37. СТРУКТУРА ЭКСПОРТА РФ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Энергоносители и сырье, в прошлом занимавшие преобладающее место в экспорте нашей страны, в настоящее время также являются определяющим источником развития страны, доходов ее бюджета, составляют основу современного российского экспорта.
Доля энергоносителей и сырья в 2002 г. составила более 70 %.
В последние годы российские сырьевые экспортные товары пополнились материалами и полуфабрикатами, производимыми в отраслях, имеющих наиболее отрицательное влияние на экологию (металлургия, целлюлозно-бумажная, цементная промышленность, базовая химия). Общая доля топливно-сырьевых товаров, материалов и полуфабрикатов сегодня в российском экспорте достигает 85 %. Изделия обрабатывающей промышленности, особенно продукция машиностроения, представлены в нем недостаточно, хотя это позволяет вся совокупность имеющегося индустриального, научно-технического и кадрового потенциала страны.
О слабых позициях российского машинотех-нического экспорта свидетельствуют следующие сравнения: если в экспорте России доля машин и оборудования составляет около 11 %, то в мировом экспорте она уже достигла 40 %, в США – 48 %, Германии – 50 %, Японии – 70 %. При наличии крупной научной базы Россия занимает на мировом рынке высокотехнологичной продукции лишь 0,3 %, в то время как доля США составляет 36 %, Японии – 30 %.
Особенности российского экспорта энергоносителей и сырья:
1) по конкурентоспособности ряда основных товаров своего топливно-сырьевого экспорта Россия занимает более слабые позиции по сравнению с другими государствами. Российская нефть залегает по большей части в труднодоступных северных районах со сложными условиями эксплуатации и транспортировки, затраты на ее добычу и поставку многократно выше, чем, скажем, на Ближнем Востоке или в Мексиканском заливе и более-менее сопоставимы с расходами по разработке месторождений на шельфе западного Североморья;
2) практически вынужденный характер носит экспорт из России цветных металлов и минеральных удобрений. По их потреблению мы и раньше значительно уступали развитым странам, а теперь, даже при сократившихся объемах производства, вынуждены вывозить их в широких масштабах за рубеж из-за отсутствия платежеспособного спроса внутри страны;
3) ориентация на преимущественное развитие экспортного производства топлива и сырья монополизирует позиции этих отраслей в инвестициях; в ущерб обрабатывающим отраслям и АПК, происходит аккумулирование трудовых и финансовых ресурсов в отраслях ТЭК. Доля ТЭК и металлургии в общем объеме промышленной продукции возросла с 36 % в 1991 г. до 49 % в настоящее время, в то время как доля машиностроения и легкой промышленности сократилась с 30 до 19 %;
4) высокая доля нефти, нефтепродуктов и природного газа в экспорте ставит российскую экономику в крайнюю зависимость от мировой конъюнктуры цен на эти товары и ведет к довольно значительным разбросам в вариантах динамики ВВП и других макроэкономических показателей, разрабатываемых управленческими структурами страны. Российский экспорт по существу реализуется по инерционному сценарию.
Энергоносители и сырье, в прошлом занимавшие преобладающее место в экспорте нашей страны, в настоящее время также являются определяющим источником развития страны, доходов ее бюджета, составляют основу современного российского экспорта.
Доля энергоносителей и сырья в 2002 г. составила более 70 %.
В последние годы российские сырьевые экспортные товары пополнились материалами и полуфабрикатами, производимыми в отраслях, имеющих наиболее отрицательное влияние на экологию (металлургия, целлюлозно-бумажная, цементная промышленность, базовая химия). Общая доля топливно-сырьевых товаров, материалов и полуфабрикатов сегодня в российском экспорте достигает 85 %. Изделия обрабатывающей промышленности, особенно продукция машиностроения, представлены в нем недостаточно, хотя это позволяет вся совокупность имеющегося индустриального, научно-технического и кадрового потенциала страны.
О слабых позициях российского машинотех-нического экспорта свидетельствуют следующие сравнения: если в экспорте России доля машин и оборудования составляет около 11 %, то в мировом экспорте она уже достигла 40 %, в США – 48 %, Германии – 50 %, Японии – 70 %. При наличии крупной научной базы Россия занимает на мировом рынке высокотехнологичной продукции лишь 0,3 %, в то время как доля США составляет 36 %, Японии – 30 %.
Особенности российского экспорта энергоносителей и сырья:
1) по конкурентоспособности ряда основных товаров своего топливно-сырьевого экспорта Россия занимает более слабые позиции по сравнению с другими государствами. Российская нефть залегает по большей части в труднодоступных северных районах со сложными условиями эксплуатации и транспортировки, затраты на ее добычу и поставку многократно выше, чем, скажем, на Ближнем Востоке или в Мексиканском заливе и более-менее сопоставимы с расходами по разработке месторождений на шельфе западного Североморья;
2) практически вынужденный характер носит экспорт из России цветных металлов и минеральных удобрений. По их потреблению мы и раньше значительно уступали развитым странам, а теперь, даже при сократившихся объемах производства, вынуждены вывозить их в широких масштабах за рубеж из-за отсутствия платежеспособного спроса внутри страны;
3) ориентация на преимущественное развитие экспортного производства топлива и сырья монополизирует позиции этих отраслей в инвестициях; в ущерб обрабатывающим отраслям и АПК, происходит аккумулирование трудовых и финансовых ресурсов в отраслях ТЭК. Доля ТЭК и металлургии в общем объеме промышленной продукции возросла с 36 % в 1991 г. до 49 % в настоящее время, в то время как доля машиностроения и легкой промышленности сократилась с 30 до 19 %;
4) высокая доля нефти, нефтепродуктов и природного газа в экспорте ставит российскую экономику в крайнюю зависимость от мировой конъюнктуры цен на эти товары и ведет к довольно значительным разбросам в вариантах динамики ВВП и других макроэкономических показателей, разрабатываемых управленческими структурами страны. Российский экспорт по существу реализуется по инерционному сценарию.