1.1. Постановка вопроса о предмете науки
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115
Вопросы размещения - объект внимания экономической науки с начала XIX в. Их постановка тогда имела весьма упрощенный, а принципы решения - рекомендательный характер.
Позже немецкие экономисты, сначала И. Тюнен применительно к сельскому хозяйству, а затем А. Вебер применительно к промышленности, впервые попытались создать теорию размещения производства — обоснования размещения отдельного предприятия.
В дальнейшем постановка вопросов размещения значительно расширилась. Появляется ряд обобщающих работ по экономическому обоснованию размещения не только отдельных предприятий, но и целых отраслей, комплексному развитию хозяйства стран и районов, районированию производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции (X. Бос, Э. Гувер, А. Леш, В. Леонтьев, У. Изард, Т. Палангер, П. М. Алампиев, Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, А. Е. Пробст, А. Н. Ракитников, Ю, Г. Саушкин, Е. Д. Силаев, А. Т. Хрущев и др.). И современный этап развития характеризуется неослабевающим интересом к проблемам размещения производства.
Однако не существует единства мнений относительно объекта исследования, методов и даже названия этой отрасли научных знаний. Она определяется как экономическая география, теория размещения, территориальная (пространственная) экономика, наука о регионах и региональном развитии, наука о производственно-территориальных (или территориально-производственных) комплексах, комплексное развитие и специализация экономических районов, размещение производительных сил и экономика районов, территориальная организация общественного производства и др.
Главное все же не в выборе лучшей формулы для определения, а в объективности существования самого объекта, необходимости его целенаправленного изучения, продиктованной потребностью общества.
Встает задача на основе анализа объективно протекающих процессов развития общественного производства определить содержательную сущность объекта науки. Решение вопроса, рассмотренного в самом общем, схематическом плане, принимает следующий вид.
Вопросы размещения - объект внимания экономической науки с начала XIX в. Их постановка тогда имела весьма упрощенный, а принципы решения - рекомендательный характер.
Позже немецкие экономисты, сначала И. Тюнен применительно к сельскому хозяйству, а затем А. Вебер применительно к промышленности, впервые попытались создать теорию размещения производства — обоснования размещения отдельного предприятия.
В дальнейшем постановка вопросов размещения значительно расширилась. Появляется ряд обобщающих работ по экономическому обоснованию размещения не только отдельных предприятий, но и целых отраслей, комплексному развитию хозяйства стран и районов, районированию производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции (X. Бос, Э. Гувер, А. Леш, В. Леонтьев, У. Изард, Т. Палангер, П. М. Алампиев, Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский, А. Е. Пробст, А. Н. Ракитников, Ю, Г. Саушкин, Е. Д. Силаев, А. Т. Хрущев и др.). И современный этап развития характеризуется неослабевающим интересом к проблемам размещения производства.
Однако не существует единства мнений относительно объекта исследования, методов и даже названия этой отрасли научных знаний. Она определяется как экономическая география, теория размещения, территориальная (пространственная) экономика, наука о регионах и региональном развитии, наука о производственно-территориальных (или территориально-производственных) комплексах, комплексное развитие и специализация экономических районов, размещение производительных сил и экономика районов, территориальная организация общественного производства и др.
Главное все же не в выборе лучшей формулы для определения, а в объективности существования самого объекта, необходимости его целенаправленного изучения, продиктованной потребностью общества.
Встает задача на основе анализа объективно протекающих процессов развития общественного производства определить содержательную сущность объекта науки. Решение вопроса, рассмотренного в самом общем, схематическом плане, принимает следующий вид.