13.2.1. Центральный экономический район
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115
Состав района: Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, город Москва.
Площадь — 483 тыс. кв. км, население — 29,4 млн человек.
Отрасли хозяйственной специализации: машиностроение, химическая и текстильная промышленность, производство льна-долгунца, картофеля, овощей, молочной продукции животноводства.
Экономико-географическое положение. Район расположен в центре Европейской части России, на пересечении многочисленных путей сообщения, железных и автомобильных дорог, рек и воздушных трасс, трубопроводов и пр. Центральное транспортно-географическое положение способствует развитию экономики района.
Природные условия. Термические ресурсы и условия увлажнения позволяют выращивать почти все сельскохозяйственные культуры умеренного пояса. Для получения высоких и устойчивых урожаев большая часть сельскохозяйственных земель (подзолистые и серые лесные почвы) нуждается в мелиорации, известковании, внесении минеральных удобрений.
Природные ресурсы. Наибольшее хозяйственное значение имеют фосфориты (Егорьевское и Полпинское месторождения), бурые угли (Подмосковный бассейн), строительные материалы (стекольные пески, цементное сырье, гипс и др.), торф. Леса имеют в основном водоохранное и рекреационное значение.
Население. Средняя плотность населения района 61 человек на 1 кв. км. Большая часть населения (83%) проживает в городах. Центр отличает высокая квалификация трудовых ресурсов, наличие мощной базы для проведения научных экспериментов, проектных и опытно-конструкторских работ.
Промышленность. Ведущая отрасль промышленности района — машиностроение. В составе машиностроительного комплекса преобладают наукоемкие, квалифицированные отрасли — приборостроение, электротехническая, радиотехническая и электронная промышленность и др. Центр производит значительное количество металлообрабатывающих станков и инструмента (Москва, Рязань, Тула, Иваново и др.), паровых котлов (Подольск), турбин и генераторов, электромоторов (Москва и др.).
Получили развитие все отрасли транспортного машиностроения: автомобилестроение (Москва, Брянск, Серпухов и др.), тепловозостроение (Коломна, Людиново, Муром и др.), вагоностроение (Тверь, Брянск, Мытищи), авиастроение (Москва, Смоленск), судостроение (Рыбинск). Сельскохозяйственное машиностроение представлено производством пропашных тракторов (Владимир), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы) и картофелеуборочных (Рязань, Тула) комбайнов.
Химическая промышленность включает производство синтетических смол и пластмасс (Москва, Орехово-Зуево, Новомосковск, Владимир и др.), химических волокон (Тверь, Рязань, Клин и др.), синтетического каучука и шин (Москва, Ярославль, Ефремов), фосфатных (Воскресенск, Полпино) и азотных (Новомосковск, Щекино, Доргобуж) удобрений, лаков, красок и другой продукции.
Текстильная промышленность — старейшая отрасль района. Центр выпускает все виды тканей: хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные, синтетические. Кроме льна и синтетических волокон, используется привозное сырье (хлопок, шелк-сырец, шерсть). Большая часть предприятий текстильной промышленности сосредоточена в Московской, Ивановской и Костромской областях.
Металлургия. Только часть своих потребностей в металле Центр удовлетворяет за счет собственного производства (Новотульский металлургический комбинат, передельные заводы в Москве и Электростали).
Топливно-энергетическая промышленность. Основная местная топливная база - Подмосковный угольный бассейн. В Московской, Ярославской и Тверской областях ведется добыча торфа. Большую часть электроэнергии производят тепловые (Костромская, Канаковская ГРЭС и др.) и атомные (Смоленская, Калининская АЭС) электростанции. Своего топлива и электроэнергии не хватает. Нефть, природный газ, уголь и электроэнергия поступают из других районов (Республика Коми, Поволжье, Западная Сибирь).
Развиты кожевенно-обувная (Тверь, Кимры, Москва и др.), стекольная и фарфоро-фаянсовая (Гусь-Хрустальный, Ликино-Дулево, Дятьково и др.), цементная (Подольск, Воскресенск), пищевая, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов,
Сельское хозяйство ЦЭР имеет в основном пригородное направление: производство молока, мяса, яиц, овощей, картофеля. Специализируется район на производстве льна-долгунца. Посевы льна сосредоточены в северных и западных областях — Тверской, Смоленской, Ярославской и Костромской. Главная зерновая культура — озимая рожь. На юге района (в лесостепной полосе) выращивают яровую пшеницу, гречиху, сахарную свеклу и махорку.
Главные отрасли животноводства — скотоводство молочного и молочно-мясного направления, свиноводство и птицеводство.
Транспорт и хозяйственные связи. Центр имеет густую и разветвленную сеть железных и автомобильных дорог, развитый водный, воздушный и трубопроводный транспорт. От Москвы в разных направлениях отходят 11 железных дорог и 15 автомагистралей, связанных кольцевыми, окружными железными и автомобильными дорогами. Москва — порт пяти морей, главный центр межрайонных и международных авиационных линий. Резко преобладают железнодорожные перевозки грузов. Ввоз грузов в район преобладает над вывозом. Район завозит природный газ, нефть и каменный уголь, прокат черных и цветных металлов, лесные грузы, зерно, хлопок, шерсть, кожи; вывозит продукцию машиностроения, химической и легкой промышленности.
Состав района: Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, город Москва.
