18. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАБОТНИКОВ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Психологическое воздействие на работников осуществляется с помощью различных психологических методов управления.
Разновидности психологического воздействия.
1. Побуждение – форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы. Все это позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации.
2. Убеждение основывается на логическом воздействии на психику человека для достижения установленных целей.
3. Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого весьма неудовлетворительны.
4. Вовлечение – психологический прием, с помощью которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса.
5. Внушение – психологически целенаправленное воздействие руководителем на подчиненного при помощи апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
6. Принуждение – форма морального воздействия, когда сотрудника заставляют осуществлять определенную работу.
7. Подражание – способ воздействия на отдельного работника или социальную группу с помощью личного примера.
8. Плацебо – пример поведения авторитетного лица, когда сотрудникам с легкостью показывают какие-либо действия, превозмогая страх, боль, усталость и т. п.
9. Запрещение является промежуточным методом воздействия между принуждением и убеждением.
10. Требование является одной из форм распоряжения. Оно эффективно в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется неоспоримым авторитетом.
11. Порицание имеет убеждающее воздействие только в условиях, когда сотрудник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас».
12. Обманутое ожидание результативно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у сотрудника строго направленный ход мыслей. Если раскрывается несостоятельность этой направленности, то сотрудник оказывается в растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.
13. Командование используется в случаях, когда требуется быстрое и точное исполнение поручения.
14. «Взрыв» – прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний.
15. Совет – психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. Совет используется во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей.
16. Просьба руководителя является действенным методом руководства, поскольку воспринимается сотрудниками как доброжелательное распоряжение и показывает уважение к его личности.
17. Похвала – позитивный психологический прием воздействия на человека, который оказывает более сильное действие, чем осуждение.
18. Комплимент – метод воздействия, заключающийся в акцентировании достоинств собеседника.
19. Намек – прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии или аналогии. Особенность намека состоит в том, что он воздействует не на сознание, а на эмоции.
Психологическое воздействие на работников осуществляется с помощью различных психологических методов управления.
Разновидности психологического воздействия.
1. Побуждение – форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества сотрудника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы. Все это позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации.
2. Убеждение основывается на логическом воздействии на психику человека для достижения установленных целей.
3. Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого весьма неудовлетворительны.
4. Вовлечение – психологический прием, с помощью которого сотрудники становятся соучастниками трудового или общественного процесса.
5. Внушение – психологически целенаправленное воздействие руководителем на подчиненного при помощи апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду.
6. Принуждение – форма морального воздействия, когда сотрудника заставляют осуществлять определенную работу.
7. Подражание – способ воздействия на отдельного работника или социальную группу с помощью личного примера.
8. Плацебо – пример поведения авторитетного лица, когда сотрудникам с легкостью показывают какие-либо действия, превозмогая страх, боль, усталость и т. п.
9. Запрещение является промежуточным методом воздействия между принуждением и убеждением.
10. Требование является одной из форм распоряжения. Оно эффективно в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется неоспоримым авторитетом.
11. Порицание имеет убеждающее воздействие только в условиях, когда сотрудник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас».
12. Обманутое ожидание результативно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у сотрудника строго направленный ход мыслей. Если раскрывается несостоятельность этой направленности, то сотрудник оказывается в растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.
13. Командование используется в случаях, когда требуется быстрое и точное исполнение поручения.
14. «Взрыв» – прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний.
15. Совет – психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения. Совет используется во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей.
16. Просьба руководителя является действенным методом руководства, поскольку воспринимается сотрудниками как доброжелательное распоряжение и показывает уважение к его личности.
17. Похвала – позитивный психологический прием воздействия на человека, который оказывает более сильное действие, чем осуждение.
18. Комплимент – метод воздействия, заключающийся в акцентировании достоинств собеседника.
19. Намек – прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии или аналогии. Особенность намека состоит в том, что он воздействует не на сознание, а на эмоции.