13.2.9. Западно-Сибирский экономический район

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 

 

Состав района: Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами) области, Алтайский край и республика Алтай.

Площадь района 2,4 млн кв. км, население — 15 млн. человек.

Отрасли хозяйственной специализации: топливная, металлургическая, химическая и лесная промышлен­ность, производство зерна и животного масла.

Экономико-географическое положение. Район сосед­ствует с индустриальным Уралом, богатыми минераль­но-сырьевыми ресурсами областями Восточной Сибири и Казахстана.

Природные условия. Обширные площади, занятые болотами, тундрой, покрытые лесами, кислые дерново-подзолистые, серые лесные и торфянистые почвы таеж­ной зоны в своем естественном виде, без проведения ме­лиоративных и др. работ (осушение заболоченных зе­мель, известкование почв, вырубка леса, расчистка тер­ритории и др.) непригодны для сельскохозяйственного использования.

Наиболее благоприятны для сельского хозяйства при­родные условия южных областей, расположенных в ле­состепной и степной зонах (количество тепла и атмос­ферных осадков, достаточное для выращивания скоро­спелых зерновых и др. сельскохозяйственных культур, плодородные черноземные и каштановые почвы, боль­шие площади пастбищ и лугов).

Природные ресурсы. Велики запасы нефти (Самотлорское, Сургутское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мамонтовское и др. месторождения), природного газа (Урен­гойское, Ямбургское, Березовское, Медвежье, Заполяр­ное, Тазовское и др.), каменного угля (Кузнецкий бас­сейн), торфа, железных (Колпашевское, Бокчарское и др. месторождения) и марганцевых (Усинское месторож­дение) руд, полиметаллов (Салаирское, Золотушинское месторождения), ртути, золота, поваренной соли и мирабилитов (Кулундинское озеро), талька, барита, стро­ительных материалов, гидроресурсов (реки Обь, Иртыш, Катунь), биологических и лесных (около 90 % запасов леса района приходится на Тюменскую и Томскую об­ласти ресурсов).

Население. Средняя плотность 6,2 чел. на кв. км. Около 85% населения сосредоточено в лесостепной и степной части района. Район обладает большим науч­ным потенциалом, но является остродефицитным в от­ношении трудовых ресурсов.

Промышленность в Западной Сибири существенно преобладает над сельским хозяйством.

Топливно-энергетическая промышленность. Запад­ная Сибирь - основная топливная база России и СНГ (по поставкам и добыче нефти, природного газа и угля). Главные районы добычи нефти — Среднее Приобье (Ниж­невартовский и Сургутский районы) и Приуралье (Шаимский район). Добыча природного газа сконцентриро­вана на севере (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Губкинское и др. месторождения), угля — на юге (Кузнецкий бассейн) района. На угле Кузбасса, по­путном нефтяном, природном газе и нефти Тюменской области созданы крупные тепловые электростанции (Бе-ловская, Томь-Усинская, Южно-Кузбасская, Сургутская, Нижневартовская, Уренгойская ГРЭС и др.), газобензи­новые (Нижневартовск, Правдинск) и нефтеперераба­тывающие (Омск) заводы. Нефть, природный газ и уголь в большом количестве вывозятся в другие районы.

Черная металлургия в Западной Сибири представ­лена Новокузнецким и Западно-Сибирским металлур­гическими комбинатами, заводом ферросплавов в Ново­кузнецке, Новосибирским и Гурьевским передельными заводами. Предприятия отрасли используют железные руды Горной Шории и Хакасии, кокс — Кузбасса.

Цветная металлургия включает выплавку алюми­ния (Новокузнецк), цинка (Белово), олова (Новосибирск), добычу золота и ртути.

Машиностроение. В машиностроительном комплек­се района преобладают металлоемкие отрасли — производство горно-шахтного и металлургического оборудо­вания (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск), паровых котлов (Бийск), турбин и генераторов (Новоси­бирск), тракторов (Рубцовск), грузовых вагонов (Новоалтайск) и речных судов (Тюмень, Тобольск).

Химическая промышленность. Район специализи­руется на производстве синтетического каучука и авто­шин (Омск), синтетических смол и пластмасс (Новоси­бирск, Тобольск, Томск и др.), азотных удобрений (Ке­мерово), соды (пос. Михайловский Алтайского края).

Лесная промышленность. Основной район лесозаго­товок — Среднее Приобье. Центры лесопиления и дере­вообработки сформировались на юге Западной Сибири в местах пересечения рек железными дорогами (Томск, Асино, Новосибирск, Омск, Барнаул и др.).

