Глава 8 Дурачок, ведь главное — надежность!
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Это второй из серии моих сценариев переговоров. Как и все остальные, он призван оживить процесс вашего обучения.
Прочитайте сценарий несколько раз, делая для себя пометки любым удобным для вас способом. Затем подумайте, как бы вы подготовились к встрече с компьютерной фирмой 2еи
та и как сформулировали бы свое предложение, помня обо всем, что уже прочитали в главах 1—7 и, конечно, прислушиваясь к тому, что подсказывает вам ваше чутье.
Однако не нужно изобретать несуп];ествующие «факты» сценария, чтобы решить дело так, как удобно вам. Если чего-то в сценарии нет, значит, и не будет. Просто придерживайтесь сюжета и готовьте свои ответы, основьшаясь на нем.
Приятного вам развлечения — и удачи!
СЦЕНАРИЙ ПЕРЕГОВОРОВ № 2 (ТЕСТ № 8): ДУРАЧОК, ВЕДЬ ГЛАВНОЕ - НАДЕЖНОСТЬ!
Медицинский комплекс Ьо1:Ыап десять месяцев назад нанял фирму 2еи
та для расчета и ведения ведомостей заработной платы. 2еи
та выиграла в тендере, несмотря на мощную конкуренцию со стороны других фирм и служб самого ЬогЫап. Контракт бьш заключен сроком на пять лет, а стоимость выполняемых 2еи
та работ составила €180 ООО в год (€15 ООО в месяц).
В прошлом месяце ошибка в компьютере вызвала сбой в обработке платежных ведомостей, что в свою очередь привело к тому, что ЬогЫап не смог вовремя выплатить своим сотрудникам зарплату. Возникли перебои в работе: штатный персонал покинул свои рабочие места, повсеместно устраивая собрания и митинги. Более серьезных проблем удалось избежать только срочной вьщачей работникам наличных из резервного фонда.
ЬосЫап провел ряд телефонных переговоров с Хеи^та о нарушении ими условий контракта. 2еи
ша предупредили об определенных действиях, которые намерен предпринять ЬосЫап. Это предупреждение бьшо подкреплено соответствующей служебной запиской.
В результате перебоев в работе больниц, вызванных тем, что медицинский персонал, подогретый слухами о задержке зарплаты, осаждал свои бухгалтерии, некоторые больницы потребовали изменений своих контрактов по части денежных компенсаций.
2еи
ша бьша проинформирована, что в случае подачи больницами исков ответственность за расходы ляжет на нее. При этом возможная сумма исков оценивалась в ^100 ООО. Компьютерную компанию предупредили о ее ответственности за возможную выплату этой суммы, а также и о том, что медицинский комплекс оставляет за собой право предъявить 2еи
та требования на дополнительную компенсацию, если больницам будут присуждены более высокие выплаты по их искам.
Кроме того, ЬосЫап заявил, что требует ЕЮ ООО в качестве компенсации за экстренную обработку ведомостей и раздачу зарплат каждому работнику индивидуально.
Однако самым важным стало то, что Ьо1:Ыап отказался поддерживать нынешний статус 2еи
та как «наиболее предпочтительного претендента» на выполнение проекта компьютеризации новых департаментов и офисов в администрации ком1шекса.
(Теперь представьте, что вы переговорщик, работающий на ЬоШап. Рассмотрите приводимую ниже дополнительную информацию в контексте разногласий с 2еи^а.)
Вы признаете, что 2еи
та сделала все, что было в ее силах, чтобы устранить проблему, как признаете и то, что их сервис вплоть до случившейся аварии бьш вполне удовлетворительным. С другой стороны, рабочие отношения в ряде больниц хорошими назвать сложно.
Вы уже обсуждали с Хеидта как предпочтительным претендентом задачи компьютеризации бухгалтерии, расчета расходов, графиков госпитализации, записей отдела кадров и т. д., что в потенциале могло увеличить их бизнес в пять раз (5 X Е180 ООО = €900 ООО; 5 лет х €900 ООО = €4,5 миллиона). Вы знаете, что ваша доля в обороте Хеи^та составляет 20 процентов.
С того момента, как вы обратились к 2еи
та, вам стало известно, что больницы, где имели место перебои в работе, либо отозвали свом иски по убыткам, либо резко сократили размер требуемых сумм. Предъявляемый вам на текущий момент счет составляет примерно €17 ООО и может сократиться еще больше по мере переговоров с представителями больниц. 2еи8;та пока ничего не известно об этом.
