1. Ленинские принципы регулирования капитализма
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76
В. И. Ленин указывал, что поскольку «капитализм неизбежен в известной мере, как стихийный продукт мелкого производства и обмена», пролетарское государство должно использовать капитализм «как посредствующее звено между мелким производством и социализмом, как средство, путь, прием, способ повышения производительных сил»352.
Идея, заложенная в ленинском тезисе о капитализме как посредствующем звене, выражает один из общих принципов экономической политики пролетариата в отношении буржуазии — ее использование для социалистического строительства, принуждение ее служить делу пролетариата, что составляет важную сторону ленинского учения о государственном капитализме в условиях диктатуры пролетариата. В этом положении нашел дальнейшее развитие и конкретизацию обоснованный Лениным весной 1918 г. принцип привлечения буржуазных специалистов к строительству новой, социалистической экономики под строгим контролем и надзором государства.
Допущение известного развития капитализма сделало непримиримую борьбу социализма с капитализмом главной проблемой переходного периода. Ленин с особой силой подчеркивал, что борьба со стремящимся к своему возрождению капитализмом — это борьба не на живот, а на смерть между социализмом и капитализмом, от исхода которой зависела судьба социалистической революции353.
Борьба с частным капиталом была прежде всего борьбой за крестьянство: кто, какой класс лучше использует товарно-денежные, рыночные отношения для обслуживания крестьянства, для установления экономической смычки с ним; следовательно, кто, какой класс поведет его за собой, кто будет оказывать экономическое воздействие на тенденции и направление развития крестьянства: социализм или капитализм.
Поскольку частный капитал стремился экономически подчинить себе мелкотоварных производителей в сельском хозяйстве и промышленности (кустарей и ремесленников), как свою естественную экономическую базу и условие воспроизводства капиталистических отношений, мелкотоварный уклад хозяйства являлся ареной классовой борьбы между социализмом и капитализмом.
Борьба с частным капиталом требовала от пролетарского государства решительной и в то же время гибкой политики, которая обеспечивала бы одновременное решение двуединой задачи: с одной стороны, решительного подавления всех форм сопротивления капиталистических элементов делу социалистического строительства, государственной политике, а, с другой — предоставление возможности для хозяйственной деятельности частного капитала в рамках и пределах, допускаемых государством, полезной делу восстановления хозяйства и подъему производительных сил страны.
Краеугольным камнем политики пролетариата по отношению к капитализму было ленинское положение, согласно которому использование капитализма предполагало одновременно и непримиримую борьбу с ним, его государственное регулирование, которое является первым и обязательным условием допущения деятельности капитализма при диктатуре пролетариата, так как социалистическое строительство несовместимо с бесконтрольным и неограниченным развитием капитализма354.
Сложная система регулирования капитализма складывалась постепенно, начиная с первых дней перехода власти в руки рабочего класса. Новая экономическая политика лишь изменила формы и методы осуществления этой задачи, приведя их в соответствие с новыми принципами социалистического строительства.
Регулирование капитализма пролетарским государством — это составная часть планомерного руководства и управления всей экономической жизнью страны в интересах построения социализма. Определяя развитие социалистического сектора хозяйства, Советское государство оказывало свое воздействие и на другие уклады переходной экономики, включая уклад частнохозяйственного капитализма. Степень этого воздействия возрастала вместе с ростом социалистических форм хозяйства и овладением искусством управления.
Ленинское учение о регулировании капитализма было направлено против «теорий» буржуазных экономистов типа Кондратьева, Громана и др., а также правых оппортунистов, которые отстаивали принцип беспрепятственного развития капитализма, отмены монополии внешней торговли, свободного предпринимательства, ничем не регулируемой свободной торговли. Такая политика невмешательства Советского государства в хозяйственную жизнь привела бы к стихийности экономического развития, открыла бы дорогу для реставрации капитализма.
Регулирование капитализма пролетарским государством включало подавление всех форм сопротивления частного капитала мероприятиям государства, его хозяйственной политике, контроль и надзор за его деятельностью, определение рамок, форм и областей его участия в хозяйственном строительстве, исходя из задач восстановления народного хозяйства; ограничение темпов и размеров его накопления; ограждение прав трудящихся на частных предприятиях, улучшение условий производства и труда на них, чтобы максимально ограничить эксплуататорские тенденции частного капитала; использование его средств и опыта для развития производительных сил в определенных, необходимых для народного хозяйства областях; установление в соответствии с указанными задачами системы учета деятельности частного капитала.
