4.3. Классификация отраслей промышленности по условиям размещения.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115
На размещение отраслей (предприятий) промышленности наибольшее влияние оказывают сырьевой, топливно-энергетический, водный, рабочей силы, потребительский и транспортный факторы. Сила действия и соответственно необходимость учета каждого из вышеназванных факторов находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики отрасли, т. е. материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, трудоемкости производства, транспортабельности сырья, топлива и готовой продукции. Поэтому для выявления роли и характера действия того или иного фактора используют соответствующие определенной отрасли (производству) технико-экономические показатели.
Материалоемкость отрасли определяется удельным расходом сырья и основных материалов на производство продукции, долей сырьевых затрат в себестоимости произведенной продукции.
Водоемкость производства может быть определена с помощью тех же показателей (натуральных и стоимостных), что и материалоемкость отраслей.
Показателями энергоемкости отраслей могут служить доля топливно-энергетических затрат в себестоимости готовой продукции, удельные расходы топлива и энергии на ее производство.
Показателями трудоемкости отраслей являются затраты (в человеко-часах) на единицу выпускаемой продукции, количество выпускаемой продукции в расчете на одного рабочего, доля заработной платы в себестоимости продукции и др.
К районам и центрам потребления в основном тяготеют отрасли, выпускающие малотранспортабельную продукцию.
Зависимость размещения отраслей от транспортного фактора (фактор расстояния) определяется на основе учета сравнительной себестоимости перевозок сырья, топлива и готовой продукции. Если перевозки сырья и топлива превышают по затратам транспортировку готовой продукции, то производство выгодно размещать вблизи сырьевых и топливно-энергетических баз и, наоборот, в тех случаях, когда перевозка сырья и топлива обходится дешевле, чем перевозка готовой продукции, отрасли ориентируются на потребителя.
Анализ приведенных и других технико-экономических показателей по каждой отрасли или виду производства составляет основу для выводов и рекомендаций по поводу пространственной ориентации отраслей и предприятий промышленности. В этом отношении в составе обрабатывающей промышленности выделяются четыре группы отраслей и производств.
1. Отрасли, которые целесообразно развивать у источников сырья (высокоматериалоемкая группа производств): черная металлургия, производство тяжелых цветных металлов (выплавка меди, свинца, цинка и др.), тяжелое машиностроение (производство горного и металлургического оборудования, подъемно-транспортных и дорожных машин), азотно-туковая и калийная промышленность, производство соды, цемента, гипса, целлюлозно-бумажная, кожевенная, сахаропесочная промышленность, производство растительного масла, хлопкоочистительная и др.
Затраты на сырье в этих отраслях составляют 20-80% себестоимости продукции, а удельный расход сырья в несколько раз превышает вес готовой продукции.
2. Отрасли, тяготеющие к источникам дешевого топлива и энергии (энергоемкая группа производств): производство смол и пластических масс, химических волокон и синтетического каучука, алюминиевая, магниевая, никелевая промышленность, тепловая электроэнергетика и др. Затраты на топливо и энергию в этих отраслях составляют 35—60% себестоимости продукции, удельный расход топлива и электроэнергии достигает максимальной величины.
3. Отрасли, которые целесообразно развивать в районах сосредоточения ресурсов труда, рабочей силы (трудоемкая группа производств): радиотехника, приборостроение, станкостроение, переработка пластмасс, текстильная, трикотажная, обувная, швейная промышленность и др.
Эти отрасли отличаются повышенной долей заработной платы в себестоимости продукции, незначительными по весу расходами сырья, топлива и готовой продукции в расчете на одного работника.
4. Отрасли, тяготеющие к местам потребления готовой продукции (потребительская группа производств): сельскохозяйственное машиностроение, нефтеперерабатывающая, резинотехническая, мебельная, железобетонных изделий, кирпичная, хлебопекарная, кондитерская, сахарорафинадная, винодельческая (розлив) промышленность и др.
Затраты, связанные с доставкой сырья и топлива, в этих отраслях меньше расходов по вывозу готовой продукции в места потребления (при одной и той же дальности перевозки), удельные расходы сырья, топлива и электроэнергии невелики.
Размещение добывающих отраслей промышленности в основном зависит от действия природных факторов (размеры промышленных запасов, глубина и характер залегания полезных ископаемых, качество природных ресурсов) и факторов пространства. Отрасли добывающей промышленности должны размещаться так, чтобы затраты на добычу и транспортировку их продукции были минимальными.
Результаты полученных на этой основе выводов (классификация отраслей), их сопоставление с соответствующими порайонными характеристиками природно-климатических, экономических, исторических, экологических и других условий (региональное распределение климата, ресурсов труда, топлива, сырья и т. п.) позволяют определить местоположение (размещение) отраслей и производств по факторам. Например, в нашей стране трудоемкие отрасли: приборостроение, радиоэлектроника, станкостроение — следует развивать, прежде всего, в хорошо обеспеченных ресурсами квалифицированной рабочей силы Центральном и Северо-Западном районах, энергоемкие производства: алюминия, синтетического каучука и пластмасс — в энергоизбыточных районах Западной и Восточной Сибири, материалоемкое производство целлюлозы и бумаги — в лесоизбыточных районах европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока и т. п.
Однако такого рода решение вопроса по обоснованию размещения отраслей и производств (факторный анализ) является весьма упрощенным и может рассматриваться как предварительное, предшествующее проведению других исследований: технико-экономических, балансовых, экономико-математических и других расчетов.
