80. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ КАДРОВОГО КРИЗИСА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Большинство кризисов начинается из-за просчетов в оценке ситуации, невнимательности или небрежности в действиях работника, а также менеджера или руководителя. Особо выделяют роль скрытой мотивации определенных действий, в первую очередь – лиц, принимающих решения на среднем и высшем уровне управления организацией. Человеческие ошибки неизбежны и возникают в любой среде; рациональность же поведения людей ограничена – они предпочитают держаться сформированного мнения об опасности, даже если имеющаяся информация ему противоречит. Само взаимодействие людей порождает новые типы ошибок и непонимание, которые могут привести к возникновению кризиса.

Основными причинами кадрового кризиса являются:

– появление значительных разногласий в коллективе;

– организация в коллективе другой инициативной группы;

– ограниченность ресурсов;

– зависимость от рыночной конъюнктуры;

– имеющиеся перегрузки в работе;

– условия труда и неподготовленность производства;

– низкая заработная плата;

– недостаточная техническая оснащенность;

– проблемы превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность;

– консерватизм в нововведениях;

– сложные коммуникационные связи;

– большая численность управленческого персонала;

– малодинамичные научные структуры;

– слабая приспособленность и слабая реакция на принципиально новую продукцию;

– организационная инертность.

В целом все перечисленные выше причины приводят к следующей ситуации в организации:

– качество персонала организации (уровень образования, квалификации) не соответствует нововведениям (новой технике, технологии, методам организации), в результате происходит рассогласованность действий и снижение конкурентоспособности организации;

– дефицит рабочей силы необходимых профессий;

– неэффективное использование имеющегося персонала организации;

– несоответствие качества работника качеству рабочего места;

– слабая, недейственная система мотивации персонала в силу консерватизма и жесткого авторитаризма управления, что приводит к росту сопротивления изменениям со стороны персонала;

– некомпетентность или слабость руководства, нежелание обучаться новым методам управления;

– свертывание или запрещение неформальных отношений со стороны руководства.

Для предупреждения и искоренения таких кризисных проявлений необходимо разрабатывать и реализовывать кадровую политику организации, решающую эти проблемы.

Избежать или, по крайней мере, снизить негативные последствия кадрового кризиса вполне возможно, если кадровая политика организации будет основываться на следующих основных принципах:

– одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей;

– соответствия;

– профессиональной компетенции;

– индивидуальности;

– конкурсности, ротации и индивидуальной подготовки;

– регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей;

– оценки и повышения квалификации;

– самовыражения и саморазвития;

– мотивации;

– соответствия оплаты труда качеству и объему работы;

– равномерного сочетания стимулов и санкций.

Большинство кризисов начинается из-за просчетов в оценке ситуации, невнимательности или небрежности в действиях работника, а также менеджера или руководителя. Особо выделяют роль скрытой мотивации определенных действий, в первую очередь – лиц, принимающих решения на среднем и высшем уровне управления организацией. Человеческие ошибки неизбежны и возникают в любой среде; рациональность же поведения людей ограничена – они предпочитают держаться сформированного мнения об опасности, даже если имеющаяся информация ему противоречит. Само взаимодействие людей порождает новые типы ошибок и непонимание, которые могут привести к возникновению кризиса.

Основными причинами кадрового кризиса являются:

– появление значительных разногласий в коллективе;

– организация в коллективе другой инициативной группы;

– ограниченность ресурсов;

– зависимость от рыночной конъюнктуры;

– имеющиеся перегрузки в работе;

– условия труда и неподготовленность производства;

– низкая заработная плата;

– недостаточная техническая оснащенность;

– проблемы превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность;

– консерватизм в нововведениях;

– сложные коммуникационные связи;

– большая численность управленческого персонала;

– малодинамичные научные структуры;

– слабая приспособленность и слабая реакция на принципиально новую продукцию;

– организационная инертность.

В целом все перечисленные выше причины приводят к следующей ситуации в организации:

– качество персонала организации (уровень образования, квалификации) не соответствует нововведениям (новой технике, технологии, методам организации), в результате происходит рассогласованность действий и снижение конкурентоспособности организации;

– дефицит рабочей силы необходимых профессий;

– неэффективное использование имеющегося персонала организации;

– несоответствие качества работника качеству рабочего места;

– слабая, недейственная система мотивации персонала в силу консерватизма и жесткого авторитаризма управления, что приводит к росту сопротивления изменениям со стороны персонала;

– некомпетентность или слабость руководства, нежелание обучаться новым методам управления;

– свертывание или запрещение неформальных отношений со стороны руководства.

Для предупреждения и искоренения таких кризисных проявлений необходимо разрабатывать и реализовывать кадровую политику организации, решающую эти проблемы.

Избежать или, по крайней мере, снизить негативные последствия кадрового кризиса вполне возможно, если кадровая политика организации будет основываться на следующих основных принципах:

– одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей;

– соответствия;

– профессиональной компетенции;

– индивидуальности;

– конкурсности, ротации и индивидуальной подготовки;

– регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей;

– оценки и повышения квалификации;

– самовыражения и саморазвития;

– мотивации;

– соответствия оплаты труда качеству и объему работы;

– равномерного сочетания стимулов и санкций.