Тема 1. Правовые источники маркетинговой деятельности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 

1. Законодательство, регулирующее маркетинговую деятельность

Правовое регулирование маркетинговой деятельности равноправных субъектов исходит из конституционных гарантий предпринимательства, норм гражданского права о физических и юридических лицах, об объектах гражданских правоотношений, об имущественных и иных правах участников маркетинговой деятельности, об обязательствах и сделках и иных норм гражданского законодательства.

Вышеуказанные нормы сформулированы в нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти различного уровня.

Основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Важнейшим источником, регулирующим отношения в сфере маркетинга, является Гражданский кодекс РФ. Причем согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.

За развитием законодательного процесса удобно проследить, если провести условную классификацию законодательных актов:

1) законы, обеспечивающие государственное регулирование маркетинговой деятельности: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и т.д.;

2) законы, регулирующие правовое положение хозяйствующих субъектов: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26 октября

2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от

14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и т.д.;

3) законы, устанавливающие правовой режим для маркетинговой деятельности: Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Федеральный закон от 20 февраля

1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе», Федеральный закон от

23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической

политике», Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» и т.д.

При применении законов необходимо учитывать внесенные в них дополнения и изменения.

В целях наиболее детального, а зачастую оперативного регулирования отношений в определенных сферах предпринимательства предусмотрено издание подзаконных нормативных актов, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (например, Министерства финансов РФ), принятые в соответствии с их компетенцией. Указанные акты не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Их вступление в силу определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

В течение 10 дней после дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Дата официального опубликования и является датой вступления в силу указанных нормативных актов, если в самом акте не установлена иная дата его вступления в силу.

Как известно, в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе аналогична федеральной системе законодательства.

Право издавать хозяйственно-правовые акты имеют органы местного самоуправления; в основном это касается использования и реализации права собственности на принадлежащие им имущественные фонды.

1. Законодательство, регулирующее маркетинговую деятельность

Правовое регулирование маркетинговой деятельности равноправных субъектов исходит из конституционных гарантий предпринимательства, норм гражданского права о физических и юридических лицах, об объектах гражданских правоотношений, об имущественных и иных правах участников маркетинговой деятельности, об обязательствах и сделках и иных норм гражданского законодательства.

Вышеуказанные нормы сформулированы в нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти различного уровня.

Основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Важнейшим источником, регулирующим отношения в сфере маркетинга, является Гражданский кодекс РФ. Причем согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.

За развитием законодательного процесса удобно проследить, если провести условную классификацию законодательных актов:

1) законы, обеспечивающие государственное регулирование маркетинговой деятельности: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и т.д.;

2) законы, регулирующие правовое положение хозяйствующих субъектов: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26 октября

2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от

14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и т.д.;

3) законы, устанавливающие правовой режим для маркетинговой деятельности: Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Федеральный закон от 20 февраля

1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе», Федеральный закон от

23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической

политике», Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» и т.д.

При применении законов необходимо учитывать внесенные в них дополнения и изменения.

В целях наиболее детального, а зачастую оперативного регулирования отношений в определенных сферах предпринимательства предусмотрено издание подзаконных нормативных актов, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (например, Министерства финансов РФ), принятые в соответствии с их компетенцией. Указанные акты не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Их вступление в силу определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

В течение 10 дней после дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Дата официального опубликования и является датой вступления в силу указанных нормативных актов, если в самом акте не установлена иная дата его вступления в силу.

Как известно, в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе аналогична федеральной системе законодательства.

Право издавать хозяйственно-правовые акты имеют органы местного самоуправления; в основном это касается использования и реализации права собственности на принадлежащие им имущественные фонды.