4.3. Классификация отраслей промышленности по условиям размещения.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 

 

На размещение отраслей (предприятий) промыш­ленности наибольшее влияние оказывают сырьевой, топливно-энергетический, водный, рабочей силы, по­требительский и транспортный факторы. Сила дей­ствия и соответственно необходимость учета каждого из вышеназванных факторов находится в прямой за­висимости от технико-экономической специфики от­расли, т. е. материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, трудоемкости производства, транспортабель­ности сырья, топлива и готовой продукции. Поэтому для выявления роли и характера действия того или иного фактора используют соответствующие опреде­ленной отрасли (производству) технико-экономичес­кие показатели.

Материалоемкость отрасли определяется удельным расходом сырья и основных материалов на производ­ство продукции, долей сырьевых затрат в себестоимос­ти произведенной продукции.

Водоемкость производства может быть определена с помощью тех же показателей (натуральных и стоимост­ных), что и материалоемкость отраслей.

Показателями энергоемкости отраслей могут служить доля топливно-энергетических затрат в себестоимости готовой продукции, удельные расходы топлива и энер­гии на ее производство.

Показателями трудоемкости отраслей являются за­траты (в человеко-часах) на единицу выпускаемой про­дукции, количество выпускаемой продукции в расчете на одного рабочего, доля заработной платы в себестои­мости продукции и др.

К районам и центрам потребления в основном тяготе­ют отрасли, выпускающие малотранспортабельную про­дукцию.

Зависимость размещения отраслей от транспортного фактора (фактор расстояния) определяется на основе уче­та сравнительной себестоимости перевозок сырья, топ­лива и готовой продукции. Если перевозки сырья и топ­лива превышают по затратам транспортировку готовой продукции, то производство выгодно размещать вблизи сырьевых и топливно-энергетических баз и, наоборот, в тех случаях, когда перевозка сырья и топлива обходит­ся дешевле, чем перевозка готовой продукции, отрасли ориентируются на потребителя.

Анализ приведенных и других технико-экономичес­ких показателей по каждой отрасли или виду произ­водства составляет основу для выводов и рекомендаций по поводу пространственной ориентации отраслей и пред­приятий промышленности. В этом отношении в составе обрабатывающей промышленности выделяются четыре группы отраслей и производств.

1. Отрасли, которые целесообразно развивать у источ­ников сырья (высокоматериалоемкая группа произ­водств): черная металлургия, производство тяжелых цвет­ных металлов (выплавка меди, свинца, цинка и др.), тяжелое машиностроение (производство горного и метал­лургического оборудования, подъемно-транспортных и дорожных машин), азотно-туковая и калийная промыш­ленность, производство соды, цемента, гипса, целлюлоз­но-бумажная, кожевенная, сахаропесочная промышлен­ность, производство растительного масла, хлопкоочис­тительная и др.

Затраты на сырье в этих отраслях составляют 20-80% себестоимости продукции, а удельный расход сы­рья в несколько раз превышает вес готовой продукции.

2.  Отрасли, тяготеющие к источникам дешевого топ­лива и энергии (энергоемкая группа производств): про­изводство смол и пластических масс, химических воло­кон и синтетического каучука, алюминиевая, магниевая, никелевая промышленность, тепловая электроэнергети­ка и др. Затраты на топливо и энергию в этих отраслях составляют 35—60% себестоимости продукции, удельный расход топлива и электроэнергии достигает максималь­ной величины.

3.  Отрасли, которые целесообразно развивать в райо­нах сосредоточения ресурсов труда, рабочей силы (тру­доемкая группа производств): радиотехника, приборо­строение, станкостроение, переработка пластмасс, тек­стильная, трикотажная, обувная, швейная промышлен­ность и др.

Эти отрасли отличаются повышенной долей заработ­ной платы в себестоимости продукции, незначительны­ми по весу расходами сырья, топлива и готовой продук­ции в расчете на одного работника.

