38. ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РАЗРЕШЕНИЯ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Внешняя задолженность России во второй половине 1990-х гг. резко увеличилась из-за роста активности на мировом рынке ссудного капитала. К сентябрю 1998 г. внешние долги России составляли в 151,5 млрд долл. Значительная часть внешнего долга (более 100 млрд долл.) досталась от бывшего СССР, так как российское правительство взяло на себя соответствующие обязательства. Внешние заимствования в 1996–1998 гг. увеличились в два раза: за счет заимствований у международных организаций (МВФ, Всемирного банка) и выпуска еврооблигаций. На 2002 г. внешний долг РФ составил 105 млрд долл. (2-е место после Бразилии). Значительные масштабы внешней задолженности отрицательно влияют на платежеспособность России и, соответственно – на ее имидж среди международных финансовых организаций и рейтинг страны по степени кредитного риска.

Внешний долг России условно можно разделить на следующие составляющие:

1) займы международных организаций и реструктурированный долг СССР;

2 кредиты и займы российских банков;

3 кредиты и займы российских компаний;

4 валютные облигации внутреннего займа;

5 еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

В зависимости от природы его происхождения большую часть внешнего долга России можно разделить на три группы: 1) кредиты Парижского клуба;

2 кредиты Лондонского клуба;

3 кредиты Токийского клуба. Совокупный долг им без процентов составляет около 80 млрд долл.

Сейчас Россия имеет дело с двумя группами кредиторов:

1) официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб. К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии обоих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.

2) Коммерческими банками, или их представителем – Лондонским клубом. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками.

Обязательства России перед Лондонским клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Система мер по управлению внешним государственным долгом:

1 списание части долга;

2 выпуск новых обязательств;

3) реструктуризация задолженности; 4 взаимный учет требований;

5) ужесточение фискальной политики;

6) формирование специального стабилизационного фонда;

7) переговорный процесс;

8) продажа дебиторской задолженности;

9) продажа части собственности за рубежом;

10) продажа экологических квот.

Концепция Минфина по долговой стратегии России на 2003–2005 гг. :

1) частично рефинансировать внешнюю задолженность за счет увеличения заимствований на внутреннем рынке;

2) правительству предлагается меньше средств изымать из экономики для обслуживания внешних долгов, ориентируясь преимущественно на операции с различного рода долговыми инструментами, а также на поступления от приватизации.

Объем задолженности перед иностранными кредиторами удалось радикально сократить – со 100 % ВВП в 2000 г. до 40 % к началу 2003 г.

Внешняя задолженность России во второй половине 1990-х гг. резко увеличилась из-за роста активности на мировом рынке ссудного капитала. К сентябрю 1998 г. внешние долги России составляли в 151,5 млрд долл. Значительная часть внешнего долга (более 100 млрд долл.) досталась от бывшего СССР, так как российское правительство взяло на себя соответствующие обязательства. Внешние заимствования в 1996–1998 гг. увеличились в два раза: за счет заимствований у международных организаций (МВФ, Всемирного банка) и выпуска еврооблигаций. На 2002 г. внешний долг РФ составил 105 млрд долл. (2-е место после Бразилии). Значительные масштабы внешней задолженности отрицательно влияют на платежеспособность России и, соответственно – на ее имидж среди международных финансовых организаций и рейтинг страны по степени кредитного риска.

Внешний долг России условно можно разделить на следующие составляющие:

1) займы международных организаций и реструктурированный долг СССР;

2 кредиты и займы российских банков;

3 кредиты и займы российских компаний;

4 валютные облигации внутреннего займа;

5 еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

В зависимости от природы его происхождения большую часть внешнего долга России можно разделить на три группы: 1) кредиты Парижского клуба;

2 кредиты Лондонского клуба;

3 кредиты Токийского клуба. Совокупный долг им без процентов составляет около 80 млрд долл.

Сейчас Россия имеет дело с двумя группами кредиторов:

1) официальными кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб. К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии обоих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.

2) Коммерческими банками, или их представителем – Лондонским клубом. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками.

Обязательства России перед Лондонским клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использующиеся во внешнеторговых расчетах. Система мер по управлению внешним государственным долгом:

1 списание части долга;

2 выпуск новых обязательств;

3) реструктуризация задолженности; 4 взаимный учет требований;

5) ужесточение фискальной политики;

6) формирование специального стабилизационного фонда;

7) переговорный процесс;

8) продажа дебиторской задолженности;

9) продажа части собственности за рубежом;

10) продажа экологических квот.

Концепция Минфина по долговой стратегии России на 2003–2005 гг. :

1) частично рефинансировать внешнюю задолженность за счет увеличения заимствований на внутреннем рынке;

2) правительству предлагается меньше средств изымать из экономики для обслуживания внешних долгов, ориентируясь преимущественно на операции с различного рода долговыми инструментами, а также на поступления от приватизации.

Объем задолженности перед иностранными кредиторами удалось радикально сократить – со 100 % ВВП в 2000 г. до 40 % к началу 2003 г.