1.4. ФИНАНСОВЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ФИРМАМИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219
222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
273 275 276 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 321 322
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332
Фирмой называется субъект экономической деятельности (или, говоря иначе, экономический субъект), основная функция которого заключается в производстве товаров или оказании услуг. Подобно домохозяйствам, фирмы бывают самых разных форм и размеров. На одном полюсе находятся небольшие мастерские, магазинчики и рестораны, принадлежащие одному человеку или являющиеся семейным бизнесом; на другом — гигантские корпорации, такие как Mitsubishi или General Motors, со штатом, состоящим из сотен и даже тысяч людей, и огромным количеством совладельцев-акционеров. Область финансов, занимающаяся вопросами принятия финансовых решений на уровне фирм, носит название финансов предприятий, или корпоративных финансов (business or corporate finance).
Для того чтобы производить товары и оказывать услуги, любой фирме, независимо от ее размера, необходимо обладать капиталом. Здания, сооружения, машинное оборудование и другие необходимые ресурсы, используемые в производственном процессе, называются физическим капиталом фирмы. Акции, облигации и кредиты, позволяющие фирмам финансировать покупку физического капитала, носят название финансового капитала.
Первым делом любая фирма должна определить, каким именно бизнесом ей хотелось бы заниматься, и этот процесс называют стратегическим планированием. Поскольку стратегическое планирование связано с оценкой затрат и доходов с учетом фактора времени, то его в значительной степени относят к финансовым решениям.
Нередко фирма имеет какое-то основное направление, определяемое ее продуктовой линией, и одновременно занимается какой-либо другой деятельностью, взаимосвязанной с первой. Так, например, фирма, производящая компьютерное оборудование, на определенном этапе может решить производить также компьютерные программы и предоставлять услуги по обслуживанию компьютеров.
С течением времени стратегические цели компании могут измениться, и иногда весьма значительно. Некоторые корпорации довольно часто работают в сферах бизнеса, никоим образом не взаимосвязанных друг с другом. Более того, нередки ситуации, когда фирма вообще прекращает заниматься своей первоначальной деятельностью, в результате чего название компании полностью перестает соответствовать ее современным функциям и целям.
Достаточно вспомнить, например, корпорацию ITT Corporation (International Telephone and Telegraph), которая в 1920 году возникла как компания, предлагающая услуги телефонной и телеграфной связи и соответствующее оборудование. В 70-х годах ITT превратилась в огромный многонациональный конгломерат, в сферу деятельности которого, кроме основного бизнеса, входили страхование, производство военного снаряжения, хлебобулочных изделий, изделий из древесины, продуктов садоводства, а также горное дело и услуги по прокату автомобилей. В течение 80-х годов ITT прекратила заниматься большинством из этих видов деятельности и сосредоточила внимание на гостиничном и игорном бизнесе. К 1996 году корпорация вообще перестала производить телефонное и телеграфное оборудование и предоставлять телекоммуникационные услуги.
Окончательно определив сферу деятельности фирмы, менеджерам необходимо разработать план строительства и приобретения фабрик, машинного оборудования, исследовательских лабораторий, выставочных залов, оптовых складов и других долговременных активов, а также подготовить проект обучения персонала, который будет всем этим управлять. Этот процесс называется планированием инвестиций (capital budgeting process).
Единицей такого анализа является инвестиционный проект (investment project). Планирование инвестиций заключается в определении основных замыслов для каждого нового инвестиционного проекта, их оценке, выборе наиболее выгодных замыслов и разработке способов их реализации.
После того как фирма решила, какие именно проекты она намерена реализовывать, ей необходимо определить, каким образом будет осуществляться их финансирование. В отличие от решений, связанных с планированием инвестиций, при принятии решения относительно структуры капитала единицей анализа является не отдельный инвестиционный проект, а вся фирма в целом. Процесс определения структуры капитала начинается с разработки практического финансового плана деятельности фирмы, после чего можно приступать к разработке оптимальной структуры финансирования.
Фирмы могут выпускать в обращение разнообразные финансовые инструменты. Это могут быть стандартизованные ценные бумаги, продающиеся на торгах организованных рынков, -- обыкновенные и привилегированные акции, облигации и конвертируемые ценные бумаги. На продажу могут быть выставлены также нерыночные финансовые требования к предприятию (claims), такие как банковские ссуды, опционы для служащих, договора аренды и обязательства по пенсионному обеспечению.
