2.2. Закономерности размещения общественного производства.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 

 

Производство не может развиваться во времени ина­че, как, одновременно не размещаясь в пространстве. Развитие и размещение — неразрывные стороны одного и того же процесса - общественного производства. При этом главную, определяющую роль в этом двуедином процессе играет развитие производства, являющееся его содержанием, в то время как размещение - формой про­странственного проявления. Поэтому законы развития общественного производства определяют и законы его размещения.

Согласно этому, казалось бы, очевидно, что для рас­крытия содержания какого-либо из законов территори­альной организации производства необходимо определить, формой какого общеэкономического закона является каждый такой специальный закон.

Заметим, однако, что тот или иной закон размещения совсем не обязательно является отражением какого-либо одного общеэкономического закона. На самом деле лю­бая закономерность размещения определяется не одним общеэкономическим законом, а совокупностью таковых, точно так же, как один и тот же общеэкономический закон проявляется в самых различных пространствен­ных формах. И если мы все же говорим, что тот или иной закон размещения является формой пространствен­ного проявления какого-либо одного общеэкономическо­го закона, то в данном конкретном случае попросту абст­рагируемся от действительного положения вещей с це­лью уяснения взаимосвязей между законами различного порядка, а отнюдь не для полного обнаружения природы этого проявления.

Территориальная организация общественного произ­водства складывается, прежде всего, под влиянием закона неуклонного повышения производительности труда.

Создание максимума продукта при минимуме затрат труда — основной принцип хозяйственной деятельности общества. В области размещения производства этот важ­нейший общеэкономический закон проявляется в виде не­скольких специальных законов. В частности, одной из форм его пространственного проявления является эконо­мико-географический закон - экономии затрат труда на преодоление пространственного разрыва между отдельны­ми элементами производства и между производством и потреблением.

Объективность действия этого закона вытекает из того общеизвестного факта, что в реальной действительности места потребления и производства промышленной и сель­скохозяйственной продукции, концентрации населения и трудовых ресурсов, наиболее благоприятных и необхо­димых для производства природных условий и ресурсов, очень часто территориально не совпадают. Отсюда разъ­единенность в пространстве различных элементов и фак­торов производства (сырье, топливо, энергия, рабочая сила, потребители готовой продукции и др.) и как ре­зультат этого — необходимость в затратах труда (во мно­гих случаях весьма значительных) на ее преодоление. Этот вид затрат имеет большую долю в суммарных тру­довых затратах общества, а потому существенно влияет на уровень производительности труда.

Территориальная организация общественного произ­водства в соответствии с указанным законом должна обеспечить, посредством экономии затрат на преодоле­ние пространства, наивысшую производительность об­щественного труда.

Так, материалоемкие отрасли (сахарная промышлен­ность, производство калийных удобрений, черная ме­таллургия полного цикла и др.), согласно требованию закона, должны располагаться вблизи источников сы­рья, энергоемкие (выплавка алюминия, магния и тита­на и др.) — вблизи наиболее экономичных источников топлива и энергии, трудоемкие (приборостроение, швей­ная, обувная промышленность и др.) — в местах сосре­доточения ресурсов труда, рабочей силы, отрасли, вы­пускающие малотранспортабельные, скоропортящиеся, крупногабаритные виды изделий (производство серной кислоты, фосфорных удобрений, хлебобулочных, кон­дитерских изделий, овощей, плодов, ягод, молочное животноводство, производство горно-шахтного оборудо­вания и др.) — вблизи потребителей.

В соответствии с необходимостью реализации той же идеи определяется первоочередность и разно масштаб­ность освоения месторождений полезных ископаемых, земель сельскохозяйственного назначения и др. и та­ким образом регулируется размещение отраслей первичной сферы (добывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство).

Во всех этих случаях рационализацией размещения достигается наивысшая производительность обществен­ного труда, так как «избираются» места, наилучшие для развития отдельных отраслей (с точки зрения эконо­мии затрат на преодоление пространства), а сами отрас­ли, как правило, становятся профилирующими для этих местностей, т. е. отраслями специализации их хозяй­ства.

Другой формой пространственного проявления зако­на неуклонного повышения производительности обще­ственного труда является специальный закон агломера­ции производства, или комплексного развития произво­дительных сил.