Ваш иск к 2еи
та на сумму €10 ООО за выплаты из резервного фонда включает в себя только стоимость рабочего времени на расчет заработной платы, упаковку денег и индивидуальную их раздачу. Это та же самая цифра, которую приводила 2еи
та в своем исходном анализе общих расходов на обработку зарплаты. Сюда не входят расходы на работу вашей прежней не компьютеризованной системы, включая ведение записей, работу налогового отдела, оплату службы безопасности и затраты рабочего времени в очередях в кассы. Для вас эти €10 ООО, скорее, символический штраф за причиненные неудобства, нежели попытка покрыть все понесенные расходы.
Вы можете отказаться от услуг 2еи
та и найти нового партнера, если 2.ещта не пойдет вам навстречу в части ваших требований о компенсации и если не внесет предложений по предотвращению подобных сбоев в будущем. Однако при разрыве контракта в одностороннем порядке вы должны будете выплатить штраф в Е53 ООО.
2еи
та утверждает, что получила неверные данныё из платежной кассы (неправильный налоговый код), но признает, что их оператор не обнаружил ошибку вовремя. К тому же у них произошел серьезный компьютерный сбой, не позволивший им своевременно ликвидировать проблему, а их резервный компьютер завис, когда в него ввели неверную информацию, что в результате вызвало дополнительный простой в работе.
Встреча с представителями 2еи
та должна состояться на днях.
Ну а теперь переходите к вопросам, чтобы попрактиковаться в искусстве ведения переговоров, используя уже накопленный вами в ходе чтения книги опыт и собственные запасы здравого смысла. Как бы вы приступили к переговорам с Хеи^та? Вы можете пользоваться записями, сделанными вами на отдельном листе бумаги, или короткими пометками на полях книги и выделенным в ней текстом.
И помните: Лисы жульничают в тестах по собственной инициативе, Овец приходится подталкивать к жульничеству, а Ослы вообще пропускают это упражнение. Совы дают свои ответы на все вопросы еще до того, как заглянут в мои комментарии.
ВОПРОСЫ к СЦЕНАРИЮ ПЕРЕГОВОРОВ № 2
8.1. Какова самая главная цель комплекса учреждений здравоохранения в этой ситуации и почему она является главной?
Что было бы серьезнейшей ошибкой в переговорах со стороны ШЫап?
В чем состоит ключевой интерес 2еидта в данном конфликте?
На какого рода соглашение должен нацеливаться ЬогЫап?
Какие вопросы 2еи
та не должна затрагивать на переговорах и почему?
КОММЕНТАРИИ К СЦЕНАРИЮ ПЕРЕГОВОРОВ № 2
8.1. Какова ваша главна цель в сложившейся ситуации?
Ваш главный интерес состоит в том, чтобы сбои с выплатой зарплаты персоналу больше не повторялись. В переговорах вы должны сконцентрировать всю свою энергию на том, чтобы добиться от 2еи
та доказательств того, что ситуация с несвоевременной выплатой вашим работникам была единственной и последней.
То, что 2еи
та не смогла в прошлом месяце обеспечить перевод денег на банковские счета ваших сотрудников, есть причина конфликта. Но ключевой задачей для вас является получение гарантий того, что подобных сбоев больше не будет. Не преуменьшая значения последствий происшедшего и ваших финансовых претензий к 2еи
та, вы должны думать о будущем, потому что компенсация за прошлые сбои вовсе не гарантирует безаварийную работу в дальнейшем.
Вы и ваши коллеги-переговорщики должны добиться гарантий от 2еи
та, причем гарантий, в деталях поясняющих их действия по предотвращению подобных сбоев. Обе стороны должны серьезно проанализировать тот факт, что именно ваша платежная касса дала неверную информацию (неправильный налоговый код) . Однако их оператор не заметрш ошибки. 2еи
та должна пояснить, что они собираются сделать, чтобы подобной ситуации больше не возникло. Возможно, необходим тренинг вовлеченного в процесс персонала как Ьо1:Ыап, так и Хеи^та. Кто будет за это платить?
Уверений 2ещта, что в будущем подобных сбоев не произойдет, недостаточно. Обещания должны быть подкреплены теми или иными санкциями, и вам стоит подумать о том, чтобы назначить весьма значительный штраф за возникновение такого же рода «аварийной ситуации». 2еи
ша, если она заинтересована в том, чтобы данные ею гарантии были приняты всерьез другой стороной, вряд ли будет отказываться от включения в договор «штрафного» параграфа. Если ваши партнеры настолько уверены, что такого никогда больше не произойдет, у них нет разумных оснований не принимать предложенные вами «штрафные» условия. Любые их колебания и сомнения по части предложенных вами санкций дают вам серьезный повод усомниться в надежности их гарантий и желании полностью выполнять взятые на себя обязательства.
