76. СОТРУДНИЧЕСТВО В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ (АТР)
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста уже порядка двух десятилетий.
Опережение других регионов мира по темпам роста, в том числе в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительной группы стран АТР дает основания рассматривать роль международных интеграционных процессов в АТР.
Международная экономическая интеграция способствовала:
1) экономическому развитию стран региона;
2) росту потребления;
3) росту производства и т. д.
Если руководствоваться только чисто географическим подходом с акцентом на азиатский континент, то по большому счету в АТР уже сложился «азиатский четырехугольник»: Япония – Китай – НИС (новые индустриальные страны) – АСЕАН.
АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г., – субрегиональная организация, включающая Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филиппины, Сингапур, позже – Бруней и Вьетнам.
Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, а также поиск общеазиатских ценностей.
В связи с этим видение интеграционных процессов в АТР отличается от подхода к оценкам европроцессов.
Анализ внутрирегионального взаимодействия и связей в рамках «азиатского четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне. Интеграция на примере ЕС, МЕРКОСУР при рассмотрении азиатской проблематики отличается присущими данному региону особенностями.
Выделяются три принципиальных направления региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН:
1) рыночное. Предпочтение отдается движению к зоне свободной торговли через поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле. Итогом в соответствии с теорией сравнительных преимуществ и для наиболее эффективного использования ресурсов будет обеспечение полной свободы размещения производства в одной из стран АСЕАН. Либерализация внутрирегиональной торговли может осуществляться путем потоварного снижения тарифа либо посредством всеобщих их сокращений, что, по идее, обещает ускорение процесса. Такая схема оказалась наиболее удобной для Сингапура;
2) рыночно-институциональное. Особенность – сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования.
Этот путь отстаивался сторонниками «целенаправленно регулируемой индустриализации». Направление разработано в Индонезии, где предпосылками послужили интеграционный процесс и введение рыночного режима в масштабах группировки, которым предшествовали индустриализация всех ее членов, а также формирование компенсационных механизмов;
3) реализация отдельных проектов регионального масштаба, отказ от комплексных схем хозяйствования.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) привлекает к себе большое внимание специалистов как зона наиболее динамичного экономического роста уже порядка двух десятилетий.
Опережение других регионов мира по темпам роста, в том числе в технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительной группы стран АТР дает основания рассматривать роль международных интеграционных процессов в АТР.
Международная экономическая интеграция способствовала:
1) экономическому развитию стран региона;
2) росту потребления;
3) росту производства и т. д.
Если руководствоваться только чисто географическим подходом с акцентом на азиатский континент, то по большому счету в АТР уже сложился «азиатский четырехугольник»: Япония – Китай – НИС (новые индустриальные страны) – АСЕАН.
АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, созданная в 1967 г., – субрегиональная организация, включающая Индонезию, Малайзию, Таиланд, Филиппины, Сингапур, позже – Бруней и Вьетнам.
Существенным фактором развития экономических связей в регионе становятся усиливающиеся настроения в пользу азиатской солидарности, а также поиск общеазиатских ценностей.
В связи с этим видение интеграционных процессов в АТР отличается от подхода к оценкам европроцессов.
Анализ внутрирегионального взаимодействия и связей в рамках «азиатского четырехугольника» происходит в первую очередь в таких областях, как торговля, прямые инвестиции, межфирменное партнерство, а также на межрегиональном уровне. Интеграция на примере ЕС, МЕРКОСУР при рассмотрении азиатской проблематики отличается присущими данному региону особенностями.
Выделяются три принципиальных направления региональной интеграции на базе и в рамках АСЕАН:
1) рыночное. Предпочтение отдается движению к зоне свободной торговли через поэтапное снижение тарифов во взаимной торговле. Итогом в соответствии с теорией сравнительных преимуществ и для наиболее эффективного использования ресурсов будет обеспечение полной свободы размещения производства в одной из стран АСЕАН. Либерализация внутрирегиональной торговли может осуществляться путем потоварного снижения тарифа либо посредством всеобщих их сокращений, что, по идее, обещает ускорение процесса. Такая схема оказалась наиболее удобной для Сингапура;
2) рыночно-институциональное. Особенность – сочетание выборочной торговой либерализации с использованием некоторых форм межгосударственного регулирования.
Этот путь отстаивался сторонниками «целенаправленно регулируемой индустриализации». Направление разработано в Индонезии, где предпосылками послужили интеграционный процесс и введение рыночного режима в масштабах группировки, которым предшествовали индустриализация всех ее членов, а также формирование компенсационных механизмов;
3) реализация отдельных проектов регионального масштаба, отказ от комплексных схем хозяйствования.