1.6. РОЛЬ ФИНАНСИСТА В КОРПОРАЦИИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22  24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151  
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219  
 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
 273  275 276  278 279 280 281 282 283 284 285 286 287  
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319  321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332    

Практически все решения, которые принимаются в корпорации, в той или иной мере являются финансовыми, поскольку они связаны с оценкой и выбором альтернативных вариантов предстоящих расходов и доходов. Таким образом, в крупных корпорациях почти весь управленческий персонал, начиная с директорского уровня и заканчивая менеджерами отдельных производственных отделов, отделов маркетинга, исследовательских лабораторий и других подразделений корпорации, пользуется услугами специалистов по финансам.

Добровольческая организация, объединяющая финансовых руководителей корпораций "Институт финансовых руководителей" (Financial Executive Institute) дает очень широкое определение этой специальности, согласно которому финансовым руководителем считается любой человек, уполномоченный выполнять хотя бы одну из множества функций, перечисленных в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1 Функции финансового руководителя в корпорации

ПЛАНИРОВАНИЕ

Разработка, координирование и реализация плана управления финансовыми операциями как неотъемлемой части общего управления. Разработка такого плана в зависимости от потребностей бизнеса включает следующие элементы:

а) Составление долгосрочных и краткосрочных финансовых и корпоративных планов

б) Составление смет капиталовложений и/или текущих операций

в) Прогнозирование объемов продаж

г) Оценка эффективности деятельности фирмы

д) Выработка политики ценообразования

е) Экономическая оценка фирмы

ж) Анализ поглощений других фирм и реализации своих подразделений

2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАПИТАЛОМ

Разработка и реализация программ обеспечения капиталом, необходимым для успешного ведения бизнеса.

3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ФОНДАМИ

а) Управление денежными средствами

б) Обеспечение необходимого банковского обслуживания

в) Получение, хранение и расходование денежных средств и ценных бумаг компании

г) Управление кредитами и инкассацией

д) Управление пенсионными фондами

е) Управление инвестициями

ж) Выполнение казначейских обязанностей

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

а) Разработка политики ведения бухгалтерского учета

б) Сбор данных для бухгалтерского учета фирмы и составление отчетности

в) Разработка норм затрат ресурсов

г) Проведение внутренних аудиторских проверок

д) Разработка бухгалтерских систем и процедур

е) Отчетность перед государственными органами

ж) Предоставление отчетов и объяснение результатов финансовых операций управленческому персоналу

з) Сравнение реальных показателей эффективности фирмы с показателями текущих финансовых планов и стандартов.

5. ЗАЩИТА АКТИВОВ КОРПОРАЦИИ

а) Заключение необходимых страховых договоров

б) обеспечение защиты производственна активов и за- щита фирмы от убытков путем внутреннего контроля и аудита

в) управление недвижимостью

6. УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГАМИ

а) Разработка и реализация налоговой политики

б) Связи с налоговыми органами

в) Подготовка налоговых отчетов

г) Налоговое планирование

7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ИНВЕСТОРАМИ

а) Налаживание и поддержка связей с инвесторами

б) Налаживание и поддержка системы передачи информации акционерам компании

в) Получение рекомендаций финансовых аналитиков и финансовой информации общего характера

8. ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ

а) Консультирование и получение рекомендаций от других руководителей корпорации по вопросам финансовой политики, финансовым операциям и определению основных целей и степени эффективности работы

9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

а) Создание и использование средств для электронной обработки данных

б) Создание и использование информационных систем управления

в) Создание и использование соответствующих систем и процедур

Источник. Financial Executives Institute.

Структура организации финансового отдела и его взаимосвязь с другими отделами фирмы в разных компаниях могут быть разными. На рис. 1.1 изображена типичная организационная схема крупной корпорации.

Верхний уровень структуры представлен исполнительным директором корпорации (chief executive officer (CEO)), который часто также называется президентом. Главный финансовый управляющий (chief financial officer (СРО)) занимает должность старшего (первого) вице-президента, отвечает за все финансовые функции фирмы и подотчетен непосредственно президенту. Как правило, в фирме также имеются вице-президенты, ответственные за маркетинг и производственные операции. В крупных фирмах иногда есть должность руководителя, который отвечает за реализацию стратегии президента компании.

Перед первым вице-президентом по финансам отчитываются три подразделения:

отдел финансового планирования, казначейство и бухгалтерия. Каждый из них возглавляет вице-президент. Вице-президент по финансовому планированию отвечает за проведение анализа основных направлений долгосрочных капиталовложений, т.е. оценивает, например, следует ли фирме изменить область деятельности или продолжать прежний бизнес. В сферу его компетенции входит также анализ возможностей слияний, приобретений других фирм и "отпочкования" новых фирм от главной.

