного хозяйства страны и отдельных республик благодаря расширившимся возможностям рационального территориального распределения и перераспределения имевшихся материальных и финансовых ресурсов и улучшению организации экономического сотрудничества республик. Образование Союза ССР и установление братского сотрудничества наций и народностей в едином многонациональном государстве на основе единой плановой экономики явилось одним из самых значительных завоеваний социализма, открывшего эру освобождения трудящихся от национально-колониального гнета, исторической вехой в становлении и развитии социалистического способа производства. Как подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик», решающим политическим условием претворения в жизнь ленинской программы по национальному вопросу, возникновения и объединения советских республик явилось установление диктатуры пролетариата в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, а главной экономической предпосылкой — утверждение общественной собственности на средства производства957.

Проведение новой экономической политики в национальных районах в соответствии с особенностями их развития способствовало активизации внутренних экономических ресурсов национальных республик. Например, в 1922/23 г. удельный вес продналога во всех бюджетных поступлениях Украинской ССР составил 23,4%, а доходы промышленности и торговли — 0,3% в доходах бюджета республики958. Отсюда понятна та большая роль продналога в финансировании восстановления крупной промышленности, в последующем увеличении внутрипромышленных накоплений.

Объединение советских республик в рамках единого Советского государства способствовало подъему их экономики. В пределах единого государства процесс хозяйственного сближения наций протекает интенсивнее, так как здесь больше возможностей для оказания разносторонней помощи и условий для планомерного регулирования экономики страны в целом, что позволяет находить наиболее выгодные экономические решения.

Сотрудничество республик, сплоченность трудящихся разных национальностей, их взаимная поддержка, способствовали ускоренному восстановлению народного хозяйства. В резолюции X съезда РКП(б) (1921 г.) отмечалось: «Если частная собственность и капитал неизбежно разъединяют людей, разжигают национальную рознь и усиливают национальный гнет, то коллективная собственность и труд столь же неизбежно сближают людей, подрывают национальную рознь и уничтожают национальный гнет. Существование капитализма без национального гнета так же немыслимо, как немыслимо существование социализма без освобождения угнетенных наций, без национальной свободы»945. Помогая трудящимся национальных районов, Советское государство укрепляло и по мере возможности расширяло имевшиеся там очаги промышленности.

Помощь Советского государства национальным республикам стала необходимым условием восстановления народного хозяйства этих районов и упрочения позиций социализма в центре и на окраинах страны. В решениях X съезда партии указывалось, что «первейшей задачей» пролетарской революции является «последовательная ликвидация всех остатков национального неравенства во всех отраслях общественной и хозяйственной жизни и, прежде всего, планомерное насаждение промышленности на окраинах путем переноса фабрик к источникам сырья (Туркестан, Башкирия, Киргизстан, Кавказ — текстильная, шерстяная, кожевенная промышленность и др.)»946. Съезд обращал особое внимание на необходимость «разработки конкретного плана насаждения промышленности на окраинах применительно к местным условиям»947, объединения усилий русского народа и трудящихся других национальностей. Советское государство стремилось добиться такого сочетания национальных и общесоюзных интересов, которое обеспечило бы неуклонный рост промышленного производства.

С переходом к восстановлению народного хозяйства правительство РСФСР увеличило помощь советским республикам. В декабре 1921 г. Президиум ВСНХ постановил ассигновать Белоруссии 20 млрд. руб. РСФСР оказывала большую помощь восстановлению разрушенной промышленности Украины, и в первую очередь Донбасса948. Крупнейшие индустриальные центры поставляли Украине химические материалы, инструменты, канаты для копров, силовое оборудование, направляли тысячи квалифицированных рабочих. РСФСР выдала Армении ссуду в 1500 тыс. руб. золотом на развитие промышленности949. Возможности переоборудования имевшихся в Средней Азии, Казахстане промышленных предприятий зависели от помощи центральных районов.

В январе 1923 г. Совет Труда и Обороны постановил выдать Туркестанской республике беспроцентную ссуду в сумме 125 тыс. руб. золотом для восстановления угольной промышленности, а в августе 1923 г. принял постановление ввезти для нужд населения около 9 млн. пуд. пшеницы, сотни вагонов мануфактуры, металла и металлических изделий, сахара, чая, стекла и посуды, леса и т.д.950 Формы и масштабы помощи определились специфическими условиями восстановительного периода.

Осуществление капитального ремонта промышленных зданий и оборудования, как основной формы капитальных затрат при ограниченных материальных ресурсах, не могло предполагать сколько-нибудь значительного территориального перераспределения капиталовложений. В интересах скорейшего восстановления промышленности приходилось концентрировать силы прежде всего на восстановлении наиболее крупных и географически лучше расположенных предприятий.

Вследствие слабости бюджетов республик Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Белоруссии, не способных финансировать восстановление хозяйства, Советское государство оказывало большую помощь национальным республикам в виде дотаций из союзного бюджета республиканским бюджетам. Дотации из союзного бюджета по отношению к доходам республиканского бюджета Украинской ССР составили в 1924/25 г. и в 1925/26 г. соответственно — 23,3 и 44,4%, в Белорусской ССР — 20,7 и 20,7, в республиках Закавказья — 11,1 и 10,4, в Узбекской ССР — 74 и 85,8, в Туркменской ССР — 122,9% и 227,7%951. В 1925 г. бюджет Таджикистана составлял 3,9 млн. руб., а дотация из союзного бюджета — 2,4 млн. руб., или 61,7% бюджета республики952. Только в 1923/24 г. РСФСР передала в бюджет Казахстана 6,4 млн. руб. дотации, что составило 44,4% республиканского бюджета953.

