4. Машиностроение809

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 

Советская власть получила от царской России слабо развитое, технически отсталое машиностроение. К тому же оно было сильно разрушено за годы двух войн. Выпуск продукции машиностроения сократился к 1920 г. в большей степени, чем в других отраслях промышленности; распылялись кадры рабочих.

Возрождение отрасли затруднялось вследствие недостатка металла и отсутствия широкого рынка сбыта для машин и оборудования в первые годы рассматриваемого периода. Изношенность оборудования была исключительно велика, но предприятия могли еще обходиться старым оборудованием при той слабой нагрузке, которую они имели в начальные годы восстановительного периода. Большое число неработающих предприятий служило резервом, из которого действующие предприятия пополнялись оборудованием, в частности путем применения частей с бездействующего оборудования на действующем.

Разоренная страна не имела возможности для обновления и расширения производственных основных фондов.

Восстановительный процесс в машиностроении можно подразделить на два этапа: 1) с весны 1921 г. до конца 1924/25 г. — начальный этап и 2) с 1925/26 г. до 1928 г. — завершение восстановительного процесса и сочетание восстановления машиностроения с его реконструкцией и расширением.

Во второй половине 1920 г. начало сказываться положительное влияние проводившегося тогда коллективного снабжения рабочих «ударных заводов». Начался приток рабочих на заводы, наметился перелом в ходе производства. Так, на заводах Государственного объединения машиностроительных заводов было выпущено во втором полугодии, по сравнению с первым, паровозов — 62 против 28, вагонов — 117 против 79. Увеличился выпуск плугов, кос, серпов.

Наступивший перелом сказался прежде всего на заводах транспортного машиностроения Центрального Промышленного района, объединенных в 1920 г. в «Ударную транспортную группу», которой был предоставлен ряд преимуществ по сравнению с другими заводами в отношении снабжения топливом и продовольствием. За второе полугодие 1920 г. заводы транспортного машиностроения выпустили свыше 300 тыс. пуд. частей паровозов и вагонов, т.е. вдвое больше, чем за весь 1919 г.

Общий выпуск машиностроительной промышленности постепенно увеличивался. В 1920 г. он оценивался в 24,1 млн. руб., в 1921 г. — в 32,6 млн. руб., в 1924/25 г. он поднялся уже до 83,2 млн. руб. Однако восстановление машиностроения происходило еще относительно медленно. В то время как промышленность в целом уже в 1924/25 г. достигла 75% довоенного уровня, выпуск машиностроения составил в том же году лишь 58% уровня 1912 г.

На протяжении всего начального этапа восстановительного периода основные фонды крупной промышленности оставались без изменений. Не было не только расширенного воспроизводства основных фондов, но продолжался процесс «проедания» основного капитала, начавшийся еще в период первой мировой войны.

В эти годы важнейшая задача машиностроения состояла в том, чтобы сохранить свою производственную базу, кадры. А для этого необходимо было сохранить заводы в качестве машиностроительных, не дать им деквалифицироваться на исполнении случайных заказов.

Большое число машиностроительных заводов бездействовало. Загрузка работающих предприятий была неполной, что видно из приводимых данных (в % к довоенному уровню)810:

 

1922/23 г.

1923/24 г.

1924/25 г.

Машиностроение (транспортное и промышленное)

27

37

47

Судостроение

12

24

25

Сельскохозяйственное машиностроение

33

52

105

Трудности, связанные с хронической недогрузкой заводов, усугублялись недостатком оборотных средств. Оставшиеся неиспользованными оборотные средства заключались в основном в неходовых сортах металла и полуфабрикатов военного времени. А государство не могло оказывать заводам значительной финансовой поддержки для пополнения оборотных средств.

Вместе с тем к концу рассматриваемого этапа все более стала обнаруживаться необходимость обновления основного капитала. Даже в машиностроении, которое для пополнения своего оборудования многое могло сделать собственными средствами, стала сильно ощущаться крайняя его устарелость. Становилась очевидной необходимость замены существующего оборудования новым, более совершенным.

Хуже было положение с оборудованием в других отраслях народного хозяйства. Так, по данным Московского общества технического надзора, 42% котлов промышленных предприятий Московской области находилось в 1924 г. под угрозой изъятия.

В текстильной промышленности из 8,25 млн. веретен было заправлено в начальные годы восстановительного периода лишь 3 млн.; из 240 тыс. ткацких станков — 84 тыс. Незаправленные машины требовали капитального ремонта.

Трудности машиностроения по получению заказов на промышленное оборудование усугублялись тем, что отдельные заводы нередко восстанавливали машины собственными средствами. Почти во всех отраслях промышленности создавались мастерские, которые занимались ремонтом машин и частей, переносом и подгонкой частей с одних машин на другие и даже изготовлением нового оборудования. Котлы передавались с незагруженных мельниц и сахарных заводов на другие предприятия. Табачные фабрики в своих мастерских изготовляли ответственные детали папиросных машин. А в это время ряд заводов, приспособленных для ответственных машиностроительных производств, стоял без работы.

Основная масса продукции выпускалась в эти годы заводами Московского промышленного района и Ленинграда. Третьим районом была Украина: удельный вес ее предприятий не превышал 20%.

Темпы восстановления отдельных отраслей были весьма неравномерны.

Особенно острой была необходимость скорейшего восстановления и расширения производства машин, орудий и инвентаря для сельского хозяйства. В связи с этим процесс восстановления сельскохозяйственного машиностроения происходил более быстрыми темпами, нежели других отраслей машиностроения. Выпуск сельскохозяйственных машин и орудий (в тыс. довоенных прейскурантных руб.) характеризуется данными табл. 8811.

Таблица 8

Год

РСФСР

УССР

БССР

Всего

% к 1912 г.