4. Отрасли, тяготеющие к местам потребления гото­вой продукции (потребительская группа производств): сельскохозяйственное машиностроение, нефтеперераба­тывающая, резинотехническая, мебельная, железобетон­ных изделий, кирпичная, хлебопекарная, кондитерская, сахарорафинадная, винодельческая (розлив) промышлен­ность и др.

Затраты, связанные с доставкой сырья и топлива, в этих отраслях меньше расходов по вывозу готовой продукции в места потребления (при одной и той же дальности перевозки), удельные расходы сырья, топли­ва и электроэнергии невелики.

Размещение добывающих отраслей промышленнос­ти в основном зависит от действия природных факторов (размеры промышленных запасов, глубина и характер залегания полезных ископаемых, качество природных ресурсов) и факторов пространства. Отрасли добываю­щей промышленности должны размещаться так, чтобы затраты на добычу и транспортировку их продукции были минимальными.

Результаты полученных на этой основе выводов (клас­сификация отраслей), их сопоставление с соответствую­щими порайонными характеристиками природно-клима­тических, экономических, исторических, экологических и других условий (региональное распределение климата, ресурсов труда, топлива, сырья и т. п.) позволяют опре­делить местоположение (размещение) отраслей и произ­водств по факторам. Например, в нашей стране трудоем­кие отрасли: приборостроение, радиоэлектроника, стан­костроение — следует развивать, прежде всего, в хорошо обеспеченных ресурсами квалифицированной рабочей силы Центральном и Северо-Западном районах, энерго­емкие производства: алюминия, синтетического каучука и пластмасс — в энергоизбыточных районах Западной и Восточной Сибири, материалоемкое производство целлю­лозы и бумаги — в лесоизбыточных районах европейско­го Севера, Сибири и Дальнего Востока и т. п.

Однако такого рода решение вопроса по обоснованию размещения отраслей и производств (факторный анализ) является весьма упрощенным и может рассматриваться как предварительное, предшествующее проведению дру­гих исследований: технико-экономических, балансовых, экономико-математических и других расчетов.

 

 

На размещение отраслей (предприятий) промыш­ленности наибольшее влияние оказывают сырьевой, топливно-энергетический, водный, рабочей силы, по­требительский и транспортный факторы. Сила дей­ствия и соответственно необходимость учета каждого из вышеназванных факторов находится в прямой за­висимости от технико-экономической специфики от­расли, т. е. материалоемкости, энергоемкости, водоемкости, трудоемкости производства, транспортабель­ности сырья, топлива и готовой продукции. Поэтому для выявления роли и характера действия того или иного фактора используют соответствующие опреде­ленной отрасли (производству) технико-экономичес­кие показатели.

Материалоемкость отрасли определяется удельным расходом сырья и основных материалов на производ­ство продукции, долей сырьевых затрат в себестоимос­ти произведенной продукции.

Водоемкость производства может быть определена с помощью тех же показателей (натуральных и стоимост­ных), что и материалоемкость отраслей.

Показателями энергоемкости отраслей могут служить доля топливно-энергетических затрат в себестоимости готовой продукции, удельные расходы топлива и энер­гии на ее производство.

Показателями трудоемкости отраслей являются за­траты (в человеко-часах) на единицу выпускаемой про­дукции, количество выпускаемой продукции в расчете на одного рабочего, доля заработной платы в себестои­мости продукции и др.

К районам и центрам потребления в основном тяготе­ют отрасли, выпускающие малотранспортабельную про­дукцию.

Зависимость размещения отраслей от транспортного фактора (фактор расстояния) определяется на основе уче­та сравнительной себестоимости перевозок сырья, топ­лива и готовой продукции. Если перевозки сырья и топ­лива превышают по затратам транспортировку готовой продукции, то производство выгодно размещать вблизи сырьевых и топливно-энергетических баз и, наоборот, в тех случаях, когда перевозка сырья и топлива обходит­ся дешевле, чем перевозка готовой продукции, отрасли ориентируются на потребителя.