Сельское хозяйство Западной Сибири имеет зерново-животноводческую направленность. Под зерновыми культурами занята большая часть посевной площади района. Основная зерновая культура — яровая пшени­ца. Посевы пшеницы и других зерновых (рожь, ячмень, овес, просо, гречиха) сосредоточены в южной — лесо­степной и степной - части района. Посевы технических культур занимают незначительные площади. В лесостеп­ной и степных районах выращивают подсолнечник и сахарную свеклу, лен-кудряш, в районах лесной зоны — лен-долгунец. Главная отрасль животноводства — ско­товодство молочно-мясного направления. На севере рай­она большое хозяйственное значение имеет оленевод­ство, на юге — овцеводство (тонкорунного и полутонко­рунного направления) и свиноводство.

Транспорт. Велика роль железнодорожного, трубо­проводного и водного транспорта. Основу железнодорож­ной сети образуют части Транссибирской (Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск), Среднесибирской (Иртышская — Корсун — Камень-на-Оби — Алтайская) и Южно-Сибирской (Кулунда - Барнаул - Артышта - Новокузнецк — Тайшет) магистрали, находящиеся на тер­ритории района. Большое значение имеют также же­лезные дороги Томск - Асино - Белый Яр - Ивдель — Обь, Тавда — Сотник (для перевозки леса и лесоматери­алов), Тюмень — Сотник — Сургут — Нижневартовск — Уренгой (для освоения нефтегазовых ресурсов), Кия — Шалтырь — Ачинск (для связи Кузбасса с Восточной Сибирью) и др.

Работа железных дорог существенно дополняется дру­гими видами транспорта - речным (реки Иртыш, То­бол, Тура, Обь, Томь, Бия, Чулым и др.), трубопровод­ным, автомобильным, воздушным. При этом трубопро водный транспорт играет особую роль в осуществлении межрайонных и международных связей (по вывозу гру­зов) Западной Сибири, а автомобильный и речной — в основном внутрирайонных. Северный морской путь так­же обеспечивает связи Западной Сибири с другими рай­онами страны.

Для района характерно преобладание объема выво­зимых грузов над ввозимыми. Он вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, черные и цветные металлы, хи­мические продукты и др.; ввозит машины и оборудова­ние, продовольствие, изделия легкой промышленности.

 

 

Состав района: Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами) области, Алтайский край и республика Алтай.

Площадь района 2,4 млн кв. км, население — 15 млн. человек.

Отрасли хозяйственной специализации: топливная, металлургическая, химическая и лесная промышлен­ность, производство зерна и животного масла.

Экономико-географическое положение. Район сосед­ствует с индустриальным Уралом, богатыми минераль­но-сырьевыми ресурсами областями Восточной Сибири и Казахстана.

Природные условия. Обширные площади, занятые болотами, тундрой, покрытые лесами, кислые дерново-подзолистые, серые лесные и торфянистые почвы таеж­ной зоны в своем естественном виде, без проведения ме­лиоративных и др. работ (осушение заболоченных зе­мель, известкование почв, вырубка леса, расчистка тер­ритории и др.) непригодны для сельскохозяйственного использования.

Наиболее благоприятны для сельского хозяйства при­родные условия южных областей, расположенных в ле­состепной и степной зонах (количество тепла и атмос­ферных осадков, достаточное для выращивания скоро­спелых зерновых и др. сельскохозяйственных культур, плодородные черноземные и каштановые почвы, боль­шие площади пастбищ и лугов).

Природные ресурсы. Велики запасы нефти (Самотлорское, Сургутское, Усть-Балыкское, Федоровское, Мамонтовское и др. месторождения), природного газа (Урен­гойское, Ямбургское, Березовское, Медвежье, Заполяр­ное, Тазовское и др.), каменного угля (Кузнецкий бас­сейн), торфа, железных (Колпашевское, Бокчарское и др. месторождения) и марганцевых (Усинское месторож­дение) руд, полиметаллов (Салаирское, Золотушинское месторождения), ртути, золота, поваренной соли и мирабилитов (Кулундинское озеро), талька, барита, стро­ительных материалов, гидроресурсов (реки Обь, Иртыш, Катунь), биологических и лесных (около 90 % запасов леса района приходится на Тюменскую и Томскую об­ласти ресурсов).

Население. Средняя плотность 6,2 чел. на кв. км. Около 85% населения сосредоточено в лесостепной и степной части района. Район обладает большим науч­ным потенциалом, но является остродефицитным в от­ношении трудовых ресурсов.

Промышленность в Западной Сибири существенно преобладает над сельским хозяйством.

