3. Представительство и филиал
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54
Представительство является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения; представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиал как обособленное подразделение юридического лица расположен вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК РФ).
Практически все растущие фирмы начинают развивать концепцию бизнеса своих обособленных подразделений. Это объясняется тем, что отдельные подразделения достигли такого уровня специализации и взаимодействия с внешними партнерами, что способны от имени фирмы выполнять внешние задачи (например, торговые и рекламные).
Представительство и филиал объединяют следующие признаки:
территориальная и имущественная обособленность;
при создании филиала или представительства организация передаст им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе созданного подразделения. При этом имущество остается собственностью юридического лица;
филиал или представительство могут выступать в коммерческом обороте только от имени юридического лица по внутренним нормативным документам (положениям) этого юридического лица;
филиал или представительство обозначены в уставе юридического лица и действуют согласно полномочиям, указанным в доверенности на имя их руководителей;
филиал или представительство представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту.
Если к указанным признакам добавить ведение хозяйственных
и коммерческих операций, то это и будет отличительная черта филиала от представительства.
Когда у компании появляется сеть филиалов, развивающих относи-
тельно самостоятельные направления бизнеса, — это свидетельствует о том, что высший менеджмент одной фирмы управляет фактически уже несколькими фирмами и должен оценить эффективность каждой из них.
На практике выработаны два подхода к конструированию отношений между фирмой и ее филиалами: административный и экономический.
Первый — основан на жестком административном контроле руководством фирмы своего филиала с целью повышения исполнительской и финансовой дисциплины, недопущения больших расходов и т.д.
Второй подход основан на стратегии децентрализации управления всем комплексом подразделений фирмы (так как они уже не являются едины м механизмом) и передаче отдельных полномочий подразделениям с целью развития хозяйственной самостоятельности и инициативы со стороны подразделений. Такой подход имеет перспективной целью создание обособленных бизнес-структур, которые должн ы конкурировать между собой за ресурсы развития от материнской компании и доказывать высшем у руководству, что тот или иной бизнес более успешен и выгоден.
К тому же крупная фирма не всегда владеет оперативной информацией и знанием специфики бизнеса филиалов по регионам, а значит, высока вероятность долгого принятия решени й или ошибочны х решений , н е учитывающи х множеств о существенны х факторов . Филиал ы в итоге могут потерят ь конкурентоспособност ь и гибкост ь на рынке . А у их руководителей снижаются мотивация к работе, самостоятельность и инициативность в принятии решений .
Данна я стратегия приемлем а для компани й не тольк о с больши м
количество м сотруднико в и подразделений , но и с выработанно й сис темо й стимулировани я и карьерног о рост а для менеджеров . С росто м фирм ы все больша я часть управленчески х функци й передается на нижни е уровни управления , руководителя м отделов , филиало в и до черни х фирм .
Для внедрения эффективной системы внутреннего взаимодействия необходимы следующие условия:
стратегические и тактические цели (в том числе по конкурентоспособности и прибыльности) компании, ее филиало в и дочерних структур должн ы быть взаимосвязаны в русле интересов холдинговой компании;
полномочи я филиало в и дочерни х структур разграничены и зафиксированы в корпоративных актах;
система корпоративного управления построена на стимулировании и регенерирует высокопрофессиональных менеджеров в инвесторов и (или) предпринимателей;
система информирования , управленческого учета и контроля, доступна я для участников (акционеров) дл я отслеживания результатов работы внутренних подразделений и дочерних структур;
развитая корпоративная культура и приверженност ь интересам холдинг а со стороны участников и работников .
Практика показывает, что введение внутреннего взаимодействия ведет к установлению баланса интересов различны х по статусу участнико в и менеджеров, к весьма существенному снижени ю издержек и экономической стабильности.
