49. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
На принятие управленческих решений оказывают влияние следующие группы факторов.
1. Категория решаемой проблемы:
– стандартные проблемы, решение которых требует четко следовать определенным стандартам. Главную роль должны играть умения и навыки;
– типовые проблемы решаются на базе множества определенных, наперед заданных правил, в ходе решения нужно из имеющегося множества выбрать конкретный, зачастую единственный набор правил, который позволяет добиться успеха;
– эвристические проблемы, при решении которых нужно либо где-то найти, либо сформулировать самим правила их решения с последующим их использованием.
2. Условия использования:
– квазистабильные, или благоприятные условия, – перед специалистом не возникает никаких непредвиденных ситуаций, он пребывает в обычной спокойной обстановке;
– экстремальные, т. е. условия, когда от специалиста требуется показать все свои качества, и по ним будут судить о его профессиональной пригодности;
– кризисные условия, т. е. когда возникают непредвиденные ситуации, ведущие или могущие привести к срыву обычных показателей деятельности, (приводящие к авариям, катастрофам и аналогичным явлениям).
3. Достаточность исходной информации:
– при недостаточности исходной информации необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой цели;
– достаточный объем исходной информации;
– при избыточном объеме исходной информации специалист должен уметь выявить только необходимую информацию и пользоваться лишь ею.
4. Достоверность исходной информации:
– явно недостоверная, не соответствующая условиям задачи, выявить недостоверность которой не представляет труда;
– псевдодостоверная, соответствующая условиям задачи, однако содержащая такие сведения, которые не позволяют получать правильное решение исходной задачи;
– полностью достоверная, соответствующая условиям задачи и позволяющая получать правильное решение исходной задачи.
5. Масштаб проблемы:
– глобальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность целых регионов, всей планеты в целом;
– локальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность небольшой группы людей, отдельного человека;
– микролокальные проблемы – от их решения зависит конкретный поступок отдельного человека.
6. Техническое оснащение:
– отсутствует, когда в наличии нет необходимых технических средств для решения проблемы;
– имеется в недостаточном объеме для устойчивого и качественного принятия решения;
– имеется в достатке.
Универсальные факторы могут быть дополнены другими в зависимости от поставленной цели, возникающих проблем, условий их решения. К их числу можно отнести:
– последствия проблемы (капиталоемкость, эффективность, влияние на что-либо);
– воздействие на организацию (последствия принятия решения);
– срочность проблемы и ограничения во времени;
– степень использования способностей и времени руководителя;
– внимание к проблеме (мотивированность и наличие способностей у участников);
– степень поддержки решения проблемы извне;
– жизненный цикл проблемы (может ли проблема решиться сама собой или в ходе решения других проблем).
На принятие управленческих решений оказывают влияние следующие группы факторов.
1. Категория решаемой проблемы:
– стандартные проблемы, решение которых требует четко следовать определенным стандартам. Главную роль должны играть умения и навыки;
– типовые проблемы решаются на базе множества определенных, наперед заданных правил, в ходе решения нужно из имеющегося множества выбрать конкретный, зачастую единственный набор правил, который позволяет добиться успеха;
– эвристические проблемы, при решении которых нужно либо где-то найти, либо сформулировать самим правила их решения с последующим их использованием.
2. Условия использования:
– квазистабильные, или благоприятные условия, – перед специалистом не возникает никаких непредвиденных ситуаций, он пребывает в обычной спокойной обстановке;
– экстремальные, т. е. условия, когда от специалиста требуется показать все свои качества, и по ним будут судить о его профессиональной пригодности;
– кризисные условия, т. е. когда возникают непредвиденные ситуации, ведущие или могущие привести к срыву обычных показателей деятельности, (приводящие к авариям, катастрофам и аналогичным явлениям).
3. Достаточность исходной информации:
– при недостаточности исходной информации необходимо найти или синтезировать исходную информацию, которая позволит добиться желаемой цели;
– достаточный объем исходной информации;
– при избыточном объеме исходной информации специалист должен уметь выявить только необходимую информацию и пользоваться лишь ею.
4. Достоверность исходной информации:
– явно недостоверная, не соответствующая условиям задачи, выявить недостоверность которой не представляет труда;
– псевдодостоверная, соответствующая условиям задачи, однако содержащая такие сведения, которые не позволяют получать правильное решение исходной задачи;
– полностью достоверная, соответствующая условиям задачи и позволяющая получать правильное решение исходной задачи.
5. Масштаб проблемы:
– глобальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность целых регионов, всей планеты в целом;
– локальные проблемы – от их решения зависит жизнедеятельность небольшой группы людей, отдельного человека;
– микролокальные проблемы – от их решения зависит конкретный поступок отдельного человека.
6. Техническое оснащение:
– отсутствует, когда в наличии нет необходимых технических средств для решения проблемы;
– имеется в недостаточном объеме для устойчивого и качественного принятия решения;
– имеется в достатке.
Универсальные факторы могут быть дополнены другими в зависимости от поставленной цели, возникающих проблем, условий их решения. К их числу можно отнести:
– последствия проблемы (капиталоемкость, эффективность, влияние на что-либо);
– воздействие на организацию (последствия принятия решения);
– срочность проблемы и ограничения во времени;
– степень использования способностей и времени руководителя;
– внимание к проблеме (мотивированность и наличие способностей у участников);
– степень поддержки решения проблемы извне;
– жизненный цикл проблемы (может ли проблема решиться сама собой или в ходе решения других проблем).