Тема 1. Правовые источники маркетинговой деятельности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54
1. Законодательство, регулирующее маркетинговую деятельность
Правовое регулирование маркетинговой деятельности равноправных субъектов исходит из конституционных гарантий предпринимательства, норм гражданского права о физических и юридических лицах, об объектах гражданских правоотношений, об имущественных и иных правах участников маркетинговой деятельности, об обязательствах и сделках и иных норм гражданского законодательства.
Вышеуказанные нормы сформулированы в нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти различного уровня.
Основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Важнейшим источником, регулирующим отношения в сфере маркетинга, является Гражданский кодекс РФ. Причем согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.
За развитием законодательного процесса удобно проследить, если провести условную классификацию законодательных актов:
1) законы, обеспечивающие государственное регулирование маркетинговой деятельности: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и т.д.;
2) законы, регулирующие правовое положение хозяйствующих субъектов: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26 октября
2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от
14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и т.д.;
3) законы, устанавливающие правовой режим для маркетинговой деятельности: Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Федеральный закон от 20 февраля
1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе», Федеральный закон от
23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической
политике», Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» и т.д.
При применении законов необходимо учитывать внесенные в них дополнения и изменения.
В целях наиболее детального, а зачастую оперативного регулирования отношений в определенных сферах предпринимательства предусмотрено издание подзаконных нормативных актов, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (например, Министерства финансов РФ), принятые в соответствии с их компетенцией. Указанные акты не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Их вступление в силу определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
В течение 10 дней после дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Дата официального опубликования и является датой вступления в силу указанных нормативных актов, если в самом акте не установлена иная дата его вступления в силу.
Как известно, в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе аналогична федеральной системе законодательства.
Право издавать хозяйственно-правовые акты имеют органы местного самоуправления; в основном это касается использования и реализации права собственности на принадлежащие им имущественные фонды.
1. Законодательство, регулирующее маркетинговую деятельность
Правовое регулирование маркетинговой деятельности равноправных субъектов исходит из конституционных гарантий предпринимательства, норм гражданского права о физических и юридических лицах, об объектах гражданских правоотношений, об имущественных и иных правах участников маркетинговой деятельности, об обязательствах и сделках и иных норм гражданского законодательства.
Вышеуказанные нормы сформулированы в нормативных правовых актах, издаваемых органами государственной власти различного уровня.
Основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Важнейшим источником, регулирующим отношения в сфере маркетинга, является Гражданский кодекс РФ. Причем согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.
За развитием законодательного процесса удобно проследить, если провести условную классификацию законодательных актов:
1) законы, обеспечивающие государственное регулирование маркетинговой деятельности: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.
«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и т.д.;
2) законы, регулирующие правовое положение хозяйствующих субъектов: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 26 октября
2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от
14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и т.д.;
3) законы, устанавливающие правовой режим для маркетинговой деятельности: Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Федеральный закон от 20 февраля
1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный закон от 18 июля 1995 г. «О рекламе», Федеральный закон от
23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической
политике», Федеральный закон от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне» и т.д.
При применении законов необходимо учитывать внесенные в них дополнения и изменения.
В целях наиболее детального, а зачастую оперативного регулирования отношений в определенных сферах предпринимательства предусмотрено издание подзаконных нормативных актов, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (например, Министерства финансов РФ), принятые в соответствии с их компетенцией. Указанные акты не должны противоречить Конституции РФ, Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Их вступление в силу определено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
В течение 10 дней после дня их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Дата официального опубликования и является датой вступления в силу указанных нормативных актов, если в самом акте не установлена иная дата его вступления в силу.
Как известно, в силу федеративного устройства нашего государства и в соответствии с Конституцией РФ многие сферы общественной жизни регулируются актами субъектов РФ. Иерархия их по юридической силе аналогична федеральной системе законодательства.
Право издавать хозяйственно-правовые акты имеют органы местного самоуправления; в основном это касается использования и реализации права собственности на принадлежащие им имущественные фонды.