Анализ приведенных и других технико-экономичес­ких показателей по каждой отрасли или виду произ­водства составляет основу для выводов и рекомендаций по поводу пространственной ориентации отраслей и пред­приятий промышленности. В этом отношении в составе обрабатывающей промышленности выделяются четыре группы отраслей и производств.

1. Отрасли, которые целесообразно развивать у источ­ников сырья (высокоматериалоемкая группа произ­водств): черная металлургия, производство тяжелых цвет­ных металлов (выплавка меди, свинца, цинка и др.), тяжелое машиностроение (производство горного и метал­лургического оборудования, подъемно-транспортных и дорожных машин), азотно-туковая и калийная промыш­ленность, производство соды, цемента, гипса, целлюлоз­но-бумажная, кожевенная, сахаропесочная промышлен­ность, производство растительного масла, хлопкоочис­тительная и др.

Затраты на сырье в этих отраслях составляют 20-80% себестоимости продукции, а удельный расход сы­рья в несколько раз превышает вес готовой продукции.

2.  Отрасли, тяготеющие к источникам дешевого топ­лива и энергии (энергоемкая группа производств): про­изводство смол и пластических масс, химических воло­кон и синтетического каучука, алюминиевая, магниевая, никелевая промышленность, тепловая электроэнергети­ка и др. Затраты на топливо и энергию в этих отраслях составляют 35—60% себестоимости продукции, удельный расход топлива и электроэнергии достигает максималь­ной величины.

3.  Отрасли, которые целесообразно развивать в райо­нах сосредоточения ресурсов труда, рабочей силы (тру­доемкая группа производств): радиотехника, приборо­строение, станкостроение, переработка пластмасс, тек­стильная, трикотажная, обувная, швейная промышлен­ность и др.

Эти отрасли отличаются повышенной долей заработ­ной платы в себестоимости продукции, незначительны­ми по весу расходами сырья, топлива и готовой продук­ции в расчете на одного работника.

4. Отрасли, тяготеющие к местам потребления гото­вой продукции (потребительская группа производств): сельскохозяйственное машиностроение, нефтеперераба­тывающая, резинотехническая, мебельная, железобетон­ных изделий, кирпичная, хлебопекарная, кондитерская, сахарорафинадная, винодельческая (розлив) промышлен­ность и др.

Затраты, связанные с доставкой сырья и топлива, в этих отраслях меньше расходов по вывозу готовой продукции в места потребления (при одной и той же дальности перевозки), удельные расходы сырья, топли­ва и электроэнергии невелики.

Размещение добывающих отраслей промышленнос­ти в основном зависит от действия природных факторов (размеры промышленных запасов, глубина и характер залегания полезных ископаемых, качество природных ресурсов) и факторов пространства. Отрасли добываю­щей промышленности должны размещаться так, чтобы затраты на добычу и транспортировку их продукции были минимальными.

Результаты полученных на этой основе выводов (клас­сификация отраслей), их сопоставление с соответствую­щими порайонными характеристиками природно-клима­тических, экономических, исторических, экологических и других условий (региональное распределение климата, ресурсов труда, топлива, сырья и т. п.) позволяют опре­делить местоположение (размещение) отраслей и произ­водств по факторам. Например, в нашей стране трудоем­кие отрасли: приборостроение, радиоэлектроника, стан­костроение — следует развивать, прежде всего, в хорошо обеспеченных ресурсами квалифицированной рабочей силы Центральном и Северо-Западном районах, энерго­емкие производства: алюминия, синтетического каучука и пластмасс — в энергоизбыточных районах Западной и Восточной Сибири, материалоемкое производство целлю­лозы и бумаги — в лесоизбыточных районах европейско­го Севера, Сибири и Дальнего Востока и т. п.

Однако такого рода решение вопроса по обоснованию размещения отраслей и производств (факторный анализ) является весьма упрощенным и может рассматриваться как предварительное, предшествующее проведению дру­гих исследований: технико-экономических, балансовых, экономико-математических и других расчетов.