36. РОССИЯ В МИРОВЫХ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКАХ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Международная миграция населения, помимо других факторов, является важнейшим фактором вхождения России в мировое сообщество как равноправного рыночного партнера.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу (в 2002 г. число легально работающих в России превысило 300 тыс. человек), Россия лишь несколько лет назад открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием закона «О занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право россиянин может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей. По прогнозам некоторых специалистов, потенциально из России могут выехать 50 млн человек, фактически выезжает значительно меньше (1,5 млн человек), только 4–5 млн человек могут рассматривать такую возможность.

Миграция из России и стран СНГ определяется следующими факторами:

1) более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;

2) численность выезжающих ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом невысоким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации;

3) непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифицированная и мобильная часть населения.

Выход России и стран СНГ на международный рынок труда осложняется рядом факторов:

1) неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы;

2) противодействием стран – импортеров рабочей силы.

Существуют определенные сложности в освоении нового международного рынка труда, но Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы в пять раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Миграция рабочей силы в Россию в середине 1990-х гг. активизировалась из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются:

1) нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей;

2) нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу.

Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но более всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10 % основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе у России и стран СНГ возможность держать за рубежом 1–1,5 млн человек, получая ежегодно 10–20 млрд. долл.

Международная миграция населения, помимо других факторов, является важнейшим фактором вхождения России в мировое сообщество как равноправного рыночного партнера.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу (в 2002 г. число легально работающих в России превысило 300 тыс. человек), Россия лишь несколько лет назад открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием закона «О занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право россиянин может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей. По прогнозам некоторых специалистов, потенциально из России могут выехать 50 млн человек, фактически выезжает значительно меньше (1,5 млн человек), только 4–5 млн человек могут рассматривать такую возможность.

Миграция из России и стран СНГ определяется следующими факторами:

1) более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами;

2) численность выезжающих ограничена емкостью рынков труда принимающих стран и в целом невысоким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации;

3) непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифицированная и мобильная часть населения.

Выход России и стран СНГ на международный рынок труда осложняется рядом факторов:

1) неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы;

2) противодействием стран – импортеров рабочей силы.

Существуют определенные сложности в освоении нового международного рынка труда, но Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы в пять раз больше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Миграция рабочей силы в Россию в середине 1990-х гг. активизировалась из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларуси, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются:

1) нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей;

2) нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу.

Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но более всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов, для охвата 10 % основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе у России и стран СНГ возможность держать за рубежом 1–1,5 млн человек, получая ежегодно 10–20 млрд. долл.