8.2. Что бьшо бы серьезнейшей ошибкой
в переговорах со стороны Ьо4Ыап?
Вашей самой серьезной ошибкой бьшо бы стремиться в переговорах лшпь к получению компенсации за причиненный в прошлом месяце зтцерб, а не к обеспечению гарантий бесперебойной работы в будущем.
В письме, отправленном вами 2еи
та, указывались сумма в Е100 ООО по искам больниц и ЕЮ ООО как символическая компенсация за обработку и выплату зарплат вручную. Если вы сосредоточитесь на том, чтобы получить как можно более значительную финансовую компенсацию, то не только упустите из виду вашу главную цель, но и рискуете тем, что конфликт из-за несогласия сторон перейдет в судебное разбирательство.
2еи
ша наверняка будет подчеркивать тот факт, что вину за аварию нельзя полностью взваливать на них — в конце концов они получили от вас некорректные данные. Исходя из этого, они будут настаивать, что сумма ущерба должна быть возмещена обеими сторонами.
Уже сама сумма вашего предварительного иска в сопоставлении со стоимостью самого контракта неизбежно вызовет жесткое сопротивление 2еи
та. Они еще не знают, что сумма предъявленных вам исков упала до €17 ООО. То, как вы будете оперировать этой пока еще не раскрытой информацией, критически важно для избранной вами тактики. Если вы скроете от 2еи
ша резко сократившийся уровень исковых претензий или, что еще хуже, даже попытаетесь увеличить его, сказав, например, что общая сумма исков составляет теперь €200 ООО, то задача достижения соглашения станет очень и очень трудноразрешимой.
Безусловно, определенная сумма компенсации важна, однако это не самое главное. Вы можете поднять вопрос о компенсации, чтобы задать нужный тон переговорам, однако не следует слишком концентрироваться на этой проблеме в ущерб главной задаче: обеспечению безаварийной работы системы в будущем.
В дискуссии о компенсации вам, возможно, лучше перейти от требований разделить исковую ответственность в размере €100 ООО к предложению формулы, которая определяла бы в процентах ответственность каждой из сторон за окончательную сумму исков. Такой ход позволил бы сообщить партнеру хорошую новость об уменьшении исковых претензий до €17 ООО и не вызвать враждебности с его стороны.
Сумму €10 ООО можно обсудить отдельно, поскольку это нечто иное, как символический иск к 2еи
ша. Они вполне могут согласиться выплатить ее, чтобы обеспечить взаимное доверие, особенно если им удастся восстановить статус «предпочтительного претендента» в тендере на новые заказы.
8.3. В чем состоит ключевой интерес 2еи
та
в данном конфликте?
Главным интересом 2еи
та должно быть сохранение статуса «предпочтительного претендента» в борьбе за контракт, который может принести им дополнительные €.4,5 млн. У компании больше шанс выиграть тевдер, если она обладает статусом «предпочтительного претендента». Если же такого статуса у нее не будет, то и шансы соответственно уменьшаются. (Они сводятся к нулю, если в пока еще открытом конфликте 2еи
ша не удастся прийти к соглашению с вами.)
Чтобы сохранить за собой статус «предпочтительного претендента», 2еи
та должна проявить максимум внимания к главному вопросу, интересующему вас: к гарантиям того, чтобы сбои, подобные происшедшему, не произойдут в будзтцем. Для этого она должна убедить вас в эффективности всех мер, которые будут предприняты, и, вероятно, согласиться с выплатой (и даже предложить такую выплату) штрафа в случае повторения аварии.
2еираа должна направить все свои усилия в переговорах на то, чтобы полностью удовлетворить вас в этом вопросе.
2еи
та должна быть заинтересована и в том, чтобы сократить уровень требуемой вами компенсации или вообще исключить это требование. Если бы им пришлось заплатить сумму, близкую к той, что бьша указана в вашем письме, это поставило бы их в очень сложное финансовое положение.
Заплатить вам Е100 ООО означало бы вычеркнуть более половины их годового дохода (Е180 ООО) по существующему контракту и, вероятно, львиную прибьши за весь пятилетний срок контракта. Скорее всего, геирпа будет стараться уменьшить эту цифру, предложив формулу, связывающую общую вину (вы предоставили не совместимые с системой данные, а их оператор не заметил ошибку вовремя) с разделением финансовой ответственности между сторонами.
Что касается суммы в ЕЮ ООО, здесь возможные аргументы 2еи
ша бьши бы значительно слабее, поскольку эту сумму они сами зтсазали в своем предложении как стоимость ручной обработки расчета и распределения заработной платы. Сравнивая эту сумму с размером нового контракта (Е4,5 млн), 2еи8ша, скорее всего, заплатит ее на месте или выпишет кредит-ноту.
