13.2.7. Поволжский экономический район
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115
Состав района: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области, республики Татарстан и Калмыкия.
Площадь района — 536 тыс. кв. км, население — 16,9 млн человек,
Отрасли хозяйственной специализации: транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, нефтяная, газодобывающая, химическая и пищевая промышленность, электроэнергетика, производство зерновых, технических, овощных и бахчевых культур.
Экономико-географическое положение. Район расположен по обе стороны Волги, вдоль среднего и нижнего течения реки. Местоположение района благоприятно для хозяйственных связей как с соседними (Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Уральский район и Казахстан), так и с более удаленными районами,
Природные условия на большей части территории Поволжья (области лесной, лесостепной и степной зоны) благоприятны для развития сельского хозяйства. Исключение — отдельные районы Нижнего Поволжья (Калмыкия), отличающиеся засушливостью климата и сильной засоленностью почв.
Природные ресурсы. Велики запасы нефти (Ромашкинское, Бавлинское и Ново-Елховское месторождения в Татарстане; Мухановское, Кулешовское и др. месторождения в Самарской области) и природного газа (Астраханское газоконденсатное месторождение), поваренной соли (озера Баскунчак и Эльтон), серы (Алексеевское месторождение), строительных материалов (мел, известняки, мергели, доломиты, гипс и др.), гидроресурсов.
Население. Более 70% жителей Поволжья - горожане. Район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами. Плотность 31,4 чел. на 1 кв. км.
Промышленность. Ведущая отрасль промышленности Поволжья - машиностроение. В его составе особенно выделяются транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, представленные в районе производством легковых и грузовых автомобилей (Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск), троллейбусов (Энгельс), речных судов (Астрахань, Волгоград), самолетов (Самара, Саратов и др.), тракторов (Волгоград) и другой сельскохозяйственной техники и машин. Высок удельный вес Поволжья в республиканском производстве оборудования для нефтяной и химической промышленности, электротехнических изделий, вычислительной техники, различных приборов и станков.
Свои потребности в металле район частично покрывает за счет местного производства (передельный завод в Волгограде). Большую часть металла Поволжье получает из других районов.
Нефтяная, газодобывающая и химическая, промышленность района тесно связаны между собой. Нефть добывают в Татарстане, Самарской, Волгоградской и Саратовской областях, природный газ - в Астраханской, Волгоградской и Саратовской областях, В этом районе создана мощная сеть нефтеперерабатывающих (Волгоград, Саратов, Казань, Тольятти, Новокуйбышевск, Сызрань и др.), газобензиновых (Альметьевск в Татарии и Отрадное в Самарской области) и газоперерабатывающих (Астрахань) заводов, предприятий по производству синтетического каучука и автомобильных шин (Волжский, Казань, Нижнекамск, Тольятти), химических волокон (Балаково, Саратов, Энгельс), синтетических смол и пластмасс (Нижнекамск), азотных удобрений (Тольятти).
Электроэнергетика. Ее основу составляет каскад ГЭС, расположенных на Волге и Каме (Волгоградская, Самарская, Саратовская, Нижнекамская). В составе электроэнергетики также тепловые (Заинская, Волгоградская ГРЭС и др.) и атомные (Балаковская и Димитровградская АЭС).
Отрасли специализации пищевой промышленности — мукомольная, соляная, рыбная, маслобойная.
Межрайонное значение имеют алюминиевая (Волгоград, Самара), цементная (Вольск, Жигулевск и др.) и текстильная (Камышин в Волгоградской области) промышленность.
Сельское хозяйство. Поволжье — один из важнейших земледельческих и животноводческих районов России. Ведущая отрасль земледелия — зерновое хозяйство. Под зерновыми занято более 65% посевных площадей. Основная зерновая культура — пшеница. В хорошо увлажненной правобережной части лесостепного и степного Поволжья выращивают озимую пшеницу, в более континентальной левобережной — яровую. В лесном Поволжье большие площади заняты посевами озимой ржи, в областях засушливого юга возделывают рис (на поливных землях) и просо. Главные технические культуры — подсолнечник, сахарная свекла, горчица. Получили большое развитие бахчеводство и овощеводство (особенно на Нижней Волге), картофелеводство и садоводство.