Регулирующие и контролирующие органы должны были следить за маневрами частного капитала, вскрывать формы маскировки его нелегальной деятельности (капиталистическая работа на дому, создание лжеартелей и т.п.), чтобы заставить его функционировать только в открытых, подконтрольных государству формах355.
Необходимо было также эффективными экономическими мерами ослаблять и разрушать его связи с крестьянством и трудовыми элементами в промышленности (кустарями и ремесленниками). Это подрывало экономическую базу роста капитализма. Поэтому регулирование капитализма предполагало недопущение капитализма не только в область экономических командных высот, но и в такие отрасли хозяйства, где развитие частного капитала могло бы способствовать смыканию частного капитала в промышленности с кулацкими элементами в деревне (мукомольная, маслобойная и другие отрасли переработки сельскохозяйственного сырья).
Иными словами: ни одна сторона деятельности частного капитала не могла оставаться вне надзора, контроля и регулирования государства — таково назначение регулирования капитализма при диктатуре пролетариата. В этом находит свое выражение гегемония социализма в переходной экономике, наступление социализма на капитализм.
Конечной целью системы регулирования капитализма было его полное вытеснение из всех сфер экономической жизни по мере вызревания для этого экономических и организационно-технических предпосылок.
Советское государство стремилось регулирование капитализма проводить не методами административного воздействия, а главным образом мерами его постепенного экономического преодоления, отвоеванием позиций у частного капитала, экономическим состязанием с ним.
Экономические методы регулирования капитализма включали развитие всесторонних экономических связей социалистической промышленности, банков с мелкими трудовыми хозяйствами кустарей и ремесленников, установление прямой связи мелких частных розничников непосредственно с государственными оптовыми организациями, осуществление в этих целях соответствующей кредитной политики, политики снабжения и сбыта, чтобы этими мерами воздействовать на развитие мелкотоварных производителей и подорвать питательную базу капитализма в мелком производстве.
Но регулирование капитализма (как и регулирование всех экономических процессов в целом в переходный период) не могло сводиться только к экономическим методам. Необходимы были и внеэкономические меры, меры административно-правового характера, в том числе и меры государственного принуждения, особенно в отношении той части капиталистов, которая оказывала открытое или скрытое сопротивление хозяйственной политике государства356. Экономические и внеэкономические методы сочетались, взаимно переплетались.
Указывая на неизбежность известного оживления капитализма с переходом к нэпу, Ленин в то же время определил особенности форм и способов его регулирования, исходя из основных принципов новой экономической политики. Эти формы и способы не должны были, с одной стороны, допускать бесконтрольного и неограниченного развития капитализма и свободной торговли, а, с другой, — не должны были отступать от принципов нэпа, не допускать рецидивов методов «военного коммунизма» в руководстве хозяйством в борьбе с капитализмом.
В «Наказе о хозяйственной работе», принятом IX Всероссийским съездом Советов (декабрь 1921 г.), указывалось, что народные суды должны следить «за деятельностью частных торговцев и предпринимателей, не допуская ни малейшего стеснения их деятельности…»357 Вместе с тем советское законодательство предусматривало применение строгих мер воздействия против злоупотребления нэпом, против капиталистов, пытавшихся уклониться от государственного надзора, учета и контроля. Народные суды обязаны были карать за малейшие попытки отступления частных капиталистов от соблюдения законов Республики358.
XIII партийная конференция, поставив задачу вытеснения частного торгового капитала путем конкуренции, прежде всего более низкими ценами и лучшим обслуживанием широких масс потребителей, в то же время указывала, что регулирование частного капитала должно достигаться и мерами внеэкономического порядка — налоговой политикой, повышением налогов на роскошь и усилением борьбы со злостными спекулянтами359.
При этом методы ограничения частного капитала и наступление на него усиливались по мере возрастания роли всех социалистических командных высот в экономике и завоевания кооперацией и государственной торговлей командного положения на рынке.