К какому соглашению следует стремиться вам?
Вы должны стремиться достичь пакетного соглашения, которое отвечало бы и вашим интересам, и интересам партнера.
Такое соглашение должно включать требование к Ееидша предоставить вам детальное и обоснованное изложение мер, которые они предпримут, чтобы обеспечить бесперебойную работу в бу- дуп1;ем. В соглашение должен быть внесен пункт об обязательной вьптлате штрафа в случае повторения аналогичного сбоя.
Рассмотрение вопроса о возвращении статуса «предпочтительного претендента» будет зависеть от того, насколько адекватно отреагирует 2еи
та на ваше разумное требование исключить возникновение в будущем аварийных ситуаций, а также от того, примет ли она пункт о штрафных санкциях за невыполнение такого условия. Однако сам исход тендерного конкурса будет зависеть от качества предложения Хеи^та и от результатов, которых она добьется в работе с текущим контрактом.
Что касается компенсации, вы можете рассчитывать на получение €10 ООО по вашему номинальному иску, но с требованием выплаты предъявленных вам €17 ООО (к началу переговоров эта сумма может стать еще меньше) следует быть несколько осторожнее. Вы можете возложить всю ответственность за эту сумму на 2еи
та или договориться о разделении ответственности между сторонами, помня об ошибке вашего собственного департамента (при условии, что у вас нет сомнений в том, как все произошло).
Какие вопросы 2еидта не должна затрагивать
на переговорах и почему?
2еи8та должна избегать одного: ссылок на внутренние проблемы вашей компании, связанные с недовольством персонала руководством. Подобный ход может показаться заманчивым, но это ошибочное мнение. Выдвини они такие обвинения—и обстановка непременно накалилась бы из вопроса, который не имеет никакого отношения к собственной несостоятельности геидта.
Одно можно сказать навергшка: какими плохими бы ни были рабочие отношения в организации, они могут значительно ухудшиться, если людям не выплатить вовремя их заработную плату! Конечно, неважные рабочие отношения подвигнут некоторых активистов к тому, чтобы использовать задержку выплат в критике менеджмента, но сбой произошел во всех больницах, а не только в тех, где существуют проблемы между персоналом и руководством.
Если 2еи
та все-таки намерена затронуть такую болезненную тему—что ж, проблема под рукой, можно использовать и ее. Но это лишь уведет переговорщиков в сторону и подвергнет риску исход переговоров. Переговоры на щекотливые темы—занятие нелегкое, и не стоит усложнять ситуацию уводящими в сторону вопросами. Сказанное в значительной степени относится и к вам, если вы будете зацикливаться на получении компенсации в Е100 ООО.
ТЕСТ НА САМООЦЕНКУ № 9
Вы — производитель оптоволоконного кабеля и наконец-то, после целой серии переносов и отмен, дождались разговора с главой крупнейшей в Европе фирмы кабельного телевидения. Он хочет, чтобы вы встретились с ним в терминале 4 аэропорта Хитроу за несколько мин)^ до его отлета в Австралию. Это ваш звездный шанс! Пока вы вместе идете через паспортный контроль, он начинает разговор с того, что запрашивает вашу «лучшую цену» на шестимесячный контракт по поставкам стандартных оптоволоконных сигма-усилителей. Что вы сделаете:
покажете, на что вы способны, назвав минимально возможную цену для того, чтобы как-то «протиснуться в дверь»;
назовете цену немного выше минимальной;
начнете с высокой цены, чтобы дать себе поле для маневра;
б.) пожелаете ему приятного полета?
Заказчик — крупная химическая компания, откликаясь на ваше предложение продать растворитель, заявил следующее: «Конкуренция на этом рынке очень серьезная, и вы могли бы пересмотреть цену». Вы:
согласитесь снизить цену, если он сделает заказ;
спросите его, насколько ваша цена выше цены конкурентов;
намекнете, что в таком слздхае ему стоит принять то, что предлагают другие;
(1) попросите показать предложения конкурентов; е) спросите, что же ему понравилось в вашем предложении?
Вы ведете переговоры с нью-йоркским издательством, выпускающим интерактивные обучающие программы на компакт-дисках, которое предложило вам издать вашу
серию интерактивных к)фсов менеджмента. Они предлагают вам аванс Е50 ООО в счет авторских отчислений: Е25 ООО сразу после подписания контракта и Е25 ООО после того, как материал будет принят. Они отвергли ваше контрпредложение об авансе в Е80 ООО, который делился бы по такому же принципу. Что сделаете вы:
согласитесь на их предложение;
скажете им, что оно не вполне вас устраивает;
внесете изменения в свое предложение; (1) повернетесь и уйдете?