Казначей (treasurer) несет ответственность за управление текущей финансовой деятельностью и оборотным капиталом фирмы. В его компетенцию входит также управление отношениями с внешними инвесторами, оценка влияния на фирму процентного и валютного рисков и управление налоговым отделом.

Главный бухгалтер (controller) корпорации отвечает за бухгалтерский учет и внутренний аудит фирмы, в частности за подготовку внутренних отчетов, в которых сравниваются плановые и фактические издержки, доходы и прибыли от деятельности разных хозяйственных единиц корпорации. В сферу его компетенции входит также подготовка финансовых отчетов фирмы для предоставления акционерам, кредиторам и государственным регулирующим органам.

Резюме

Финансами называют науку о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы 1) разнесены во времени и 2) как правило, не могут быть точно предсказаны ни людьми, принимающими решения, ни кем-либо другим.

Финансовая теория основана на доктрине, согласно которой главная функция финансовой системы заключается в удовлетворении потребностей людей, включая все основные жизненные потребности в пище, одежде и жилье. Субъекты экономической деятельности любого вида (как фирмы, так и органы государственной власти всех уровней) существуют для того, чтобы способствовать выполнению этой основной функции.

Для того чтобы заняться изучением финансов, существует, по меньшей пере, пять весьма веских причин. Эту науку изучают

• для эффективного управления личными денежными ресурсами

• для успешной деятельности в мире бизнеса

• для обеспечения интересной и выгодной карьеры

• чтобы иметь возможность принимать осознанные гражданские решения, оказывающие влияние на экономическую политику страны

• для расширения кругозора

Основными действующими лицами, действия которых рассматриваются в рамках финансовой теории, являются домохозяйства, фирмы, финансовые посредники и правительственные организации. Домохозяйства занимают особое место, поскольку основная функция всей финансовой системы заключается в удовлетворении потребностей людей, и в теории эти потребности трактуются как нечто данное. Финансовая теория объясняет поведение домохозяйств как попытку удовлетворить свои потребности, а деятельность любой фирмы рассматривается с точки зрения того, каким образом ее деятельность влияет на благосостояние домохозяйств.

Домохозяйствам приходится принимать четыре типа финансовых решений.

• Решения о потреблении и сбережении денежных средств. Какую часть имеющегося богатства- семьи можно израсходовать на потребление, а какую часть текущего дохода следует сохранить для использования в будущем и направить на сбережения?

• Инвестиционные решения. В какие активы следует вложить имеющиеся сбережения?

• Решения о финансировании. Когда и каким образом домохозяйству следует воспользоваться заемными средствами для реализации своих потребительских и инвестиционных замыслов?

• Решения, связанные с управлением риском. Как и на каких условиях домохозяйствам следует стараться снизить уровень неопределенности финансовой ситуации и когда необходимо повысить степень допустимого риска?

В сфере бизнеса различают три основные области принятия финансовых решений:

планирование инвестиций, определение структуры капитала и управление оборотным капиталом.

Существует пять веских причин, по которым для повышения эффективности управления предприятием следует отделять права собственности на компанию от управления ею.

• При таком подходе для управления делами можно найти профессиональных менеджеров, обладающих всеми необходимыми способностями.

• Для достижения эффективности в бизнесе часто необходимо объединение финансовых ресурсов многих домохозяйств.

• В условиях неопределенности, свойственной экономическим процессам, инвесторы могут принять решение распределить риски, вкладывая средства в разные фирмы. Такое распределение практически невозможно без отделения прав собственности на компанию от управления ею.

• Для экономии затрат на сбор информации.

• Для реализации эффекта кривой обучения, или эффекта функционирующего предприятия, который состоит в следующем: если собственник является также менеджером фирмы, то новому владельцу для эффективного управления новым бизнесом придется учиться у него ведению дел. Если же собственник менеджером не является, то при продаже бизнеса опытный менеджер продолжает работать на предприятии, но уже на нового владельца.

Отделению функций управления фирмы от собственности больше всего способствует корпоративная форма организации бизнеса, поскольку она допускает довольно частые изменения собственников (путем перехода права собственности на акции) без нарушения нормальной деятельности фирмы.

Основная задача корпоративного управления заключается в максимизации богатства акционеров. Руководствуясь этим критерием, менеджеры принимают такие инвестиционные решения, какие принял бы каждый акционер, если бы ему пришлось самому управлять компанией.

Выполнению главной задачи менеджеров, которая заключается в максимизации рыночной стоимости акций фирмы, способствует наличие развитого фондового рынка.

