75. СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ (НАФТА)

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 

В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании торгово-политического блока НАФТАСевероамериканской зоны свободной торговли, который вступил в силу в 1994 г. В настоящее время НАФТА – крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. На долю НАФТА в конце 1990-х гг. приходилось около 20 % всей мировой торговли.

Модель североамериканской экономической интеграции в целом развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она характеризуется рядом особенностей:

1) длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС;

2) НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. Так, в середине 1990-х гг. в США направлялось до 80 % канадского экспорта и свыше 70 % мексиканского. В результате степень и масштабы канадско-американской и мексикано-американской интеграции намного превзошли уровень интеграции экономики Мексики и Канады. Последние являлись скорее конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, стремившимися привлечь капиталы и технологии американских корпораций, чем партнерами по интеграции. Доминирующее положение США в экономике Канады и Мексики – характерная особенность послевоенного развития этих стран. В 1970-1980-е гг. эти страны предприняли усилия по ослаблению зависимости своей экономики от воспроизводственных процессов США. Они диверсифицировали свои внешние связи за счет расширения торгового сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией, Мексика – с Францией. В итоге доля США в совокупных иностранных частных прямых инвестициях в Канаде сократилась с 1980 по 1999 гг. с 79 до 64 %. В Мексике показатели влияния США также снизились. Ослабление влияния США на экономику Канады и Мексики было обусловлено и изменением внешней политики американских корпораций.

Начиная с 1970-х гг. они стали все в большей мере ориентироваться на перспективные с их точки зрения страны АТР и страны Западной Европы.

В итоге в прямых инвестициях американских корпораций за границей доля Канады за период 1972–1997 гг. сократилась с 29 до 16 %, доля Канады в иностранных прямых инвестициях в США снизилась за этот же период с 23 до 7 %. С начала 1990-х гг. в связи с усилением международной конкуренции, активизацией интеграционных процессов в Западной Европе, углублением интеграционных процессов в странах АТР в развитии НАФТА наступил новый этап – объединение всех стран Латинской Америки.

К 2010 г. планируется создать полноценный североамериканский рынок. Предусматриваются поэтапная ликвидация тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, введение комплекса мер по урегулированию возможных тарифных конфликтов.

В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании торгово-политического блока НАФТАСевероамериканской зоны свободной торговли, который вступил в силу в 1994 г. В настоящее время НАФТА – крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. На долю НАФТА в конце 1990-х гг. приходилось около 20 % всей мировой торговли.

Модель североамериканской экономической интеграции в целом развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она характеризуется рядом особенностей:

1) длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС;

2) НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. Так, в середине 1990-х гг. в США направлялось до 80 % канадского экспорта и свыше 70 % мексиканского. В результате степень и масштабы канадско-американской и мексикано-американской интеграции намного превзошли уровень интеграции экономики Мексики и Канады. Последние являлись скорее конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, стремившимися привлечь капиталы и технологии американских корпораций, чем партнерами по интеграции. Доминирующее положение США в экономике Канады и Мексики – характерная особенность послевоенного развития этих стран. В 1970-1980-е гг. эти страны предприняли усилия по ослаблению зависимости своей экономики от воспроизводственных процессов США. Они диверсифицировали свои внешние связи за счет расширения торгового сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией, Мексика – с Францией. В итоге доля США в совокупных иностранных частных прямых инвестициях в Канаде сократилась с 1980 по 1999 гг. с 79 до 64 %. В Мексике показатели влияния США также снизились. Ослабление влияния США на экономику Канады и Мексики было обусловлено и изменением внешней политики американских корпораций.

Начиная с 1970-х гг. они стали все в большей мере ориентироваться на перспективные с их точки зрения страны АТР и страны Западной Европы.

В итоге в прямых инвестициях американских корпораций за границей доля Канады за период 1972–1997 гг. сократилась с 29 до 16 %, доля Канады в иностранных прямых инвестициях в США снизилась за этот же период с 23 до 7 %. С начала 1990-х гг. в связи с усилением международной конкуренции, активизацией интеграционных процессов в Западной Европе, углублением интеграционных процессов в странах АТР в развитии НАФТА наступил новый этап – объединение всех стран Латинской Америки.

К 2010 г. планируется создать полноценный североамериканский рынок. Предусматриваются поэтапная ликвидация тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, введение комплекса мер по урегулированию возможных тарифных конфликтов.