80. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ КАДРОВОГО КРИЗИСА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Большинство кризисов начинается из-за просчетов в оценке ситуации, невнимательности или небрежности в действиях работника, а также менеджера или руководителя. Особо выделяют роль скрытой мотивации определенных действий, в первую очередь – лиц, принимающих решения на среднем и высшем уровне управления организацией. Человеческие ошибки неизбежны и возникают в любой среде; рациональность же поведения людей ограничена – они предпочитают держаться сформированного мнения об опасности, даже если имеющаяся информация ему противоречит. Само взаимодействие людей порождает новые типы ошибок и непонимание, которые могут привести к возникновению кризиса.
Основными причинами кадрового кризиса являются:
– появление значительных разногласий в коллективе;
– организация в коллективе другой инициативной группы;
– ограниченность ресурсов;
– зависимость от рыночной конъюнктуры;
– имеющиеся перегрузки в работе;
– условия труда и неподготовленность производства;
– низкая заработная плата;
– недостаточная техническая оснащенность;
– проблемы превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность;
– консерватизм в нововведениях;
– сложные коммуникационные связи;
– большая численность управленческого персонала;
– малодинамичные научные структуры;
– слабая приспособленность и слабая реакция на принципиально новую продукцию;
– организационная инертность.
В целом все перечисленные выше причины приводят к следующей ситуации в организации:
– качество персонала организации (уровень образования, квалификации) не соответствует нововведениям (новой технике, технологии, методам организации), в результате происходит рассогласованность действий и снижение конкурентоспособности организации;
– дефицит рабочей силы необходимых профессий;
– неэффективное использование имеющегося персонала организации;
– несоответствие качества работника качеству рабочего места;
– слабая, недейственная система мотивации персонала в силу консерватизма и жесткого авторитаризма управления, что приводит к росту сопротивления изменениям со стороны персонала;
– некомпетентность или слабость руководства, нежелание обучаться новым методам управления;
– свертывание или запрещение неформальных отношений со стороны руководства.
Для предупреждения и искоренения таких кризисных проявлений необходимо разрабатывать и реализовывать кадровую политику организации, решающую эти проблемы.
Избежать или, по крайней мере, снизить негативные последствия кадрового кризиса вполне возможно, если кадровая политика организации будет основываться на следующих основных принципах:
– одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей;
– соответствия;
– профессиональной компетенции;
– индивидуальности;
– конкурсности, ротации и индивидуальной подготовки;
– регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей;
– оценки и повышения квалификации;
– самовыражения и саморазвития;
– мотивации;
– соответствия оплаты труда качеству и объему работы;
– равномерного сочетания стимулов и санкций.
Большинство кризисов начинается из-за просчетов в оценке ситуации, невнимательности или небрежности в действиях работника, а также менеджера или руководителя. Особо выделяют роль скрытой мотивации определенных действий, в первую очередь – лиц, принимающих решения на среднем и высшем уровне управления организацией. Человеческие ошибки неизбежны и возникают в любой среде; рациональность же поведения людей ограничена – они предпочитают держаться сформированного мнения об опасности, даже если имеющаяся информация ему противоречит. Само взаимодействие людей порождает новые типы ошибок и непонимание, которые могут привести к возникновению кризиса.
Основными причинами кадрового кризиса являются:
– появление значительных разногласий в коллективе;
– организация в коллективе другой инициативной группы;
– ограниченность ресурсов;
– зависимость от рыночной конъюнктуры;
– имеющиеся перегрузки в работе;
– условия труда и неподготовленность производства;
– низкая заработная плата;
– недостаточная техническая оснащенность;
– проблемы превращения интеллектуального продукта в интеллектуальную собственность;
– консерватизм в нововведениях;
– сложные коммуникационные связи;
– большая численность управленческого персонала;
– малодинамичные научные структуры;
– слабая приспособленность и слабая реакция на принципиально новую продукцию;
– организационная инертность.
В целом все перечисленные выше причины приводят к следующей ситуации в организации:
– качество персонала организации (уровень образования, квалификации) не соответствует нововведениям (новой технике, технологии, методам организации), в результате происходит рассогласованность действий и снижение конкурентоспособности организации;
– дефицит рабочей силы необходимых профессий;
– неэффективное использование имеющегося персонала организации;
– несоответствие качества работника качеству рабочего места;
– слабая, недейственная система мотивации персонала в силу консерватизма и жесткого авторитаризма управления, что приводит к росту сопротивления изменениям со стороны персонала;
– некомпетентность или слабость руководства, нежелание обучаться новым методам управления;
– свертывание или запрещение неформальных отношений со стороны руководства.
Для предупреждения и искоренения таких кризисных проявлений необходимо разрабатывать и реализовывать кадровую политику организации, решающую эти проблемы.
Избежать или, по крайней мере, снизить негативные последствия кадрового кризиса вполне возможно, если кадровая политика организации будет основываться на следующих основных принципах:
– одинаковой необходимости достижения индивидуальных и организационных целей;
– соответствия;
– профессиональной компетенции;
– индивидуальности;
– конкурсности, ротации и индивидуальной подготовки;
– регулярности оценки индивидуальных качеств и возможностей;
– оценки и повышения квалификации;
– самовыражения и саморазвития;
– мотивации;
– соответствия оплаты труда качеству и объему работы;
– равномерного сочетания стимулов и санкций.