 

Практически все решения, которые принимаются в корпорации, в той или иной мере являются финансовыми, поскольку они связаны с оценкой и выбором альтернативных вариантов предстоящих расходов и доходов. Таким образом, в крупных корпорациях почти весь управленческий персонал, начиная с директорского уровня и заканчивая менеджерами отдельных производственных отделов, отделов маркетинга, исследовательских лабораторий и других подразделений корпорации, пользуется услугами специалистов по финансам.

Добровольческая организация, объединяющая финансовых руководителей корпораций "Институт финансовых руководителей" (Financial Executive Institute) дает очень широкое определение этой специальности, согласно которому финансовым руководителем считается любой человек, уполномоченный выполнять хотя бы одну из множества функций, перечисленных в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1 Функции финансового руководителя в корпорации

ПЛАНИРОВАНИЕ

Разработка, координирование и реализация плана управления финансовыми операциями как неотъемлемой части общего управления. Разработка такого плана в зависимости от потребностей бизнеса включает следующие элементы:

а) Составление долгосрочных и краткосрочных финансовых и корпоративных планов

б) Составление смет капиталовложений и/или текущих операций

в) Прогнозирование объемов продаж

г) Оценка эффективности деятельности фирмы

д) Выработка политики ценообразования

е) Экономическая оценка фирмы

ж) Анализ поглощений других фирм и реализации своих подразделений

2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАПИТАЛОМ

Разработка и реализация программ обеспечения капиталом, необходимым для успешного ведения бизнеса.

3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ФОНДАМИ

а) Управление денежными средствами

б) Обеспечение необходимого банковского обслуживания

в) Получение, хранение и расходование денежных средств и ценных бумаг компании

г) Управление кредитами и инкассацией

д) Управление пенсионными фондами

е) Управление инвестициями

ж) Выполнение казначейских обязанностей

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

а) Разработка политики ведения бухгалтерского учета

б) Сбор данных для бухгалтерского учета фирмы и составление отчетности

в) Разработка норм затрат ресурсов

г) Проведение внутренних аудиторских проверок

д) Разработка бухгалтерских систем и процедур

е) Отчетность перед государственными органами

ж) Предоставление отчетов и объяснение результатов финансовых операций управленческому персоналу

з) Сравнение реальных показателей эффективности фирмы с показателями текущих финансовых планов и стандартов.

5. ЗАЩИТА АКТИВОВ КОРПОРАЦИИ

а) Заключение необходимых страховых договоров

б) обеспечение защиты производственна активов и за- щита фирмы от убытков путем внутреннего контроля и аудита

в) управление недвижимостью

6. УПРАВЛЕНИЕ НАЛОГАМИ

а) Разработка и реализация налоговой политики

б) Связи с налоговыми органами

в) Подготовка налоговых отчетов

г) Налоговое планирование

7. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ИНВЕСТОРАМИ

а) Налаживание и поддержка связей с инвесторами

б) Налаживание и поддержка системы передачи информации акционерам компании

в) Получение рекомендаций финансовых аналитиков и финансовой информации общего характера

8. ОЦЕНКА И КОНСАЛТИНГ

а) Консультирование и получение рекомендаций от других руководителей корпорации по вопросам финансовой политики, финансовым операциям и определению основных целей и степени эффективности работы

9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

а) Создание и использование средств для электронной обработки данных

б) Создание и использование информационных систем управления

в) Создание и использование соответствующих систем и процедур

Источник. Financial Executives Institute.

Структура организации финансового отдела и его взаимосвязь с другими отделами фирмы в разных компаниях могут быть разными. На рис. 1.1 изображена типичная организационная схема крупной корпорации.

Верхний уровень структуры представлен исполнительным директором корпорации (chief executive officer (CEO)), который часто также называется президентом. Главный финансовый управляющий (chief financial officer (СРО)) занимает должность старшего (первого) вице-президента, отвечает за все финансовые функции фирмы и подотчетен непосредственно президенту. Как правило, в фирме также имеются вице-президенты, ответственные за маркетинг и производственные операции. В крупных фирмах иногда есть должность руководителя, который отвечает за реализацию стратегии президента компании.

Перед первым вице-президентом по финансам отчитываются три подразделения:

отдел финансового планирования, казначейство и бухгалтерия. Каждый из них возглавляет вице-президент. Вице-президент по финансовому планированию отвечает за проведение анализа основных направлений долгосрочных капиталовложений, т.е. оценивает, например, следует ли фирме изменить область деятельности или продолжать прежний бизнес. В сферу его компетенции входит также анализ возможностей слияний, приобретений других фирм и "отпочкования" новых фирм от главной.