В первые годы нэпа, вследствие неопытности советских хозяйственных кадров, нэпманская буржуазия, бывшие торговцы и промышленники, всякого рода частные посредники использовали благоприятную для них обстановку для злоупотреблений и обогащения. Спекуляция, воровство и хищения, взятка — таковы методы обогащения частного капитала в первые годы нэпа360. За два первых года нэпа накопления частного капитала увеличились с 150 млн. зол. руб., которыми он располагал к началу 1921 г., до 350 млн. руб. к 1923 г.361 Это была только часть той цены, которую первое социалистическое государство уплатило за овладение наукой торговать и хозяйствовать на основе принципов нэпа362.
В эти годы отмечался абсолютный рост частного капитала не только в торговле, но и в промышленности. С 1922 г. по первое полугодие 1925/26 г. число частных предприятий в цензовой промышленности увеличилось в 2 раза (с 856 до 1786), а число рабочих в них почти в 3 раза (с 20,4 до 60,5 тыс. человек)363. Еще более увеличилось число частных предприятий в мелкой промышленности. Как показывают итоги всесоюзной демографической переписи 1926 г., разработанные комиссией Совнаркома СССР по изучению тяжести обложения населения в 1926/27 г.364, на долю средней и крупной буржуазии (по общей численности населения данной группы) — владельцев цензовых предприятий, торговцев высших разрядов, крупных спекулянтов и рантье — приходилось 0,3% несельскохозяйственного населения и 0,1% всего населения. В абсолютных размерах мелкокапиталистическая, средняя и крупная буржуазия составляла в 1926/27 г. 75,6 тыс. самостоятельных лиц, из которых на долю средней и крупной буржуазии приходилось 29,7 тыс., в том числе 1,9 тыс. владельцев цензовых предприятий365. В тот период в экономике страны имелись значительные массы трудового непролетарского населения и мелких полукапиталистических предпринимателей, которые служили питательной базой для средней и крупной буржуазии.
Но составляя всего 0,3% несельскохозяйственного населения, нэпманская буржуазия в 1926/27 г. присваивала 3,3% его доходов366. Наибольшими были доходы владельцев цензовых промышленных предприятий, рантье и спекулянтов: они составляли в том же году 10 тыс. руб. на душу самодеятельного населения и свыше 4 тыс. руб. на душу населения. У 30,7 тыс. лиц доход составлял от 5 до 10 тыс. руб., у 1400 лиц — от 16 до 20 тыс. руб., около 2000 лиц располагали средним доходом свыше 20 тыс. руб.367 Эти данные говорили о том, что в ходе развития капитализма образовался небольшой слой средней и крупной буржуазии, дельцов с крупными доходами.
Частный капитал эксплуатировал значительную армию рабочих и служащих. В 1925/26 г. на долю частнокапиталистического уклада приходилось 442,4 тыс. рабочих и служащих. Из этого числа в частной промышленности было занято 297,6 тыс. человек, или 9,5% всех рабочих и служащих, занятых в промышленности. Помимо этого, на частный капитал работали на транспорте (водном, гужевом), в строительстве, торговле и общественном питании 123 тыс. человек368. К этому следует добавить известную часть рабочих кооперативной промышленности (из лжекооперативов) и замаскированных наемных рабочих из числа кустарей и ремесленников, работавших на частных капиталистов через раздаточные конторы в домашней системе капиталистической промышленности. Точно учесть число таких лиц было невозможно. Но, несомненно, они значительно увеличивали фактическую армию наемных рабочих частного капитала369.
Задача регулирования капитализма, борьба с ним решалась партией и государством с первых дней перехода к новой экономической политике. Экономическая политика Советского государства в отношении частного капитала в восстановительный период была направлена на подготовку экономического наступления на него и переход к наступлению на отдельных участках хозяйства. В 1921—1923 гг., осуществлялась перегруппировка сил, укреплялись экономические позиции социализма, создавался организационно-технический механизм регулирования экономической жизни, происходило накопление сил для овладения рынком, подготовка кадров, которые успешно овладевали делом управления хозяйством на основе товарно-денежных отношений, т.е. учились бы торговать в ленинском понимании этой задачи.