1912

19 500

33 000

500

53 000

100

1921/22

2 597

4 193

70

6 860

12,9

1922/23

1 857

9 725

200

11 782

22,2

1923/24

2 970

10 033

360

16 363

30,9

1924/25

12 993

25 997

909

39 899

75,3

Таким образом, за короткий срок сельскохозяйственное машиностроение подняло производство до 75% довоенного уровня. Это было достигнуто на основе производственного отбора более мощных предприятий и концентрации производства на относительно небольшом числе заводов, на которых было сосредоточено лучшее оборудование, кадры квалифицированных рабочих и специалистов. В результате проведенной специализации предприятия сельскохозяйственного машиностроения были приспособлены к массовому выпуску лучших видов машин и орудий конной тяги, которые пользовались наибольшим спросом у крестьян.

О высоких темпах расширения массового производства сельскохозяйственных машин и орудий свидетельствуют данные по Украине, на долю которой приходилась основная часть общего выпуска сельскохозяйственных машин и орудий в СССР. В 1925/26 г. валовая продукция сельскохозяйственного машиностроения УССР превысила довоенный уровень более чем в 1,5 раза. К этому времени здесь производилось 46,5% почвообрабатывающих орудий, 66,2% посевных машин, 60,8% уборочных машин, 60% молотилок и 62% конных приводов, выпускавшихся в стране812.

Вследствие того, что план ГОЭЛРО поставил перед электротехнической промышленностью задачу быстрейшего достижения довоенного уровня производства, в данной отрасли восстановительный период был завершен уже в 1924/25 г., объем ее продукции (по ценам 1926/27 г.) составил в этом году 71,7 млн. руб. против 70,5 млн. руб. в 1913 г.

В то же время судостроение, являющееся одним из наиболее сложных производств, начало восстанавливаться несколько позднее, чем другие отрасли — с 1924/25 г. Восстановительный период в основных отраслях машиностроения — промышленном и транспортном — завершился лишь к концу 1926/27 г.

Начался переход машиностроительной промышленности от восстановления к частичной ее технической реконструкции и расширению. Этот этап характеризовался рядом новых явлений: быстро, увеличивался выпуск продукции, росла загрузка заводов; увеличивалось число рабочих, росла производительность труда; на очередь встала задача обновления основного капитала; усилился процесс модернизации выпускавшихся ранее машин и создания новых; вместе с развертыванием новых производств происходила частичная специализация машиностроительных заводов и концентрация производства; проектировались и частично строились новые заводы.

На XIII съезде партии, на январском (1925 г.) Пленуме ЦК, на XIV партийной конференции был принят ряд постановлений о переоборудовании заводов и постройке новых. До XIV съезда партии задача индустриализации страны ставилась еще в общей форме.

Объем производства к концу восстановительного периода иллюстрируется следующими данными813:

 

1925/26 г.

1926/27 г.

1927/28 г.

Общее машиностроение (% к 1912 г.)

83,2

125

164

Судостроение (% к 1913 г.)

47

71

Сельскохозяйственное машиностроение (% к 1912 г.)

132

183

236

Вместе с ростом производства увеличилась численность рабочих: в 1926/27 г. она составила в общем машиностроении 121,6 тыс. человек против 63,4 тыс. в 1922/23 г.; в судостроении — 12,6 тыс. против 3,9 тыс.; в сельскохозяйственном машиностроении — 32,1 тыс. против 7,9 тыс. человек.

Численность занятой рабочей силы в советском машиностроении превысила в 1926/27 г. довоенный уровень: по общему машиностроению на 5,4%; сельскохозяйственному машиностроению — на 92,5%. Лишь в судостроении число рабочих составляло 89,5% по отношению к 1913 г.

Основные кадры, которые в годы гражданской войны в значительной мере отошли от работы в машиностроении, постепенно возвращались. В связи с этим удельный вес женщин среди работников предприятий сократился с 14,2% на 1 января 1924 г. до 9,7% на 1 января 1927 г.

Выработка на 1 рабочего (человеко-день) по валовой продукции выросла более чем в 2 раза.

В центре внимания все в большей мере ставилась проблема капитального строительства. Общая сумма капиталовложений в машиностроение (в млн. руб.) за 1922/23—1926/27 гг. распределялась следующим образом (без нового строительства):

 

1922/23 г.

1923/24 г.

1924/25 г.

1925/26 г.

1926/27 г.

Всего за 5 лет

Промышленное и транспортное машиностроение

9,29

8,50

14,27

34,48

47,82

114,36

Сельскохозяйственное машиностроение

0,09

2,10

4,28

12,53

9,75

28,75

Судостроение

0,03

0,99

2,64

3,85

3,88

11,39

Итого

9,41

11,59

21,19

50,86

61,45

154,50

Темп роста

100

123,1

225,1

540,4

650,2

Заметный рост капиталовложений в машиностроение начался с 1925/26 г. Капитальные вложения направлялись главным образом на существующие заводы. Не менее 1/3 капитальных затрат предназначалось для выполнения капитального ремонта. Больше ½ направлялось на расширение и частичную реконструкцию заводов, особенно сельскохозяйственного машиностроения, в котором реконструкция началась раньше, чем в других отраслях.

Строительство новых заводов находилось еще в стадии подготовки. Самым крупным объектом нового строительства был Ростовский завод сельскохозяйственных машин. Тогда же началось проектирование Сталинградского тракторного завода, Свердловского завода тяжелого машиностроения и Нижне-Тагильского вагоностроительного завода.

По районам капитальные вложения распределялись следующим образом: Центрально-Промышленный район — 57,6%, Северо-Западный район — 15,4%, Украина — 27%. Таким образом, соотношение между районами, установившееся, в довоенное время, почти не изменилось.

Оживление машиностроительного производства к концу восстановительного периода сказалось на всех его отраслях. Выпуск паровозов, составлявший еще в 1924/25 г. 45,9% довоенного уровня, в 1925/26 г. поднялся до 84,5%. При этом существующие типы паровозов были модернизированы: увеличилась их мощность; была достигнута большая экономичность в расходе топлива.

Вагоностроительные заводы начали с 1925/26 г. выпускать большегрузные товарные вагоны. Однако 1925/26 и 1926/27 гг. были в этом отношении только начальным этапом; широкое развертывание производства вагонов стало возможным позднее, после реконструкции вагоностроительного цеха Брянского (Бежицкого) завода и создания южного (Днепродзержинского) и уральского (Нижне-Тагильского) вагоностроительных заводов.