На размещение отраслей (предприятий) промышленности наибольшее влияние оказывают сырьевой, топливно-энергетический, водный, рабочей силы, потребительский и транспортный факторы. Сила действия и соответственно необходимость учета каждого из вышеназванных факторов находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики отрасли, т. е. материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, трудоемкости производства, транспортабельности сырья, топлива и готовой продукции. Поэтому для выявления роли и характера действия того или иного фактора используют соответствующие определенной отрасли (производству) технико-экономические показатели.
Материалоемкость отрасли определяется удельным расходом сырья и основных материалов на производство продукции, долей сырьевых затрат в себестоимости произведенной продукции.
Водоемкость производства может быть определена с помощью тех же показателей (натуральных и стоимостных), что и материалоемкость отраслей.
Показателями энергоемкости отраслей могут служить доля топливно-энергетических затрат в себестоимости готовой продукции, удельные расходы топлива и энергии на ее производство.
Показателями трудоемкости отраслей являются затраты (в человеко-часах) на единицу выпускаемой продукции, количество выпускаемой продукции в расчете на одного рабочего, доля заработной платы в себестоимости продукции и др.
К районам и центрам потребления в основном тяготеют отрасли, выпускающие малотранспортабельную продукцию.
Зависимость размещения отраслей от транспортного фактора (фактор расстояния) определяется на основе учета сравнительной себестоимости перевозок сырья, топлива и готовой продукции. Если перевозки сырья и топлива превышают по затратам транспортировку готовой продукции, то производство выгодно размещать вблизи сырьевых и топливно-энергетических баз и, наоборот, в тех случаях, когда перевозка сырья и топлива обходится дешевле, чем перевозка готовой продукции, отрасли ориентируются на потребителя.
Анализ приведенных и других технико-экономических показателей по каждой отрасли или виду производства составляет основу для выводов и рекомендаций по поводу пространственной ориентации отраслей и предприятий промышленности. В этом отношении в составе обрабатывающей промышленности выделяются четыре группы отраслей и производств.
1. Отрасли, которые целесообразно развивать у источников сырья (высокоматериалоемкая группа производств): черная металлургия, производство тяжелых цветных металлов (выплавка меди, свинца, цинка и др.), тяжелое машиностроение (производство горного и металлургического оборудования, подъемно-транспортных и дорожных машин), азотно-туковая и калийная промышленность, производство соды, цемента, гипса, целлюлозно-бумажная, кожевенная, сахаропесочная промышленность, производство растительного масла, хлопкоочистительная и др.
Затраты на сырье в этих отраслях составляют 20-80% себестоимости продукции, а удельный расход сырья в несколько раз превышает вес готовой продукции.
2. Отрасли, тяготеющие к источникам дешевого топлива и энергии (энергоемкая группа производств): производство смол и пластических масс, химических волокон и синтетического каучука, алюминиевая, магниевая, никелевая промышленность, тепловая электроэнергетика и др. Затраты на топливо и энергию в этих отраслях составляют 35—60% себестоимости продукции, удельный расход топлива и электроэнергии достигает максимальной величины.
3. Отрасли, которые целесообразно развивать в районах сосредоточения ресурсов труда, рабочей силы (трудоемкая группа производств): радиотехника, приборостроение, станкостроение, переработка пластмасс, текстильная, трикотажная, обувная, швейная промышленность и др.
Эти отрасли отличаются повышенной долей заработной платы в себестоимости продукции, незначительными по весу расходами сырья, топлива и готовой продукции в расчете на одного работника.
4. Отрасли, тяготеющие к местам потребления готовой продукции (потребительская группа производств): сельскохозяйственное машиностроение, нефтеперерабатывающая, резинотехническая, мебельная, железобетонных изделий, кирпичная, хлебопекарная, кондитерская, сахарорафинадная, винодельческая (розлив) промышленность и др.
Затраты, связанные с доставкой сырья и топлива, в этих отраслях меньше расходов по вывозу готовой продукции в места потребления (при одной и той же дальности перевозки), удельные расходы сырья, топлива и электроэнергии невелики.
Размещение добывающих отраслей промышленности в основном зависит от действия природных факторов (размеры промышленных запасов, глубина и характер залегания полезных ископаемых, качество природных ресурсов) и факторов пространства. Отрасли добывающей промышленности должны размещаться так, чтобы затраты на добычу и транспортировку их продукции были минимальными.
Результаты полученных на этой основе выводов (классификация отраслей), их сопоставление с соответствующими порайонными характеристиками природно-климатических, экономических, исторических, экологических и других условий (региональное распределение климата, ресурсов труда, топлива, сырья и т. п.) позволяют определить местоположение (размещение) отраслей и производств по факторам. Например, в нашей стране трудоемкие отрасли: приборостроение, радиоэлектроника, станкостроение — следует развивать, прежде всего, в хорошо обеспеченных ресурсами квалифицированной рабочей силы Центральном и Северо-Западном районах, энергоемкие производства: алюминия, синтетического каучука и пластмасс — в энергоизбыточных районах Западной и Восточной Сибири, материалоемкое производство целлюлозы и бумаги — в лесоизбыточных районах европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока и т. п.
Однако такого рода решение вопроса по обоснованию размещения отраслей и производств (факторный анализ) является весьма упрощенным и может рассматриваться как предварительное, предшествующее проведению других исследований: технико-экономических, балансовых, экономико-математических и других расчетов.