3.6.1. Взаимосвязь между финансовыми коэффициентами

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151  
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219  
 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
 273  275 276  278 279 280 281 282 283 284 285 286 287  
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319  321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332    

В ходе анализа часто бывает полезно представить норму доходности активов (ROA) в вш1е произведения двух других коэффициентов;

кпл _ ЕВТТ Объем продаж

Объем продаж Стоимость активов

= Рентабельность продаж х Оборачиваемость активов ROS х АТО

То, что коэффициент ROA может быть представлен через коэффициенты ROS и АТО, подчеркивает тот факт, что фирмы, работающие в разных сферах, могут иметь совершенно разные коэффициенты рентабельности продаж и оборачиваемости активов и в то же время одинаковые показатели доходности активов. Так, например, супермаркеты, как правило, характеризуются низкими показателями рентабельности от продаж и высоким коэффициентом оборачиваемости активов, в то время как для дорогого магазина ювелирных изделий обычно характерно обратное соотношение. И при этом оба магазина могут иметь одинаковый коэффициент доходности активов-

Чтобы проиллюстрировать вышесказанное, давайте рассмотрим две фирмы с одинаковым коэффициентом доходности активов, равным 10%, Первая фирма представляет собой сеть супермаркетов, а вторая — это компания, специализирующаяся на предоставлении коммунальных услуг. Как видно из табл. 3,6, сеть супермаркетов имеет "низкий" коэффициент доходности продаж (2%) и достигает 10%-ного показателя доходности активов, "оборачивая" свои аетивы пять раз в год. Что же касается капиталоемкой сферы коммунальных услуг, то коэффициент оборачиваемости активов (АТО) фирмы, работающей в этой сфере, составляет всего 0,5 раз в год, и Ш%-ный

 

При увеличении финансового левериджа повышается степень изменчивости ROE в течение делового цикла, а также вероятность банкротства компании. В табл. 3.8 отображено, как изменяются коэффициенты доходности активов (ROA) и капитала (ROE) при трех разных сценариях, каждый из которых соответствует разным фазам делового цикла. В нашем примере мы исходим из предположения, что процентная ставка по заемному капиталу компании Па Ifdebt составляет 10% годовых.

Данное уравнение несет в себе следующий смысл. Если коэффициент доходности активов фирмы превышает процентную ставку, которую данная фирма платит кредиторам, коэффициент доходности ее капитала (ROE) будет в (1 - ставка налога) раз превышать коэффициент доходности активов (ROA), и эта разница между ними будет тем больше, чем выше коэффициент соотношения задолженности и собственного капитала фирмы,

С точки зрения кредитора, повышение коэффициента задолженности фирмы обычно является отрицательной характеристикой- Если данный коэффициент компании резко повышается, то специальные агентства по оценке рейтинга облигаций, такие как Moody's и Standard & Poors Corporation, как правило, переводят ценные бумаги такой фирмы в низшую категорию. Однако, с точки зрения акционеров, повышение коэффициента задолженности их компании может быть и положительным моментом,

В ходе анализа часто бывает полезно представить норму доходности активов (ROA) в вш1е произведения двух других коэффициентов;

кпл _ ЕВТТ Объем продаж

Объем продаж Стоимость активов

= Рентабельность продаж х Оборачиваемость активов ROS х АТО

То, что коэффициент ROA может быть представлен через коэффициенты ROS и АТО, подчеркивает тот факт, что фирмы, работающие в разных сферах, могут иметь совершенно разные коэффициенты рентабельности продаж и оборачиваемости активов и в то же время одинаковые показатели доходности активов. Так, например, супермаркеты, как правило, характеризуются низкими показателями рентабельности от продаж и высоким коэффициентом оборачиваемости активов, в то время как для дорогого магазина ювелирных изделий обычно характерно обратное соотношение. И при этом оба магазина могут иметь одинаковый коэффициент доходности активов-

Чтобы проиллюстрировать вышесказанное, давайте рассмотрим две фирмы с одинаковым коэффициентом доходности активов, равным 10%, Первая фирма представляет собой сеть супермаркетов, а вторая — это компания, специализирующаяся на предоставлении коммунальных услуг. Как видно из табл. 3,6, сеть супермаркетов имеет "низкий" коэффициент доходности продаж (2%) и достигает 10%-ного показателя доходности активов, "оборачивая" свои аетивы пять раз в год. Что же касается капиталоемкой сферы коммунальных услуг, то коэффициент оборачиваемости активов (АТО) фирмы, работающей в этой сфере, составляет всего 0,5 раз в год, и Ш%-ный

 

При увеличении финансового левериджа повышается степень изменчивости ROE в течение делового цикла, а также вероятность банкротства компании. В табл. 3.8 отображено, как изменяются коэффициенты доходности активов (ROA) и капитала (ROE) при трех разных сценариях, каждый из которых соответствует разным фазам делового цикла. В нашем примере мы исходим из предположения, что процентная ставка по заемному капиталу компании Па Ifdebt составляет 10% годовых.

Данное уравнение несет в себе следующий смысл. Если коэффициент доходности активов фирмы превышает процентную ставку, которую данная фирма платит кредиторам, коэффициент доходности ее капитала (ROE) будет в (1 - ставка налога) раз превышать коэффициент доходности активов (ROA), и эта разница между ними будет тем больше, чем выше коэффициент соотношения задолженности и собственного капитала фирмы,

С точки зрения кредитора, повышение коэффициента задолженности фирмы обычно является отрицательной характеристикой- Если данный коэффициент компании резко повышается, то специальные агентства по оценке рейтинга облигаций, такие как Moody's и Standard & Poors Corporation, как правило, переводят ценные бумаги такой фирмы в низшую категорию. Однако, с точки зрения акционеров, повышение коэффициента задолженности их компании может быть и положительным моментом,