Увеличилось производство паровых котлов. В 1925/26 г. выпуск их составил 142% от довоенного, а в 1926/27 г. — уже 267%. Вместо выпускавшихся ранее котлов небольшой паропроизводительности и не выше 15 атм давления, Ленинградский металлический завод начал изготавливать котлы до 40 атм давления и до 727 м² поверхности нагрева с производительностью до 35—40 кг/м². В это же время проектировались котлы с поверхностью нагрева от 1000 до 2000 м². Была проделана большая работа по нормализации типов и размеров котлов; устаревшие типы снимались с производства, в результате число типов котлов сократилось с 21 до 13, а число размеров поверхности нагрева — с 312 до 69. Кроме того, была проведена нормализация диаметров и разработаны технические условия на материалы для производства котлов.

Введение новых типов паровых котлов и применение усовершенствованных поточных устройств и воздушных экономайзеров уже в те годы обеспечивали значительную экономию затрат на все котельное хозяйство при существенном повышении к. п. д.

Ленинградский металлический завод в 1922/23 г. выпустил первую новую паровую турбину. Мощность этой турбины составляла 2000 квт, в то время как до войны мощность выпускавшихся турбин не превышала 1250 квт. В 1925/26 г. этот завод выпустил турбину мощностью в 10 тыс. квт. Выпуск турбин на Металлическом заводе в последующие годы быстро возрастал; уже в 1926/27 г. он составил 576% по отношению к довоенному уровню. В 1926 г. строились две турбины мощностью по 22 тыс. квт и проектировалась турбина в 40 тыс. квт. В 1926/27 г. была построена первая турбина высокого давления в 30 атм.

Восстановление производства двигателей внутреннего сгорания (дизелей и нефтяных двигателей низкого сжатия) началось с 1923/24 г. В этом году их выпуск был равен только 16% от довоенного. Однако уже в 1925 г. выпуск дизелей на заводе «Русский дизель» превзошел 7 тыс. л. с., а в 1926 г. составил 12,2 тыс. л. с., достигнув довоенного уровня. Вместе с тем завод использовал накопленный им ранее опыт для улучшения конструкций дизелей. В это время был построен двухтактный дизель мощностью 2400 л. с. в единице (шесть цилиндров мощностью по 400 л. с.), тогда как мощность дизелей в дореволюционное время не превышала 1200 л. с. в единице и 200 л. с. в цилиндре. Тот же «Русский дизель», завод «Красный пролетарий», а позже заводы «Двигатель революции» и Харьковский выпускали двух- и четырехтактные бескомпрессорные дизели. Основными достижениями в технике дизелестроения в рассматриваемое время являлись увеличение мощности дизелей, повышение их быстроходности и переход к безвоздушной пульверизации топлива (бескомпрессорные дизели).

Довольно быстрыми темпами восстанавливалось станкостроение: оно достигло довоенного уровня уже в 1924/25 г. В это время станки производились только на заводах «Красный пролетарий» и «Двигатель революции» и, в небольших размерах, на Краматорском и Брянском (Бежицком) заводах.

В 1926/27 г. был пущен стоявший на консервации Ленинградский завод им. Свердлова и организовано производство станков на заводах «Самоточка», Куйбышевском, Ижевском и др. В результате их выпуск уже в 1926/27 г. превысил довоенный уровень почти в 3 раза. Вместе с количественными достижениями в тот период — по существу начальный для советского станкостроения — наметились значительные успехи в модернизации станков и специализации заводов. Почти все станкостроительные заводы приступили к изменению конструкций выпускавшихся ими станков в направлении увеличения их мощности и оборудования специальными приспособлениями в целях расширения круга производимых ими работ. Было организовано производство станков, ранее вовсе не изготовлявшихся в стране: радиально-сверлильных, фрезерных, универсально-шлифовальных. В то же время уменьшилось количество типов и размеров станков и повысилась серийность их выпуска.

Наряду с турбостроением и станкостроением одной из крупнейших побед восстановительного периода было расширение текстильного машиностроения. Валовой выпуск его продукции уже в 1924/25 г. был почти в 2 раза выше довоенного, а в 1926/27 г. — в 4 раза. Удельный вес ранее не производившихся у нас ткацких автоматов и деталей в производстве текстильного оборудования составил в 1926/27 г. около 70%. Производство ткацких автоматов наладилось в конце 1926 г. Они изготовлялись на заводах Климовском, Шуйском и им. К. Маркса. Кроме того, Тульский завод выпустил тогда первый пробный ватер, а завод им. К. Маркса — первую пробную чесальную машину. Был подготовлен к выпуску первый банкаброш.

К рассматриваемому этапу относится также становление новой отрасли машиностроения — производство нефтяного оборудования. Его производство возросло с 5 млн. руб. в 1924/25 г. до 16 млн. руб. в 1926/27 г. К выпуску нефтяного оборудования были привлечены заводы Мариупольский, им. К. Либкнехта, Ижорский и «Красное Сормово». В дальнейшем на нефтяном машиностроении специализировались два последних завода. На заводах ГОМЗ было налажено производство оборудования для вращательного бурения, вращательных станков и бурового инструмента для них, которое до революции на нефтяных промыслах почти не применялось.

На Ленинградском заводе им. М. Гельца было организовано массовое производство кругловязальных чулочных машин шведского типа; производство их было доведено до 800 шт. в месяц. Одесский завод им. Ленина начал производство винтовых обувных машин шведского типа «Ском».

Для электротехнической промышленности, как уже упоминалось, восстановительный период закончился в 1924/25 г. Из отдельных отраслей электротехнической промышленности особого внимания заслуживает восстановление тяжелого электромашиностроения. Уже в 1924/25 г. были изготовлены первые семь турбогенераторов на 10,3 тыс. квт, а к 1926 г. их производство увеличилось до 50 тыс. квт. Серьезным экзаменом для советского генераторостроения явилось изготовление четырех гидрогенераторов для Волховской электростанция, мощностью каждый в 8750 квт. Это были первые опыты, и гидрогенераторы «Электросилы» сравнивались с генераторами, изготовленными для Волховстроя известной шведской фирмой «АСЕА». При той же мощности советские генераторы оказались на 20% легче.

