78. ЗАДАЧИ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

В ситуации кризиса управленческий персонал предприятия должен провести серьезный анализ и принять решение о возможных вариантах дальнейшего развития. Существует несколько вариантов.

1. Продажа предприятия – полная ликвидация, продажа активов, увольнение персонала и полное прекращение деятельности.

2. Введение внешнего управления – приглашение нового менеджера.

3. Поиск инвестиций под конкретный проект, вложение средств – перестройка производства без смены руководителя.

И во 2-м и в 3-м случаях остается задача нормализации деятельности, а для этого необходимо провести анализ финансового состояния, найти путь реорганизации, разработать антикризисную маркетинговую, инвестиционную и организационно-производственную стратегии, найти новых партнеров и инвесторов.

Для преодоления возникшего кризиса особенно важна работа с персоналом. Деятельность кадровой службы на этом этапе должна включать диагностику кадрового потенциала предприятия; разработку стратегии реорганизации и кадровых программ поддержки реорганизации; сокращение персонала; повышение производительности труда; разрешение конфликтов, особенно обостряющихся в этот период.

При разработке антикризисной программы работы с персоналом организации важно ситуацию кризиса воспринимать несколько шире, чем просто кризис в ситуации спада производства и потери заказчика.

С точки зрения человеческого фактора для ситуации кризиса характерно возникновение, как минимум, двух проблем:

– рассогласование между профессиональным инструментарием, которым владеет персонал организации, и требуемым для новой ситуации;

– неадекватность норм и правил внутриорганизаци-онной жизни (корпоративной или организационной культуры) новым условиям. Антикризисное управление персоналом в таких условиях призвано учесть целый спектр вопросов адаптации работника к внешним и внутренним условиям функционирования и развития организации.

Особое внимание должно уделяться анализу мотиваци-онных установок, умению их формировать и направлять в соответствии с задачами организации. Сюда же следует отнести проблемы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, обеспечение безопасности персонала, разработку принципиально новых подходов к приоритету ценностей. В период кризиса кадровый менеджмент должен сосредоточиться на перспективных направлениях работы с персоналом:

– массовая переквалификация сотрудниковорганизации в связи с переходом на новые технологии;

– омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов;

– разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении;

– привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией.

Важным является и эффективное применение кадрового маркетинга, который обеспечивается рядом способов:

– поиском перспективных студентов;

– сотрудничеством с государственной службой занятости;

– использованием частных фирм в подборе и подготовке персонала;

– взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала;

– организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации. Стратегической задачей на этапе кризиса является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия.

В ситуации кризиса управленческий персонал предприятия должен провести серьезный анализ и принять решение о возможных вариантах дальнейшего развития. Существует несколько вариантов.

1. Продажа предприятия – полная ликвидация, продажа активов, увольнение персонала и полное прекращение деятельности.

2. Введение внешнего управления – приглашение нового менеджера.

3. Поиск инвестиций под конкретный проект, вложение средств – перестройка производства без смены руководителя.

И во 2-м и в 3-м случаях остается задача нормализации деятельности, а для этого необходимо провести анализ финансового состояния, найти путь реорганизации, разработать антикризисную маркетинговую, инвестиционную и организационно-производственную стратегии, найти новых партнеров и инвесторов.

Для преодоления возникшего кризиса особенно важна работа с персоналом. Деятельность кадровой службы на этом этапе должна включать диагностику кадрового потенциала предприятия; разработку стратегии реорганизации и кадровых программ поддержки реорганизации; сокращение персонала; повышение производительности труда; разрешение конфликтов, особенно обостряющихся в этот период.

При разработке антикризисной программы работы с персоналом организации важно ситуацию кризиса воспринимать несколько шире, чем просто кризис в ситуации спада производства и потери заказчика.

С точки зрения человеческого фактора для ситуации кризиса характерно возникновение, как минимум, двух проблем:

– рассогласование между профессиональным инструментарием, которым владеет персонал организации, и требуемым для новой ситуации;

– неадекватность норм и правил внутриорганизаци-онной жизни (корпоративной или организационной культуры) новым условиям. Антикризисное управление персоналом в таких условиях призвано учесть целый спектр вопросов адаптации работника к внешним и внутренним условиям функционирования и развития организации.

Особое внимание должно уделяться анализу мотиваци-онных установок, умению их формировать и направлять в соответствии с задачами организации. Сюда же следует отнести проблемы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, обеспечение безопасности персонала, разработку принципиально новых подходов к приоритету ценностей. В период кризиса кадровый менеджмент должен сосредоточиться на перспективных направлениях работы с персоналом:

– массовая переквалификация сотрудниковорганизации в связи с переходом на новые технологии;

– омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов;

– разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении;

– привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией.

Важным является и эффективное применение кадрового маркетинга, который обеспечивается рядом способов:

– поиском перспективных студентов;

– сотрудничеством с государственной службой занятости;

– использованием частных фирм в подборе и подготовке персонала;

– взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала;

– организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации. Стратегической задачей на этапе кризиса является также формирование надлежащей организационной культуры предприятия.