В 1924 г. усилился процесс регулирования капитализма, наступления на него в целях его вытеснения. К этому времени завершилась в основном перегруппировка сил в пользу социалистических форм хозяйства, стала успешно развиваться обобществленная торговля, на основании ленинских указаний о кооперации государство приступило к осуществлению широкой программы помощи кооперации и ее укреплению. Исключительно важную роль в упрочении позиций социалистического хозяйства и создании эффективного экономического механизма для регулирования капитализма и его ограничения сыграло успешное завершение денежной реформы.
Проведение политики постепенного вытеснения частного капитала по мере усиления позиций социализма не означает, будто в первые годы нэпа политика Советского государства исключала борьбу с капитализмом370. Неверным является также мнение, будто в первые годы нэпа, в период перегруппировки сил экономическая политика исключала элементы наступления на частнохозяйственный капитал.
Подобные утверждения находятся в противоречии с ленинским положением о том, что в обыкновенной войне можно дать приказ о приостановке наступления, но в войне против капитала движения вперед приостановить нельзя371. Движение вперед в борьбе с капиталом, которое не останавливалось ни в один из периодов социалистического строительства, в начальные годы нэпа выражалось прежде всего в укреплении диктатуры пролетариата, упрочении союза рабочего класса с крестьянством, перестройке всего механизма государственного и хозяйственного аппарата, усилении позиций социализма в экономике страны.
Советское государство никогда не находилось в состоянии обороны в отношении частного капитала. Об этом говорят и имевшие место в первые годы нэпа процессы против капиталистов, злоупотреблявших нэпом, — нарушителей советского законодательства о труде, злостных спекулянтов, наживавшихся на хищении государственных средств с помощью жульнических ухищрений и взяток, а также чистка крупных городов от спекулятивных элементов372.
К концу восстановительного периода, накануне перехода к реконструкции народного хозяйства, когда, как указывается в решениях XV съезда партии, произошла радикальная перегруппировка сил в сторону усиления социалистических форм хозяйства, партия провозгласила курс на более решительное вытеснение капитализма.
Наиболее полно политика пролетариата в отношении частнохозяйственного капитализма, его регулирование в условиях социалистического строительства отражена в ленинском учении о государственном капитализме при диктатуре пролетариата.
В. И. Ленин указывал, что поскольку «капитализм неизбежен в известной мере, как стихийный продукт мелкого производства и обмена», пролетарское государство должно использовать капитализм «как посредствующее звено между мелким производством и социализмом, как средство, путь, прием, способ повышения производительных сил»352.
Идея, заложенная в ленинском тезисе о капитализме как посредствующем звене, выражает один из общих принципов экономической политики пролетариата в отношении буржуазии — ее использование для социалистического строительства, принуждение ее служить делу пролетариата, что составляет важную сторону ленинского учения о государственном капитализме в условиях диктатуры пролетариата. В этом положении нашел дальнейшее развитие и конкретизацию обоснованный Лениным весной 1918 г. принцип привлечения буржуазных специалистов к строительству новой, социалистической экономики под строгим контролем и надзором государства.
Допущение известного развития капитализма сделало непримиримую борьбу социализма с капитализмом главной проблемой переходного периода. Ленин с особой силой подчеркивал, что борьба со стремящимся к своему возрождению капитализмом — это борьба не на живот, а на смерть между социализмом и капитализмом, от исхода которой зависела судьба социалистической революции353.
Борьба с частным капиталом была прежде всего борьбой за крестьянство: кто, какой класс лучше использует товарно-денежные, рыночные отношения для обслуживания крестьянства, для установления экономической смычки с ним; следовательно, кто, какой класс поведет его за собой, кто будет оказывать экономическое воздействие на тенденции и направление развития крестьянства: социализм или капитализм.
Поскольку частный капитал стремился экономически подчинить себе мелкотоварных производителей в сельском хозяйстве и промышленности (кустарей и ремесленников), как свою естественную экономическую базу и условие воспроизводства капиталистических отношений, мелкотоварный уклад хозяйства являлся ареной классовой борьбы между социализмом и капитализмом.
Борьба с частным капиталом требовала от пролетарского государства решительной и в то же время гибкой политики, которая обеспечивала бы одновременное решение двуединой задачи: с одной стороны, решительного подавления всех форм сопротивления капиталистических элементов делу социалистического строительства, государственной политике, а, с другой — предоставление возможности для хозяйственной деятельности частного капитала в рамках и пределах, допускаемых государством, полезной делу восстановления хозяйства и подъему производительных сил страны.