Крупные сдвиги произошли и в трансформаторостроении. До войны предельная мощность выпускавшихся трансформаторов не превышала 2000 квт. В первые же годы Советской власти мощность трансформаторов, выпущенных для Волховстроя, достигала 6 тыс. квт, а для «Азнефти» — 12 тыс. квт. Таким образом, уже в восстановительный период, был сделан важный шаг в создании советского трансформаторостроения.

Больших успехов достигло производство высоковольтной аппаратуры. В довоенный период оно было распылено по многим заводам и ограничивалось простейшими типами аппаратов. Советские заводы с первых же лет восстановительного периода приступили к освоению более сложных типов производства. В 1925 г. был организован выпуск высоковольтной аппаратуры на Ленинградском заводе «Электроаппарат».

Дореволюционная Россия зависела от импорта в отношении всех сколько-нибудь сложных частей телефонных аппаратов и коммутаторов. Поэтому важной задачей в этой области являлась организация на наших заводах производства всего комплекса деталей. Эта задача была успешно выполнена. Построенную тогда Харьковскую телефонную станцию целиком оборудовали изделиями советского производства.

Еще более трудные проблемы стояли перед советской радиопромышленностью. Радиопродукция, выпускавшаяся в довоенные годы, устарела. В связи с этим почти сразу после окончания гражданской войны был создан электровакуумный завод, специализировавшийся на производстве радиоламп — усилительных и генераторных. Завод впоследствии вошел в состав ленинградской «Светланы».

В восстановительный период были достигнуты известные успехи в торговом судостроении. В первые годы после окончания гражданской войны оно было незначительным по размерам и весьма случайным по характеру работ: здесь сочеталось судостроение, судоремонт и изготовление запасных судовых частей. Лишь начиная с 1924/25 г. судостроение приняло характер специализированного производства. Число строившихся судов увеличилось с 9 в 1924/25 г. до 40 в 1927/28 г. Загрузка заводов Ленинградского судостроительного треста по сравнению с довоенным поднялась с 10,7% в 1922/23 г. до 61% в 1926/27 г.; Дальневосточного завода — с 8,6% в 1923/24 г. до 40% в 1926/27 г.

Грузоподъемность строившихся у нас в довоенные годы морских торговых судов не превышала 5500 т. Уже в рассматриваемые годы она достигла 10 тыс. т. Главные судовые дизели, строившиеся раньше, по мощности не превышали 900 л. с. в агрегате. В эти годы началось производство дизелей мощностью в 2000 л. с.

Первые построенные в нашей стране торговые суда были признаны достойными войти в число тех наилучших 10% судов мирового флота, которые были изготовлены за все время после мировой войны814. Это достаточно характеризует их качество.

Уже на начальной стадии советского торгового судостроения отмечалась оригинальность ряда его конструкций. 95% главных и вспомогательных механизмов судов изготовлялись на советских заводах.

К восстановительному периоду относится организация новой отрасли железобетонного судостроения. В Ленинграде был построен большой плавучий док с подъемной силой 6 тыс. т. Этот док был тогда одним из величайших в мире железобетонных плавучих сооружений.

Новой отраслью советского машиностроения являлось автомобилестроение, носившее до того кустарный характер. В 1922 г. существовало четыре предприятия, которые могли быть приспособлены к этому производству: АМО (ныне завод им. Лихачева), Ярославский завод (б. Лебедева), «Автомотор» (б. Ильина, Москва) и фабрика автопринадлежностей (Москва). Период подготовительных работ продолжался с 1922 по 1924 г.; для начала на заводе АМО был организован серийный восстановительный ремонт грузовых машин. Опираясь на накопленный опыт, АМО в 1924 г. приступил к выпуску полуторатонных грузовиков. В 1925/26 г. Ярославский завод прекратил ремонт автомобилей и приступил к выпуску трехтонных грузовых машин. Производство осуществлялось в кооперации с АМО, который поставлял моторы, тяжелые поковки и стальное литье. На заводе «Автомотор» было организовано производство легковых машин типа НАМИ, являвшихся оригинальной советской малолитражной конструкцией; в 1926/27 г. были изготовлены три опытные машины, показавшие при испытании полную пригодность для эксплуатации.

В восстановительный период в стране было организовано тракторостроение. Первоначально делались попытки привлечь к этому производству несколько заводов. Но единственным заводом, который сумел преодолеть все трудности, был «Красный путиловец» (ныне — Кировский завод). Он начал производить тракторы в 1924 г.; до начала 1927 г. было выпущено 600 тракторов. Благодаря собственной металлургической базе и высококвалифицированному техническому персоналу, заводу удалось овладеть производством в короткое время. Путиловские тракторы впервые дали возможность приступить к переводу сельского хозяйства на новую техническую базу крупного производства.

Первые тракторы «Красного путиловца» марки «ФП» — фордзоны путиловские, почти не отличались от американских фордзонов, составлявших тогда 90% всего импорта тракторов. Этим, помимо создания собственного тракторостроения, обеспечивалась база для производства запасных частей к ввезенным ранее фордовским машинам.

В области сельскохозяйственного машиностроения наибольшего внимания заслуживает налаживание производства машин, которые до того привозились из-за границы. Это прежде всего освоение производства тракторных плугов на заводе «Октябрьская революция» в Одессе (оно находилось в то время еще в стадии опытов). Было налажено производство сноповязалок на Люберецком заводе. Украинские заводы «Серп и молот» и «Красная звезда» наладили выпуск сложных молотилок, предназначенных для работы от тракторов. Производство триеров было организовано на заводе «Мельстрой» в Воронеже, молочных сепараторов — на пермском заводе им. Дзержинского.

С переходом к социалистической индустриализации перед советской страной встала задача создания всесторонне развитого машиностроения, способного удовлетворить потребности народного хозяйства в новой технике.