Это второй из серии моих сценариев переговоров. Как и все остальные, он призван оживить процесс вашего обучения.
Прочитайте сценарий несколько раз, делая для себя пометки любым удобным для вас способом. Затем подумайте, как бы вы подготовились к встрече с компьютерной фирмой 2еи
та и как сформулировали бы свое предложение, помня обо всем, что уже прочитали в главах 1—7 и, конечно, прислушиваясь к тому, что подсказывает вам ваше чутье.
Однако не нужно изобретать несуп];ествующие «факты» сценария, чтобы решить дело так, как удобно вам. Если чего-то в сценарии нет, значит, и не будет. Просто придерживайтесь сюжета и готовьте свои ответы, основьшаясь на нем.
Приятного вам развлечения — и удачи!
СЦЕНАРИЙ ПЕРЕГОВОРОВ № 2 (ТЕСТ № 8): ДУРАЧОК, ВЕДЬ ГЛАВНОЕ - НАДЕЖНОСТЬ!
Медицинский комплекс Ьо1:Ыап десять месяцев назад нанял фирму 2еи
та для расчета и ведения ведомостей заработной платы. 2еи
та выиграла в тендере, несмотря на мощную конкуренцию со стороны других фирм и служб самого ЬогЫап. Контракт бьш заключен сроком на пять лет, а стоимость выполняемых 2еи
та работ составила €180 ООО в год (€15 ООО в месяц).
В прошлом месяце ошибка в компьютере вызвала сбой в обработке платежных ведомостей, что в свою очередь привело к тому, что ЬогЫап не смог вовремя выплатить своим сотрудникам зарплату. Возникли перебои в работе: штатный персонал покинул свои рабочие места, повсеместно устраивая собрания и митинги. Более серьезных проблем удалось избежать только срочной вьщачей работникам наличных из резервного фонда.
ЬосЫап провел ряд телефонных переговоров с Хеи^та о нарушении ими условий контракта. 2еи
ша предупредили об определенных действиях, которые намерен предпринять ЬосЫап. Это предупреждение бьшо подкреплено соответствующей служебной запиской.
В результате перебоев в работе больниц, вызванных тем, что медицинский персонал, подогретый слухами о задержке зарплаты, осаждал свои бухгалтерии, некоторые больницы потребовали изменений своих контрактов по части денежных компенсаций.
2еи
ша бьша проинформирована, что в случае подачи больницами исков ответственность за расходы ляжет на нее. При этом возможная сумма исков оценивалась в ^100 ООО. Компьютерную компанию предупредили о ее ответственности за возможную выплату этой суммы, а также и о том, что медицинский комплекс оставляет за собой право предъявить 2еи
та требования на дополнительную компенсацию, если больницам будут присуждены более высокие выплаты по их искам.
Кроме того, ЬосЫап заявил, что требует ЕЮ ООО в качестве компенсации за экстренную обработку ведомостей и раздачу зарплат каждому работнику индивидуально.
Однако самым важным стало то, что Ьо1:Ыап отказался поддерживать нынешний статус 2еи
та как «наиболее предпочтительного претендента» на выполнение проекта компьютеризации новых департаментов и офисов в администрации ком1шекса.
(Теперь представьте, что вы переговорщик, работающий на ЬоШап. Рассмотрите приводимую ниже дополнительную информацию в контексте разногласий с 2еи^а.)
Вы признаете, что 2еи
та сделала все, что было в ее силах, чтобы устранить проблему, как признаете и то, что их сервис вплоть до случившейся аварии бьш вполне удовлетворительным. С другой стороны, рабочие отношения в ряде больниц хорошими назвать сложно.
Вы уже обсуждали с Хеидта как предпочтительным претендентом задачи компьютеризации бухгалтерии, расчета расходов, графиков госпитализации, записей отдела кадров и т. д., что в потенциале могло увеличить их бизнес в пять раз (5 X Е180 ООО = €900 ООО; 5 лет х €900 ООО = €4,5 миллиона). Вы знаете, что ваша доля в обороте Хеи^та составляет 20 процентов.
С того момента, как вы обратились к 2еи
та, вам стало известно, что больницы, где имели место перебои в работе, либо отозвали свом иски по убыткам, либо резко сократили размер требуемых сумм. Предъявляемый вам на текущий момент счет составляет примерно €17 ООО и может сократиться еще больше по мере переговоров с представителями больниц. 2еи8;та пока ничего не известно об этом.