Если в первом случае закон повышения производи­тельности труда в своем конкретном, пространственном проявлении в виде «закона экономии затрат обществен­ного труда» выражал тенденцию производства к рассре­доточению по территории, то во втором — наоборот, вы­ражает тенденцию производства к скоплению (сосредо­точению) на ограниченном пространстве. С развитием производства данная тенденция усиливается, при этом ее конкретные формы меняются от простой агломера­ции через территориальные сочетания к территориаль­но-производственным комплексам.

Дело в том, что даже простая агломерация (скопле­ние) разных предприятий в одном месте (стране, райо­не, центре) повышает производительность труда (за счет экономии затрат на обслуживающие и вспомогательные производства, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и т. д.). Комплексное развитие производства на территории, как высшая форма агломерации производства, способствует дальнейшему росту производитель­ности труда.

Закон требует установления в стране, районе и т. д. правильного сочетания и пропорций в развитии между сферами и отраслями материального производства, ра­циональной организации хозяйственных связей (меж­дународных, межрайонных, внутрирайонных).

Комплексное развитие хозяйства отнюдь не означает развития исключительно всех его отраслей в стране или районе. Комплексное развитие предполагает оптималь­ное, т. е. экономически наиболее эффективное, сочета­ние отдельных отраслей хозяйства, в соответствии с про­изводственной специализацией и наилучшим использо­ванием природных, исторических, демографических и других условий местности.

Территориальное разделение труда, служащее мощ­ным средством повышения производительности обще­ственного труда, — также один из важнейших законов территориальной организации общественного производ­ства. Этот закон определяет специализацию территори­ально-производственных комплексов разных типов-регионов, стран и районов, экономических центров и узлов.

Среди других особо выделяют и экономико-геогра­фический закон, определяющий зависимость разме­щения от экономической эффективности производства. Его суть заключается в том, что чем мощнее стано­вится государство, тем меньше роль неэкономических факторов, тем более экономическая эффективность производства определяет размещение производитель­ных сил.

Необходимость учета закона определяется тем, что экономическая эффективность является главным кри­терием размещения общественного производства.

 

 

Производство не может развиваться во времени ина­че, как, одновременно не размещаясь в пространстве. Развитие и размещение — неразрывные стороны одного и того же процесса - общественного производства. При этом главную, определяющую роль в этом двуедином процессе играет развитие производства, являющееся его содержанием, в то время как размещение - формой про­странственного проявления. Поэтому законы развития общественного производства определяют и законы его размещения.

Согласно этому, казалось бы, очевидно, что для рас­крытия содержания какого-либо из законов территори­альной организации производства необходимо определить, формой какого общеэкономического закона является каждый такой специальный закон.

Заметим, однако, что тот или иной закон размещения совсем не обязательно является отражением какого-либо одного общеэкономического закона. На самом деле лю­бая закономерность размещения определяется не одним общеэкономическим законом, а совокупностью таковых, точно так же, как один и тот же общеэкономический закон проявляется в самых различных пространствен­ных формах. И если мы все же говорим, что тот или иной закон размещения является формой пространствен­ного проявления какого-либо одного общеэкономическо­го закона, то в данном конкретном случае попросту абст­рагируемся от действительного положения вещей с це­лью уяснения взаимосвязей между законами различного порядка, а отнюдь не для полного обнаружения природы этого проявления.

Территориальная организация общественного произ­водства складывается, прежде всего, под влиянием закона неуклонного повышения производительности труда.

Создание максимума продукта при минимуме затрат труда — основной принцип хозяйственной деятельности общества. В области размещения производства этот важ­нейший общеэкономический закон проявляется в виде не­скольких специальных законов. В частности, одной из форм его пространственного проявления является эконо­мико-географический закон - экономии затрат труда на преодоление пространственного разрыва между отдельны­ми элементами производства и между производством и потреблением.

Объективность действия этого закона вытекает из того общеизвестного факта, что в реальной действительности места потребления и производства промышленной и сель­скохозяйственной продукции, концентрации населения и трудовых ресурсов, наиболее благоприятных и необхо­димых для производства природных условий и ресурсов, очень часто территориально не совпадают. Отсюда разъ­единенность в пространстве различных элементов и фак­торов производства (сырье, топливо, энергия, рабочая сила, потребители готовой продукции и др.) и как ре­зультат этого — необходимость в затратах труда (во мно­гих случаях весьма значительных) на ее преодоление. Этот вид затрат имеет большую долю в суммарных тру­довых затратах общества, а потому существенно влияет на уровень производительности труда.