Советская власть получила от царской России слабо развитое, технически отсталое машиностроение. К тому же оно было сильно разрушено за годы двух войн. Выпуск продукции машиностроения сократился к 1920 г. в большей степени, чем в других отраслях промышленности; распылялись кадры рабочих.

Возрождение отрасли затруднялось вследствие недостатка металла и отсутствия широкого рынка сбыта для машин и оборудования в первые годы рассматриваемого периода. Изношенность оборудования была исключительно велика, но предприятия могли еще обходиться старым оборудованием при той слабой нагрузке, которую они имели в начальные годы восстановительного периода. Большое число неработающих предприятий служило резервом, из которого действующие предприятия пополнялись оборудованием, в частности путем применения частей с бездействующего оборудования на действующем.

Разоренная страна не имела возможности для обновления и расширения производственных основных фондов.

Восстановительный процесс в машиностроении можно подразделить на два этапа: 1) с весны 1921 г. до конца 1924/25 г. — начальный этап и 2) с 1925/26 г. до 1928 г. — завершение восстановительного процесса и сочетание восстановления машиностроения с его реконструкцией и расширением.

Во второй половине 1920 г. начало сказываться положительное влияние проводившегося тогда коллективного снабжения рабочих «ударных заводов». Начался приток рабочих на заводы, наметился перелом в ходе производства. Так, на заводах Государственного объединения машиностроительных заводов было выпущено во втором полугодии, по сравнению с первым, паровозов — 62 против 28, вагонов — 117 против 79. Увеличился выпуск плугов, кос, серпов.

Наступивший перелом сказался прежде всего на заводах транспортного машиностроения Центрального Промышленного района, объединенных в 1920 г. в «Ударную транспортную группу», которой был предоставлен ряд преимуществ по сравнению с другими заводами в отношении снабжения топливом и продовольствием. За второе полугодие 1920 г. заводы транспортного машиностроения выпустили свыше 300 тыс. пуд. частей паровозов и вагонов, т.е. вдвое больше, чем за весь 1919 г.

Общий выпуск машиностроительной промышленности постепенно увеличивался. В 1920 г. он оценивался в 24,1 млн. руб., в 1921 г. — в 32,6 млн. руб., в 1924/25 г. он поднялся уже до 83,2 млн. руб. Однако восстановление машиностроения происходило еще относительно медленно. В то время как промышленность в целом уже в 1924/25 г. достигла 75% довоенного уровня, выпуск машиностроения составил в том же году лишь 58% уровня 1912 г.

На протяжении всего начального этапа восстановительного периода основные фонды крупной промышленности оставались без изменений. Не было не только расширенного воспроизводства основных фондов, но продолжался процесс «проедания» основного капитала, начавшийся еще в период первой мировой войны.

В эти годы важнейшая задача машиностроения состояла в том, чтобы сохранить свою производственную базу, кадры. А для этого необходимо было сохранить заводы в качестве машиностроительных, не дать им деквалифицироваться на исполнении случайных заказов.

Большое число машиностроительных заводов бездействовало. Загрузка работающих предприятий была неполной, что видно из приводимых данных (в % к довоенному уровню)810:

 

1922/23 г.

1923/24 г.

1924/25 г.

Машиностроение (транспортное и промышленное)

27

37

47

Судостроение

12

24

25

Сельскохозяйственное машиностроение

33

52

105

Трудности, связанные с хронической недогрузкой заводов, усугублялись недостатком оборотных средств. Оставшиеся неиспользованными оборотные средства заключались в основном в неходовых сортах металла и полуфабрикатов военного времени. А государство не могло оказывать заводам значительной финансовой поддержки для пополнения оборотных средств.

Вместе с тем к концу рассматриваемого этапа все более стала обнаруживаться необходимость обновления основного капитала. Даже в машиностроении, которое для пополнения своего оборудования многое могло сделать собственными средствами, стала сильно ощущаться крайняя его устарелость. Становилась очевидной необходимость замены существующего оборудования новым, более совершенным.

Хуже было положение с оборудованием в других отраслях народного хозяйства. Так, по данным Московского общества технического надзора, 42% котлов промышленных предприятий Московской области находилось в 1924 г. под угрозой изъятия.

В текстильной промышленности из 8,25 млн. веретен было заправлено в начальные годы восстановительного периода лишь 3 млн.; из 240 тыс. ткацких станков — 84 тыс. Незаправленные машины требовали капитального ремонта.

Трудности машиностроения по получению заказов на промышленное оборудование усугублялись тем, что отдельные заводы нередко восстанавливали машины собственными средствами. Почти во всех отраслях промышленности создавались мастерские, которые занимались ремонтом машин и частей, переносом и подгонкой частей с одних машин на другие и даже изготовлением нового оборудования. Котлы передавались с незагруженных мельниц и сахарных заводов на другие предприятия. Табачные фабрики в своих мастерских изготовляли ответственные детали папиросных машин. А в это время ряд заводов, приспособленных для ответственных машиностроительных производств, стоял без работы.

Основная масса продукции выпускалась в эти годы заводами Московского промышленного района и Ленинграда. Третьим районом была Украина: удельный вес ее предприятий не превышал 20%.

Темпы восстановления отдельных отраслей были весьма неравномерны.

Особенно острой была необходимость скорейшего восстановления и расширения производства машин, орудий и инвентаря для сельского хозяйства. В связи с этим процесс восстановления сельскохозяйственного машиностроения происходил более быстрыми темпами, нежели других отраслей машиностроения. Выпуск сельскохозяйственных машин и орудий (в тыс. довоенных прейскурантных руб.) характеризуется данными табл. 8811.

Таблица 8

Год

РСФСР

УССР

БССР

Всего

% к 1912 г.