Ваш иск к 2еи
та на сумму €10 ООО за выплаты из резервного фонда включает в себя только стоимость рабочего времени на расчет заработной платы, упаковку денег и индивидуальную их раздачу. Это та же самая цифра, которую приводила 2еи
та в своем исходном анализе общих расходов на обработку зарплаты. Сюда не входят расходы на работу вашей прежней не компьютеризованной системы, включая ведение записей, работу налогового отдела, оплату службы безопасности и затраты рабочего времени в очередях в кассы. Для вас эти €10 ООО, скорее, символический штраф за причиненные неудобства, нежели попытка покрыть все понесенные расходы.
Вы можете отказаться от услуг 2еи
та и найти нового партнера, если 2.ещта не пойдет вам навстречу в части ваших требований о компенсации и если не внесет предложений по предотвращению подобных сбоев в будущем. Однако при разрыве контракта в одностороннем порядке вы должны будете выплатить штраф в Е53 ООО.
2еи
та утверждает, что получила неверные данныё из платежной кассы (неправильный налоговый код), но признает, что их оператор не обнаружил ошибку вовремя. К тому же у них произошел серьезный компьютерный сбой, не позволивший им своевременно ликвидировать проблему, а их резервный компьютер завис, когда в него ввели неверную информацию, что в результате вызвало дополнительный простой в работе.
Встреча с представителями 2еи
та должна состояться на днях.
Ну а теперь переходите к вопросам, чтобы попрактиковаться в искусстве ведения переговоров, используя уже накопленный вами в ходе чтения книги опыт и собственные запасы здравого смысла. Как бы вы приступили к переговорам с Хеи^та? Вы можете пользоваться записями, сделанными вами на отдельном листе бумаги, или короткими пометками на полях книги и выделенным в ней текстом.
И помните: Лисы жульничают в тестах по собственной инициативе, Овец приходится подталкивать к жульничеству, а Ослы вообще пропускают это упражнение. Совы дают свои ответы на все вопросы еще до того, как заглянут в мои комментарии.
ВОПРОСЫ к СЦЕНАРИЮ ПЕРЕГОВОРОВ № 2
8.1. Какова самая главная цель комплекса учреждений здравоохранения в этой ситуации и почему она является главной?
Что было бы серьезнейшей ошибкой в переговорах со стороны ШЫап?
В чем состоит ключевой интерес 2еидта в данном конфликте?
На какого рода соглашение должен нацеливаться ЬогЫап?
Какие вопросы 2еи
та не должна затрагивать на переговорах и почему?
КОММЕНТАРИИ К СЦЕНАРИЮ ПЕРЕГОВОРОВ № 2
8.1. Какова ваша главна цель в сложившейся ситуации?
Ваш главный интерес состоит в том, чтобы сбои с выплатой зарплаты персоналу больше не повторялись. В переговорах вы должны сконцентрировать всю свою энергию на том, чтобы добиться от 2еи
та доказательств того, что ситуация с несвоевременной выплатой вашим работникам была единственной и последней.
То, что 2еи
та не смогла в прошлом месяце обеспечить перевод денег на банковские счета ваших сотрудников, есть причина конфликта. Но ключевой задачей для вас является получение гарантий того, что подобных сбоев больше не будет. Не преуменьшая значения последствий происшедшего и ваших финансовых претензий к 2еи
та, вы должны думать о будущем, потому что компенсация за прошлые сбои вовсе не гарантирует безаварийную работу в дальнейшем.
Вы и ваши коллеги-переговорщики должны добиться гарантий от 2еи
та, причем гарантий, в деталях поясняющих их действия по предотвращению подобных сбоев. Обе стороны должны серьезно проанализировать тот факт, что именно ваша платежная касса дала неверную информацию (неправильный налоговый код) . Однако их оператор не заметрш ошибки. 2еи
та должна пояснить, что они собираются сделать, чтобы подобной ситуации больше не возникло. Возможно, необходим тренинг вовлеченного в процесс персонала как Ьо1:Ыап, так и Хеи^та. Кто будет за это платить?
Уверений 2ещта, что в будущем подобных сбоев не произойдет, недостаточно. Обещания должны быть подкреплены теми или иными санкциями, и вам стоит подумать о том, чтобы назначить весьма значительный штраф за возникновение такого же рода «аварийной ситуации». 2еи
ша, если она заинтересована в том, чтобы данные ею гарантии были приняты всерьез другой стороной, вряд ли будет отказываться от включения в договор «штрафного» параграфа. Если ваши партнеры настолько уверены, что такого никогда больше не произойдет, у них нет разумных оснований не принимать предложенные вами «штрафные» условия. Любые их колебания и сомнения по части предложенных вами санкций дают вам серьезный повод усомниться в надежности их гарантий и желании полностью выполнять взятые на себя обязательства.
8.2. Что бьшо бы серьезнейшей ошибкой
в переговорах со стороны Ьо4Ыап?