Российской Федерации и Украине принадлежала ведущая роль в оказании помощи национальным республикам. Промышленные районы РСФСР и Украина поставляли свою продукцию другим республикам. Республики, в свою очередь, оказывали помощь РСФСР. Так, в 1922/23 г. Украина послала в Российскую Федерацию 24% добытого угля и 52% продукции металлургической промышленности. Только Северо-Западному району РСФСР металлургические заводы Украины поставили в том же году 35 тыс. пуд. передельного и 66 тыс. пуд. литейного чугуна, 55 тыс. пуд. различного железа954.

Украина давала Белорусской ССР металл и уголь, нефтяники Баку снабжали другие республики нефтью и нефтепродуктами. В свою очередь, Белоруссия ¾ своей лесопильной продукции направляла на Украину, поставляла лесоматериалы для шахт и буровых вышек Азербайджана. Крестьяне Туркестана послали в 1923 г. 70 тыс. пуд. хлопковолокна для текстильных фабрик Иваново-Вознесенска955. Республики помогали друг другу и квалифицированными кадрами промышленных рабочих.

Взаимопомощь национальных республик способствовала успешному восстановлению промышленности и других отраслей народного хозяйства. В новых взаимоотношениях трудящихся разных национальностей отражалась сущность утверждавшегося в стране социалистического способа производства.

Ярким свидетельством такой помощи явился перевод фабрик из центральных областей в национальные районы, что укрепляло отношения взаимного доверия и сотрудничества. В 1922 г. в Бухару было завезено из центральных районов РСФСР оборудование текстильной и бумажной фабрик, кожевенного и мыловаренного заводов. По решению Советского правительства в систему «Туркмануфактуры» была передана Реутовская прядильно-ткацкая фабрика. Для Бакинской нефтяной промышленности г. Сормово поставлял станки вращательного бурения, Петроград — буровые инструменты, Таганрог — железо. Переводились предприятия и в Казахстан. Так, в Кустанай (из Коломны) и в Уральск (из Нижнего Новгорода) было переведено оборудование для двух суконных фабрик. Ленинград и Сормово, Баку и Коломна, Москва и Владимир поставляли двигатели, насосы, чугунное литье для эмбенских нефтепромыслов Казахстана. Для отправки в Донбасс на 20 заводах Московского района были сняты котлы и выделена часть котлового оборудования956.

Перевод предприятий из центральных районов в национальные республики был лишь одной из форм экономической помощи. Только широкое новое строительство промышленных предприятий могло коренным образом изменить структуру местной промышленности. Однако в ряде случаев перевод предприятий оказывал значительное влияние на развитие отдельных отраслей промышленности. Хлопчатобумажные фабрики, переведенные из центра в Ленинакан (Армения) и в Гянджу (Азербайджан), стали основой развития текстильной промышленности в этих республиках.

Советское государство использовало возможность территориального перераспределения ресурсов. Так, в число отраслей, подлежащих снабжению оборудованием, финансовыми ресурсами во внеочередном порядке, входили нефтяная промышленность Баку и угольная промышленность Донбасса.

Образование Союза Советских Социалистических Республик, провозглашенное на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г., оказало огромное влияние на успешное решение задач восстановления народного хозяйства страны и отдельных республик благодаря расширившимся возможностям рационального территориального распределения и перераспределения имевшихся материальных и финансовых ресурсов и улучшению организации экономического сотрудничества республик. Образование Союза ССР и установление братского сотрудничества наций и народностей в едином многонациональном государстве на основе единой плановой экономики явилось одним из самых значительных завоеваний социализма, открывшего эру освобождения трудящихся от национально-колониального гнета, исторической вехой в становлении и развитии социалистического способа производства. Как подчеркивается в Постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования Союза Советских Социалистических Республик», решающим политическим условием претворения в жизнь ленинской программы по национальному вопросу, возникновения и объединения советских республик явилось установление диктатуры пролетариата в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции, а главной экономической предпосылкой — утверждение общественной собственности на средства производства957.

Проведение новой экономической политики в национальных районах в соответствии с особенностями их развития способствовало активизации внутренних экономических ресурсов национальных республик. Например, в 1922/23 г. удельный вес продналога во всех бюджетных поступлениях Украинской ССР составил 23,4%, а доходы промышленности и торговли — 0,3% в доходах бюджета республики958. Отсюда понятна та большая роль продналога в финансировании восстановления крупной промышленности, в последующем увеличении внутрипромышленных накоплений.

Объединение советских республик в рамках единого Советского государства способствовало подъему их экономики. В пределах единого государства процесс хозяйственного сближения наций протекает интенсивнее, так как здесь больше возможностей для оказания разносторонней помощи и условий для планомерного регулирования экономики страны в целом, что позволяет находить наиболее выгодные экономические решения.