Краеугольным камнем политики пролетариата по отношению к капитализму было ленинское положение, согласно которому использование капитализма предполагало одновременно и непримиримую борьбу с ним, его государственное регулирование, которое является первым и обязательным условием допущения деятельности капитализма при диктатуре пролетариата, так как социалистическое строительство несовместимо с бесконтрольным и неограниченным развитием капитализма354.
Сложная система регулирования капитализма складывалась постепенно, начиная с первых дней перехода власти в руки рабочего класса. Новая экономическая политика лишь изменила формы и методы осуществления этой задачи, приведя их в соответствие с новыми принципами социалистического строительства.
Регулирование капитализма пролетарским государством — это составная часть планомерного руководства и управления всей экономической жизнью страны в интересах построения социализма. Определяя развитие социалистического сектора хозяйства, Советское государство оказывало свое воздействие и на другие уклады переходной экономики, включая уклад частнохозяйственного капитализма. Степень этого воздействия возрастала вместе с ростом социалистических форм хозяйства и овладением искусством управления.
Ленинское учение о регулировании капитализма было направлено против «теорий» буржуазных экономистов типа Кондратьева, Громана и др., а также правых оппортунистов, которые отстаивали принцип беспрепятственного развития капитализма, отмены монополии внешней торговли, свободного предпринимательства, ничем не регулируемой свободной торговли. Такая политика невмешательства Советского государства в хозяйственную жизнь привела бы к стихийности экономического развития, открыла бы дорогу для реставрации капитализма.
Регулирование капитализма пролетарским государством включало подавление всех форм сопротивления частного капитала мероприятиям государства, его хозяйственной политике, контроль и надзор за его деятельностью, определение рамок, форм и областей его участия в хозяйственном строительстве, исходя из задач восстановления народного хозяйства; ограничение темпов и размеров его накопления; ограждение прав трудящихся на частных предприятиях, улучшение условий производства и труда на них, чтобы максимально ограничить эксплуататорские тенденции частного капитала; использование его средств и опыта для развития производительных сил в определенных, необходимых для народного хозяйства областях; установление в соответствии с указанными задачами системы учета деятельности частного капитала.
Регулирующие и контролирующие органы должны были следить за маневрами частного капитала, вскрывать формы маскировки его нелегальной деятельности (капиталистическая работа на дому, создание лжеартелей и т.п.), чтобы заставить его функционировать только в открытых, подконтрольных государству формах355.
Необходимо было также эффективными экономическими мерами ослаблять и разрушать его связи с крестьянством и трудовыми элементами в промышленности (кустарями и ремесленниками). Это подрывало экономическую базу роста капитализма. Поэтому регулирование капитализма предполагало недопущение капитализма не только в область экономических командных высот, но и в такие отрасли хозяйства, где развитие частного капитала могло бы способствовать смыканию частного капитала в промышленности с кулацкими элементами в деревне (мукомольная, маслобойная и другие отрасли переработки сельскохозяйственного сырья).
Иными словами: ни одна сторона деятельности частного капитала не могла оставаться вне надзора, контроля и регулирования государства — таково назначение регулирования капитализма при диктатуре пролетариата. В этом находит свое выражение гегемония социализма в переходной экономике, наступление социализма на капитализм.
Конечной целью системы регулирования капитализма было его полное вытеснение из всех сфер экономической жизни по мере вызревания для этого экономических и организационно-технических предпосылок.
Советское государство стремилось регулирование капитализма проводить не методами административного воздействия, а главным образом мерами его постепенного экономического преодоления, отвоеванием позиций у частного капитала, экономическим состязанием с ним.
Экономические методы регулирования капитализма включали развитие всесторонних экономических связей социалистической промышленности, банков с мелкими трудовыми хозяйствами кустарей и ремесленников, установление прямой связи мелких частных розничников непосредственно с государственными оптовыми организациями, осуществление в этих целях соответствующей кредитной политики, политики снабжения и сбыта, чтобы этими мерами воздействовать на развитие мелкотоварных производителей и подорвать питательную базу капитализма в мелком производстве.
