9.5. Машиностроение мира

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 

 

Машиностроение — главная отрасль мировой про­мышленности, на него приходится около 35% стоимос­ти мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение — наиболее трудоем­кое производство. Особенно высокой трудоемкостью от­личаются приборостроение, электротехническая и аэро­космическая промышленность, атомное машинострое­ние и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифици­рованной рабочей силой, наличие определенного уров­ня производственной культуры, центров научных ис­следований и разработок.

Близость к сырьевой базе важна лишь для некото­рых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горношахтного оборудования, котлостроение и др.).

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран - США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностро­ительной продукции, Япония - 15%, ФРГ - около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих стра­нах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроитель­ной продукции ключевая роль в развитии машиностро­ения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-кос­мической промышленности, микроэлектронике, робото­технике, атомно-энергетической технике, станкострое­нию, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной про­дукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — Швейцария, Швеция, Испания, Ни­дерланды и др. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отли­чие от развитых стран, машиностроение которых бази­руется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основ­ном на выпуск технически сложной и высококачествен­ной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специ­ализируется, как правило, на выпуске массовых, тру­доемких, на технически несложных, невысоких по ка­честву видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты ма­шин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Арген­тина, Мексика. Главные направления развития их ма­шиностроения — производство бытовой электротехни­ки, автомобилестроение, судостроение.

Машиностроение подразделяется на общее, включа­ющее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. отрасли, транс­портное машиностроение и электротехнику, включая электронику. Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые стра­ны являются также главными производителями и по­ставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В со­ставе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и элект­роники - США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых элек­троприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в стра­нах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наи­более динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно рас­тет и включает в настоящее время, наряду с традицион­ными, главными производителями автомобилей (Япо­ния, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Велико­британия, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнитель­но новые для отрасли страны - Южная Корея, Брази­лия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, су­достроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - от­сутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в раз­вивающиеся. Крупнейшими производителями судов ста­ли Южная Корея (опередила Японию и вышла на пер­вое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Ки­тай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть замет­ную роль в мировом судостроении.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации ра­бочей силы — США, России, Франции, Великобрита­нии, ФРГ, Нидерландах.

В территориальной структуре мирового машиностро­ения выделяют четыре главных региона — Северную Аме­рику, зарубежную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и СНГ.

На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэр­то-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В международном разделении труда ре­гион выступает как крупнейший производитель и экспор­тер машин высокой сложности, изделий тяжелого маши­ностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занима­ющих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль при­надлежит авиаракетно-космическому машиностроению, во­енно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестрое­нию и др.

На страны Европы (без СНГ) также приходится око­ло 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион представлен машиностроением всех видов, но особо вы­деляется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстиль­ной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленнос­ти), электротехникой и электроникой, транспортным ма­шиностроением (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ — крупнейший экспортер в регионе и мире продук­ции общего машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Вос­точной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фак­тор в развитии машиностроения в странах региона -относительная дешевизна рабочей силы. Лидер реги­она — Япония — вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер изделий наиболее квали­фицированных отраслей (микроэлектроника, электро­техника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. производят тру­доемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок.

Особый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ. Они имеют полную номенклатуру машино­строительного производства. Особенно большое развитие получили здесь отрасли военно-промышленного комплек­са, авиационной и ракетно-космической промышленнос­ти, бытовой электроники, отдельные несложные отрас­ли общего машиностроения (производство сельскохозяй­ственной техники, металлоемких станков, энергетичес­кого оборудования и др.). В то же время по ряду отрас­лей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отста­вание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные воз­можности развития машиностроения (значительный про­изводственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную маши­ностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством во­оружения и новейшей космической техники и вынужде­на даже импортировать много видов машин.

За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и слож­ности структуры производства центры машинострое­ния — Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велоси­педы, несложные виды бытовой техники (холодильни­ки, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

 

 

Машиностроение — главная отрасль мировой про­мышленности, на него приходится около 35% стоимос­ти мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение — наиболее трудоем­кое производство. Особенно высокой трудоемкостью от­личаются приборостроение, электротехническая и аэро­космическая промышленность, атомное машинострое­ние и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифици­рованной рабочей силой, наличие определенного уров­ня производственной культуры, центров научных ис­следований и разработок.

Близость к сырьевой базе важна лишь для некото­рых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горношахтного оборудования, котлостроение и др.).

В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран - США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностро­ительной продукции, Япония - 15%, ФРГ - около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих стра­нах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроитель­ной продукции ключевая роль в развитии машиностро­ения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-кос­мической промышленности, микроэлектронике, робото­технике, атомно-энергетической технике, станкострое­нию, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.

В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной про­дукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — Швейцария, Швеция, Испания, Ни­дерланды и др. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отли­чие от развитых стран, машиностроение которых бази­руется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основ­ном на выпуск технически сложной и высококачествен­ной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специ­ализируется, как правило, на выпуске массовых, тру­доемких, на технически несложных, невысоких по ка­честву видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты ма­шин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Арген­тина, Мексика. Главные направления развития их ма­шиностроения — производство бытовой электротехни­ки, автомобилестроение, судостроение.

Машиностроение подразделяется на общее, включа­ющее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. отрасли, транс­портное машиностроение и электротехнику, включая электронику. Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые стра­ны являются также главными производителями и по­ставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В со­ставе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и элект­роники - США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых элек­троприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в стра­нах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наи­более динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно рас­тет и включает в настоящее время, наряду с традицион­ными, главными производителями автомобилей (Япо­ния, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Велико­британия, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнитель­но новые для отрасли страны - Южная Корея, Брази­лия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, су­достроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - от­сутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в раз­вивающиеся. Крупнейшими производителями судов ста­ли Южная Корея (опередила Японию и вышла на пер­вое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Ки­тай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть замет­ную роль в мировом судостроении.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации ра­бочей силы — США, России, Франции, Великобрита­нии, ФРГ, Нидерландах.

В территориальной структуре мирового машиностро­ения выделяют четыре главных региона — Северную Аме­рику, зарубежную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и СНГ.

На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэр­то-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В международном разделении труда ре­гион выступает как крупнейший производитель и экспор­тер машин высокой сложности, изделий тяжелого маши­ностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занима­ющих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль при­надлежит авиаракетно-космическому машиностроению, во­енно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестрое­нию и др.

На страны Европы (без СНГ) также приходится око­ло 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион представлен машиностроением всех видов, но особо вы­деляется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстиль­ной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленнос­ти), электротехникой и электроникой, транспортным ма­шиностроением (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ — крупнейший экспортер в регионе и мире продук­ции общего машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Вос­точной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фак­тор в развитии машиностроения в странах региона -относительная дешевизна рабочей силы. Лидер реги­она — Япония — вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер изделий наиболее квали­фицированных отраслей (микроэлектроника, электро­техника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. производят тру­доемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок.

Особый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ. Они имеют полную номенклатуру машино­строительного производства. Особенно большое развитие получили здесь отрасли военно-промышленного комплек­са, авиационной и ракетно-космической промышленнос­ти, бытовой электроники, отдельные несложные отрас­ли общего машиностроения (производство сельскохозяй­ственной техники, металлоемких станков, энергетичес­кого оборудования и др.). В то же время по ряду отрас­лей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отста­вание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные воз­можности развития машиностроения (значительный про­изводственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную маши­ностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством во­оружения и новейшей космической техники и вынужде­на даже импортировать много видов машин.

За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и слож­ности структуры производства центры машинострое­ния — Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велоси­педы, несложные виды бытовой техники (холодильни­ки, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).