1. Понятие недобросовестной конкуренции
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54
Среди способов конкурентной борьбы можно выделить правовые и неправовые. Последние в основном проявляются как недобросовестная конкуренция или монополистическая деятельность. Даже в условиях низкой конкуренции отдельные предприниматели ведут недобросовестную конкуренцию, просто от недостатка предпринимательской культуры и неумения вести бизнес по правилам.
Недобросовестная конкуренция — это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другим хозяйствующим субъектам — конкурентам.
Анализ законодательного определения позволяет выявить следующие признаки недобросовестной конкуренции:
• недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, но не бездействием;
• данные действия рассматриваются как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и разумности;
• субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты;
• целью активных действий хозяйствующих субъектов является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
• в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации.
Наиболее характерные проявления данного вида правонарушения могут протекать в определенных формах.
2. Формы недобросовестной конкуренции, запрещенные российским законодательством (применительно к рынку маркетинговых продуктов):
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места оказания услуги, необходимости оказания и качества услуги. Например, вместо интегральных проводятся дискретные исследования как достаточный способ изучения рынка;
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Например, типичными становятся утверждения небольших фирм своим клиентам о высоких ценах и низком качестве услуг крупных компаний;
некорректное сравнение предпринимателем маркетинговых
продуктов, производимых и реализуемых, с продуктами других предпринимателей. Например, фирма утверждает, что она применяет авторские методики в отличие от конкурентов, хотя последние тоже имеют авторские методики;
получение, использование и разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
и продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств
индивидуализации фирмы, ее продукции, работ, услуг.
Например, сингапурская компания Future Enterprises, производитель кофейных смесей под маркой MacCojfee, столкнулась с подделками и имитацией принадлежащего ей бренда MacCoffee. Компания выиграла суд против недобросовестного конкурента. Поводом для спора стал аналогичный кофейный продукт под маркой «МаксКофе», выпускаемый красноярской продовольственной компанией «Унипак-Сервис» с 2001 г. Почти за 10 лет своей деятельности па российском рынке Future Enterprises свои интересы в суде защищала впервые, хотя ее права нарушались длительное время.
Московский арбитражный суд вынес решение в пользу Future Enterprises, подтвердив факт имитации марки, и предписал красноярскому производителю уничтожить все произведенные упаковки кофе, а также компенсировать сингапурской компании судебные издержки. В итоге продукция под маркой «МаксКофе» из торгового оборота выведена^.
Есть примеры грамотного поведения на рынке рекламирования брендов.
Так, марка белой бытовой техники Scarlett — российская по происхождению, производится в Азии, но при этом позиционируется как английская — в самом начале именовалась даже Scarlett England На самом деле в Великобритании зарегистрирована лишь компания Arima Holding, которая размещает заказы на азиатских производствах.
Пример совершенства рекламной политики.
Бренд Dunhill сотворил из ручного труда своих рабочих целую легенду — на каждой пачке сигар упаковщики ставят свои личные подписи, о чем производитель постоянно упоминает в рекламе.
Среди способов конкурентной борьбы можно выделить правовые и неправовые. Последние в основном проявляются как недобросовестная конкуренция или монополистическая деятельность. Даже в условиях низкой конкуренции отдельные предприниматели ведут недобросовестную конкуренцию, просто от недостатка предпринимательской культуры и неумения вести бизнес по правилам.
Недобросовестная конкуренция — это действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другим хозяйствующим субъектам — конкурентам.
Анализ законодательного определения позволяет выявить следующие признаки недобросовестной конкуренции:
• недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, но не бездействием;
• данные действия рассматриваются как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и разумности;
• субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты;
• целью активных действий хозяйствующих субъектов является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
• в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации.
Наиболее характерные проявления данного вида правонарушения могут протекать в определенных формах.
2. Формы недобросовестной конкуренции, запрещенные российским законодательством (применительно к рынку маркетинговых продуктов):
введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места оказания услуги, необходимости оказания и качества услуги. Например, вместо интегральных проводятся дискретные исследования как достаточный способ изучения рынка;
распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Например, типичными становятся утверждения небольших фирм своим клиентам о высоких ценах и низком качестве услуг крупных компаний;
некорректное сравнение предпринимателем маркетинговых
продуктов, производимых и реализуемых, с продуктами других предпринимателей. Например, фирма утверждает, что она применяет авторские методики в отличие от конкурентов, хотя последние тоже имеют авторские методики;
получение, использование и разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе составляющей служебную или коммерческую тайну, без согласия ее владельца, если такие действия не предусмотрены законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
и продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств
индивидуализации фирмы, ее продукции, работ, услуг.
Например, сингапурская компания Future Enterprises, производитель кофейных смесей под маркой MacCojfee, столкнулась с подделками и имитацией принадлежащего ей бренда MacCoffee. Компания выиграла суд против недобросовестного конкурента. Поводом для спора стал аналогичный кофейный продукт под маркой «МаксКофе», выпускаемый красноярской продовольственной компанией «Унипак-Сервис» с 2001 г. Почти за 10 лет своей деятельности па российском рынке Future Enterprises свои интересы в суде защищала впервые, хотя ее права нарушались длительное время.
Московский арбитражный суд вынес решение в пользу Future Enterprises, подтвердив факт имитации марки, и предписал красноярскому производителю уничтожить все произведенные упаковки кофе, а также компенсировать сингапурской компании судебные издержки. В итоге продукция под маркой «МаксКофе» из торгового оборота выведена^.
Есть примеры грамотного поведения на рынке рекламирования брендов.
Так, марка белой бытовой техники Scarlett — российская по происхождению, производится в Азии, но при этом позиционируется как английская — в самом начале именовалась даже Scarlett England На самом деле в Великобритании зарегистрирована лишь компания Arima Holding, которая размещает заказы на азиатских производствах.
Пример совершенства рекламной политики.
Бренд Dunhill сотворил из ручного труда своих рабочих целую легенду — на каждой пачке сигар упаковщики ставят свои личные подписи, о чем производитель постоянно упоминает в рекламе.