Основны м показателе м необходимост и создани я внутренни х обособленны х подразделени й являетс я появлени е среднег о уровн я менеджмента с четко определенным по штатному расписанию количеством сотрудников. Норма управляемости для руководителя исполнительного органа приблизительно составляет до 10 человек подчиненных разных специальностей. Для среднего уровня менеджмента норма управляемости — до 15 человек, если у подчиненных есть пересекающиеся функции (например, в распоряжении коммерческого директора
15 региональных менеджеров по продажам или сбыту). Для низшего уровня управления, где подчиненными выполняются однотипные функции, — до 30 человек (например, торговые агенты).
Если норма управляемости на одном уровне превышается, то падает эффективность управленческих решений, что вызывает необходимость в создании нижнего уровня.
Пример создания региональной торговой сети на базе филиалов.
В 2003 г. входящая в состав группы Bacardi-Martini торговая компания Beverages & Trading открыла филиал в Петербурге, сократив предварительно свою дистрибьюторскую сеть. Цель новой сбытовой политики (прямые продажи через филиальную сеть) направлена на увеличение Bacardi-Martini своих доходов на 20-25%.
Группе Bacardi-Martini (BM) принадлежит 134 алкогольных бренда, в том числе Martini, Bacardi, Dewar's, Otard. Оборот компании за 2002 г. — более 3 млрд долларов.
Объем продаж: Beverages & Trading в России за период апрель 2002 г. — март 2003 г. составил около 100 млн долларов, из которых около 70% приходится на вермуты Martini. Более 50% продукции реализуется в Москве.
В 2002 г. Bacardi-Martini решила самостоятельно заняться дистрибьюцией своей продукции и создала на российском рынке дочернюю компанию Beverages & Trading (B&T). При этом один из крупнейших дистрибьюторов ВМ— компания «Руст Инк.» лишилась бизнеса с оборотом около 50 млн долларов в год.
Большое количество дистрибьюторов ведет к конкуренции, и разброс цен получается очень большой. Сокращение дистрибьюторов упорядочивает систему распространения и позволяет более жестко регулировать цены (т.е. выравнивать их на одном уровне/.
Итак, открытие филиалов ведет не только к расширению фирмы, но и к реализации перспективы создания сети фирм с единым управленческим центром.
Представительство является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения; представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиал как обособленное подразделение юридического лица расположен вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК РФ).
Практически все растущие фирмы начинают развивать концепцию бизнеса своих обособленных подразделений. Это объясняется тем, что отдельные подразделения достигли такого уровня специализации и взаимодействия с внешними партнерами, что способны от имени фирмы выполнять внешние задачи (например, торговые и рекламные).
Представительство и филиал объединяют следующие признаки:
территориальная и имущественная обособленность;
при создании филиала или представительства организация передаст им часть имущества, которое отражается на отдельном балансе созданного подразделения. При этом имущество остается собственностью юридического лица;
филиал или представительство могут выступать в коммерческом обороте только от имени юридического лица по внутренним нормативным документам (положениям) этого юридического лица;
филиал или представительство обозначены в уставе юридического лица и действуют согласно полномочиям, указанным в доверенности на имя их руководителей;
филиал или представительство представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту.
Если к указанным признакам добавить ведение хозяйственных
и коммерческих операций, то это и будет отличительная черта филиала от представительства.
Когда у компании появляется сеть филиалов, развивающих относи-
тельно самостоятельные направления бизнеса, — это свидетельствует о том, что высший менеджмент одной фирмы управляет фактически уже несколькими фирмами и должен оценить эффективность каждой из них.
На практике выработаны два подхода к конструированию отношений между фирмой и ее филиалами: административный и экономический.
Первый — основан на жестком административном контроле руководством фирмы своего филиала с целью повышения исполнительской и финансовой дисциплины, недопущения больших расходов и т.д.
Второй подход основан на стратегии децентрализации управления всем комплексом подразделений фирмы (так как они уже не являются едины м механизмом) и передаче отдельных полномочий подразделениям с целью развития хозяйственной самостоятельности и инициативы со стороны подразделений. Такой подход имеет перспективной целью создание обособленных бизнес-структур, которые должн ы конкурировать между собой за ресурсы развития от материнской компании и доказывать высшем у руководству, что тот или иной бизнес более успешен и выгоден.