Топливно-энергетическая промышленность. Запад­ная Сибирь - основная топливная база России и СНГ (по поставкам и добыче нефти, природного газа и угля). Главные районы добычи нефти — Среднее Приобье (Ниж­невартовский и Сургутский районы) и Приуралье (Шаимский район). Добыча природного газа сконцентриро­вана на севере (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье, Губкинское и др. месторождения), угля — на юге (Кузнецкий бассейн) района. На угле Кузбасса, по­путном нефтяном, природном газе и нефти Тюменской области созданы крупные тепловые электростанции (Бе-ловская, Томь-Усинская, Южно-Кузбасская, Сургутская, Нижневартовская, Уренгойская ГРЭС и др.), газобензи­новые (Нижневартовск, Правдинск) и нефтеперераба­тывающие (Омск) заводы. Нефть, природный газ и уголь в большом количестве вывозятся в другие районы.

Черная металлургия в Западной Сибири представ­лена Новокузнецким и Западно-Сибирским металлур­гическими комбинатами, заводом ферросплавов в Ново­кузнецке, Новосибирским и Гурьевским передельными заводами. Предприятия отрасли используют железные руды Горной Шории и Хакасии, кокс — Кузбасса.

Цветная металлургия включает выплавку алюми­ния (Новокузнецк), цинка (Белово), олова (Новосибирск), добычу золота и ртути.

Машиностроение. В машиностроительном комплек­се района преобладают металлоемкие отрасли — производство горно-шахтного и металлургического оборудо­вания (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск), паровых котлов (Бийск), турбин и генераторов (Новоси­бирск), тракторов (Рубцовск), грузовых вагонов (Новоалтайск) и речных судов (Тюмень, Тобольск).

Химическая промышленность. Район специализи­руется на производстве синтетического каучука и авто­шин (Омск), синтетических смол и пластмасс (Новоси­бирск, Тобольск, Томск и др.), азотных удобрений (Ке­мерово), соды (пос. Михайловский Алтайского края).

Лесная промышленность. Основной район лесозаго­товок — Среднее Приобье. Центры лесопиления и дере­вообработки сформировались на юге Западной Сибири в местах пересечения рек железными дорогами (Томск, Асино, Новосибирск, Омск, Барнаул и др.).

Сельское хозяйство Западной Сибири имеет зерново-животноводческую направленность. Под зерновыми культурами занята большая часть посевной площади района. Основная зерновая культура — яровая пшени­ца. Посевы пшеницы и других зерновых (рожь, ячмень, овес, просо, гречиха) сосредоточены в южной — лесо­степной и степной - части района. Посевы технических культур занимают незначительные площади. В лесостеп­ной и степных районах выращивают подсолнечник и сахарную свеклу, лен-кудряш, в районах лесной зоны — лен-долгунец. Главная отрасль животноводства — ско­товодство молочно-мясного направления. На севере рай­она большое хозяйственное значение имеет оленевод­ство, на юге — овцеводство (тонкорунного и полутонко­рунного направления) и свиноводство.

Транспорт. Велика роль железнодорожного, трубо­проводного и водного транспорта. Основу железнодорож­ной сети образуют части Транссибирской (Челябинск — Омск — Новосибирск — Красноярск), Среднесибирской (Иртышская — Корсун — Камень-на-Оби — Алтайская) и Южно-Сибирской (Кулунда - Барнаул - Артышта - Новокузнецк — Тайшет) магистрали, находящиеся на тер­ритории района. Большое значение имеют также же­лезные дороги Томск - Асино - Белый Яр - Ивдель — Обь, Тавда — Сотник (для перевозки леса и лесоматери­алов), Тюмень — Сотник — Сургут — Нижневартовск — Уренгой (для освоения нефтегазовых ресурсов), Кия — Шалтырь — Ачинск (для связи Кузбасса с Восточной Сибирью) и др.

Работа железных дорог существенно дополняется дру­гими видами транспорта - речным (реки Иртыш, То­бол, Тура, Обь, Томь, Бия, Чулым и др.), трубопровод­ным, автомобильным, воздушным. При этом трубопро водный транспорт играет особую роль в осуществлении межрайонных и международных связей (по вывозу гру­зов) Западной Сибири, а автомобильный и речной — в основном внутрирайонных. Северный морской путь так­же обеспечивает связи Западной Сибири с другими рай­онами страны.

Для района характерно преобладание объема выво­зимых грузов над ввозимыми. Он вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, черные и цветные металлы, хи­мические продукты и др.; ввозит машины и оборудова­ние, продовольствие, изделия легкой промышленности.