Площадь — 483 тыс. кв. км, население — 29,4 млн человек.
Отрасли хозяйственной специализации: машиностроение, химическая и текстильная промышленность, производство льна-долгунца, картофеля, овощей, молочной продукции животноводства.
Экономико-географическое положение. Район расположен в центре Европейской части России, на пересечении многочисленных путей сообщения, железных и автомобильных дорог, рек и воздушных трасс, трубопроводов и пр. Центральное транспортно-географическое положение способствует развитию экономики района.
Природные условия. Термические ресурсы и условия увлажнения позволяют выращивать почти все сельскохозяйственные культуры умеренного пояса. Для получения высоких и устойчивых урожаев большая часть сельскохозяйственных земель (подзолистые и серые лесные почвы) нуждается в мелиорации, известковании, внесении минеральных удобрений.
Природные ресурсы. Наибольшее хозяйственное значение имеют фосфориты (Егорьевское и Полпинское месторождения), бурые угли (Подмосковный бассейн), строительные материалы (стекольные пески, цементное сырье, гипс и др.), торф. Леса имеют в основном водоохранное и рекреационное значение.
Население. Средняя плотность населения района 61 человек на 1 кв. км. Большая часть населения (83%) проживает в городах. Центр отличает высокая квалификация трудовых ресурсов, наличие мощной базы для проведения научных экспериментов, проектных и опытно-конструкторских работ.
Промышленность. Ведущая отрасль промышленности района — машиностроение. В составе машиностроительного комплекса преобладают наукоемкие, квалифицированные отрасли — приборостроение, электротехническая, радиотехническая и электронная промышленность и др. Центр производит значительное количество металлообрабатывающих станков и инструмента (Москва, Рязань, Тула, Иваново и др.), паровых котлов (Подольск), турбин и генераторов, электромоторов (Москва и др.).
Получили развитие все отрасли транспортного машиностроения: автомобилестроение (Москва, Брянск, Серпухов и др.), тепловозостроение (Коломна, Людиново, Муром и др.), вагоностроение (Тверь, Брянск, Мытищи), авиастроение (Москва, Смоленск), судостроение (Рыбинск). Сельскохозяйственное машиностроение представлено производством пропашных тракторов (Владимир), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы) и картофелеуборочных (Рязань, Тула) комбайнов.
Химическая промышленность включает производство синтетических смол и пластмасс (Москва, Орехово-Зуево, Новомосковск, Владимир и др.), химических волокон (Тверь, Рязань, Клин и др.), синтетического каучука и шин (Москва, Ярославль, Ефремов), фосфатных (Воскресенск, Полпино) и азотных (Новомосковск, Щекино, Доргобуж) удобрений, лаков, красок и другой продукции.
Текстильная промышленность — старейшая отрасль района. Центр выпускает все виды тканей: хлопчатобумажные, шелковые, льняные, шерстяные, синтетические. Кроме льна и синтетических волокон, используется привозное сырье (хлопок, шелк-сырец, шерсть). Большая часть предприятий текстильной промышленности сосредоточена в Московской, Ивановской и Костромской областях.
Металлургия. Только часть своих потребностей в металле Центр удовлетворяет за счет собственного производства (Новотульский металлургический комбинат, передельные заводы в Москве и Электростали).
Топливно-энергетическая промышленность. Основная местная топливная база - Подмосковный угольный бассейн. В Московской, Ярославской и Тверской областях ведется добыча торфа. Большую часть электроэнергии производят тепловые (Костромская, Канаковская ГРЭС и др.) и атомные (Смоленская, Калининская АЭС) электростанции. Своего топлива и электроэнергии не хватает. Нефть, природный газ, уголь и электроэнергия поступают из других районов (Республика Коми, Поволжье, Западная Сибирь).
Развиты кожевенно-обувная (Тверь, Кимры, Москва и др.), стекольная и фарфоро-фаянсовая (Гусь-Хрустальный, Ликино-Дулево, Дятьково и др.), цементная (Подольск, Воскресенск), пищевая, деревообрабатывающая промышленность, производство строительных материалов,
Сельское хозяйство ЦЭР имеет в основном пригородное направление: производство молока, мяса, яиц, овощей, картофеля. Специализируется район на производстве льна-долгунца. Посевы льна сосредоточены в северных и западных областях — Тверской, Смоленской, Ярославской и Костромской. Главная зерновая культура — озимая рожь. На юге района (в лесостепной полосе) выращивают яровую пшеницу, гречиху, сахарную свеклу и махорку.
Главные отрасли животноводства — скотоводство молочного и молочно-мясного направления, свиноводство и птицеводство.
Транспорт и хозяйственные связи. Центр имеет густую и разветвленную сеть железных и автомобильных дорог, развитый водный, воздушный и трубопроводный транспорт. От Москвы в разных направлениях отходят 11 железных дорог и 15 автомагистралей, связанных кольцевыми, окружными железными и автомобильными дорогами. Москва — порт пяти морей, главный центр межрайонных и международных авиационных линий. Резко преобладают железнодорожные перевозки грузов. Ввоз грузов в район преобладает над вывозом. Район завозит природный газ, нефть и каменный уголь, прокат черных и цветных металлов, лесные грузы, зерно, хлопок, шерсть, кожи; вывозит продукцию машиностроения, химической и легкой промышленности.