78. ЗАДАЧИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
В ситуации кризиса управленческий персонал предприятия должен провести серьезный анализ и принять решение о возможных вариантах дальнейшего развития. Существует несколько вариантов.
1. Продажа предприятия – полная ликвидация, продажа активов, увольнение персонала и полное прекращение деятельности.
2. Введение внешнего управления – приглашение нового менеджера.
3. Поиск инвестиций под конкретный проект, вложение средств – перестройка производства без смены руководителя.
И во 2-м и в 3-м случаях остается задача нормализации деятельности, а для этого необходимо провести анализ финансового состояния, найти путь реорганизации, разработать антикризисную маркетинговую, инвестиционную и организационно-производственную стратегии, найти новых партнеров и инвесторов.
Для преодоления возникшего кризиса особенно важна работа с персоналом. Деятельность кадровой службы на этом этапе должна включать диагностику кадрового потенциала предприятия; разработку стратегии реорганизации и кадровых программ поддержки реорганизации; сокращение персонала; повышение производительности труда; разрешение конфликтов, особенно обостряющихся в этот период.
При разработке антикризисной программы работы с персоналом организации важно ситуацию кризиса воспринимать несколько шире, чем просто кризис в ситуации спада производства и потери заказчика.
С точки зрения человеческого фактора для ситуации кризиса характерно возникновение, как минимум, двух проблем:
– рассогласование между профессиональным инструментарием, которым владеет персонал организации, и требуемым для новой ситуации;
– неадекватность норм и правил внутриорганизаци-онной жизни (корпоративной или организационной культуры) новым условиям. Антикризисное управление персоналом в таких условиях призвано учесть целый спектр вопросов адаптации работника к внешним и внутренним условиям функционирования и развития организации.
Особое внимание должно уделяться анализу мотиваци-онных установок, умению их формировать и направлять в соответствии с задачами организации. Сюда же следует отнести проблемы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, обеспечение безопасности персонала, разработку принципиально новых подходов к приоритету ценностей. В период кризиса кадровый менеджмент должен сосредоточиться на перспективных направлениях работы с персоналом:
– массовая переквалификация сотрудниковорганизации в связи с переходом на новые технологии;
– омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов;
– разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении;
– привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией.
Важным является и эффективное применение кадрового маркетинга, который обеспечивается рядом способов:
– поиском перспективных студентов;
– сотрудничеством с государственной службой занятости;
– использованием частных фирм в подборе и подготовке персонала;
– взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала;
– организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации. Стратегической задачей на этапе кризиса является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия.
В ситуации кризиса управленческий персонал предприятия должен провести серьезный анализ и принять решение о возможных вариантах дальнейшего развития. Существует несколько вариантов.
1. Продажа предприятия – полная ликвидация, продажа активов, увольнение персонала и полное прекращение деятельности.
2. Введение внешнего управления – приглашение нового менеджера.
3. Поиск инвестиций под конкретный проект, вложение средств – перестройка производства без смены руководителя.
И во 2-м и в 3-м случаях остается задача нормализации деятельности, а для этого необходимо провести анализ финансового состояния, найти путь реорганизации, разработать антикризисную маркетинговую, инвестиционную и организационно-производственную стратегии, найти новых партнеров и инвесторов.
Для преодоления возникшего кризиса особенно важна работа с персоналом. Деятельность кадровой службы на этом этапе должна включать диагностику кадрового потенциала предприятия; разработку стратегии реорганизации и кадровых программ поддержки реорганизации; сокращение персонала; повышение производительности труда; разрешение конфликтов, особенно обостряющихся в этот период.
При разработке антикризисной программы работы с персоналом организации важно ситуацию кризиса воспринимать несколько шире, чем просто кризис в ситуации спада производства и потери заказчика.
С точки зрения человеческого фактора для ситуации кризиса характерно возникновение, как минимум, двух проблем:
– рассогласование между профессиональным инструментарием, которым владеет персонал организации, и требуемым для новой ситуации;
– неадекватность норм и правил внутриорганизаци-онной жизни (корпоративной или организационной культуры) новым условиям. Антикризисное управление персоналом в таких условиях призвано учесть целый спектр вопросов адаптации работника к внешним и внутренним условиям функционирования и развития организации.
Особое внимание должно уделяться анализу мотиваци-онных установок, умению их формировать и направлять в соответствии с задачами организации. Сюда же следует отнести проблемы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, обеспечение безопасности персонала, разработку принципиально новых подходов к приоритету ценностей. В период кризиса кадровый менеджмент должен сосредоточиться на перспективных направлениях работы с персоналом:
– массовая переквалификация сотрудниковорганизации в связи с переходом на новые технологии;
– омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов;
– разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении;
– привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией.
Важным является и эффективное применение кадрового маркетинга, который обеспечивается рядом способов:
– поиском перспективных студентов;
– сотрудничеством с государственной службой занятости;
– использованием частных фирм в подборе и подготовке персонала;
– взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала;
– организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации. Стратегической задачей на этапе кризиса является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия.