34. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РФ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.

Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 млрд долл., а в 1999 г. – 72 млрд долл., Россия обладала менее чем 2 % мирового экспорта.

При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и др. Россия же находилась во второй десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского внешнеторгового товарооборота 1990-е гг. свидетельствует о наличии двух фаз:

1) некотором упадке, связанном с разрывом хозяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3 %. Однако в 1997–1998 гг. наблюдался спад товарооборота;

2) стабильном положительном торговом сальдо начиная с 1991 г. В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1999 г., несмотря на уменьшение внешнеторгового оборота, – 28,4 млрд долл.

Это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.

Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых достаточно высока в последнее время.

Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной близости. Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 1990-х гг. переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией.

В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов.

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций; сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные металлы.

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.

Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 млрд долл., а в 1999 г. – 72 млрд долл., Россия обладала менее чем 2 % мирового экспорта.

При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Испания, Республика Корея и др. Россия же находилась во второй десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динамика развития российского внешнеторгового товарооборота 1990-е гг. свидетельствует о наличии двух фаз:

1) некотором упадке, связанном с разрывом хозяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3 %. Однако в 1997–1998 гг. наблюдался спад товарооборота;

2) стабильном положительном торговом сальдо начиная с 1991 г. В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1999 г., несмотря на уменьшение внешнеторгового оборота, – 28,4 млрд долл.

Это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.

Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых достаточно высока в последнее время.

Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной близости. Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 1990-х гг. переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире использовать свои традиционные технологические и производственные взаимосвязи, географическую близость, неплохое знание российского рынка. Активно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией.

В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение товарооборота, связанное прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов.

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Список товаров, на которые приходятся все основные объемы поступающей валюты, включает не более десяти позиций; сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные металлы.