25. МАШИНОСТРОЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности, на его долю приходится около 35 % стоимости мировой промышленной продукции. В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32–38 % стоимости промышленного производства, в странах с переходной экономикой – 20–25 %, в новоиндустриальных странах (НИС) – 15–25 %.
Машиностроение подразделяется на общее, транспортное и электротехнику.
Последние годы опережающими темпами растет электроника, умеренными – общее машиностроение, тогда как доля транспортного машиностроения уменьшается.
Выделяют четыре основных машиностроительных региона мира:
1) Северная Америка – занимает ведущее место по масштабам производства 30 %, выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетно-космической техники и других видов вооружений;
2) регион Западной, Центральной и Восточной Европы дает около 30 % продукции мирового машиностроения;
3) страны Восточной и Юго-Восточной Азии производят около 25 % продукции мирового машиностроения. В этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах;
4) Россия и другие бывшие советские республики. Страны СНГ относится к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. Большое развитие здесь получили отрасли военно-промышленного комплекса, сравнительно несложное производство (сельхозтехника и станки). В развитых странах преобладает производство оборудования, станкостроения; выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования перемещается в развивающиеся страны. В структуре транспортного машиностроения произошел интенсивный рост автомобилестроения; судостроение и выпуск подвижного железнодорожного состава уменьшается. Автомобилестроение во второй половине XX в. превратилось в одну из наиболее динамичных отраслей машиностроения. Мировой выпуск автомобилей вырос с 10 млн шт. в 1950 г. до 50 млн шт. в середине 1990-х гг. На первое место по производству автомобилей вышла Япония. Резко растет производство легковых автомобилей в НИС – Южной Корее, Бразилии. В РФ и СНГ отмечается высокая доля грузовых машин.
В электротехнической промышленности увеличилось производство энергетического оборудования. Быстрыми темпами растет электронная индустрия, в которой выделяют две подотрасли:
1) военно-промышленная;
2) бытовая электроника. Главными центрами являются США и Япония.
Бытовая электроника, ориентирующаяся на дешевую рабочую силу, получила развитие в НИС и Китае. Развитые страны постепенно свертывают выпуск бытовой электроники, переключаясь на импорт ее из НИС. В целом вторая половина XX в. стала периодом, когда машиностроение перестало быть уделом лишь развитых стран и получило широкое распространение в развивающемся мире. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37 %, в экспорте развитых стран – 43 %, развивающихся стран – 19 %.
Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности, на его долю приходится около 35 % стоимости мировой промышленной продукции. В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32–38 % стоимости промышленного производства, в странах с переходной экономикой – 20–25 %, в новоиндустриальных странах (НИС) – 15–25 %.
Машиностроение подразделяется на общее, транспортное и электротехнику.
Последние годы опережающими темпами растет электроника, умеренными – общее машиностроение, тогда как доля транспортного машиностроения уменьшается.
Выделяют четыре основных машиностроительных региона мира:
1) Северная Америка – занимает ведущее место по масштабам производства 30 %, выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетно-космической техники и других видов вооружений;
2) регион Западной, Центральной и Восточной Европы дает около 30 % продукции мирового машиностроения;
3) страны Восточной и Юго-Восточной Азии производят около 25 % продукции мирового машиностроения. В этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах;
4) Россия и другие бывшие советские республики. Страны СНГ относится к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. Большое развитие здесь получили отрасли военно-промышленного комплекса, сравнительно несложное производство (сельхозтехника и станки). В развитых странах преобладает производство оборудования, станкостроения; выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования перемещается в развивающиеся страны. В структуре транспортного машиностроения произошел интенсивный рост автомобилестроения; судостроение и выпуск подвижного железнодорожного состава уменьшается. Автомобилестроение во второй половине XX в. превратилось в одну из наиболее динамичных отраслей машиностроения. Мировой выпуск автомобилей вырос с 10 млн шт. в 1950 г. до 50 млн шт. в середине 1990-х гг. На первое место по производству автомобилей вышла Япония. Резко растет производство легковых автомобилей в НИС – Южной Корее, Бразилии. В РФ и СНГ отмечается высокая доля грузовых машин.
В электротехнической промышленности увеличилось производство энергетического оборудования. Быстрыми темпами растет электронная индустрия, в которой выделяют две подотрасли:
1) военно-промышленная;
2) бытовая электроника. Главными центрами являются США и Япония.
Бытовая электроника, ориентирующаяся на дешевую рабочую силу, получила развитие в НИС и Китае. Развитые страны постепенно свертывают выпуск бытовой электроники, переключаясь на импорт ее из НИС. В целом вторая половина XX в. стала периодом, когда машиностроение перестало быть уделом лишь развитых стран и получило широкое распространение в развивающемся мире. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37 %, в экспорте развитых стран – 43 %, развивающихся стран – 19 %.