1912

19 500

33 000

500

53 000

100

1921/22

2 597

4 193

70

6 860

12,9

1922/23

1 857

9 725

200

11 782

22,2

1923/24

2 970

10 033

360

16 363

30,9

1924/25

12 993

25 997

909

39 899

75,3

Таким образом, за короткий срок сельскохозяйственное машиностроение подняло производство до 75% довоенного уровня. Это было достигнуто на основе производственного отбора более мощных предприятий и концентрации производства на относительно небольшом числе заводов, на которых было сосредоточено лучшее оборудование, кадры квалифицированных рабочих и специалистов. В результате проведенной специализации предприятия сельскохозяйственного машиностроения были приспособлены к массовому выпуску лучших видов машин и орудий конной тяги, которые пользовались наибольшим спросом у крестьян.

О высоких темпах расширения массового производства сельскохозяйственных машин и орудий свидетельствуют данные по Украине, на долю которой приходилась основная часть общего выпуска сельскохозяйственных машин и орудий в СССР. В 1925/26 г. валовая продукция сельскохозяйственного машиностроения УССР превысила довоенный уровень более чем в 1,5 раза. К этому времени здесь производилось 46,5% почвообрабатывающих орудий, 66,2% посевных машин, 60,8% уборочных машин, 60% молотилок и 62% конных приводов, выпускавшихся в стране812.

Вследствие того, что план ГОЭЛРО поставил перед электротехнической промышленностью задачу быстрейшего достижения довоенного уровня производства, в данной отрасли восстановительный период был завершен уже в 1924/25 г., объем ее продукции (по ценам 1926/27 г.) составил в этом году 71,7 млн. руб. против 70,5 млн. руб. в 1913 г.

В то же время судостроение, являющееся одним из наиболее сложных производств, начало восстанавливаться несколько позднее, чем другие отрасли — с 1924/25 г. Восстановительный период в основных отраслях машиностроения — промышленном и транспортном — завершился лишь к концу 1926/27 г.

Начался переход машиностроительной промышленности от восстановления к частичной ее технической реконструкции и расширению. Этот этап характеризовался рядом новых явлений: быстро, увеличивался выпуск продукции, росла загрузка заводов; увеличивалось число рабочих, росла производительность труда; на очередь встала задача обновления основного капитала; усилился процесс модернизации выпускавшихся ранее машин и создания новых; вместе с развертыванием новых производств происходила частичная специализация машиностроительных заводов и концентрация производства; проектировались и частично строились новые заводы.

На XIII съезде партии, на январском (1925 г.) Пленуме ЦК, на XIV партийной конференции был принят ряд постановлений о переоборудовании заводов и постройке новых. До XIV съезда партии задача индустриализации страны ставилась еще в общей форме.

Объем производства к концу восстановительного периода иллюстрируется следующими данными813:

 

1925/26 г.

1926/27 г.

1927/28 г.

Общее машиностроение (% к 1912 г.)

83,2

125

164

Судостроение (% к 1913 г.)

47

71

Сельскохозяйственное машиностроение (% к 1912 г.)

132

183

236

Вместе с ростом производства увеличилась численность рабочих: в 1926/27 г. она составила в общем машиностроении 121,6 тыс. человек против 63,4 тыс. в 1922/23 г.; в судостроении — 12,6 тыс. против 3,9 тыс.; в сельскохозяйственном машиностроении — 32,1 тыс. против 7,9 тыс. человек.

Численность занятой рабочей силы в советском машиностроении превысила в 1926/27 г. довоенный уровень: по общему машиностроению на 5,4%; сельскохозяйственному машиностроению — на 92,5%. Лишь в судостроении число рабочих составляло 89,5% по отношению к 1913 г.

Основные кадры, которые в годы гражданской войны в значительной мере отошли от работы в машиностроении, постепенно возвращались. В связи с этим удельный вес женщин среди работников предприятий сократился с 14,2% на 1 января 1924 г. до 9,7% на 1 января 1927 г.

Выработка на 1 рабочего (человеко-день) по валовой продукции выросла более чем в 2 раза.

В центре внимания все в большей мере ставилась проблема капитального строительства. Общая сумма капиталовложений в машиностроение (в млн. руб.) за 1922/23—1926/27 гг. распределялась следующим образом (без нового строительства):

 

1922/23 г.

1923/24 г.

1924/25 г.

1925/26 г.

1926/27 г.

Всего за 5 лет

Промышленное и транспортное машиностроение

9,29

8,50

14,27

34,48

47,82

114,36

Сельскохозяйственное машиностроение

0,09

2,10

4,28

12,53

9,75

28,75

Судостроение

0,03

0,99

2,64

3,85

3,88

11,39

Итого

9,41

11,59

21,19

50,86

61,45

154,50

Темп роста

100

123,1

225,1

540,4

650,2

Заметный рост капиталовложений в машиностроение начался с 1925/26 г. Капитальные вложения направлялись главным образом на существующие заводы. Не менее 1/3 капитальных затрат предназначалось для выполнения капитального ремонта. Больше ½ направлялось на расширение и частичную реконструкцию заводов, особенно сельскохозяйственного машиностроения, в котором реконструкция началась раньше, чем в других отраслях.

Строительство новых заводов находилось еще в стадии подготовки. Самым крупным объектом нового строительства был Ростовский завод сельскохозяйственных машин. Тогда же началось проектирование Сталинградского тракторного завода, Свердловского завода тяжелого машиностроения и Нижне-Тагильского вагоностроительного завода.

По районам капитальные вложения распределялись следующим образом: Центрально-Промышленный район — 57,6%, Северо-Западный район — 15,4%, Украина — 27%. Таким образом, соотношение между районами, установившееся, в довоенное время, почти не изменилось.

Оживление машиностроительного производства к концу восстановительного периода сказалось на всех его отраслях. Выпуск паровозов, составлявший еще в 1924/25 г. 45,9% довоенного уровня, в 1925/26 г. поднялся до 84,5%. При этом существующие типы паровозов были модернизированы: увеличилась их мощность; была достигнута большая экономичность в расходе топлива.

Вагоностроительные заводы начали с 1925/26 г. выпускать большегрузные товарные вагоны. Однако 1925/26 и 1926/27 гг. были в этом отношении только начальным этапом; широкое развертывание производства вагонов стало возможным позднее, после реконструкции вагоностроительного цеха Брянского (Бежицкого) завода и создания южного (Днепродзержинского) и уральского (Нижне-Тагильского) вагоностроительных заводов.

