47. «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ» ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Международная торговля позволяет:

1) расширять рынок сбыта;

2) формировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. С середины 1960-х гг. экономисты западных стран Р. Вернон, Дж. Кравис, Л. Уэлс и другие активно развивают теорию «жизненного цикла продукта». Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке.

Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз:

1) появление;

2) ростспроса;

3) насыщение;

4) спад.

Переход продукта из одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как меняются характер производства, требуемый уровень квалификации рабочей силы и т. п.

Эффект масштабности производства. Некоторые экономисты раскрывают механизм международной торговли, используя эффект масштабности производства. Суть теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т. е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.

Одной из современных теорий международной торговли является концепция «технологического разрыва» Г. Хафбауэр, Р. Вернон– США). Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими вследствие монополии на рынке данного товара. Она обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса. Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса.

Успешную попытку выявить новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли, сделал американский экономист М. Портер. Он выделяет четыре главных параметра, определяющих развитие современной внешней торговли крупнейших промышленно развитых стран:

1) факторы производства;

2) условия спроса;

3) близкие и обслуживающие отрасли;

4) стратегия фирмы и конкуренция.

Теория «внешнеторгового мультипликатора».

В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициентамультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно и заработную плату, в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

Международная торговля позволяет:

1) расширять рынок сбыта;

2) формировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. С середины 1960-х гг. экономисты западных стран Р. Вернон, Дж. Кравис, Л. Уэлс и другие активно развивают теорию «жизненного цикла продукта». Эта теория объясняет развитие мировой торговли готовой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке.

Движение на рынке нового продукта проходит несколько фаз:

1) появление;

2) ростспроса;

3) насыщение;

4) спад.

Переход продукта из одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как меняются характер производства, требуемый уровень квалификации рабочей силы и т. п.

Эффект масштабности производства. Некоторые экономисты раскрывают механизм международной торговли, используя эффект масштабности производства. Суть теории в том, что страна с большим внутренним рынком будет экспортировать те товары, выгодность которых определяется экономией в крупномасштабном производстве. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концентрироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т. е. уникальной продукции, имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.

Одной из современных теорий международной торговли является концепция «технологического разрыва» Г. Хафбауэр, Р. Вернон– США). Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими вследствие монополии на рынке данного товара. Она обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления, так и внешнего спроса. Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса.

Успешную попытку выявить новые факторы, определяющие развитие современной международной торговли, сделал американский экономист М. Портер. Он выделяет четыре главных параметра, определяющих развитие современной внешней торговли крупнейших промышленно развитых стран:

1) факторы производства;

2) условия спроса;

3) близкие и обслуживающие отрасли;

4) стратегия фирмы и конкуренция.

Теория «внешнеторгового мультипликатора».

В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициентамультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно и заработную плату, в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.