Но регулирование капитализма (как и регулирование всех экономических процессов в целом в переходный период) не могло сводиться только к экономическим методам. Необходимы были и внеэкономические меры, меры административно-правового характера, в том числе и меры государственного принуждения, особенно в отношении той части капиталистов, которая оказывала открытое или скрытое сопротивление хозяйственной политике государства356. Экономические и внеэкономические методы сочетались, взаимно переплетались.
Указывая на неизбежность известного оживления капитализма с переходом к нэпу, Ленин в то же время определил особенности форм и способов его регулирования, исходя из основных принципов новой экономической политики. Эти формы и способы не должны были, с одной стороны, допускать бесконтрольного и неограниченного развития капитализма и свободной торговли, а, с другой, — не должны были отступать от принципов нэпа, не допускать рецидивов методов «военного коммунизма» в руководстве хозяйством в борьбе с капитализмом.
В «Наказе о хозяйственной работе», принятом IX Всероссийским съездом Советов (декабрь 1921 г.), указывалось, что народные суды должны следить «за деятельностью частных торговцев и предпринимателей, не допуская ни малейшего стеснения их деятельности…»357 Вместе с тем советское законодательство предусматривало применение строгих мер воздействия против злоупотребления нэпом, против капиталистов, пытавшихся уклониться от государственного надзора, учета и контроля. Народные суды обязаны были карать за малейшие попытки отступления частных капиталистов от соблюдения законов Республики358.
XIII партийная конференция, поставив задачу вытеснения частного торгового капитала путем конкуренции, прежде всего более низкими ценами и лучшим обслуживанием широких масс потребителей, в то же время указывала, что регулирование частного капитала должно достигаться и мерами внеэкономического порядка — налоговой политикой, повышением налогов на роскошь и усилением борьбы со злостными спекулянтами359.
При этом методы ограничения частного капитала и наступление на него усиливались по мере возрастания роли всех социалистических командных высот в экономике и завоевания кооперацией и государственной торговлей командного положения на рынке.
В первые годы нэпа, вследствие неопытности советских хозяйственных кадров, нэпманская буржуазия, бывшие торговцы и промышленники, всякого рода частные посредники использовали благоприятную для них обстановку для злоупотреблений и обогащения. Спекуляция, воровство и хищения, взятка — таковы методы обогащения частного капитала в первые годы нэпа360. За два первых года нэпа накопления частного капитала увеличились с 150 млн. зол. руб., которыми он располагал к началу 1921 г., до 350 млн. руб. к 1923 г.361 Это была только часть той цены, которую первое социалистическое государство уплатило за овладение наукой торговать и хозяйствовать на основе принципов нэпа362.
В эти годы отмечался абсолютный рост частного капитала не только в торговле, но и в промышленности. С 1922 г. по первое полугодие 1925/26 г. число частных предприятий в цензовой промышленности увеличилось в 2 раза (с 856 до 1786), а число рабочих в них почти в 3 раза (с 20,4 до 60,5 тыс. человек)363. Еще более увеличилось число частных предприятий в мелкой промышленности. Как показывают итоги всесоюзной демографической переписи 1926 г., разработанные комиссией Совнаркома СССР по изучению тяжести обложения населения в 1926/27 г.364, на долю средней и крупной буржуазии (по общей численности населения данной группы) — владельцев цензовых предприятий, торговцев высших разрядов, крупных спекулянтов и рантье — приходилось 0,3% несельскохозяйственного населения и 0,1% всего населения. В абсолютных размерах мелкокапиталистическая, средняя и крупная буржуазия составляла в 1926/27 г. 75,6 тыс. самостоятельных лиц, из которых на долю средней и крупной буржуазии приходилось 29,7 тыс., в том числе 1,9 тыс. владельцев цензовых предприятий365. В тот период в экономике страны имелись значительные массы трудового непролетарского населения и мелких полукапиталистических предпринимателей, которые служили питательной базой для средней и крупной буржуазии.
