37. СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РФ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Энергоносители и сырье, в прошлом занимавшие преобладающее место в экспорте нашей страны, в настоящее время также являются определяющим источником развития страны, доходов ее бюджета, составляют основу современного российского экспорта.

Доля энергоносителей и сырья в 2002 г. составила более 70 %.

В последние годы российские сырьевые экспортные товары пополнились материалами и полуфабрикатами, производимыми в отраслях, имеющих наиболее отрицательное влияние на экологию (металлургия, целлюлозно-бумажная, цементная промышленность, базовая химия). Общая доля топливно-сырьевых товаров, материалов и полуфабрикатов сегодня в российском экспорте достигает 85 %. Изделия обрабатывающей промышленности, особенно продукция машиностроения, представлены в нем недостаточно, хотя это позволяет вся совокупность имеющегося индустриального, научно-технического и кадрового потенциала страны.

О слабых позициях российского машинотех-нического экспорта свидетельствуют следующие сравнения: если в экспорте России доля машин и оборудования составляет около 11 %, то в мировом экспорте она уже достигла 40 %, в США – 48 %, Германии – 50 %, Японии – 70 %. При наличии крупной научной базы Россия занимает на мировом рынке высокотехнологичной продукции лишь 0,3 %, в то время как доля США составляет 36 %, Японии – 30 %.

Особенности российского экспорта энергоносителей и сырья:

1) по конкурентоспособности ряда основных товаров своего топливно-сырьевого экспорта Россия занимает более слабые позиции по сравнению с другими государствами. Российская нефть залегает по большей части в труднодоступных северных районах со сложными условиями эксплуатации и транспортировки, затраты на ее добычу и поставку многократно выше, чем, скажем, на Ближнем Востоке или в Мексиканском заливе и более-менее сопоставимы с расходами по разработке месторождений на шельфе западного Североморья;

2) практически вынужденный характер носит экспорт из России цветных металлов и минеральных удобрений. По их потреблению мы и раньше значительно уступали развитым странам, а теперь, даже при сократившихся объемах производства, вынуждены вывозить их в широких масштабах за рубеж из-за отсутствия платежеспособного спроса внутри страны;

3) ориентация на преимущественное развитие экспортного производства топлива и сырья монополизирует позиции этих отраслей в инвестициях; в ущерб обрабатывающим отраслям и АПК, происходит аккумулирование трудовых и финансовых ресурсов в отраслях ТЭК. Доля ТЭК и металлургии в общем объеме промышленной продукции возросла с 36 % в 1991 г. до 49 % в настоящее время, в то время как доля машиностроения и легкой промышленности сократилась с 30 до 19 %;

4) высокая доля нефти, нефтепродуктов и природного газа в экспорте ставит российскую экономику в крайнюю зависимость от мировой конъюнктуры цен на эти товары и ведет к довольно значительным разбросам в вариантах динамики ВВП и других макроэкономических показателей, разрабатываемых управленческими структурами страны. Российский экспорт по существу реализуется по инерционному сценарию.

Энергоносители и сырье, в прошлом занимавшие преобладающее место в экспорте нашей страны, в настоящее время также являются определяющим источником развития страны, доходов ее бюджета, составляют основу современного российского экспорта.

Доля энергоносителей и сырья в 2002 г. составила более 70 %.

В последние годы российские сырьевые экспортные товары пополнились материалами и полуфабрикатами, производимыми в отраслях, имеющих наиболее отрицательное влияние на экологию (металлургия, целлюлозно-бумажная, цементная промышленность, базовая химия). Общая доля топливно-сырьевых товаров, материалов и полуфабрикатов сегодня в российском экспорте достигает 85 %. Изделия обрабатывающей промышленности, особенно продукция машиностроения, представлены в нем недостаточно, хотя это позволяет вся совокупность имеющегося индустриального, научно-технического и кадрового потенциала страны.

О слабых позициях российского машинотех-нического экспорта свидетельствуют следующие сравнения: если в экспорте России доля машин и оборудования составляет около 11 %, то в мировом экспорте она уже достигла 40 %, в США – 48 %, Германии – 50 %, Японии – 70 %. При наличии крупной научной базы Россия занимает на мировом рынке высокотехнологичной продукции лишь 0,3 %, в то время как доля США составляет 36 %, Японии – 30 %.

Особенности российского экспорта энергоносителей и сырья:

1) по конкурентоспособности ряда основных товаров своего топливно-сырьевого экспорта Россия занимает более слабые позиции по сравнению с другими государствами. Российская нефть залегает по большей части в труднодоступных северных районах со сложными условиями эксплуатации и транспортировки, затраты на ее добычу и поставку многократно выше, чем, скажем, на Ближнем Востоке или в Мексиканском заливе и более-менее сопоставимы с расходами по разработке месторождений на шельфе западного Североморья;

2) практически вынужденный характер носит экспорт из России цветных металлов и минеральных удобрений. По их потреблению мы и раньше значительно уступали развитым странам, а теперь, даже при сократившихся объемах производства, вынуждены вывозить их в широких масштабах за рубеж из-за отсутствия платежеспособного спроса внутри страны;

3) ориентация на преимущественное развитие экспортного производства топлива и сырья монополизирует позиции этих отраслей в инвестициях; в ущерб обрабатывающим отраслям и АПК, происходит аккумулирование трудовых и финансовых ресурсов в отраслях ТЭК. Доля ТЭК и металлургии в общем объеме промышленной продукции возросла с 36 % в 1991 г. до 49 % в настоящее время, в то время как доля машиностроения и легкой промышленности сократилась с 30 до 19 %;

4) высокая доля нефти, нефтепродуктов и природного газа в экспорте ставит российскую экономику в крайнюю зависимость от мировой конъюнктуры цен на эти товары и ведет к довольно значительным разбросам в вариантах динамики ВВП и других макроэкономических показателей, разрабатываемых управленческими структурами страны. Российский экспорт по существу реализуется по инерционному сценарию.