23. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
1. Особенности линейной организации управления:
а) распределение должностных обязанностей максимально нацеливает на выполнение производственных задач организации;
б) ведет к формированию стабильной и прочной организации;
3) все полномочия идут от высшего звена управления к низшему.
Преимущества линейной организации:
– четкое распределение обязанностей и полномочий;
– простота в понимании и использовании;
– ответственность;
– установленные обязательства;
– оперативный процесс принятия решений;
– возможность поддерживать необходимую дисциплину. Недостатки линейного построения организации:
– негибкость;
– жесткость;
– неприспособленность к дальнейшему росту организации.
Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что снижает потенциальные возможности и подавляет инициативу молодых руководителей.
Руководитель может быть перегружен обязанностями, ответственностью, что может привести к стрессу и плохому управлению.
2. Сочетание линейного и функционального управления.
Это наиболее популярный подход. Линейное управление подкрепляется специальными вспомогательными службами. Функциональное построение организации в чистом виде – редкое явление.
Недостатки: разногласия между линейными и функциональными служащими. Линейные служащие часто противодействуют работе функциональных экспертов; возникающие расхождения во мнениях могут выразиться в неверной трактовке полученной от экспертов информации, которая передается линейными служащими непосредственным исполнителям.
3. Матричная система управления. Такая схема распределения полномочий предназначена для работы над специальным проектом.
4. Управление с использованием комитетов (комиссий). Менеджерам оказывается поддержка со стороны постоянных комиссий. Чаще всего комиссия имеет нижестоящую линейную организацию, через которую и осуществляется управление.
Виды отношений внутри организации.
1. Линейные отношения – отношения между руководителем и его подчиненными.
2. Функциональные отношения – отношения сотрудника, который уполномочен осуществлять определенную функцию в рамках всей организации, с другими членами коллектива. Как правило, такая производственная миссия имеет рекомендательный характер, а функциональный руководитель находится в рамках своей линейной организации.
3. Отношения управленческого аппарата существуют в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов.
Достоинства: метод эффективен для обучения и подготовки будущих руководителей. Он экономит рабочее время для высшего звена руководителей, освобождает от ежедневной чисто административной работы.
Недостатки: помощники руководителей часто превышают свои полномочия, неофициально завоевывая дополнительные власть и влияние.
4. Латеральные отношения. Два вида латеральных отношений:
– коллегиальные – отношения между служащими (работниками) одного отдела, подчиненными одному начальнику;
– параллельные – отношения, которые вызваны потребностью в обмене информацией, идеями и мнениями между сотрудниками, занимающими одинаковое положение в организации, но работающими в разных отделах и подразделениях.
1. Особенности линейной организации управления:
а) распределение должностных обязанностей максимально нацеливает на выполнение производственных задач организации;
б) ведет к формированию стабильной и прочной организации;
3) все полномочия идут от высшего звена управления к низшему.
Преимущества линейной организации:
– четкое распределение обязанностей и полномочий;
– простота в понимании и использовании;
– ответственность;
– установленные обязательства;
– оперативный процесс принятия решений;
– возможность поддерживать необходимую дисциплину. Недостатки линейного построения организации:
– негибкость;
– жесткость;
– неприспособленность к дальнейшему росту организации.
Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что снижает потенциальные возможности и подавляет инициативу молодых руководителей.
Руководитель может быть перегружен обязанностями, ответственностью, что может привести к стрессу и плохому управлению.
2. Сочетание линейного и функционального управления.
Это наиболее популярный подход. Линейное управление подкрепляется специальными вспомогательными службами. Функциональное построение организации в чистом виде – редкое явление.
Недостатки: разногласия между линейными и функциональными служащими. Линейные служащие часто противодействуют работе функциональных экспертов; возникающие расхождения во мнениях могут выразиться в неверной трактовке полученной от экспертов информации, которая передается линейными служащими непосредственным исполнителям.
3. Матричная система управления. Такая схема распределения полномочий предназначена для работы над специальным проектом.
4. Управление с использованием комитетов (комиссий). Менеджерам оказывается поддержка со стороны постоянных комиссий. Чаще всего комиссия имеет нижестоящую линейную организацию, через которую и осуществляется управление.
Виды отношений внутри организации.
1. Линейные отношения – отношения между руководителем и его подчиненными.
2. Функциональные отношения – отношения сотрудника, который уполномочен осуществлять определенную функцию в рамках всей организации, с другими членами коллектива. Как правило, такая производственная миссия имеет рекомендательный характер, а функциональный руководитель находится в рамках своей линейной организации.
3. Отношения управленческого аппарата существуют в случае представления чьих-либо прав и полномочий. Должностные обязанности при этом состоят в предоставлении рекомендаций, советов.
Достоинства: метод эффективен для обучения и подготовки будущих руководителей. Он экономит рабочее время для высшего звена руководителей, освобождает от ежедневной чисто административной работы.
Недостатки: помощники руководителей часто превышают свои полномочия, неофициально завоевывая дополнительные власть и влияние.
4. Латеральные отношения. Два вида латеральных отношений:
– коллегиальные – отношения между служащими (работниками) одного отдела, подчиненными одному начальнику;
– параллельные – отношения, которые вызваны потребностью в обмене информацией, идеями и мнениями между сотрудниками, занимающими одинаковое положение в организации, но работающими в разных отделах и подразделениях.