Казначей (treasurer) несет ответственность за управление текущей финансовой деятельностью и оборотным капиталом фирмы. В его компетенцию входит также управление отношениями с внешними инвесторами, оценка влияния на фирму процентного и валютного рисков и управление налоговым отделом.

Главный бухгалтер (controller) корпорации отвечает за бухгалтерский учет и внутренний аудит фирмы, в частности за подготовку внутренних отчетов, в которых сравниваются плановые и фактические издержки, доходы и прибыли от деятельности разных хозяйственных единиц корпорации. В сферу его компетенции входит также подготовка финансовых отчетов фирмы для предоставления акционерам, кредиторам и государственным регулирующим органам.

Резюме

Финансами называют науку о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы 1) разнесены во времени и 2) как правило, не могут быть точно предсказаны ни людьми, принимающими решения, ни кем-либо другим.

Финансовая теория основана на доктрине, согласно которой главная функция финансовой системы заключается в удовлетворении потребностей людей, включая все основные жизненные потребности в пище, одежде и жилье. Субъекты экономической деятельности любого вида (как фирмы, так и органы государственной власти всех уровней) существуют для того, чтобы способствовать выполнению этой основной функции.

Для того чтобы заняться изучением финансов, существует, по меньшей пере, пять весьма веских причин. Эту науку изучают

• для эффективного управления личными денежными ресурсами

• для успешной деятельности в мире бизнеса

• для обеспечения интересной и выгодной карьеры

• чтобы иметь возможность принимать осознанные гражданские решения, оказывающие влияние на экономическую политику страны

• для расширения кругозора

Основными действующими лицами, действия которых рассматриваются в рамках финансовой теории, являются домохозяйства, фирмы, финансовые посредники и правительственные организации. Домохозяйства занимают особое место, поскольку основная функция всей финансовой системы заключается в удовлетворении потребностей людей, и в теории эти потребности трактуются как нечто данное. Финансовая теория объясняет поведение домохозяйств как попытку удовлетворить свои потребности, а деятельность любой фирмы рассматривается с точки зрения того, каким образом ее деятельность влияет на благосостояние домохозяйств.

Домохозяйствам приходится принимать четыре типа финансовых решений.

• Решения о потреблении и сбережении денежных средств. Какую часть имеющегося богатства- семьи можно израсходовать на потребление, а какую часть текущего дохода следует сохранить для использования в будущем и направить на сбережения?

• Инвестиционные решения. В какие активы следует вложить имеющиеся сбережения?

• Решения о финансировании. Когда и каким образом домохозяйству следует воспользоваться заемными средствами для реализации своих потребительских и инвестиционных замыслов?

• Решения, связанные с управлением риском. Как и на каких условиях домохозяйствам следует стараться снизить уровень неопределенности финансовой ситуации и когда необходимо повысить степень допустимого риска?

В сфере бизнеса различают три основные области принятия финансовых решений:

планирование инвестиций, определение структуры капитала и управление оборотным капиталом.

Существует пять веских причин, по которым для повышения эффективности управления предприятием следует отделять права собственности на компанию от управления ею.

• При таком подходе для управления делами можно найти профессиональных менеджеров, обладающих всеми необходимыми способностями.

• Для достижения эффективности в бизнесе часто необходимо объединение финансовых ресурсов многих домохозяйств.

• В условиях неопределенности, свойственной экономическим процессам, инвесторы могут принять решение распределить риски, вкладывая средства в разные фирмы. Такое распределение практически невозможно без отделения прав собственности на компанию от управления ею.

• Для экономии затрат на сбор информации.

• Для реализации эффекта кривой обучения, или эффекта функционирующего предприятия, который состоит в следующем: если собственник является также менеджером фирмы, то новому владельцу для эффективного управления новым бизнесом придется учиться у него ведению дел. Если же собственник менеджером не является, то при продаже бизнеса опытный менеджер продолжает работать на предприятии, но уже на нового владельца.

Отделению функций управления фирмы от собственности больше всего способствует корпоративная форма организации бизнеса, поскольку она допускает довольно частые изменения собственников (путем перехода права собственности на акции) без нарушения нормальной деятельности фирмы.

Основная задача корпоративного управления заключается в максимизации богатства акционеров. Руководствуясь этим критерием, менеджеры принимают такие инвестиционные решения, какие принял бы каждый акционер, если бы ему пришлось самому управлять компанией.

Выполнению главной задачи менеджеров, которая заключается в максимизации рыночной стоимости акций фирмы, способствует наличие развитого фондового рынка.