Увеличилось производство паровых котлов. В 1925/26 г. выпуск их составил 142% от довоенного, а в 1926/27 г. — уже 267%. Вместо выпускавшихся ранее котлов небольшой паропроизводительности и не выше 15 атм давления, Ленинградский металлический завод начал изготавливать котлы до 40 атм давления и до 727 м² поверхности нагрева с производительностью до 35—40 кг/м². В это же время проектировались котлы с поверхностью нагрева от 1000 до 2000 м². Была проделана большая работа по нормализации типов и размеров котлов; устаревшие типы снимались с производства, в результате число типов котлов сократилось с 21 до 13, а число размеров поверхности нагрева — с 312 до 69. Кроме того, была проведена нормализация диаметров и разработаны технические условия на материалы для производства котлов.

Введение новых типов паровых котлов и применение усовершенствованных поточных устройств и воздушных экономайзеров уже в те годы обеспечивали значительную экономию затрат на все котельное хозяйство при существенном повышении к. п. д.

Ленинградский металлический завод в 1922/23 г. выпустил первую новую паровую турбину. Мощность этой турбины составляла 2000 квт, в то время как до войны мощность выпускавшихся турбин не превышала 1250 квт. В 1925/26 г. этот завод выпустил турбину мощностью в 10 тыс. квт. Выпуск турбин на Металлическом заводе в последующие годы быстро возрастал; уже в 1926/27 г. он составил 576% по отношению к довоенному уровню. В 1926 г. строились две турбины мощностью по 22 тыс. квт и проектировалась турбина в 40 тыс. квт. В 1926/27 г. была построена первая турбина высокого давления в 30 атм.

Восстановление производства двигателей внутреннего сгорания (дизелей и нефтяных двигателей низкого сжатия) началось с 1923/24 г. В этом году их выпуск был равен только 16% от довоенного. Однако уже в 1925 г. выпуск дизелей на заводе «Русский дизель» превзошел 7 тыс. л. с., а в 1926 г. составил 12,2 тыс. л. с., достигнув довоенного уровня. Вместе с тем завод использовал накопленный им ранее опыт для улучшения конструкций дизелей. В это время был построен двухтактный дизель мощностью 2400 л. с. в единице (шесть цилиндров мощностью по 400 л. с.), тогда как мощность дизелей в дореволюционное время не превышала 1200 л. с. в единице и 200 л. с. в цилиндре. Тот же «Русский дизель», завод «Красный пролетарий», а позже заводы «Двигатель революции» и Харьковский выпускали двух- и четырехтактные бескомпрессорные дизели. Основными достижениями в технике дизелестроения в рассматриваемое время являлись увеличение мощности дизелей, повышение их быстроходности и переход к безвоздушной пульверизации топлива (бескомпрессорные дизели).

Довольно быстрыми темпами восстанавливалось станкостроение: оно достигло довоенного уровня уже в 1924/25 г. В это время станки производились только на заводах «Красный пролетарий» и «Двигатель революции» и, в небольших размерах, на Краматорском и Брянском (Бежицком) заводах.

В 1926/27 г. был пущен стоявший на консервации Ленинградский завод им. Свердлова и организовано производство станков на заводах «Самоточка», Куйбышевском, Ижевском и др. В результате их выпуск уже в 1926/27 г. превысил довоенный уровень почти в 3 раза. Вместе с количественными достижениями в тот период — по существу начальный для советского станкостроения — наметились значительные успехи в модернизации станков и специализации заводов. Почти все станкостроительные заводы приступили к изменению конструкций выпускавшихся ими станков в направлении увеличения их мощности и оборудования специальными приспособлениями в целях расширения круга производимых ими работ. Было организовано производство станков, ранее вовсе не изготовлявшихся в стране: радиально-сверлильных, фрезерных, универсально-шлифовальных. В то же время уменьшилось количество типов и размеров станков и повысилась серийность их выпуска.

Наряду с турбостроением и станкостроением одной из крупнейших побед восстановительного периода было расширение текстильного машиностроения. Валовой выпуск его продукции уже в 1924/25 г. был почти в 2 раза выше довоенного, а в 1926/27 г. — в 4 раза. Удельный вес ранее не производившихся у нас ткацких автоматов и деталей в производстве текстильного оборудования составил в 1926/27 г. около 70%. Производство ткацких автоматов наладилось в конце 1926 г. Они изготовлялись на заводах Климовском, Шуйском и им. К. Маркса. Кроме того, Тульский завод выпустил тогда первый пробный ватер, а завод им. К. Маркса — первую пробную чесальную машину. Был подготовлен к выпуску первый банкаброш.

К рассматриваемому этапу относится также становление новой отрасли машиностроения — производство нефтяного оборудования. Его производство возросло с 5 млн. руб. в 1924/25 г. до 16 млн. руб. в 1926/27 г. К выпуску нефтяного оборудования были привлечены заводы Мариупольский, им. К. Либкнехта, Ижорский и «Красное Сормово». В дальнейшем на нефтяном машиностроении специализировались два последних завода. На заводах ГОМЗ было налажено производство оборудования для вращательного бурения, вращательных станков и бурового инструмента для них, которое до революции на нефтяных промыслах почти не применялось.

На Ленинградском заводе им. М. Гельца было организовано массовое производство кругловязальных чулочных машин шведского типа; производство их было доведено до 800 шт. в месяц. Одесский завод им. Ленина начал производство винтовых обувных машин шведского типа «Ском».

Для электротехнической промышленности, как уже упоминалось, восстановительный период закончился в 1924/25 г. Из отдельных отраслей электротехнической промышленности особого внимания заслуживает восстановление тяжелого электромашиностроения. Уже в 1924/25 г. были изготовлены первые семь турбогенераторов на 10,3 тыс. квт, а к 1926 г. их производство увеличилось до 50 тыс. квт. Серьезным экзаменом для советского генераторостроения явилось изготовление четырех гидрогенераторов для Волховской электростанция, мощностью каждый в 8750 квт. Это были первые опыты, и гидрогенераторы «Электросилы» сравнивались с генераторами, изготовленными для Волховстроя известной шведской фирмой «АСЕА». При той же мощности советские генераторы оказались на 20% легче.