Территориальная организация общественного произ­водства в соответствии с указанным законом должна обеспечить, посредством экономии затрат на преодоле­ние пространства, наивысшую производительность об­щественного труда.

Так, материалоемкие отрасли (сахарная промышлен­ность, производство калийных удобрений, черная ме­таллургия полного цикла и др.), согласно требованию закона, должны располагаться вблизи источников сы­рья, энергоемкие (выплавка алюминия, магния и тита­на и др.) — вблизи наиболее экономичных источников топлива и энергии, трудоемкие (приборостроение, швей­ная, обувная промышленность и др.) — в местах сосре­доточения ресурсов труда, рабочей силы, отрасли, вы­пускающие малотранспортабельные, скоропортящиеся, крупногабаритные виды изделий (производство серной кислоты, фосфорных удобрений, хлебобулочных, кон­дитерских изделий, овощей, плодов, ягод, молочное животноводство, производство горно-шахтного оборудо­вания и др.) — вблизи потребителей.

В соответствии с необходимостью реализации той же идеи определяется первоочередность и разно масштаб­ность освоения месторождений полезных ископаемых, земель сельскохозяйственного назначения и др. и та­ким образом регулируется размещение отраслей первичной сферы (добывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство).

Во всех этих случаях рационализацией размещения достигается наивысшая производительность обществен­ного труда, так как «избираются» места, наилучшие для развития отдельных отраслей (с точки зрения эконо­мии затрат на преодоление пространства), а сами отрас­ли, как правило, становятся профилирующими для этих местностей, т. е. отраслями специализации их хозяй­ства.

Другой формой пространственного проявления зако­на неуклонного повышения производительности обще­ственного труда является специальный закон агломера­ции производства, или комплексного развития произво­дительных сил.

Если в первом случае закон повышения производи­тельности труда в своем конкретном, пространственном проявлении в виде «закона экономии затрат обществен­ного труда» выражал тенденцию производства к рассре­доточению по территории, то во втором — наоборот, вы­ражает тенденцию производства к скоплению (сосредо­точению) на ограниченном пространстве. С развитием производства данная тенденция усиливается, при этом ее конкретные формы меняются от простой агломера­ции через территориальные сочетания к территориаль­но-производственным комплексам.

Дело в том, что даже простая агломерация (скопле­ние) разных предприятий в одном месте (стране, райо­не, центре) повышает производительность труда (за счет экономии затрат на обслуживающие и вспомогательные производства, транспорт, связь, коммунальное хозяйство и т. д.). Комплексное развитие производства на территории, как высшая форма агломерации производства, способствует дальнейшему росту производитель­ности труда.

Закон требует установления в стране, районе и т. д. правильного сочетания и пропорций в развитии между сферами и отраслями материального производства, ра­циональной организации хозяйственных связей (меж­дународных, межрайонных, внутрирайонных).

Комплексное развитие хозяйства отнюдь не означает развития исключительно всех его отраслей в стране или районе. Комплексное развитие предполагает оптималь­ное, т. е. экономически наиболее эффективное, сочета­ние отдельных отраслей хозяйства, в соответствии с про­изводственной специализацией и наилучшим использо­ванием природных, исторических, демографических и других условий местности.

Территориальное разделение труда, служащее мощ­ным средством повышения производительности обще­ственного труда, — также один из важнейших законов территориальной организации общественного производ­ства. Этот закон определяет специализацию территори­ально-производственных комплексов разных типов-регионов, стран и районов, экономических центров и узлов.

Среди других особо выделяют и экономико-геогра­фический закон, определяющий зависимость разме­щения от экономической эффективности производства. Его суть заключается в том, что чем мощнее стано­вится государство, тем меньше роль неэкономических факторов, тем более экономическая эффективность производства определяет размещение производитель­ных сил.

Необходимость учета закона определяется тем, что экономическая эффективность является главным кри­терием размещения общественного производства.