Структура капитала корпорации определяет, какую часть от ее выручки получит каждый из владельцев определенных частей капитала. Например, держатели облигаций обычно получают фиксированные выплаты, а акционерам выплачивается часть средств, оставшаяся после того, как все остальные претенденты на доход получили
Контрольный вопрос 1.6 |
Каким образом наличие эффективно функционирующего фондовою рынка способствует отделению прав собственности на фирму от управления ею? |
Фирмой называется субъект экономической деятельности (или, говоря иначе, экономический субъект), основная функция которого заключается в производстве товаров или оказании услуг. Подобно домохозяйствам, фирмы бывают самых разных форм и размеров. На одном полюсе находятся небольшие мастерские, магазинчики и рестораны, принадлежащие одному человеку или являющиеся семейным бизнесом; на другом — гигантские корпорации, такие как Mitsubishi или General Motors, со штатом, состоящим из сотен и даже тысяч людей, и огромным количеством совладельцев-акционеров. Область финансов, занимающаяся вопросами принятия финансовых решений на уровне фирм, носит название финансов предприятий, или корпоративных финансов (business or corporate finance).
Для того чтобы производить товары и оказывать услуги, любой фирме, независимо от ее размера, необходимо обладать капиталом. Здания, сооружения, машинное оборудование и другие необходимые ресурсы, используемые в производственном процессе, называются физическим капиталом фирмы. Акции, облигации и кредиты, позволяющие фирмам финансировать покупку физического капитала, носят название финансового капитала.
Первым делом любая фирма должна определить, каким именно бизнесом ей хотелось бы заниматься, и этот процесс называют стратегическим планированием. Поскольку стратегическое планирование связано с оценкой затрат и доходов с учетом фактора времени, то его в значительной степени относят к финансовым решениям.
Нередко фирма имеет какое-то основное направление, определяемое ее продуктовой линией, и одновременно занимается какой-либо другой деятельностью, взаимосвязанной с первой. Так, например, фирма, производящая компьютерное оборудование, на определенном этапе может решить производить также компьютерные программы и предоставлять услуги по обслуживанию компьютеров.
С течением времени стратегические цели компании могут измениться, и иногда весьма значительно. Некоторые корпорации довольно часто работают в сферах бизнеса, никоим образом не взаимосвязанных друг с другом. Более того, нередки ситуации, когда фирма вообще прекращает заниматься своей первоначальной деятельностью, в результате чего название компании полностью перестает соответствовать ее современным функциям и целям.
Достаточно вспомнить, например, корпорацию ITT Corporation (International Telephone and Telegraph), которая в 1920 году возникла как компания, предлагающая услуги телефонной и телеграфной связи и соответствующее оборудование. В 70-х годах ITT превратилась в огромный многонациональный конгломерат, в сферу деятельности которого, кроме основного бизнеса, входили страхование, производство военного снаряжения, хлебобулочных изделий, изделий из древесины, продуктов садоводства, а также горное дело и услуги по прокату автомобилей. В течение 80-х годов ITT прекратила заниматься большинством из этих видов деятельности и сосредоточила внимание на гостиничном и игорном бизнесе. К 1996 году корпорация вообще перестала производить телефонное и телеграфное оборудование и предоставлять телекоммуникационные услуги.
Окончательно определив сферу деятельности фирмы, менеджерам необходимо разработать план строительства и приобретения фабрик, машинного оборудования, исследовательских лабораторий, выставочных залов, оптовых складов и других долговременных активов, а также подготовить проект обучения персонала, который будет всем этим управлять. Этот процесс называется планированием инвестиций (capital budgeting process).
Единицей такого анализа является инвестиционный проект (investment project). Планирование инвестиций заключается в определении основных замыслов для каждого нового инвестиционного проекта, их оценке, выборе наиболее выгодных замыслов и разработке способов их реализации.
После того как фирма решила, какие именно проекты она намерена реализовывать, ей необходимо определить, каким образом будет осуществляться их финансирование. В отличие от решений, связанных с планированием инвестиций, при принятии решения относительно структуры капитала единицей анализа является не отдельный инвестиционный проект, а вся фирма в целом. Процесс определения структуры капитала начинается с разработки практического финансового плана деятельности фирмы, после чего можно приступать к разработке оптимальной структуры финансирования.
Фирмы могут выпускать в обращение разнообразные финансовые инструменты. Это могут быть стандартизованные ценные бумаги, продающиеся на торгах организованных рынков, -- обыкновенные и привилегированные акции, облигации и конвертируемые ценные бумаги. На продажу могут быть выставлены также нерыночные финансовые требования к предприятию (claims), такие как банковские ссуды, опционы для служащих, договора аренды и обязательства по пенсионному обеспечению.
Структура капитала корпорации определяет, какую часть от ее выручки получит каждый из владельцев определенных частей капитала. Например, держатели облигаций обычно получают фиксированные выплаты, а акционерам выплачивается часть средств, оставшаяся после того, как все остальные претенденты на доход получили
Контрольный вопрос 1.6 |
Каким образом наличие эффективно функционирующего фондовою рынка способствует отделению прав собственности на фирму от управления ею? |