20. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (МНТС) И РОЛЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Перспективы МНТС России зависят от внутренней социально-экономической ситуации и позиций страны в мире в экономической и политической сферах. Из множества путей развития для нашей страны возможны два.
1. Окончательное превращение России в сырьевую и энергетическую базу развитых стран в результате длительной ориентации на приоритетное развитие добывающе-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, быстро нарастающего в последние годы технологического отставания от развитых стран, сокращения и фактического уничтожения собственных наукоемких производств, в ситуации постоянной утечки капиталов за рубеж, свертывания НТП, утраты финансовой и научно-технологической, а следовательно, военной и политической независимости страны.
2. Устойчивое развитие при участии в решении глобальных проблем на основе собственного научно-технического и экономического потенциалов, поиск наиболее эффективного самостоятельного пути к постиндустриальной цивилизации. Для решения этих задач необходимо разработать и принять новую стратегию развития, опирающуюся на традиционные особенности российского общества и его образа мышления и жизни и предполагающую первоочередное развитие наукоемких, информационных, энерго-и ресурсосберегающих технологий.
Преодоление имеющихся негативных явлений, превращение МНТС в реальный инструмент не только вывода из кризиса, но и наращивания НТП России невозможны без целенаправленного и действенного государственного регулирования в этой сфере отношений с другими странами.
В условиях дефицита ресурсов формирование приоритетов в МНТС на государственном уровне должно исходить прежде всего из задач обеспечения безопасности страны, разработки технологий с высоким уровнем коммерциализации, реализации социально значимых проектов и технологического обновления отечественной промышленности.
Для улучшения координации МНТС необходимо создать единую государственную систему управления этой сферой, так как в настоящее время, по различным оценкам, только 20–30 % НТС России с зарубежными странами поддается хоть какому-то учету, а регулируется на государственном уровне еще меньший объем НТС.
Неизменным приоритетом должно остаться сотрудничество со странами – членами СНГ. С этой целью подготовлен пакет базовых договорно-правовых документов по обеспечению создания общего научно-технологического пространства Содружества.
Вступление документов в силу откроет качественно новый этап перехода к формированию и реализации межгосударственных научно-технических программ научных организаций, к созданию конкретных международных научно-исследовательских центров и научных организаций, развитию обмена национальными научно-техническими программами между странами Содружества.
Одновременно будут осуществляться мероприятия по дальнейшему развитию сотрудничества с развитыми государствами и ускорению кооперации с новыми индустриальными странами.
Перспективы МНТС России зависят от внутренней социально-экономической ситуации и позиций страны в мире в экономической и политической сферах. Из множества путей развития для нашей страны возможны два.
1. Окончательное превращение России в сырьевую и энергетическую базу развитых стран в результате длительной ориентации на приоритетное развитие добывающе-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, быстро нарастающего в последние годы технологического отставания от развитых стран, сокращения и фактического уничтожения собственных наукоемких производств, в ситуации постоянной утечки капиталов за рубеж, свертывания НТП, утраты финансовой и научно-технологической, а следовательно, военной и политической независимости страны.
2. Устойчивое развитие при участии в решении глобальных проблем на основе собственного научно-технического и экономического потенциалов, поиск наиболее эффективного самостоятельного пути к постиндустриальной цивилизации. Для решения этих задач необходимо разработать и принять новую стратегию развития, опирающуюся на традиционные особенности российского общества и его образа мышления и жизни и предполагающую первоочередное развитие наукоемких, информационных, энерго-и ресурсосберегающих технологий.
Преодоление имеющихся негативных явлений, превращение МНТС в реальный инструмент не только вывода из кризиса, но и наращивания НТП России невозможны без целенаправленного и действенного государственного регулирования в этой сфере отношений с другими странами.
В условиях дефицита ресурсов формирование приоритетов в МНТС на государственном уровне должно исходить прежде всего из задач обеспечения безопасности страны, разработки технологий с высоким уровнем коммерциализации, реализации социально значимых проектов и технологического обновления отечественной промышленности.
Для улучшения координации МНТС необходимо создать единую государственную систему управления этой сферой, так как в настоящее время, по различным оценкам, только 20–30 % НТС России с зарубежными странами поддается хоть какому-то учету, а регулируется на государственном уровне еще меньший объем НТС.
Неизменным приоритетом должно остаться сотрудничество со странами – членами СНГ. С этой целью подготовлен пакет базовых договорно-правовых документов по обеспечению создания общего научно-технологического пространства Содружества.
Вступление документов в силу откроет качественно новый этап перехода к формированию и реализации межгосударственных научно-технических программ научных организаций, к созданию конкретных международных научно-исследовательских центров и научных организаций, развитию обмена национальными научно-техническими программами между странами Содружества.
Одновременно будут осуществляться мероприятия по дальнейшему развитию сотрудничества с развитыми государствами и ускорению кооперации с новыми индустриальными странами.