Вашей самой серьезной ошибкой бьшо бы стремиться в переговорах лшпь к получению компенсации за причиненный в прошлом месяце зтцерб, а не к обеспечению гарантий бесперебойной работы в будущем.
В письме, отправленном вами 2еи
та, указывались сумма в Е100 ООО по искам больниц и ЕЮ ООО как символическая компенсация за обработку и выплату зарплат вручную. Если вы сосредоточитесь на том, чтобы получить как можно более значительную финансовую компенсацию, то не только упустите из виду вашу главную цель, но и рискуете тем, что конфликт из-за несогласия сторон перейдет в судебное разбирательство.
2еи
ша наверняка будет подчеркивать тот факт, что вину за аварию нельзя полностью взваливать на них — в конце концов они получили от вас некорректные данные. Исходя из этого, они будут настаивать, что сумма ущерба должна быть возмещена обеими сторонами.
Уже сама сумма вашего предварительного иска в сопоставлении со стоимостью самого контракта неизбежно вызовет жесткое сопротивление 2еи
та. Они еще не знают, что сумма предъявленных вам исков упала до €17 ООО. То, как вы будете оперировать этой пока еще не раскрытой информацией, критически важно для избранной вами тактики. Если вы скроете от 2еи
ша резко сократившийся уровень исковых претензий или, что еще хуже, даже попытаетесь увеличить его, сказав, например, что общая сумма исков составляет теперь €200 ООО, то задача достижения соглашения станет очень и очень трудноразрешимой.
Безусловно, определенная сумма компенсации важна, однако это не самое главное. Вы можете поднять вопрос о компенсации, чтобы задать нужный тон переговорам, однако не следует слишком концентрироваться на этой проблеме в ущерб главной задаче: обеспечению безаварийной работы системы в будущем.
В дискуссии о компенсации вам, возможно, лучше перейти от требований разделить исковую ответственность в размере €100 ООО к предложению формулы, которая определяла бы в процентах ответственность каждой из сторон за окончательную сумму исков. Такой ход позволил бы сообщить партнеру хорошую новость об уменьшении исковых претензий до €17 ООО и не вызвать враждебности с его стороны.
Сумму €10 ООО можно обсудить отдельно, поскольку это нечто иное, как символический иск к 2еи
ша. Они вполне могут согласиться выплатить ее, чтобы обеспечить взаимное доверие, особенно если им удастся восстановить статус «предпочтительного претендента» в тендере на новые заказы.
8.3. В чем состоит ключевой интерес 2еи
та
в данном конфликте?
Главным интересом 2еи
та должно быть сохранение статуса «предпочтительного претендента» в борьбе за контракт, который может принести им дополнительные €.4,5 млн. У компании больше шанс выиграть тевдер, если она обладает статусом «предпочтительного претендента». Если же такого статуса у нее не будет, то и шансы соответственно уменьшаются. (Они сводятся к нулю, если в пока еще открытом конфликте 2еи
ша не удастся прийти к соглашению с вами.)
Чтобы сохранить за собой статус «предпочтительного претендента», 2еи
та должна проявить максимум внимания к главному вопросу, интересующему вас: к гарантиям того, чтобы сбои, подобные происшедшему, не произойдут в будзтцем. Для этого она должна убедить вас в эффективности всех мер, которые будут предприняты, и, вероятно, согласиться с выплатой (и даже предложить такую выплату) штрафа в случае повторения аварии.
2еираа должна направить все свои усилия в переговорах на то, чтобы полностью удовлетворить вас в этом вопросе.
2еи
та должна быть заинтересована и в том, чтобы сократить уровень требуемой вами компенсации или вообще исключить это требование. Если бы им пришлось заплатить сумму, близкую к той, что бьша указана в вашем письме, это поставило бы их в очень сложное финансовое положение.
Заплатить вам Е100 ООО означало бы вычеркнуть более половины их годового дохода (Е180 ООО) по существующему контракту и, вероятно, львиную прибьши за весь пятилетний срок контракта. Скорее всего, геирпа будет стараться уменьшить эту цифру, предложив формулу, связывающую общую вину (вы предоставили не совместимые с системой данные, а их оператор не заметил ошибку вовремя) с разделением финансовой ответственности между сторонами.
Что касается суммы в ЕЮ ООО, здесь возможные аргументы 2еи
ша бьши бы значительно слабее, поскольку эту сумму они сами зтсазали в своем предложении как стоимость ручной обработки расчета и распределения заработной платы. Сравнивая эту сумму с размером нового контракта (Е4,5 млн), 2еи8ша, скорее всего, заплатит ее на месте или выпишет кредит-ноту.