Специализация животноводства — скотоводство молочно-мясного и мясного направления, тонкорунное и полутонкорунное овцеводство. Развито свиноводство, а в отдельных районах (Калмыкия) — коневодство.
Транспорт. Основа транспортной сети Поволжья — Волга и пересекающие ее в широтном направлении железнодорожные магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Сызрань - Самара — Кинель — Челябинск, Ртищево - Саратов - Уральск (связывает район с Украиной и Казахстаном), Инза — Ульяновск - Мелекес - Уфа.
Параллельно Волге проходит меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля, имеющая большое значение для внутрирайонных связей. Дороги Кизляр — Астрахань - Агрыз, Астрахань — Гурьев, Бугульма — Пронино - Сургут обеспечивают выходы района на Северный Кавказ и в Казахстан и Западную Сибирь.
По глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки грузов и пассажиров, Волго-Камский речной путь через систему каналов (Волго-Донской, Волго-Балтийский) обеспечивает району выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Крупнейшие порты — Астрахань, Волгоград, Самара.
Большое значение, особенно для перевозок грузов внутри района, имеет автомобильный транспорт. Развит трубопроводный транспорт. По району проходят газопроводы Саратов — Москва и Саратов - Нижний Новгород, нефтепроводы «Дружба» и Самара — Новороссийск, нефтепроводы из Западной Сибири на Москву и Рязань и др. В Поволжье вывоз грузов преобладает над ввозом. Район вывозит нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры, продукцию машиностроения (автомобили, самолеты, станки и др.), ввозит лес, минеральные удобрения, продукцию легкой промышленности, машины и оборудование.
Состав района: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области, республики Татарстан и Калмыкия.
Площадь района — 536 тыс. кв. км, население — 16,9 млн человек,
Отрасли хозяйственной специализации: транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, нефтяная, газодобывающая, химическая и пищевая промышленность, электроэнергетика, производство зерновых, технических, овощных и бахчевых культур.
Экономико-географическое положение. Район расположен по обе стороны Волги, вдоль среднего и нижнего течения реки. Местоположение района благоприятно для хозяйственных связей как с соседними (Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Уральский район и Казахстан), так и с более удаленными районами,
Природные условия на большей части территории Поволжья (области лесной, лесостепной и степной зоны) благоприятны для развития сельского хозяйства. Исключение — отдельные районы Нижнего Поволжья (Калмыкия), отличающиеся засушливостью климата и сильной засоленностью почв.
Природные ресурсы. Велики запасы нефти (Ромашкинское, Бавлинское и Ново-Елховское месторождения в Татарстане; Мухановское, Кулешовское и др. месторождения в Самарской области) и природного газа (Астраханское газоконденсатное месторождение), поваренной соли (озера Баскунчак и Эльтон), серы (Алексеевское месторождение), строительных материалов (мел, известняки, мергели, доломиты, гипс и др.), гидроресурсов.
Население. Более 70% жителей Поволжья - горожане. Район хорошо обеспечен трудовыми ресурсами. Плотность 31,4 чел. на 1 кв. км.
Промышленность. Ведущая отрасль промышленности Поволжья - машиностроение. В его составе особенно выделяются транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, представленные в районе производством легковых и грузовых автомобилей (Тольятти, Набережные Челны, Ульяновск), троллейбусов (Энгельс), речных судов (Астрахань, Волгоград), самолетов (Самара, Саратов и др.), тракторов (Волгоград) и другой сельскохозяйственной техники и машин. Высок удельный вес Поволжья в республиканском производстве оборудования для нефтяной и химической промышленности, электротехнических изделий, вычислительной техники, различных приборов и станков.
Свои потребности в металле район частично покрывает за счет местного производства (передельный завод в Волгограде). Большую часть металла Поволжье получает из других районов.
