10.1. Транспорт - третичный сектор экономики

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 

 

Транспорт - особая сфера материального производ­ства. В отличие от сельского хозяйства и промышленно­сти он не создает в процессе производства новый про­дукт, не изменяет его свойства (физические, химичес­кие) и качество. Продукция транспорта - это перемеще­ние в пространстве грузов и людей, изменение их место­нахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километ­рах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров назы­вается приведенными тонно-километрами, или приведен­ной продукцией транспорта.

Основные виды современного транспорта — железно­дорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью пока­зателей — длины (протяженности) и густоты транспорт­ной сети (последняя определяется как отношение дли­ны путей к единице площади территории или к опре­деленному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).

Быстрее всех в последнее время развивался автомо­бильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех раз­витых странах мира ухудшились позиции железнодо­рожного транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и пу­тей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транс­портом.

Среди региональных транспортных систем особо вы­деляются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту боль­шинства видов транспорта; система зарубежной Евро­пы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира — в развивающихся стра­нах Африки, Азии и Латинской Америки транспорт­ные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (же­лезные дороги, трубопроводный транспорт и др.).

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифи­цированных железных дорог, автомагистралей с твер­дым покрытием, сети трубопроводов большего диамет­ра. Другое проявление повышения качества транспорт­ной сети — дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автома­гистралей параллельно каналам, другим путям сообще­ния (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.); формирование контейнерной системы перевозок грузов  (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), трансконтинентальных контейнерных «мостов*, представляющих собой комбинацию морского транспор­та с маршрутными железнодорожными составами и ав­топоездами - контейнеровозами (Транссибирский, Япо­ния — Восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа — Ближний и Средний Восток); созда­ние транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких госу­дарств (например, в Европе выделено девять, в России - два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, Хельсинки -Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса с продол­жением до Новороссийска и до Астрахани).

 

 

Транспорт - особая сфера материального производ­ства. В отличие от сельского хозяйства и промышленно­сти он не создает в процессе производства новый про­дукт, не изменяет его свойства (физические, химичес­кие) и качество. Продукция транспорта - это перемеще­ние в пространстве грузов и людей, изменение их место­нахождения. Поэтому показателями работы транспорта являются соответственно грузооборот в тонно-километ­рах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров назы­вается приведенными тонно-километрами, или приведен­ной продукцией транспорта.

Основные виды современного транспорта — железно­дорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью пока­зателей — длины (протяженности) и густоты транспорт­ной сети (последняя определяется как отношение дли­ны путей к единице площади территории или к опре­деленному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем, грузообороте).

Быстрее всех в последнее время развивался автомо­бильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Возросло значение морского транспорта. Почти во всех раз­витых странах мира ухудшились позиции железнодо­рожного транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и пу­тей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транс­портом.

Среди региональных транспортных систем особо вы­деляются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту боль­шинства видов транспорта; система зарубежной Евро­пы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира — в развивающихся стра­нах Африки, Азии и Латинской Америки транспорт­ные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (же­лезные дороги, трубопроводный транспорт и др.).

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифи­цированных железных дорог, автомагистралей с твер­дым покрытием, сети трубопроводов большего диамет­ра. Другое проявление повышения качества транспорт­ной сети — дублирование транспортных коммуникаций мирового значения: прокладка нефтепроводов, автома­гистралей параллельно каналам, другим путям сообще­ния (например, созданы нефтепроводы параллельно Суэцкому и Панамскому каналам, Транспиренейская автомагистраль вдоль Гибралтарского пролива и др.); формирование контейнерной системы перевозок грузов  (в контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов), трансконтинентальных контейнерных «мостов*, представляющих собой комбинацию морского транспор­та с маршрутными железнодорожными составами и ав­топоездами - контейнеровозами (Транссибирский, Япо­ния — Восточное побережье США, Трансамериканский, Западная Европа — Ближний и Средний Восток); созда­ние транспортных коридоров (полимагистралей) для перевозок грузов через территорию нескольких госу­дарств (например, в Европе выделено девять, в России - два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород, Хельсинки -Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса с продол­жением до Новороссийска и до Астрахани).