1. Понятие и принципы маркетингового исследования
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54
Маркетинговое исследование представляет собой разновидность маркетинговой деятельности.
Маркетинговое исследование — это научное исследование, которое включает целевой системный сбор, упорядочение и анализ новых данных об отрасли, рынке, его субъектах и объектах.
Принципы маркетингового исследования:
законность;
научность, т.е. применение научных методов, объективность и точность полученных данных;
деловая цель, т.е. необходимость маркетингового исследования
должна быть экономически обоснована;
договорный характер отношений исследователя и заказчика;
применимость результатов (научная или прикладная).
Виды маркетинговых исследований:
• По охвату аудитории:
1) дискретные исследования (так называемые проекты ad hoc) —
направленные на изучение отдельных специфических проблем;
2) интегральные мониторинговые исследования, для которых характерны регулярность, широкий охват, сопоставимость данных во временной перспективе.
• По отношению к фирме-заказчику: внешние и внутренние.
• По виду обязательств:
1) агентский договор;
2) договор научно-исследовательских работ;
3) договор услуг;
4) договор поручения;
5) договор авторского заказа.
2. Цели маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования проводятся в следующих целях:
• определить реальную и потенциальную емкость рынка по продукту. Изучение емкости рынка способствует правильной оценке шансов фирмы на рынке и предотвращению неоправданных потерь;
• определить долю на рынке. Доля на рынке — это индикатор успеха бизнес-продукта;
• проанализировать поведение потребителей (анализ спроса). Знание потребностей потенциального клиента поможет не только установить конкурентоспособные цены на продукцию, но и внести
изменения в сам продукт, оптимизировать каналы продвижения и рекламную стратегию, т.е. скорректировать все компоненты комплекса маркетинга;
• провести анализ конкурентов (анализ предложения). Знания о товарах и маркетинговой политике конкурентов необходимы для лучшей ориентации на рынке и победы в конкурентной борьбе;
• изучить каналы сбыта и найти наиболее эффективный из них;
• провести оценку общего объема рынка; исследование по определенному продукту (услуге) сегменту; сегментацию рынка по категориям продукта; сегментацию рынка по брендам1; определить тенденции рынка;
• сформировать определенную стратегию и тактику поведения фирмы с учетом реальных факторов рынка;
• оценить маркетинговую политику основных участников в отношении продукта.
Например, несколько лет назад к услугам фирмы KPMG прибег крупный дистрибьютер мороженого. Продажам компании серьезно угрожали пришедшие тогда в Россию мировые лидеры в торговле мороженым Nestle и Algida. К сожалению, у российской компании не было своего бреэнда и времени на его создание и «раскрутку» не оставалось. Эксперты KPMG помогли компании изучить опыт других стран. В результате эта фирма отказалась от борьбы за лидерство в торговле мороженым и сосредоточилась на работе с розничными сетями и дилерами, связанными с ресторанным бизнесом2.
3. Источники информации
При выполнении исследований специалисты опираются на данные из следующих источников информации:
1) источники вторичной информации (desk research) — это уже имеющаяся в наличии информация, для сбора которой не требуется специального исследования:
• опубликованные данные информационных агентств (например, компании РосБизнесКонсалтинг);
• отраслевые и специализированные СМИ;
• статистическая и новостная информация государственных органов (Госкомстат, ГТК и т.д.);
• федеральное и местное законодательство;
1 Бренд — обобщенное понятие, характеризующее товарный знак (знак обслуживания), фирменное наименование и коммерческое обозначение.
2 Арабов П., Зайко А. Жажда перемен // Компания. № 277. 2003.
• сеть Интернет;
• аналитические исследования исследовательских компаний;
• специализированные базы данных.
2) источники первичной информации (field research) — это результаты специального исследования:
• экспертные интервью с руководителями и специалистами компаний, с потребителями товаров;
• результаты опросов специалистов и представителей производственных предприятий данной отрасли;
• пилотные интервью;
• анкетирование.
Недооценка источников информации может привести к бесполезным результатам исследования.
Например, исследование, посвященное проблеме повышения эффективности рекламы, может оказаться совершенно бесполезным, если падение продаж обусловлено неконкурентоспособностью продукта, связанного с его технологическими недостатками, завышенной ценой, появлением альтернативного, более совершенного продукта.
4. Основные способы маркетингового исследования
• Анализ информационных баз, архивов, пресс-релизов, научных статей, комментариев специалистов, тематических интернетресурсов, данных маркетинговых исследований и инвестиционных компаний и т.д.
• Целевые пилотажные опросы, проводимые на небольших выборках, по результатам которых вносятся коррективы в анкету и уточняется план проведения исследования.
• Метод face-to-face. Личный опрос должностных лиц различного ранга по специальной анкете.
• Телефонный опрос сотрудников компаний, участвующих на рынке.
Пример недооценки бизнеса в связи с непроведением маркетинговых исследований.
Возможно, в 18Н8 г. не состоялась бы сделка по продаже всех акций и секретного рецепта владельцами компании «Кока-Кола» Пембертопом и Венэйблом на мизерную общую сумму 2300 долларов некоему Азе Кандлеру, если бы они провели маркетинговые исследования и осознали бы огромные перспективы своего бизнеса.
Пембертон умер в нищете и был похоронен на кладбище для бедных, и только 70 лет спустя основателю компании «Кока-Кола» поставили каменное надгробие.