Но составляя всего 0,3% несельскохозяйственного населения, нэпманская буржуазия в 1926/27 г. присваивала 3,3% его доходов366. Наибольшими были доходы владельцев цензовых промышленных предприятий, рантье и спекулянтов: они составляли в том же году 10 тыс. руб. на душу самодеятельного населения и свыше 4 тыс. руб. на душу населения. У 30,7 тыс. лиц доход составлял от 5 до 10 тыс. руб., у 1400 лиц — от 16 до 20 тыс. руб., около 2000 лиц располагали средним доходом свыше 20 тыс. руб.367 Эти данные говорили о том, что в ходе развития капитализма образовался небольшой слой средней и крупной буржуазии, дельцов с крупными доходами.
Частный капитал эксплуатировал значительную армию рабочих и служащих. В 1925/26 г. на долю частнокапиталистического уклада приходилось 442,4 тыс. рабочих и служащих. Из этого числа в частной промышленности было занято 297,6 тыс. человек, или 9,5% всех рабочих и служащих, занятых в промышленности. Помимо этого, на частный капитал работали на транспорте (водном, гужевом), в строительстве, торговле и общественном питании 123 тыс. человек368. К этому следует добавить известную часть рабочих кооперативной промышленности (из лжекооперативов) и замаскированных наемных рабочих из числа кустарей и ремесленников, работавших на частных капиталистов через раздаточные конторы в домашней системе капиталистической промышленности. Точно учесть число таких лиц было невозможно. Но, несомненно, они значительно увеличивали фактическую армию наемных рабочих частного капитала369.
Задача регулирования капитализма, борьба с ним решалась партией и государством с первых дней перехода к новой экономической политике. Экономическая политика Советского государства в отношении частного капитала в восстановительный период была направлена на подготовку экономического наступления на него и переход к наступлению на отдельных участках хозяйства. В 1921—1923 гг., осуществлялась перегруппировка сил, укреплялись экономические позиции социализма, создавался организационно-технический механизм регулирования экономической жизни, происходило накопление сил для овладения рынком, подготовка кадров, которые успешно овладевали делом управления хозяйством на основе товарно-денежных отношений, т.е. учились бы торговать в ленинском понимании этой задачи.
В 1924 г. усилился процесс регулирования капитализма, наступления на него в целях его вытеснения. К этому времени завершилась в основном перегруппировка сил в пользу социалистических форм хозяйства, стала успешно развиваться обобществленная торговля, на основании ленинских указаний о кооперации государство приступило к осуществлению широкой программы помощи кооперации и ее укреплению. Исключительно важную роль в упрочении позиций социалистического хозяйства и создании эффективного экономического механизма для регулирования капитализма и его ограничения сыграло успешное завершение денежной реформы.
Проведение политики постепенного вытеснения частного капитала по мере усиления позиций социализма не означает, будто в первые годы нэпа политика Советского государства исключала борьбу с капитализмом370. Неверным является также мнение, будто в первые годы нэпа, в период перегруппировки сил экономическая политика исключала элементы наступления на частнохозяйственный капитал.
Подобные утверждения находятся в противоречии с ленинским положением о том, что в обыкновенной войне можно дать приказ о приостановке наступления, но в войне против капитала движения вперед приостановить нельзя371. Движение вперед в борьбе с капиталом, которое не останавливалось ни в один из периодов социалистического строительства, в начальные годы нэпа выражалось прежде всего в укреплении диктатуры пролетариата, упрочении союза рабочего класса с крестьянством, перестройке всего механизма государственного и хозяйственного аппарата, усилении позиций социализма в экономике страны.
Советское государство никогда не находилось в состоянии обороны в отношении частного капитала. Об этом говорят и имевшие место в первые годы нэпа процессы против капиталистов, злоупотреблявших нэпом, — нарушителей советского законодательства о труде, злостных спекулянтов, наживавшихся на хищении государственных средств с помощью жульнических ухищрений и взяток, а также чистка крупных городов от спекулятивных элементов372.
К концу восстановительного периода, накануне перехода к реконструкции народного хозяйства, когда, как указывается в решениях XV съезда партии, произошла радикальная перегруппировка сил в сторону усиления социалистических форм хозяйства, партия провозгласила курс на более решительное вытеснение капитализма.
Наиболее полно политика пролетариата в отношении частнохозяйственного капитализма, его регулирование в условиях социалистического строительства отражена в ленинском учении о государственном капитализме при диктатуре пролетариата.