Крупные сдвиги произошли и в трансформаторостроении. До войны предельная мощность выпускавшихся трансформаторов не превышала 2000 квт. В первые же годы Советской власти мощность трансформаторов, выпущенных для Волховстроя, достигала 6 тыс. квт, а для «Азнефти» — 12 тыс. квт. Таким образом, уже в восстановительный период, был сделан важный шаг в создании советского трансформаторостроения.

Больших успехов достигло производство высоковольтной аппаратуры. В довоенный период оно было распылено по многим заводам и ограничивалось простейшими типами аппаратов. Советские заводы с первых же лет восстановительного периода приступили к освоению более сложных типов производства. В 1925 г. был организован выпуск высоковольтной аппаратуры на Ленинградском заводе «Электроаппарат».

Дореволюционная Россия зависела от импорта в отношении всех сколько-нибудь сложных частей телефонных аппаратов и коммутаторов. Поэтому важной задачей в этой области являлась организация на наших заводах производства всего комплекса деталей. Эта задача была успешно выполнена. Построенную тогда Харьковскую телефонную станцию целиком оборудовали изделиями советского производства.

Еще более трудные проблемы стояли перед советской радиопромышленностью. Радиопродукция, выпускавшаяся в довоенные годы, устарела. В связи с этим почти сразу после окончания гражданской войны был создан электровакуумный завод, специализировавшийся на производстве радиоламп — усилительных и генераторных. Завод впоследствии вошел в состав ленинградской «Светланы».

В восстановительный период были достигнуты известные успехи в торговом судостроении. В первые годы после окончания гражданской войны оно было незначительным по размерам и весьма случайным по характеру работ: здесь сочеталось судостроение, судоремонт и изготовление запасных судовых частей. Лишь начиная с 1924/25 г. судостроение приняло характер специализированного производства. Число строившихся судов увеличилось с 9 в 1924/25 г. до 40 в 1927/28 г. Загрузка заводов Ленинградского судостроительного треста по сравнению с довоенным поднялась с 10,7% в 1922/23 г. до 61% в 1926/27 г.; Дальневосточного завода — с 8,6% в 1923/24 г. до 40% в 1926/27 г.

Грузоподъемность строившихся у нас в довоенные годы морских торговых судов не превышала 5500 т. Уже в рассматриваемые годы она достигла 10 тыс. т. Главные судовые дизели, строившиеся раньше, по мощности не превышали 900 л. с. в агрегате. В эти годы началось производство дизелей мощностью в 2000 л. с.

Первые построенные в нашей стране торговые суда были признаны достойными войти в число тех наилучших 10% судов мирового флота, которые были изготовлены за все время после мировой войны814. Это достаточно характеризует их качество.

Уже на начальной стадии советского торгового судостроения отмечалась оригинальность ряда его конструкций. 95% главных и вспомогательных механизмов судов изготовлялись на советских заводах.

К восстановительному периоду относится организация новой отрасли железобетонного судостроения. В Ленинграде был построен большой плавучий док с подъемной силой 6 тыс. т. Этот док был тогда одним из величайших в мире железобетонных плавучих сооружений.

Новой отраслью советского машиностроения являлось автомобилестроение, носившее до того кустарный характер. В 1922 г. существовало четыре предприятия, которые могли быть приспособлены к этому производству: АМО (ныне завод им. Лихачева), Ярославский завод (б. Лебедева), «Автомотор» (б. Ильина, Москва) и фабрика автопринадлежностей (Москва). Период подготовительных работ продолжался с 1922 по 1924 г.; для начала на заводе АМО был организован серийный восстановительный ремонт грузовых машин. Опираясь на накопленный опыт, АМО в 1924 г. приступил к выпуску полуторатонных грузовиков. В 1925/26 г. Ярославский завод прекратил ремонт автомобилей и приступил к выпуску трехтонных грузовых машин. Производство осуществлялось в кооперации с АМО, который поставлял моторы, тяжелые поковки и стальное литье. На заводе «Автомотор» было организовано производство легковых машин типа НАМИ, являвшихся оригинальной советской малолитражной конструкцией; в 1926/27 г. были изготовлены три опытные машины, показавшие при испытании полную пригодность для эксплуатации.

В восстановительный период в стране было организовано тракторостроение. Первоначально делались попытки привлечь к этому производству несколько заводов. Но единственным заводом, который сумел преодолеть все трудности, был «Красный путиловец» (ныне — Кировский завод). Он начал производить тракторы в 1924 г.; до начала 1927 г. было выпущено 600 тракторов. Благодаря собственной металлургической базе и высококвалифицированному техническому персоналу, заводу удалось овладеть производством в короткое время. Путиловские тракторы впервые дали возможность приступить к переводу сельского хозяйства на новую техническую базу крупного производства.

Первые тракторы «Красного путиловца» марки «ФП» — фордзоны путиловские, почти не отличались от американских фордзонов, составлявших тогда 90% всего импорта тракторов. Этим, помимо создания собственного тракторостроения, обеспечивалась база для производства запасных частей к ввезенным ранее фордовским машинам.

В области сельскохозяйственного машиностроения наибольшего внимания заслуживает налаживание производства машин, которые до того привозились из-за границы. Это прежде всего освоение производства тракторных плугов на заводе «Октябрьская революция» в Одессе (оно находилось в то время еще в стадии опытов). Было налажено производство сноповязалок на Люберецком заводе. Украинские заводы «Серп и молот» и «Красная звезда» наладили выпуск сложных молотилок, предназначенных для работы от тракторов. Производство триеров было организовано на заводе «Мельстрой» в Воронеже, молочных сепараторов — на пермском заводе им. Дзержинского.

С переходом к социалистической индустриализации перед советской страной встала задача создания всесторонне развитого машиностроения, способного удовлетворить потребности народного хозяйства в новой технике.