9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЙТИНГА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Рейтинг конкурентоспособности определяется на основе многофакторных моделей, в которых около 400 показателей сгруппированы в восемь факторов:
1) открытость (политическая, экономическая, технологическая, информационная);
2) правительство (уровень государственного вмешательства в экономику, компетентность, налоговая и фискальная политика);
3) финансы (кредитно-финансовая система, стабильность национальной валюты, зависимость от иностранного капитала, доля валовых сбережений в ВВП, темпы роста инвестиций, доля валовых инвестиций);
4) технология (условия развития НИОКР, уровень НИИ, численность ученых и инженеров, защита интеллектуальной собственности, заимствование иностранных технологий);
5) инфраструктура (транспорт, связь, образование, жилищные условия);
6) менеджмент;
7) труд (размеры трудовых ресурсов, их образовательный уровень, уровень оплаты труда, квалификация и производительность, эффективность социальных программ, пособие по безработице, степень воздействия на трудовое законодательство);
8) институциональная среда (степень надежности правовых и общественных институтов, гарантии исполнения законов и защиты прав собственности). Каждому показателю присуждается определенное количество баллов, сумма этих баллов показывает уровень развития и способность страны гибко реагировать на изменения мировой экономики. Показатели сопоставляют и ранжируют страны по уровню конкурентоспособности.
Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой. Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: быстрое обновление ее форм и методов, усиленный поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта.
Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях.
Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие решительные попытки изменить ситуацию на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.
Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия и Швейцария.
При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, но и такой важный структурный аспект их конкурентоспособности, как степень адаптации экономики к эволюции мирового спроса, точный выбор национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, умение избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков.
Рейтинг конкурентоспособности определяется на основе многофакторных моделей, в которых около 400 показателей сгруппированы в восемь факторов:
1) открытость (политическая, экономическая, технологическая, информационная);
2) правительство (уровень государственного вмешательства в экономику, компетентность, налоговая и фискальная политика);
3) финансы (кредитно-финансовая система, стабильность национальной валюты, зависимость от иностранного капитала, доля валовых сбережений в ВВП, темпы роста инвестиций, доля валовых инвестиций);
4) технология (условия развития НИОКР, уровень НИИ, численность ученых и инженеров, защита интеллектуальной собственности, заимствование иностранных технологий);
5) инфраструктура (транспорт, связь, образование, жилищные условия);
6) менеджмент;
7) труд (размеры трудовых ресурсов, их образовательный уровень, уровень оплаты труда, квалификация и производительность, эффективность социальных программ, пособие по безработице, степень воздействия на трудовое законодательство);
8) институциональная среда (степень надежности правовых и общественных институтов, гарантии исполнения законов и защиты прав собственности). Каждому показателю присуждается определенное количество баллов, сумма этих баллов показывает уровень развития и способность страны гибко реагировать на изменения мировой экономики. Показатели сопоставляют и ранжируют страны по уровню конкурентоспособности.
Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой. Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: быстрое обновление ее форм и методов, усиленный поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта.
Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях.
Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие решительные попытки изменить ситуацию на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.
Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия и Швейцария.
При этом эксперты отмечают не только мощный общеэкономический базис конкурентоспособности этих стран, но и такой важный структурный аспект их конкурентоспособности, как степень адаптации экономики к эволюции мирового спроса, точный выбор национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, умение избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков.