Глава 3 Худший поступок, который вы можете совершить по отношению к другому переговорщику, или Как избежать «сказочной сделки»

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 

Какой наихудший поступок вы можете совершить по отноше­нию кдругому переговорщику? Вот ответы, которые мы постоянно слышим на наших семинарах:

«Оскорбить его»;

«Разозлить его»;

«Обратиться к его боссу»-, ^

«Поставить его в идиотское положение».

Всех этих действий, вероятно, следует избегать. Однако ни одно из них не есть наихудший поступок, который вы можете совершить по отношению к другому переговорщику. Самое худшее, что вы можете сделать, это

ПРИНЯТЬ ПЕРВОЕ ЖЕ ЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

Но почему принять первое же предложение переговорщика — это плохо, особенно если это предложение, от которого «невозмож­но отказаться»?

Младший торговый персонал особенно склонен к тому, чтобы бездумно принимать «предложение-от-которого-я-не-могу-отка- заться». Причина кроется отчасти в тренинговых программах, пре­вращающих людей в «приемщиков заказов». «Заказ, любой заказ, и только заказ!»—вбивается в их головы инструкторами, которые забывают о другой необходимой в бизнесе вещи: выгодности. Вы­пускники таких курсов напоминают футболистов в компьютерной игре, у которых одна цель — забить мяч в ворота (включая собс­твенные ворота!}, потому что программист забыл сделать различие между своими воротами и чужими.

Младший торговый персонал совершает огромнейшую ошиб­ку, принимая первое же предложение. Происходит это обычно из-за недостатка опыта.

Человек всегда испытывает нечто, похожее на эйфорию, вы­полнив трудную задачу. Те, кто начинал с телефонных продаж «вслепую», наверняка знают, как трудно получить первый заказ от потенциального клиента. Именно эта эйфория (или чувство облег­чения) от того, что наконец-то кто-то хочет купить, и заставляет на­чинающего коммивояжера выкрикнуть радостное «да!» в ответ на первое же предложение. Покупатель подписал — хватай контракт и беги! Потому-то лучшими переговорщиками часто становятся женщины: еще на коленях у матери они учатся тому, что никогда не следует принимать первое предложение мужчины!

Если бы подобным образом вели себя лишь новички, это бьшо бы не страшно и поправимо. Продавцы постепенно набираются опыта, и если они не сумеют или не захотят продавать, найдут себе другую работу, а опыт со временем научит их всегда подвергать сомнению первое предложение партнера.

Однако привьика принимать первое предложение широко рас­пространена и среди профессиональных переговорщиков, в том числе и тех, у кого есть немалый опыт. Это ставит перед нами пер­вую задачу, которую предстоит решить. Рано или поздно вы окаже­тесь в ситуации, когда перед вами (или другой стороной) замаячит соблазн принять первое же предложение.

Я хочу показать на примере, какие серьезные неприятности грозят даже самым опытным переговорщикам, принимающим первое предложение другой стороны. У нас в Западной Шотландии есть несколько известных яхт-клубов. Их члены — представители самых разных слоев населения, но, как это обычно бывает в жизни, владельцы самых дорогих моделей и владельцы более скромных яхт, как правило, находятся на противоположных концах имущес­твенной шкалы.

В этих кругах размер и водоизмещение судна позволяют опре­делить социальнзто позицию его владельца. Такие человеческие слабости дорого стоят, но очень немногим удается не поддаться им. Наверное, поэтому один остроумный человек определил яхту как дырку в море, в которую владелец без перерыва вливает деньги.

Некоторые покупают яхты ради удовольствия пройтись под па­русом, что на западе Шотландии означает прогулку в восьмибалль­ный шторм (на Бермудах или в Средиземноморье дело ограничи­вается порцией загара). Для примера: в Сан-Тропе, во Франции, люди платят тысячи долларов, нанимая яхту на несколько дней. При этом они и в мыслях не держат покидать гавань. Наниматели самых дорогих яхт сидят на палубе и потягивают шампанское, гля­дя на толпы людей на причале, которые смотрят на них, сидящих на палубе и потягивающих шампанское.

Очевидно, что владельцы дорогих яхт в полной мере удовлетво­ряют некую сущностную классово-племенную потребность своих клиентов, а потому нисколько не стесняются заламывать запре­дельные цены за прокат.

Но вернемся в Шотландию. Здесь представитель малого бизне­са со средним достатком (скажем, Энгус Мактавиш) захотел обза­вестись яхтой побольше прежней, положив глаз на одну красавицу, выставленную на продажу в его яхт-клубе. Яхта принадлежала ко­мандору (титул, примерно равноценный званию капитана в гольф- клубе). Командор хотел ^153 ООО за свое судно. Он, будучи еще более состоятельной личностью, чем Энгус, тоже присматривал яхту побольше.

ОСТОРОЖНО: ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

Нетерпеливый продавец-оптовик наручных часов, на­бравшись опыта переговоров со своей сельской клиенту­рой, решил избавиться от обязательной прелюдии «насчет

поторговаться» и перейти прямо к цене, на которой он со­шелся с покупателем в последний раз.

Он запустил свой план в действие в первой же точке, за­ехав в магазин у самого шоссе в горах Катскилл.

А давайте-ка сэкономим кзтау времени и сил, — ска­зал он владельцу. — Обойдемся без ритуального танца меж­ду максимумом, который запрашивал бы я, и минимумом, который вы стали бы мне предлагать.

Покупатель недовертаво посмотрел на него, но ничего не сказал. Коммивояжер воспринял это как согласие с его предложением.

О'кей, — сказал он. — Я называю лучшую цену — а вы говорите мне, сколько часов вы хотите взять по этой цене. После чего мы оба сможем отправиться порыбачить в тенечке.

Он назвал очень пристойную цену — гораздо ниже той, с которой обычно начинал, и даже меньше цены, которую взял в последней сделке. Такая цена просто обязана была по­догреть покупателя.

Ну так сколько же часов вы хотите взять по этой моей наилучшей цене? — спросил продавец часов.

Нисколько, — ответил покупатель.

Нисколько?! — переспросил ошарашенный прода­вец. — Да эта цена ниже, чем в прошлом году, и это моя на­илучшая цена! Ну, сколько вы берете?

Вы там, наверное, думаете, что мы тут в деревне все идиоты, — произнес покупатель. — Мне-то давно известно, что каждый городской хлыщ, клянущийся, что начинает с самой лучшей цены, всегда оставляет путь к отступлению до самой низкой цены. Но когда дело дойдет и до нее, я все равно могу сказать, что никаких часов не возьму!

Они торговались весь день—до самой темноты. В конце концов сошлись на цене, которая бьиа гораздо ниже «самой лучшей цены» коммивояжера, что дало ему прибьшь, не покрывающую даже расходы на бензин.

Зато он понял две ценные веш|И. Во-первых, обес­печь удовольствие другому переговорщику — дай ему пространство для торговли. А во-вторых, деревенский люд никогда не принимает самое первое предложение городских пижонов. Да и кого бы то ни было вообще.

Максимум, что мог собрать Энгус для покупки командорской яхты, бьио €145 ООО. Сюда входили деньги, которые он мог выру­чить от продажи своей яхты, плюс небольшой заем, сделанный им в банке.

Однажды днем Энгус оказался в клубе, где у него произошел разговор с командором. Слово за слово, они заговорили о яхтах—и Энгус проявил свой интерес к яхте командора. Командор сказал, что был бы счастлив продать свое судно Энгусу, «достойнейшему члену клуба», и все такое прочее.

Энгус решил перейти поближе к той цене, которую рассчиты­вал заплатить:

—Максимум, которыйя могу предложить за вашу яхту—Е143 ООО (пару тысяч он пока придержал), но, думаю, вы врдд ли согласи­тесь...

Каково же было его удивление, когда командор ответил: Хорошо, Энгус. Я продам вам свою яхту за 143 ООО.

Они пожали друг другу руки и отправились оформлять бумаги. (Оба они были юристами, а в Шотландии устное соглашение — это обязательный к исполнению контракт.)

Буквально через несколько минут на Энгуса накатили сомне­ния. Почему-то все это дело вогнало его в тоску. Вместо того чтобы на всех парах нестись к миссис Мактавиш и сообщить ей радостную весть о покупке командорской яхты (жена Энгуса тоже обожала ходить под парусом), Энгус задумался: а правильно ли он вообще поступил?

Что сказала бы миссис Мактавиш, узнав, что он купил яхту це­ной 2153 ООО за Е143 ООО? Она спросила бы, как долго они торгова­лись и на какие уступки пошел ее муж, чтобы заполучить яхту за эту цену. Скажи он ей, что вся сделка заняла 15 секунд — это сразу же вызвало бы подозрения либо в правдивости слов мужа («Заплатил гораздо больше, чем €143 ООО, и теперь скрывает от нее правду»), либо в достоинствах самой яхты.

Да и сам Энгус сейчас вспоминал все изъяны командорско­го судна (он несколько раз выходил на нем в море). Его также беспокоили те изъяны, о которых он мог и не знать. До того, как сделка состоялась, он был готов проигнорировать известные не­достатки и даже найти им оправдание. Теперь же, когда договор был скреплен рукопожатием, эти изъяны разрастались в глазах Энгуса до неимоверных размеров. Он пытался понять: заключил ли он выгодную сделку или приобрел барахло под парусом?

Мы не знаем, что обо всем этом думал командор, поскольку весь печальный рассказ мне поведал сам Энгус. Но мне дулшется, что командор испытывал не меньшие муки, размышляя о том, что он сделал.

ПРИШЛИТЕ НАМ СЧЕТ!

Недавно ко мне обратилась одна международная ком­пания с предложением провести двухчасовой семинар по практике ведения переговоров для их топ-менеджмента.

Прежде чем утвердить план семинара, президент компа­нии проинтервьюировал меня. Он задал вопросы о тематике, а я продемонстрировал ему слайд-шоу, посвященное худшему поступку, который один переговорщик может совершить по отношению к другому: принять первое же его предложение. Президент одобрил презентацию, добавив: «Моим ребятам не повредит такая установка!»

После того как мы оговорили детали, он сказал, что мож­но приступать к делу. Президент уже бьш готов попрощаться со мной, когда я намекнул, что стоит оговорить и гонорар.

Сколько вы обычно берете? — спросил президент компании.

—- Обычно? 1800 фунтов в день, — ответил я, оншдая на­чала торгов.

Прекрасно, — сказал президент компании. — Просто пришлите нам счет!

Из кабинета президента профессионал-переговорщик вьппел в весьма подавленном состоянии. По сей день он пыта­ется понять, какой гонорар ему надо было бы запросить...

А что скажет миссис командорша, узнав, что ее муж продал их яхту, стоящую €153 ООО, за Е143 ООО, договорившись обо всем в течение 15 секунд? Она вряд ли будет в восторге от его деловых способностей (да и худшие ожидания ее мамы наконец-то оправ­даются —^ ведь за каждым преуспевшим человеком стоит его разо­чарованная теща).

Энгус будет вечно терзаться вопросом: на какую же цену сошасил- ся бы командор, если он принял €143 ООО, не моргнув глазом? Может, стоило начать со €141 ООО, или со €140 ООО, или — а почему бы и нет? — со €130 ООО? Ответ на свой вопрос он так никогда и не узнает.

И это незнание изводит его. Оно выматывает его настолько, что вся сделка не дает ему ни капли удовольствия.

Так что же сделал командор с Энгусом, приняв первое же его предложение?

Он сделал Энгуса несчастным человеком.

Вместо обоюдовыгодной купли-продажи они заключили сом­нительную сделку.

Он подорвал веру Энгуса в свои силы и способности переговор­щика. Собственно, и с собой он сделал то же самое. Вместо двух довольных заключенной сделкой людей — два недовольных и сом­невающихся человека.

Если бы командор отнесся к первому предложению Энгуса с должным уважением, они оба остались бы довольны сделкой, даже если Энгусу пришлось заплатить за яхту больше, чем €143 ООО!

Как командор мог бы добиться столь замечательного результа­та, заключив сделку на более невыгодную для Энгуса сумму, чем та, на которой они сошлись в ходе своих пятнадцатисекундных пе­реговоров?

Подумайте, что произошло бы, если бы командор стал торго­ваться с Энгусом по поводу его первого предложения в €143 ООО. Как он это делал бы, в данном случае не имеет значения (мы зай­мемся техникой процесса торговли позже). Главное, что он сделал бы именно это.

Предположим, что по истечении некоторого времени ему уда­лось бы заставить Энгуса поднять цену со €143 ООО до его макси­мально возможной с)лммы в €145 ООО (или даже больше, вынудив Энгуса снова обратиться в банк). Если бы они сошлись на более высокой цене, порадовало бы это Энгуса?

Да!

Он бросился бы домой к миссис Мактавиш, чтобы рассказать ей, какой гениальный переговорщик ее муж. Яхту, которая стоила €153 ООО, он купил для них за «какие-то» €145 ООО — практически даром!

Он отмахнулся бы от имеющихся дефектов как от пустяка («нормальный положенный износ, а так-то яхта — настоящий крейсер!») и пустился бы в рассуждения о том, насколько выиграет имидж семьи, которая обзавелась теперь таким «величественным» судном — вот вам, дорогие соседи, вам и вашему Сан-Тропе!

Так что, в общем и целом, он бьш бы чрезвычайно доволен со­бой.

Как, собственно, и командор. Он получил бы более высокую цену, чем та, которая была предложена изначально, — на 2000 фун­тов, а то и больше. На его жену это произвело бы должное впе­чатление — во всяком случае поводов расстраиваться у нее было бы меньше. И он доказал бы самому себе, что как переговорщик чего-то стоит.

Все сказанное остается в силе даже в том слз^ае, если бы окон­чательная цена осталась той же, что и исходная.

Как это?

Если бы командор поторговался и увидел, что ему не уда­ется поднять цену, но при этом все-таки старался выторговать какие-то условия (допустим, «депозит наличными, остальное не позднее двух дней, только яхта, без содержимого камбуза и кают, и без радара»), то он заставил бы Энгуса потрудиться над сделкой. Сделкой, которая потребовала массы усилий, человек обычно остается доволен. Я знаю. Я слышал, что говорил Энгус по этому поводу.

Ошибкой в их договоре была не сумма. Ошибкой было то, как они к этой сумме пришли. Даже сейчас, шестнадцать лет спустя, они все еще хмуро поглядывают друг на друга, а Энгус по-прежне- му делится со мной рассказами о том, как он покупал «Изабеллу» (правда, как большинство «жертв», он винит самого себя). Но, пос­кольку он продолжает выходить на ней в море, я думаю, что с неко­торыми недостатками яхты он все-таки примирился.

ДАЖЕ ОЧЕНЬ УМНЫЕ ЛЮДИ ВЛЯПЫВАЮТСЯ В «ВЫГОДНЫЕ СДЕЛКИ»

Профессора университетов обычно считают себя умней­шими людьми в мире и в целом весьма довольны своим уме­нием добиться того, что хотят.

Профессор маркетинга из европейской школы бизнеса был приглашен—вместе со своим американским коллегой — прочесть четырехнедельный курс лекций для топ-менедже­ров в одном из университетов на Среднем Западе (США).

Приглашающая сторона поинтересовалась у профессо­ра, какой гонорар он хотел бы получить за такой курс. Про­фессор, просидев в глубоких размышлениях целую неделю, в конце концов запросил €24 ООО. Для себя он оправдывал свое требование сотнями аргументов, включая удовольст­вие от того, что «покажет этим американцам, что, если они хотят получить самое лучшее, им придется за это платить».

Он был немножко удивлен, хотя и обрадован, когда аме­риканский университет принял его требование, не моргнув глазом. Соответственно профессор с энтузиазмом принялся готовиться к занятиям, пребывая в эйфории из-за выгодных условий, которых он добился от принимающей стороны.

В первзто же неделю курсов у него завязался разговор о гонорарах с другим профессором маркетинга (техасцем, чьим лозунгом было: «Ты полз^аешь то, за что платишь»).

Наш профессор не скрывал своей радости по поводу го­норара в Е24 ООО — ведь это позволило ему привезти с со­бой жену, да еще и выкроить денег на поездку в Нью-Йорк после окончания занятий.

К своему ужасу он узнал, что техасец получил свою «обычную» ставку для курсов топ-менеджмента: Е52 ООО плюс расходы на поездку семьи!

С этой минуты весь энтузиазм нашего земляка-европей- ца сошел на нет.

Каждый стремится заключить вьп-одную сделку. Практически все розничные торговцы играют на этом желании в своих промокампаниях и так называемых «распродажах». «Сэ­кономьте 15 процентов, покупая сегодня!»—кричат объявления. И это срабатывает. Люди, которые вообще не собирались поку­пать этот товар, теперь, когда цена снизилась на воображаемые 15 процентов, налетают толпой, чтобы его раскупить. На са­мом же деле они вовсе не экономят 15 процентов — они теря­ют 85!

Но все довольны. Все уверены, что заплатили меньше, чем если бы купили то же самое вчера.

Переговорщики должны вести переговоры. Они чувствуют себя обманутыми, если кто-то отказывается признать этот простой факт. Принятое с ходу предложение — без усилий, без торговли — под­рывает их веру в совершенную сделку и в самих себя.

Если первое же предложение оказалось приемлемым, то какое другое предложение также было бы принято — будь у них шанс попробовать?

КОММЕНТАРИИ К ТЕСТУ НА САМООЦЕНКУ № 3

а) Вы думаете только о выгоде, которую можете получить, а

не о проблемах, которые, возможно, создаете. Это характе­ристики Овцы. Всегда ставьте под вопрос первое предложе­ние.

Вашему безумию действительно нет предела? Его предложе­ние и так больше того, что вы мечтали получить! Отпра­вить его с глаз долой — явная глупость, ведь он может при­смотреть другую яхту, причем здесь же рядом. Упрямство — классическая характеристика Осла.

Совершенно верно! Каким бы сказочным ни было первое предложение, торгуйтесь: он может предложить и больше (выбор Лиса). И уж во всяком случае он больше обрадует­ся покупке, если будет думать, что прижал вас, вынудив пойти на его условия (явные признаки Совы, если, размыш­ляя над проблемой, вы думали именно так).

а) Боже, да вы не просто Овца, но еще и импульсивная!

То, что он принял ваше первое предложение, должно заста­вить вас задуматься о том, чего вы могли бы добиться, на­чав торговаться с меньшей суммы. Если никаких тревожа­щих душу сомнений у вас нет, вы — Овца, в противном слу­чае — Лис.

Откуда вы знаете, что сделка удачна? Признак Осла.

а) Очень решительная и уверенная в себе молодая леди! Но

представьте себе, что случится, если ее попытка нажать на продюсера будет неудачной. Он может покатиться «куда по­дальше», но ведь и она последует за ним! Однако если она полагает, что сможет удержать его в игре, пока она будет

понемногу выколачивать из него требуемую ставку (опери­руя аргументом из пункта с), то это может стать неплохим ходом для Лиса.

Никуда не годится! Продюсер использует известный прием «продайся дешевле и стань знаменитой», который обожа­ют пускать в дело все крупные корпорации, когда им прихо­дится иметь дело с Овцами.

Имеет сходство с а), но без риска, присущего первому ответу. Она знает, чего стоит. Она может немного сни­зить требования, не рискуя потерять все и не полагаясь на беспочвенные надежды и фантазии, как в пункте Ь). Если вы продаете себя и свой товар задешево, то получите имен­но ту его стоимость, о которой заявляли в ходе перегово­ров. Каждая Сова знает это.

Какой наихудший поступок вы можете совершить по отноше­нию кдругому переговорщику? Вот ответы, которые мы постоянно слышим на наших семинарах:

«Оскорбить его»;

«Разозлить его»;

«Обратиться к его боссу»-, ^

«Поставить его в идиотское положение».

Всех этих действий, вероятно, следует избегать. Однако ни одно из них не есть наихудший поступок, который вы можете совершить по отношению к другому переговорщику. Самое худшее, что вы можете сделать, это

ПРИНЯТЬ ПЕРВОЕ ЖЕ ЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

Но почему принять первое же предложение переговорщика — это плохо, особенно если это предложение, от которого «невозмож­но отказаться»?

Младший торговый персонал особенно склонен к тому, чтобы бездумно принимать «предложение-от-которого-я-не-могу-отка- заться». Причина кроется отчасти в тренинговых программах, пре­вращающих людей в «приемщиков заказов». «Заказ, любой заказ, и только заказ!»—вбивается в их головы инструкторами, которые забывают о другой необходимой в бизнесе вещи: выгодности. Вы­пускники таких курсов напоминают футболистов в компьютерной игре, у которых одна цель — забить мяч в ворота (включая собс­твенные ворота!}, потому что программист забыл сделать различие между своими воротами и чужими.

Младший торговый персонал совершает огромнейшую ошиб­ку, принимая первое же предложение. Происходит это обычно из-за недостатка опыта.

Человек всегда испытывает нечто, похожее на эйфорию, вы­полнив трудную задачу. Те, кто начинал с телефонных продаж «вслепую», наверняка знают, как трудно получить первый заказ от потенциального клиента. Именно эта эйфория (или чувство облег­чения) от того, что наконец-то кто-то хочет купить, и заставляет на­чинающего коммивояжера выкрикнуть радостное «да!» в ответ на первое же предложение. Покупатель подписал — хватай контракт и беги! Потому-то лучшими переговорщиками часто становятся женщины: еще на коленях у матери они учатся тому, что никогда не следует принимать первое предложение мужчины!

Если бы подобным образом вели себя лишь новички, это бьшо бы не страшно и поправимо. Продавцы постепенно набираются опыта, и если они не сумеют или не захотят продавать, найдут себе другую работу, а опыт со временем научит их всегда подвергать сомнению первое предложение партнера.

Однако привьика принимать первое предложение широко рас­пространена и среди профессиональных переговорщиков, в том числе и тех, у кого есть немалый опыт. Это ставит перед нами пер­вую задачу, которую предстоит решить. Рано или поздно вы окаже­тесь в ситуации, когда перед вами (или другой стороной) замаячит соблазн принять первое же предложение.

Я хочу показать на примере, какие серьезные неприятности грозят даже самым опытным переговорщикам, принимающим первое предложение другой стороны. У нас в Западной Шотландии есть несколько известных яхт-клубов. Их члены — представители самых разных слоев населения, но, как это обычно бывает в жизни, владельцы самых дорогих моделей и владельцы более скромных яхт, как правило, находятся на противоположных концах имущес­твенной шкалы.

В этих кругах размер и водоизмещение судна позволяют опре­делить социальнзто позицию его владельца. Такие человеческие слабости дорого стоят, но очень немногим удается не поддаться им. Наверное, поэтому один остроумный человек определил яхту как дырку в море, в которую владелец без перерыва вливает деньги.

Некоторые покупают яхты ради удовольствия пройтись под па­русом, что на западе Шотландии означает прогулку в восьмибалль­ный шторм (на Бермудах или в Средиземноморье дело ограничи­вается порцией загара). Для примера: в Сан-Тропе, во Франции, люди платят тысячи долларов, нанимая яхту на несколько дней. При этом они и в мыслях не держат покидать гавань. Наниматели самых дорогих яхт сидят на палубе и потягивают шампанское, гля­дя на толпы людей на причале, которые смотрят на них, сидящих на палубе и потягивающих шампанское.

Очевидно, что владельцы дорогих яхт в полной мере удовлетво­ряют некую сущностную классово-племенную потребность своих клиентов, а потому нисколько не стесняются заламывать запре­дельные цены за прокат.

Но вернемся в Шотландию. Здесь представитель малого бизне­са со средним достатком (скажем, Энгус Мактавиш) захотел обза­вестись яхтой побольше прежней, положив глаз на одну красавицу, выставленную на продажу в его яхт-клубе. Яхта принадлежала ко­мандору (титул, примерно равноценный званию капитана в гольф- клубе). Командор хотел ^153 ООО за свое судно. Он, будучи еще более состоятельной личностью, чем Энгус, тоже присматривал яхту побольше.

ОСТОРОЖНО: ПЕРВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

Нетерпеливый продавец-оптовик наручных часов, на­бравшись опыта переговоров со своей сельской клиенту­рой, решил избавиться от обязательной прелюдии «насчет

поторговаться» и перейти прямо к цене, на которой он со­шелся с покупателем в последний раз.

Он запустил свой план в действие в первой же точке, за­ехав в магазин у самого шоссе в горах Катскилл.

А давайте-ка сэкономим кзтау времени и сил, — ска­зал он владельцу. — Обойдемся без ритуального танца меж­ду максимумом, который запрашивал бы я, и минимумом, который вы стали бы мне предлагать.

Покупатель недовертаво посмотрел на него, но ничего не сказал. Коммивояжер воспринял это как согласие с его предложением.

О'кей, — сказал он. — Я называю лучшую цену — а вы говорите мне, сколько часов вы хотите взять по этой цене. После чего мы оба сможем отправиться порыбачить в тенечке.

Он назвал очень пристойную цену — гораздо ниже той, с которой обычно начинал, и даже меньше цены, которую взял в последней сделке. Такая цена просто обязана была по­догреть покупателя.

Ну так сколько же часов вы хотите взять по этой моей наилучшей цене? — спросил продавец часов.

Нисколько, — ответил покупатель.

Нисколько?! — переспросил ошарашенный прода­вец. — Да эта цена ниже, чем в прошлом году, и это моя на­илучшая цена! Ну, сколько вы берете?

Вы там, наверное, думаете, что мы тут в деревне все идиоты, — произнес покупатель. — Мне-то давно известно, что каждый городской хлыщ, клянущийся, что начинает с самой лучшей цены, всегда оставляет путь к отступлению до самой низкой цены. Но когда дело дойдет и до нее, я все равно могу сказать, что никаких часов не возьму!

Они торговались весь день—до самой темноты. В конце концов сошлись на цене, которая бьиа гораздо ниже «самой лучшей цены» коммивояжера, что дало ему прибьшь, не покрывающую даже расходы на бензин.

Зато он понял две ценные веш|И. Во-первых, обес­печь удовольствие другому переговорщику — дай ему пространство для торговли. А во-вторых, деревенский люд никогда не принимает самое первое предложение городских пижонов. Да и кого бы то ни было вообще.

Максимум, что мог собрать Энгус для покупки командорской яхты, бьио €145 ООО. Сюда входили деньги, которые он мог выру­чить от продажи своей яхты, плюс небольшой заем, сделанный им в банке.

Однажды днем Энгус оказался в клубе, где у него произошел разговор с командором. Слово за слово, они заговорили о яхтах—и Энгус проявил свой интерес к яхте командора. Командор сказал, что был бы счастлив продать свое судно Энгусу, «достойнейшему члену клуба», и все такое прочее.

Энгус решил перейти поближе к той цене, которую рассчиты­вал заплатить:

—Максимум, которыйя могу предложить за вашу яхту—Е143 ООО (пару тысяч он пока придержал), но, думаю, вы врдд ли согласи­тесь...

Каково же было его удивление, когда командор ответил: Хорошо, Энгус. Я продам вам свою яхту за 143 ООО.

Они пожали друг другу руки и отправились оформлять бумаги. (Оба они были юристами, а в Шотландии устное соглашение — это обязательный к исполнению контракт.)

Буквально через несколько минут на Энгуса накатили сомне­ния. Почему-то все это дело вогнало его в тоску. Вместо того чтобы на всех парах нестись к миссис Мактавиш и сообщить ей радостную весть о покупке командорской яхты (жена Энгуса тоже обожала ходить под парусом), Энгус задумался: а правильно ли он вообще поступил?

Что сказала бы миссис Мактавиш, узнав, что он купил яхту це­ной 2153 ООО за Е143 ООО? Она спросила бы, как долго они торгова­лись и на какие уступки пошел ее муж, чтобы заполучить яхту за эту цену. Скажи он ей, что вся сделка заняла 15 секунд — это сразу же вызвало бы подозрения либо в правдивости слов мужа («Заплатил гораздо больше, чем €143 ООО, и теперь скрывает от нее правду»), либо в достоинствах самой яхты.

Да и сам Энгус сейчас вспоминал все изъяны командорско­го судна (он несколько раз выходил на нем в море). Его также беспокоили те изъяны, о которых он мог и не знать. До того, как сделка состоялась, он был готов проигнорировать известные не­достатки и даже найти им оправдание. Теперь же, когда договор был скреплен рукопожатием, эти изъяны разрастались в глазах Энгуса до неимоверных размеров. Он пытался понять: заключил ли он выгодную сделку или приобрел барахло под парусом?

Мы не знаем, что обо всем этом думал командор, поскольку весь печальный рассказ мне поведал сам Энгус. Но мне дулшется, что командор испытывал не меньшие муки, размышляя о том, что он сделал.

ПРИШЛИТЕ НАМ СЧЕТ!

Недавно ко мне обратилась одна международная ком­пания с предложением провести двухчасовой семинар по практике ведения переговоров для их топ-менеджмента.

Прежде чем утвердить план семинара, президент компа­нии проинтервьюировал меня. Он задал вопросы о тематике, а я продемонстрировал ему слайд-шоу, посвященное худшему поступку, который один переговорщик может совершить по отношению к другому: принять первое же его предложение. Президент одобрил презентацию, добавив: «Моим ребятам не повредит такая установка!»

После того как мы оговорили детали, он сказал, что мож­но приступать к делу. Президент уже бьш готов попрощаться со мной, когда я намекнул, что стоит оговорить и гонорар.

Сколько вы обычно берете? — спросил президент компании.

—- Обычно? 1800 фунтов в день, — ответил я, оншдая на­чала торгов.

Прекрасно, — сказал президент компании. — Просто пришлите нам счет!

Из кабинета президента профессионал-переговорщик вьппел в весьма подавленном состоянии. По сей день он пыта­ется понять, какой гонорар ему надо было бы запросить...

А что скажет миссис командорша, узнав, что ее муж продал их яхту, стоящую €153 ООО, за Е143 ООО, договорившись обо всем в течение 15 секунд? Она вряд ли будет в восторге от его деловых способностей (да и худшие ожидания ее мамы наконец-то оправ­даются —^ ведь за каждым преуспевшим человеком стоит его разо­чарованная теща).

Энгус будет вечно терзаться вопросом: на какую же цену сошасил- ся бы командор, если он принял €143 ООО, не моргнув глазом? Может, стоило начать со €141 ООО, или со €140 ООО, или — а почему бы и нет? — со €130 ООО? Ответ на свой вопрос он так никогда и не узнает.

И это незнание изводит его. Оно выматывает его настолько, что вся сделка не дает ему ни капли удовольствия.

Так что же сделал командор с Энгусом, приняв первое же его предложение?

Он сделал Энгуса несчастным человеком.

Вместо обоюдовыгодной купли-продажи они заключили сом­нительную сделку.

Он подорвал веру Энгуса в свои силы и способности переговор­щика. Собственно, и с собой он сделал то же самое. Вместо двух довольных заключенной сделкой людей — два недовольных и сом­невающихся человека.

Если бы командор отнесся к первому предложению Энгуса с должным уважением, они оба остались бы довольны сделкой, даже если Энгусу пришлось заплатить за яхту больше, чем €143 ООО!

Как командор мог бы добиться столь замечательного результа­та, заключив сделку на более невыгодную для Энгуса сумму, чем та, на которой они сошлись в ходе своих пятнадцатисекундных пе­реговоров?

Подумайте, что произошло бы, если бы командор стал торго­ваться с Энгусом по поводу его первого предложения в €143 ООО. Как он это делал бы, в данном случае не имеет значения (мы зай­мемся техникой процесса торговли позже). Главное, что он сделал бы именно это.

Предположим, что по истечении некоторого времени ему уда­лось бы заставить Энгуса поднять цену со €143 ООО до его макси­мально возможной с)лммы в €145 ООО (или даже больше, вынудив Энгуса снова обратиться в банк). Если бы они сошлись на более высокой цене, порадовало бы это Энгуса?

Да!

Он бросился бы домой к миссис Мактавиш, чтобы рассказать ей, какой гениальный переговорщик ее муж. Яхту, которая стоила €153 ООО, он купил для них за «какие-то» €145 ООО — практически даром!

Он отмахнулся бы от имеющихся дефектов как от пустяка («нормальный положенный износ, а так-то яхта — настоящий крейсер!») и пустился бы в рассуждения о том, насколько выиграет имидж семьи, которая обзавелась теперь таким «величественным» судном — вот вам, дорогие соседи, вам и вашему Сан-Тропе!

Так что, в общем и целом, он бьш бы чрезвычайно доволен со­бой.

Как, собственно, и командор. Он получил бы более высокую цену, чем та, которая была предложена изначально, — на 2000 фун­тов, а то и больше. На его жену это произвело бы должное впе­чатление — во всяком случае поводов расстраиваться у нее было бы меньше. И он доказал бы самому себе, что как переговорщик чего-то стоит.

Все сказанное остается в силе даже в том слз^ае, если бы окон­чательная цена осталась той же, что и исходная.

Как это?

Если бы командор поторговался и увидел, что ему не уда­ется поднять цену, но при этом все-таки старался выторговать какие-то условия (допустим, «депозит наличными, остальное не позднее двух дней, только яхта, без содержимого камбуза и кают, и без радара»), то он заставил бы Энгуса потрудиться над сделкой. Сделкой, которая потребовала массы усилий, человек обычно остается доволен. Я знаю. Я слышал, что говорил Энгус по этому поводу.

Ошибкой в их договоре была не сумма. Ошибкой было то, как они к этой сумме пришли. Даже сейчас, шестнадцать лет спустя, они все еще хмуро поглядывают друг на друга, а Энгус по-прежне- му делится со мной рассказами о том, как он покупал «Изабеллу» (правда, как большинство «жертв», он винит самого себя). Но, пос­кольку он продолжает выходить на ней в море, я думаю, что с неко­торыми недостатками яхты он все-таки примирился.

ДАЖЕ ОЧЕНЬ УМНЫЕ ЛЮДИ ВЛЯПЫВАЮТСЯ В «ВЫГОДНЫЕ СДЕЛКИ»

Профессора университетов обычно считают себя умней­шими людьми в мире и в целом весьма довольны своим уме­нием добиться того, что хотят.

Профессор маркетинга из европейской школы бизнеса был приглашен—вместе со своим американским коллегой — прочесть четырехнедельный курс лекций для топ-менедже­ров в одном из университетов на Среднем Западе (США).

Приглашающая сторона поинтересовалась у профессо­ра, какой гонорар он хотел бы получить за такой курс. Про­фессор, просидев в глубоких размышлениях целую неделю, в конце концов запросил €24 ООО. Для себя он оправдывал свое требование сотнями аргументов, включая удовольст­вие от того, что «покажет этим американцам, что, если они хотят получить самое лучшее, им придется за это платить».

Он был немножко удивлен, хотя и обрадован, когда аме­риканский университет принял его требование, не моргнув глазом. Соответственно профессор с энтузиазмом принялся готовиться к занятиям, пребывая в эйфории из-за выгодных условий, которых он добился от принимающей стороны.

В первзто же неделю курсов у него завязался разговор о гонорарах с другим профессором маркетинга (техасцем, чьим лозунгом было: «Ты полз^аешь то, за что платишь»).

Наш профессор не скрывал своей радости по поводу го­норара в Е24 ООО — ведь это позволило ему привезти с со­бой жену, да еще и выкроить денег на поездку в Нью-Йорк после окончания занятий.

К своему ужасу он узнал, что техасец получил свою «обычную» ставку для курсов топ-менеджмента: Е52 ООО плюс расходы на поездку семьи!

С этой минуты весь энтузиазм нашего земляка-европей- ца сошел на нет.

Каждый стремится заключить вьп-одную сделку. Практически все розничные торговцы играют на этом желании в своих промокампаниях и так называемых «распродажах». «Сэ­кономьте 15 процентов, покупая сегодня!»—кричат объявления. И это срабатывает. Люди, которые вообще не собирались поку­пать этот товар, теперь, когда цена снизилась на воображаемые 15 процентов, налетают толпой, чтобы его раскупить. На са­мом же деле они вовсе не экономят 15 процентов — они теря­ют 85!

Но все довольны. Все уверены, что заплатили меньше, чем если бы купили то же самое вчера.

Переговорщики должны вести переговоры. Они чувствуют себя обманутыми, если кто-то отказывается признать этот простой факт. Принятое с ходу предложение — без усилий, без торговли — под­рывает их веру в совершенную сделку и в самих себя.

Если первое же предложение оказалось приемлемым, то какое другое предложение также было бы принято — будь у них шанс попробовать?

КОММЕНТАРИИ К ТЕСТУ НА САМООЦЕНКУ № 3

а) Вы думаете только о выгоде, которую можете получить, а

не о проблемах, которые, возможно, создаете. Это характе­ристики Овцы. Всегда ставьте под вопрос первое предложе­ние.

Вашему безумию действительно нет предела? Его предложе­ние и так больше того, что вы мечтали получить! Отпра­вить его с глаз долой — явная глупость, ведь он может при­смотреть другую яхту, причем здесь же рядом. Упрямство — классическая характеристика Осла.

Совершенно верно! Каким бы сказочным ни было первое предложение, торгуйтесь: он может предложить и больше (выбор Лиса). И уж во всяком случае он больше обрадует­ся покупке, если будет думать, что прижал вас, вынудив пойти на его условия (явные признаки Совы, если, размыш­ляя над проблемой, вы думали именно так).

а) Боже, да вы не просто Овца, но еще и импульсивная!

То, что он принял ваше первое предложение, должно заста­вить вас задуматься о том, чего вы могли бы добиться, на­чав торговаться с меньшей суммы. Если никаких тревожа­щих душу сомнений у вас нет, вы — Овца, в противном слу­чае — Лис.

Откуда вы знаете, что сделка удачна? Признак Осла.

а) Очень решительная и уверенная в себе молодая леди! Но

представьте себе, что случится, если ее попытка нажать на продюсера будет неудачной. Он может покатиться «куда по­дальше», но ведь и она последует за ним! Однако если она полагает, что сможет удержать его в игре, пока она будет

понемногу выколачивать из него требуемую ставку (опери­руя аргументом из пункта с), то это может стать неплохим ходом для Лиса.

Никуда не годится! Продюсер использует известный прием «продайся дешевле и стань знаменитой», который обожа­ют пускать в дело все крупные корпорации, когда им прихо­дится иметь дело с Овцами.

Имеет сходство с а), но без риска, присущего первому ответу. Она знает, чего стоит. Она может немного сни­зить требования, не рискуя потерять все и не полагаясь на беспочвенные надежды и фантазии, как в пункте Ь). Если вы продаете себя и свой товар задешево, то получите имен­но ту его стоимость, о которой заявляли в ходе перегово­ров. Каждая Сова знает это.