40. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЕЙТИНГ РОССИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых. Инвестиционный кризис протекает со снижением объема капиталовложений, устареванием основных фондов и утратой конкурентоспособности.

В инвестиционной политике ряда промышлен-но развитых стран по отношению к России все еще сохраняется негативное отношение, возникшее во время «холодной войны», которое не исчезнет автоматически.

На поведение потенциальных инвесторов огромное влияние оказывают публикации западной печати, дающие оценку хозяйственной ситуации в России.

Западные аналитики считают, что по степени распространения коррупции Россия по-прежнему остается на одном из первых мест в мире. В 2002 г. она вошла в список стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием «грязных денег» .

По степени экономической свободы среди 155 стран мира в 2001 г. Россия заняла 127-е место. В рейтинге стран с развивающимися экономиками (93 страны без прочих стран СНГ), оценивающем степень рискованности осуществления инвестиций и ведения бизнеса, в 2002 г. Россия поделила третье место с Пакистаном, (на первом оказалась Мьянма, на втором – Зимбабве).

В октябре 2003 г. рейтинг России изменился в лучшую сторону. Международное рейтинговое агентство «Moody's Investors Service» пересмотрело кредитный рейтинг России. Присвоение инвестиционного рейтинга означает признание одним из ведущих рейтинговых агентств достаточной способности своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Основные последствия получения инвестиционного рейтинга для российской экономики и финансовых рынков:

1) появляется теоретическая возможность притока в Россию средств портфельных институциональных инвесторов – инвестиционных фондов, страховых компаний, пенсионных фондов. Для них при финансировании существует ограничение: инвестировать только в инструменты с инвестиционным рейтингом;

2) значительно улучшаются условия доступа России как заемщика на международные рынки капитала. Это может снизить остроту проблемы выплат по внешнему долгу в «пиковые» годы;

3) при повышении рейтингов российских корпораций вслед за рейтингом страны заметно улучшаются их возможности по привлечению финансирования на международных рынках заимствований. Это очень выгодно при текущих низких процентных ставках;

4) ожидаемый приток иностранных инвестиций объективно будет поддерживать тенденцию к укреплению курса рубля.

Важными факторами курсообразования будут:

1) мировые цены на основные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы);

2) политическая стабильность в стране. Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости России как объекта приложения зарубежных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов то, что крупные внешние вливания в экономику России невыгодны Западу как в экономическом, так и в политическом аспекте.

В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых. Инвестиционный кризис протекает со снижением объема капиталовложений, устареванием основных фондов и утратой конкурентоспособности.

В инвестиционной политике ряда промышлен-но развитых стран по отношению к России все еще сохраняется негативное отношение, возникшее во время «холодной войны», которое не исчезнет автоматически.

На поведение потенциальных инвесторов огромное влияние оказывают публикации западной печати, дающие оценку хозяйственной ситуации в России.

Западные аналитики считают, что по степени распространения коррупции Россия по-прежнему остается на одном из первых мест в мире. В 2002 г. она вошла в список стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием «грязных денег» .

По степени экономической свободы среди 155 стран мира в 2001 г. Россия заняла 127-е место. В рейтинге стран с развивающимися экономиками (93 страны без прочих стран СНГ), оценивающем степень рискованности осуществления инвестиций и ведения бизнеса, в 2002 г. Россия поделила третье место с Пакистаном, (на первом оказалась Мьянма, на втором – Зимбабве).

В октябре 2003 г. рейтинг России изменился в лучшую сторону. Международное рейтинговое агентство «Moody's Investors Service» пересмотрело кредитный рейтинг России. Присвоение инвестиционного рейтинга означает признание одним из ведущих рейтинговых агентств достаточной способности своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Основные последствия получения инвестиционного рейтинга для российской экономики и финансовых рынков:

1) появляется теоретическая возможность притока в Россию средств портфельных институциональных инвесторов – инвестиционных фондов, страховых компаний, пенсионных фондов. Для них при финансировании существует ограничение: инвестировать только в инструменты с инвестиционным рейтингом;

2) значительно улучшаются условия доступа России как заемщика на международные рынки капитала. Это может снизить остроту проблемы выплат по внешнему долгу в «пиковые» годы;

3) при повышении рейтингов российских корпораций вслед за рейтингом страны заметно улучшаются их возможности по привлечению финансирования на международных рынках заимствований. Это очень выгодно при текущих низких процентных ставках;

4) ожидаемый приток иностранных инвестиций объективно будет поддерживать тенденцию к укреплению курса рубля.

Важными факторами курсообразования будут:

1) мировые цены на основные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы);

2) политическая стабильность в стране. Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости России как объекта приложения зарубежных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов то, что крупные внешние вливания в экономику России невыгодны Западу как в экономическом, так и в политическом аспекте.