89. ЮНКТАД

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТаД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария). Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из государств-членов. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года на уровне министров с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию – обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществления контроля за всей сферой деятельности ЮНКТАД, он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Основные задачи ЮНКТАД:

1) поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами;

2) разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений;

3) служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектами экономического развития;

4) содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле. Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства – члена ООН, специализированныхучреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, формально документы ЮНКТАД имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Важнейшим мероприятием ЮНКТАД в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает в торговле с развивающимися государствами, всеми промышленно развитыми странами снижение или отмену на невзаимной основе, т. е. без требования со стороны последних, встречных торго-во-политических уступок, таможенных пошлин. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран – получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТаД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая организация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД – Женева (Швейцария). Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Конференция, состоящая из государств-членов. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года на уровне министров с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный орган ЮНКТАД – Совет по торговле и развитию – обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществления контроля за всей сферой деятельности ЮНКТАД, он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Основные задачи ЮНКТАД:

1) поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами;

2) разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений;

3) служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектами экономического развития;

4) содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле. Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства – члена ООН, специализированныхучреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сессии было единогласно признано, что они «должны вести к действиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, формально документы ЮНКТАД имеют менее обязательный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия экономических прав и обязанностей государств.

Важнейшим мероприятием ЮНКТАД в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, было создание Общей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система предусматривает в торговле с развивающимися государствами, всеми промышленно развитыми странами снижение или отмену на невзаимной основе, т. е. без требования со стороны последних, встречных торго-во-политических уступок, таможенных пошлин. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран – получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.