К какому соглашению следует стремиться вам?
Вы должны стремиться достичь пакетного соглашения, которое отвечало бы и вашим интересам, и интересам партнера.
Такое соглашение должно включать требование к Ееидша предоставить вам детальное и обоснованное изложение мер, которые они предпримут, чтобы обеспечить бесперебойную работу в бу- дуп1;ем. В соглашение должен быть внесен пункт об обязательной вьптлате штрафа в случае повторения аналогичного сбоя.
Рассмотрение вопроса о возвращении статуса «предпочтительного претендента» будет зависеть от того, насколько адекватно отреагирует 2еи
та на ваше разумное требование исключить возникновение в будущем аварийных ситуаций, а также от того, примет ли она пункт о штрафных санкциях за невыполнение такого условия. Однако сам исход тендерного конкурса будет зависеть от качества предложения Хеи^та и от результатов, которых она добьется в работе с текущим контрактом.
Что касается компенсации, вы можете рассчитывать на получение €10 ООО по вашему номинальному иску, но с требованием выплаты предъявленных вам €17 ООО (к началу переговоров эта сумма может стать еще меньше) следует быть несколько осторожнее. Вы можете возложить всю ответственность за эту сумму на 2еи
та или договориться о разделении ответственности между сторонами, помня об ошибке вашего собственного департамента (при условии, что у вас нет сомнений в том, как все произошло).
Какие вопросы 2еидта не должна затрагивать
на переговорах и почему?
2еи8та должна избегать одного: ссылок на внутренние проблемы вашей компании, связанные с недовольством персонала руководством. Подобный ход может показаться заманчивым, но это ошибочное мнение. Выдвини они такие обвинения—и обстановка непременно накалилась бы из вопроса, который не имеет никакого отношения к собственной несостоятельности геидта.
Одно можно сказать навергшка: какими плохими бы ни были рабочие отношения в организации, они могут значительно ухудшиться, если людям не выплатить вовремя их заработную плату! Конечно, неважные рабочие отношения подвигнут некоторых активистов к тому, чтобы использовать задержку выплат в критике менеджмента, но сбой произошел во всех больницах, а не только в тех, где существуют проблемы между персоналом и руководством.
Если 2еи
та все-таки намерена затронуть такую болезненную тему—что ж, проблема под рукой, можно использовать и ее. Но это лишь уведет переговорщиков в сторону и подвергнет риску исход переговоров. Переговоры на щекотливые темы—занятие нелегкое, и не стоит усложнять ситуацию уводящими в сторону вопросами. Сказанное в значительной степени относится и к вам, если вы будете зацикливаться на получении компенсации в Е100 ООО.
ТЕСТ НА САМООЦЕНКУ № 9
Вы — производитель оптоволоконного кабеля и наконец-то, после целой серии переносов и отмен, дождались разговора с главой крупнейшей в Европе фирмы кабельного телевидения. Он хочет, чтобы вы встретились с ним в терминале 4 аэропорта Хитроу за несколько мин)^ до его отлета в Австралию. Это ваш звездный шанс! Пока вы вместе идете через паспортный контроль, он начинает разговор с того, что запрашивает вашу «лучшую цену» на шестимесячный контракт по поставкам стандартных оптоволоконных сигма-усилителей. Что вы сделаете:
покажете, на что вы способны, назвав минимально возможную цену для того, чтобы как-то «протиснуться в дверь»;
назовете цену немного выше минимальной;
начнете с высокой цены, чтобы дать себе поле для маневра;
б.) пожелаете ему приятного полета?
Заказчик — крупная химическая компания, откликаясь на ваше предложение продать растворитель, заявил следующее: «Конкуренция на этом рынке очень серьезная, и вы могли бы пересмотреть цену». Вы:
согласитесь снизить цену, если он сделает заказ;
спросите его, насколько ваша цена выше цены конкурентов;
намекнете, что в таком слздхае ему стоит принять то, что предлагают другие;
(1) попросите показать предложения конкурентов; е) спросите, что же ему понравилось в вашем предложении?
Вы ведете переговоры с нью-йоркским издательством, выпускающим интерактивные обучающие программы на компакт-дисках, которое предложило вам издать вашу
серию интерактивных к)фсов менеджмента. Они предлагают вам аванс Е50 ООО в счет авторских отчислений: Е25 ООО сразу после подписания контракта и Е25 ООО после того, как материал будет принят. Они отвергли ваше контрпредложение об авансе в Е80 ООО, который делился бы по такому же принципу. Что сделаете вы:
согласитесь на их предложение;
скажете им, что оно не вполне вас устраивает;
внесете изменения в свое предложение; (1) повернетесь и уйдете?