25. МАШИНОСТРОЕНИЕ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности, на его долю приходится около 35 % стоимости мировой промышленной продукции. В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32–38 % стоимости промышленного производства, в странах с переходной экономикой – 20–25 %, в новоиндустриальных странах (НИС) – 15–25 %.

Машиностроение подразделяется на общее, транспортное и электротехнику.

Последние годы опережающими темпами растет электроника, умеренными – общее машиностроение, тогда как доля транспортного машиностроения уменьшается.

Выделяют четыре основных машиностроительных региона мира:

1) Северная Америка – занимает ведущее место по масштабам производства 30 %, выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетно-космической техники и других видов вооружений;

2) регион Западной, Центральной и Восточной Европы дает около 30 % продукции мирового машиностроения;

3) страны Восточной и Юго-Восточной Азии производят около 25 % продукции мирового машиностроения. В этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах;

4) Россия и другие бывшие советские республики. Страны СНГ относится к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. Большое развитие здесь получили отрасли военно-промышленного комплекса, сравнительно несложное производство (сельхозтехника и станки). В развитых странах преобладает производство оборудования, станкостроения; выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования перемещается в развивающиеся страны. В структуре транспортного машиностроения произошел интенсивный рост автомобилестроения; судостроение и выпуск подвижного железнодорожного состава уменьшается. Автомобилестроение во второй половине XX в. превратилось в одну из наиболее динамичных отраслей машиностроения. Мировой выпуск автомобилей вырос с 10 млн шт. в 1950 г. до 50 млн шт. в середине 1990-х гг. На первое место по производству автомобилей вышла Япония. Резко растет производство легковых автомобилей в НИС – Южной Корее, Бразилии. В РФ и СНГ отмечается высокая доля грузовых машин.

В электротехнической промышленности увеличилось производство энергетического оборудования. Быстрыми темпами растет электронная индустрия, в которой выделяют две подотрасли:

1) военно-промышленная;

2) бытовая электроника. Главными центрами являются США и Япония.

Бытовая электроника, ориентирующаяся на дешевую рабочую силу, получила развитие в НИС и Китае. Развитые страны постепенно свертывают выпуск бытовой электроники, переключаясь на импорт ее из НИС. В целом вторая половина XX в. стала периодом, когда машиностроение перестало быть уделом лишь развитых стран и получило широкое распространение в развивающемся мире. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37 %, в экспорте развитых стран – 43 %, развивающихся стран – 19 %.

Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности, на его долю приходится около 35 % стоимости мировой промышленной продукции. В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32–38 % стоимости промышленного производства, в странах с переходной экономикой – 20–25 %, в новоиндустриальных странах (НИС) – 15–25 %.

Машиностроение подразделяется на общее, транспортное и электротехнику.

Последние годы опережающими темпами растет электроника, умеренными – общее машиностроение, тогда как доля транспортного машиностроения уменьшается.

Выделяют четыре основных машиностроительных региона мира:

1) Северная Америка – занимает ведущее место по масштабам производства 30 %, выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетно-космической техники и других видов вооружений;

2) регион Западной, Центральной и Восточной Европы дает около 30 % продукции мирового машиностроения;

3) страны Восточной и Юго-Восточной Азии производят около 25 % продукции мирового машиностроения. В этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах;

4) Россия и другие бывшие советские республики. Страны СНГ относится к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. Большое развитие здесь получили отрасли военно-промышленного комплекса, сравнительно несложное производство (сельхозтехника и станки). В развитых странах преобладает производство оборудования, станкостроения; выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования перемещается в развивающиеся страны. В структуре транспортного машиностроения произошел интенсивный рост автомобилестроения; судостроение и выпуск подвижного железнодорожного состава уменьшается. Автомобилестроение во второй половине XX в. превратилось в одну из наиболее динамичных отраслей машиностроения. Мировой выпуск автомобилей вырос с 10 млн шт. в 1950 г. до 50 млн шт. в середине 1990-х гг. На первое место по производству автомобилей вышла Япония. Резко растет производство легковых автомобилей в НИС – Южной Корее, Бразилии. В РФ и СНГ отмечается высокая доля грузовых машин.

В электротехнической промышленности увеличилось производство энергетического оборудования. Быстрыми темпами растет электронная индустрия, в которой выделяют две подотрасли:

1) военно-промышленная;

2) бытовая электроника. Главными центрами являются США и Япония.

Бытовая электроника, ориентирующаяся на дешевую рабочую силу, получила развитие в НИС и Китае. Развитые страны постепенно свертывают выпуск бытовой электроники, переключаясь на импорт ее из НИС. В целом вторая половина XX в. стала периодом, когда машиностроение перестало быть уделом лишь развитых стран и получило широкое распространение в развивающемся мире. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37 %, в экспорте развитых стран – 43 %, развивающихся стран – 19 %.