2.2.1. Организационно-управленческие аспекты
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40
На основании решения Правления и Совета директоров РАО «ЕЭС России» создано и 17.07.2002 зарегистрировано ОАО «СО–ЦДУ ЕЭС». В соответствии со статьей 3.1 Устава ОАО «СО–ЦДУ ЕЭС» создано в целях:
обеспечения укрепления, надежного функционирования и развития Единой энергетической системы Российской Федерации;
создания условий для эффективного функционирования рынка электроэнергии (мощности);
обеспечения соблюдения установленных технологических параметров функционирования электроэнергетики и стандартных показателей качества электрической энергии при условии экономической эффективности процесса оперативно-диспетчерского управления и принятия мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом рынке электрической энергии и розничных рынках;
обеспечения централизованного оперативно-технологического управления Единой энергетической системой России;
получения прибыли.
К сентябрю 2003 года штатная численность возросла до 5600. В состав Общества вошли 60 филиалов. Вследствие стремительного роста изменились требования к системе управления Обществом, в том числе в области управления человеческими ресурсами.
На первом этапе формирования Общества приоритетными задачами в области управления человеческими ресурсами являлись:
разработка и запуск процедур, направленных на формирование единых стандартов работы с персоналом;
создание нормативной базы, регламентирующей различные аспекты управления персоналом в условиях обширной филиальной сети.
В области управления человеческими ресурсами в Обществе достигнуты следующие результаты:
утверждены типовые документы, на основании которых филиалы разработали и согласовали с центральным аппаратом процедуры в области оплаты и стимулирования труда, трудового распорядка, социального обеспечения, предоставления отпусков, разработки положений и должностных инструкций и пр.;
разработаны единые для филиалов регламенты назначения руководителей и специалистов, где указаны требования к кандидатам на ключевые должности и порядок согласования кандидатов с центральным аппаратом, методика планирования расходов на оплату труда, пакет документов по коллективной форме организации и стимулирования труда, памятка для руководителей кадровых служб о порядке взаимодействия с Департаментом управления персоналом;
рассчитана нормативная численность персонала, согласованы и утверждены организационные структуры, штатные расписания, фонды оплаты труда филиалов, разработаны схемы должностных окладов;
проведен конкурсный отбор и согласованы с центральным аппаратом кандидаты на должности руководителей филиалов и на все ключевые должности в филиалах;
формируются, анализируются и утверждаются в центральном аппарате планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
произведен сбор и анализ информации о типовых проблемах в области управления человеческими ресурсами в филиалах, организовано селекторное совещание, на котором даны рекомендации по решению этих проблем.
Таким образом, задача первого этапа – формирование единых подходов к управлению человеческими ресурсами Общества – выполнена. В настоящее время требуется переход на качественно новый уровень управления человеческими ресурсами. С этой целью в Обществе проведено совещание с руководителями высшего звена, на котором обсуждались текущая ситуация в области управления человеческими ресурсами, проблемы и перспективы дальнейшего развития в этом направлении деятельности. На совещании были выявлены две группы проблем (общие и специфические):
Общие проблемы:
отсутствие долгосрочной программы развития Общества;
несовершенная система мотивации персонала;
несовершенная система подготовки персонала;
отсутствие системы бизнес-планирования процессов управления персоналом (на уровне должностных позиций и рабочих мест);
недостаточная эффективность системы обеспечения надежности деятельности и сохранения здоровья;
перегруженность персонала;
несформированность единой корпоративной культуры;
слабый топ-менеджмент в ряде филиалов;
недостаточно систематизированный подход к управлению человеческими ресурсами.
Специфические проблемы:
недостаточное количество специалистов на рынке труда, готовых для работы в Обществе;
длительность подготовки специалистов в профессиональной среде Общества;
высокий уровень ответственности и цена ошибки персонала;
высокие психофизиологические нагрузки.
В результате анализа деятельности по управлению человеческими ресурсами Общества участниками совещания и независимыми экспертами сделаны выводы о необходимости разработки и внедрения в Обществе системы управления человеческими ресурсами, которая позволит организовать работу с персоналом на качественно новом уровне.