Нефтяная, газодобывающая и химическая, промышленность района тесно связаны между собой. Нефть добывают в Татарстане, Самарской, Волгоградской и Саратовской областях, природный газ - в Астраханской, Волгоградской и Саратовской областях, В этом районе создана мощная сеть нефтеперерабатывающих (Волгоград, Саратов, Казань, Тольятти, Новокуйбышевск, Сызрань и др.), газобензиновых (Альметьевск в Татарии и Отрадное в Самарской области) и газоперерабатывающих (Астрахань) заводов, предприятий по производству синтетического каучука и автомобильных шин (Волжский, Казань, Нижнекамск, Тольятти), химических волокон (Балаково, Саратов, Энгельс), синтетических смол и пластмасс (Нижнекамск), азотных удобрений (Тольятти).
Электроэнергетика. Ее основу составляет каскад ГЭС, расположенных на Волге и Каме (Волгоградская, Самарская, Саратовская, Нижнекамская). В составе электроэнергетики также тепловые (Заинская, Волгоградская ГРЭС и др.) и атомные (Балаковская и Димитровградская АЭС).
Отрасли специализации пищевой промышленности — мукомольная, соляная, рыбная, маслобойная.
Межрайонное значение имеют алюминиевая (Волгоград, Самара), цементная (Вольск, Жигулевск и др.) и текстильная (Камышин в Волгоградской области) промышленность.
Сельское хозяйство. Поволжье — один из важнейших земледельческих и животноводческих районов России. Ведущая отрасль земледелия — зерновое хозяйство. Под зерновыми занято более 65% посевных площадей. Основная зерновая культура — пшеница. В хорошо увлажненной правобережной части лесостепного и степного Поволжья выращивают озимую пшеницу, в более континентальной левобережной — яровую. В лесном Поволжье большие площади заняты посевами озимой ржи, в областях засушливого юга возделывают рис (на поливных землях) и просо. Главные технические культуры — подсолнечник, сахарная свекла, горчица. Получили большое развитие бахчеводство и овощеводство (особенно на Нижней Волге), картофелеводство и садоводство.
Специализация животноводства — скотоводство молочно-мясного и мясного направления, тонкорунное и полутонкорунное овцеводство. Развито свиноводство, а в отдельных районах (Калмыкия) — коневодство.
Транспорт. Основа транспортной сети Поволжья — Волга и пересекающие ее в широтном направлении железнодорожные магистрали: Москва — Казань — Екатеринбург, Москва — Сызрань - Самара — Кинель — Челябинск, Ртищево - Саратов - Уральск (связывает район с Украиной и Казахстаном), Инза — Ульяновск - Мелекес - Уфа.
Параллельно Волге проходит меридиональная дорога Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля, имеющая большое значение для внутрирайонных связей. Дороги Кизляр — Астрахань - Агрыз, Астрахань — Гурьев, Бугульма — Пронино - Сургут обеспечивают выходы района на Северный Кавказ и в Казахстан и Западную Сибирь.
По глубоководной Волжской магистрали осуществляются перевозки грузов и пассажиров, Волго-Камский речной путь через систему каналов (Волго-Донской, Волго-Балтийский) обеспечивает району выход к Каспийскому, Черному, Азовскому, Балтийскому и Белому морям. Крупнейшие порты — Астрахань, Волгоград, Самара.
Большое значение, особенно для перевозок грузов внутри района, имеет автомобильный транспорт. Развит трубопроводный транспорт. По району проходят газопроводы Саратов — Москва и Саратов - Нижний Новгород, нефтепроводы «Дружба» и Самара — Новороссийск, нефтепроводы из Западной Сибири на Москву и Рязань и др. В Поволжье вывоз грузов преобладает над ввозом. Район вывозит нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры, продукцию машиностроения (автомобили, самолеты, станки и др.), ввозит лес, минеральные удобрения, продукцию легкой промышленности, машины и оборудование.