К тому же крупная фирма не всегда владеет оперативной информацией и знанием специфики бизнеса филиалов по регионам, а значит, высока вероятность долгого принятия решени й или ошибочны х решений , н е учитывающи х множеств о существенны х факторов . Филиал ы в итоге могут потерят ь конкурентоспособност ь и гибкост ь на рынке . А у их руководителей снижаются мотивация к работе, самостоятельность и инициативность в принятии решений .
Данна я стратегия приемлем а для компани й не тольк о с больши м
количество м сотруднико в и подразделений , но и с выработанно й сис темо й стимулировани я и карьерног о рост а для менеджеров . С росто м фирм ы все больша я часть управленчески х функци й передается на нижни е уровни управления , руководителя м отделов , филиало в и до черни х фирм .
Для внедрения эффективной системы внутреннего взаимодействия необходимы следующие условия:
стратегические и тактические цели (в том числе по конкурентоспособности и прибыльности) компании, ее филиало в и дочерних структур должн ы быть взаимосвязаны в русле интересов холдинговой компании;
полномочи я филиало в и дочерни х структур разграничены и зафиксированы в корпоративных актах;
система корпоративного управления построена на стимулировании и регенерирует высокопрофессиональных менеджеров в инвесторов и (или) предпринимателей;
система информирования , управленческого учета и контроля, доступна я для участников (акционеров) дл я отслеживания результатов работы внутренних подразделений и дочерних структур;
развитая корпоративная культура и приверженност ь интересам холдинг а со стороны участников и работников .
Практика показывает, что введение внутреннего взаимодействия ведет к установлению баланса интересов различны х по статусу участнико в и менеджеров, к весьма существенному снижени ю издержек и экономической стабильности.
Основны м показателе м необходимост и создани я внутренни х обособленны х подразделени й являетс я появлени е среднег о уровн я менеджмента с четко определенным по штатному расписанию количеством сотрудников. Норма управляемости для руководителя исполнительного органа приблизительно составляет до 10 человек подчиненных разных специальностей. Для среднего уровня менеджмента норма управляемости — до 15 человек, если у подчиненных есть пересекающиеся функции (например, в распоряжении коммерческого директора
15 региональных менеджеров по продажам или сбыту). Для низшего уровня управления, где подчиненными выполняются однотипные функции, — до 30 человек (например, торговые агенты).
Если норма управляемости на одном уровне превышается, то падает эффективность управленческих решений, что вызывает необходимость в создании нижнего уровня.
Пример создания региональной торговой сети на базе филиалов.
В 2003 г. входящая в состав группы Bacardi-Martini торговая компания Beverages & Trading открыла филиал в Петербурге, сократив предварительно свою дистрибьюторскую сеть. Цель новой сбытовой политики (прямые продажи через филиальную сеть) направлена на увеличение Bacardi-Martini своих доходов на 20-25%.
Группе Bacardi-Martini (BM) принадлежит 134 алкогольных бренда, в том числе Martini, Bacardi, Dewar's, Otard. Оборот компании за 2002 г. — более 3 млрд долларов.
Объем продаж: Beverages & Trading в России за период апрель 2002 г. — март 2003 г. составил около 100 млн долларов, из которых около 70% приходится на вермуты Martini. Более 50% продукции реализуется в Москве.
В 2002 г. Bacardi-Martini решила самостоятельно заняться дистрибьюцией своей продукции и создала на российском рынке дочернюю компанию Beverages & Trading (B&T). При этом один из крупнейших дистрибьюторов ВМ— компания «Руст Инк.» лишилась бизнеса с оборотом около 50 млн долларов в год.
Большое количество дистрибьюторов ведет к конкуренции, и разброс цен получается очень большой. Сокращение дистрибьюторов упорядочивает систему распространения и позволяет более жестко регулировать цены (т.е. выравнивать их на одном уровне/.
Итак, открытие филиалов ведет не только к расширению фирмы, но и к реализации перспективы создания сети фирм с единым управленческим центром.