На основании решения Правления и Совета директоров РАО «ЕЭС России» создано и 17.07.2002 зарегистрировано ОАО «СО–ЦДУ ЕЭС». В соответствии со статьей 3.1 Устава ОАО «СО–ЦДУ ЕЭС» создано в целях:
обеспечения укрепления, надежного функционирования и развития Единой энергетической системы Российской Федерации;
создания условий для эффективного функционирования рынка электроэнергии (мощности);
обеспечения соблюдения установленных технологических параметров функционирования электроэнергетики и стандартных показателей качества электрической энергии при условии экономической эффективности процесса оперативно-диспетчерского управления и принятия мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом рынке электрической энергии и розничных рынках;
обеспечения централизованного оперативно-технологического управления Единой энергетической системой России;
получения прибыли.
К сентябрю 2003 года штатная численность возросла до 5600. В состав Общества вошли 60 филиалов. Вследствие стремительного роста изменились требования к системе управления Обществом, в том числе в области управления человеческими ресурсами.
На первом этапе формирования Общества приоритетными задачами в области управления человеческими ресурсами являлись:
разработка и запуск процедур, направленных на формирование единых стандартов работы с персоналом;
создание нормативной базы, регламентирующей различные аспекты управления персоналом в условиях обширной филиальной сети.
В области управления человеческими ресурсами в Обществе достигнуты следующие результаты:
утверждены типовые документы, на основании которых филиалы разработали и согласовали с центральным аппаратом процедуры в области оплаты и стимулирования труда, трудового распорядка, социального обеспечения, предоставления отпусков, разработки положений и должностных инструкций и пр.;
разработаны единые для филиалов регламенты назначения руководителей и специалистов, где указаны требования к кандидатам на ключевые должности и порядок согласования кандидатов с центральным аппаратом, методика планирования расходов на оплату труда, пакет документов по коллективной форме организации и стимулирования труда, памятка для руководителей кадровых служб о порядке взаимодействия с Департаментом управления персоналом;
рассчитана нормативная численность персонала, согласованы и утверждены организационные структуры, штатные расписания, фонды оплаты труда филиалов, разработаны схемы должностных окладов;
проведен конкурсный отбор и согласованы с центральным аппаратом кандидаты на должности руководителей филиалов и на все ключевые должности в филиалах;
формируются, анализируются и утверждаются в центральном аппарате планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
произведен сбор и анализ информации о типовых проблемах в области управления человеческими ресурсами в филиалах, организовано селекторное совещание, на котором даны рекомендации по решению этих проблем.
Таким образом, задача первого этапа – формирование единых подходов к управлению человеческими ресурсами Общества – выполнена. В настоящее время требуется переход на качественно новый уровень управления человеческими ресурсами. С этой целью в Обществе проведено совещание с руководителями высшего звена, на котором обсуждались текущая ситуация в области управления человеческими ресурсами, проблемы и перспективы дальнейшего развития в этом направлении деятельности. На совещании были выявлены две группы проблем (общие и специфические):
Общие проблемы:
отсутствие долгосрочной программы развития Общества;
несовершенная система мотивации персонала;
несовершенная система подготовки персонала;
отсутствие системы бизнес-планирования процессов управления персоналом (на уровне должностных позиций и рабочих мест);
недостаточная эффективность системы обеспечения надежности деятельности и сохранения здоровья;
перегруженность персонала;
несформированность единой корпоративной культуры;
слабый топ-менеджмент в ряде филиалов;
недостаточно систематизированный подход к управлению человеческими ресурсами.
Специфические проблемы:
недостаточное количество специалистов на рынке труда, готовых для работы в Обществе;
длительность подготовки специалистов в профессиональной среде Общества;
высокий уровень ответственности и цена ошибки персонала;
высокие психофизиологические нагрузки.
В результате анализа деятельности по управлению человеческими ресурсами Общества участниками совещания и независимыми экспертами сделаны выводы о необходимости разработки и внедрения в Обществе системы управления человеческими ресурсами, которая позволит организовать работу с персоналом на качественно новом уровне.