Маркетинговое исследование представляет собой разновидность маркетинговой деятельности.
Маркетинговое исследование — это научное исследование, которое включает целевой системный сбор, упорядочение и анализ новых данных об отрасли, рынке, его субъектах и объектах.
Принципы маркетингового исследования:
законность;
научность, т.е. применение научных методов, объективность и точность полученных данных;
деловая цель, т.е. необходимость маркетингового исследования
должна быть экономически обоснована;
договорный характер отношений исследователя и заказчика;
применимость результатов (научная или прикладная).
Виды маркетинговых исследований:
• По охвату аудитории:
1) дискретные исследования (так называемые проекты ad hoc) —
направленные на изучение отдельных специфических проблем;
2) интегральные мониторинговые исследования, для которых характерны регулярность, широкий охват, сопоставимость данных во временной перспективе.
• По отношению к фирме-заказчику: внешние и внутренние.
• По виду обязательств:
1) агентский договор;
2) договор научно-исследовательских работ;
3) договор услуг;
4) договор поручения;
5) договор авторского заказа.
2. Цели маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования проводятся в следующих целях:
• определить реальную и потенциальную емкость рынка по продукту. Изучение емкости рынка способствует правильной оценке шансов фирмы на рынке и предотвращению неоправданных потерь;
• определить долю на рынке. Доля на рынке — это индикатор успеха бизнес-продукта;
• проанализировать поведение потребителей (анализ спроса). Знание потребностей потенциального клиента поможет не только установить конкурентоспособные цены на продукцию, но и внести
изменения в сам продукт, оптимизировать каналы продвижения и рекламную стратегию, т.е. скорректировать все компоненты комплекса маркетинга;
• провести анализ конкурентов (анализ предложения). Знания о товарах и маркетинговой политике конкурентов необходимы для лучшей ориентации на рынке и победы в конкурентной борьбе;
• изучить каналы сбыта и найти наиболее эффективный из них;
• провести оценку общего объема рынка; исследование по определенному продукту (услуге) сегменту; сегментацию рынка по категориям продукта; сегментацию рынка по брендам1; определить тенденции рынка;
• сформировать определенную стратегию и тактику поведения фирмы с учетом реальных факторов рынка;
• оценить маркетинговую политику основных участников в отношении продукта.
Например, несколько лет назад к услугам фирмы KPMG прибег крупный дистрибьютер мороженого. Продажам компании серьезно угрожали пришедшие тогда в Россию мировые лидеры в торговле мороженым Nestle и Algida. К сожалению, у российской компании не было своего бреэнда и времени на его создание и «раскрутку» не оставалось. Эксперты KPMG помогли компании изучить опыт других стран. В результате эта фирма отказалась от борьбы за лидерство в торговле мороженым и сосредоточилась на работе с розничными сетями и дилерами, связанными с ресторанным бизнесом2.
3. Источники информации
При выполнении исследований специалисты опираются на данные из следующих источников информации:
1) источники вторичной информации (desk research) — это уже имеющаяся в наличии информация, для сбора которой не требуется специального исследования:
• опубликованные данные информационных агентств (например, компании РосБизнесКонсалтинг);
• отраслевые и специализированные СМИ;
• статистическая и новостная информация государственных органов (Госкомстат, ГТК и т.д.);
• федеральное и местное законодательство;
1 Бренд — обобщенное понятие, характеризующее товарный знак (знак обслуживания), фирменное наименование и коммерческое обозначение.
2 Арабов П., Зайко А. Жажда перемен // Компания. № 277. 2003.
• сеть Интернет;
• аналитические исследования исследовательских компаний;
• специализированные базы данных.
2) источники первичной информации (field research) — это результаты специального исследования:
• экспертные интервью с руководителями и специалистами компаний, с потребителями товаров;
• результаты опросов специалистов и представителей производственных предприятий данной отрасли;
• пилотные интервью;
• анкетирование.
Недооценка источников информации может привести к бесполезным результатам исследования.
Например, исследование, посвященное проблеме повышения эффективности рекламы, может оказаться совершенно бесполезным, если падение продаж обусловлено неконкурентоспособностью продукта, связанного с его технологическими недостатками, завышенной ценой, появлением альтернативного, более совершенного продукта.
4. Основные способы маркетингового исследования
• Анализ информационных баз, архивов, пресс-релизов, научных статей, комментариев специалистов, тематических интернетресурсов, данных маркетинговых исследований и инвестиционных компаний и т.д.
• Целевые пилотажные опросы, проводимые на небольших выборках, по результатам которых вносятся коррективы в анкету и уточняется план проведения исследования.
• Метод face-to-face. Личный опрос должностных лиц различного ранга по специальной анкете.
• Телефонный опрос сотрудников компаний, участвующих на рынке.
Пример недооценки бизнеса в связи с непроведением маркетинговых исследований.
Возможно, в 18Н8 г. не состоялась бы сделка по продаже всех акций и секретного рецепта владельцами компании «Кока-Кола» Пембертопом и Венэйблом на мизерную общую сумму 2300 долларов некоему Азе Кандлеру, если бы они провели маркетинговые исследования и осознали бы огромные перспективы своего бизнеса.
Пембертон умер в нищете и был похоронен на кладбище для бедных, и только 70 лет спустя основателю компании «Кока-Кола» поставили каменное надгробие.