79. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СНГ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, который выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из стран СНГ.

Часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще ниже мировых. Но даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.

Было бы ошибочно трактовать эту несбалансированность торговли как односторонние «подарки России государствам СНГ», так как большинство крупных предприятий на территории России создавалось в свое время в качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплекса.

Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно.

Первоначально это были двусторонние соглашения между странами. В течение 1992–1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств – республик бывшего СССР.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

Для перечисленных выше торговых соглашений характерно наличие следующих общих черт:

1) импортного режима:

– импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, с таможенной территории государств, подписавших соглашение, не применяются;

– импортные товары подвергаются сертификации;

2) экспортного режима: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, вывозимые с таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются.

Следующим шагом в попытках воссоздания «нормальной» экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран – членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о тройственном таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает: 1)условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами; 2)образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза. К указанному соглашению присоединились Киргизия и Таджикистан.

Особым направлением развития интеграционного процесса, с которым связывают его ускоренное углубление внутри СНГ, можно считать подписанное в апреле 1996 г. Соглашение о глубоком интегрировании политически и экономически Сообщества Белоруссии и России».

Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ранее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позволяющих выделить их в особую группу.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, который выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с величиной импортных поступлений из стран СНГ.

Часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энерго-сырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще ниже мировых. Но даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.

Было бы ошибочно трактовать эту несбалансированность торговли как односторонние «подарки России государствам СНГ», так как большинство крупных предприятий на территории России создавалось в свое время в качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплекса.

Введение общероссийских внешнеторговых норм и правил происходило постепенно.

Первоначально это были двусторонние соглашения между странами. В течение 1992–1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств – республик бывшего СССР.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

Для перечисленных выше торговых соглашений характерно наличие следующих общих черт:

1) импортного режима:

– импортные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, с таможенной территории государств, подписавших соглашение, не применяются;

– импортные товары подвергаются сертификации;

2) экспортного режима: таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы на товары, вывозимые с таможенной территории России и вывозимые на территорию государств, подписавших соглашение, не применяются.

Следующим шагом в попытках воссоздания «нормальной» экономической среды обитания хозяйствующих субъектов стран – членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. соглашение о тройственном таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает: 1)условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами; 2)образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза. К указанному соглашению присоединились Киргизия и Таджикистан.

Особым направлением развития интеграционного процесса, с которым связывают его ускоренное углубление внутри СНГ, можно считать подписанное в апреле 1996 г. Соглашение о глубоком интегрировании политически и экономически Сообщества Белоруссии и России».